реферат скачать
 

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

администрацией края или органом местного самоуправления по неутвержденным

статьям бюджета не может превышать 25 процентов годовых ассигнований по

данной статье за предыдущий финансовый год.

Исполнение утвержденного краевого бюджета и местных бюджетов

осуществляется соответственно администрацией края и органами местного

самоуправления в соответствии с настоящим законом, бюджетными нормами и в

пределах утвержденных постатейных ассигнований.

В ходе исполнения бюджетов администрация края и органы местного

самоуправления в пределах своей компетенции имеют право:

- принимать решения о внесении изменений по статьям расходов

бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому

направлению расходования средств;

- вносить предложения по изменениям в бюджет, влияющим на предельный

дефицит с утверждением их краевой Думой или представительным органом

местного самоуправления.

В случаях, когда при исполнении бюджетов фактический уровень дефицита

превышает установленный предел или происходит значительное снижение

поступлений доходов, краевая Дума, представительный орган местного

самоуправления по представлению соответственно администрации края и органов

местного самоуправления принимают решения о введении секвестра.

Решения администрации края и органов местного самоуправления,

принятые в пределах их компетенции, в том числе по изменениям цен и

тарифов, влияющих на уменьшение доходной или увеличение расходной части

бюджета, если размер изменений приводит к увеличению установленного

предельного дефицита бюджета, подлежат утверждению соответственно краевой

Думой и представительными органами местного самоуправления.

Свободные бюджетные средства не подлежат изъятию. Решение об

использовании свободных бюджетных средств принимается администрацией края

или органом местного самоуправления с обязательным утверждением

соответственно краевой Думой или представительным органом местного

самоуправления.

Если в ходе исполнения бюджета органом государственной власти края

или органом местного самоуправления принимается решение, приводящее к

уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета другого уровня, то

принявший это решение орган государственной власти края или орган местного

самоуправления обязан компенсировать выпадающие доходы или сумму увеличения

расходов за счет средств своего бюджета. При исчислении недостающих средств

в расчет не принимается свободный остаток средств бюджета нижестоящего

уровня, образовавшийся на начало текущего финансового года и не

израсходованный к моменту принятия указанного решения.

Краевая Дума, представительные органы местного самоуправления

утверждают в составе соответствующих бюджетов сверх предусмотренных

расходов объем оборотной кассовой наличности за счет остатков средств по

соответствующему бюджету на начало нового финансового года. Оборотная

кассовая наличность может быть в течение года использована на покрытие

временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до

размеров, установленных при утверждении соответствующих бюджетов.

Регулирование финансовых отношений, включая бюджетные, осуществляется

в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,

Уставом края, краевыми законами, настоящим законом и нормативными правовыми

актами представительных органов местного самоуправления.

Основой бюджетного регулирования является закрепленное краевым

законом "О бюджетной системе Хабаровского края на очередной год"

распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе

бюджетов могут создаваться целевые и резервные фонды, средства которых в

целях осуществления социальных, экологических и других программ, ликвидации

последствий стихийных бедствий, проведения иных мероприятий, покрытия

дефицита могут передаваться безвозмездно в виде субвенций, субсидий и

дотаций в бюджеты нижестоящих уровней.

Бюджетное регулирование осуществляется в следующих формах:

- передача части закрепленных налоговым законодательством доходов и

регулирующих доходных источников с одного уровня бюджетной системы на

другой;

- оказание финансовой поддержки из одного уровня бюджетной системы

другому;

- предоставление дотаций, субвенций, средств по взаимным расчетам;

- предоставление средств на возвратной основе.

Не допускается заключение индивидуальных соглашений между органами

государственной власти края и органами местного самоуправления, нарушающих

единый порядок формирования доходов и расходов бюджета, бюджетного

регулирования.

В ходе исполнения бюджета администрация края или органы местного

самоуправления вправе принимать решения о внесении изменений по статьям

расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по

каждому направлению расходования средств. Краевая Дума, представительные

органы местного самоуправления вправе предложить соответственно

администрации края, органу местного самоуправления в случаях, вызванных

необходимостью срочного внесения изменений в бюджет, внести соответствующие

изменения с последующим их утверждением краевой Думой или представительным

органом местного самоуправления.

Свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего

финансового года, доходы бюджета, дополнительно полученные в ходе

исполнения бюджета, суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в

результате увеличения поступлений в бюджет или экономии в расходах (далее -

свободные бюджетные средства), не подлежат изъятию органами государственной

власти. Решение об их использовании, в том числе о вложении этих средств в

хозяйственные мероприятия, в акции и другие ценные бумаги, а также о

предоставлении процентных и беспроцентных бюджетных ссуд, принимает краевая

Дума и представительный орган местного самоуправления с учетом предложений

соответственно администрации края и органа местного самоуправления при

условии обеспечения финансирования плановых расходов и зачисления средств,

полученных от этих операций, в соответствующий бюджет.

Учет доходной и расходной частей краевого бюджета осуществляется

администрацией края.

Учет доходной и расходной частей бюджетов муниципальных образований

осуществляется органами местного самоуправления.

Контроль за исполнением краевого бюджета осуществляет краевая Дума.

Контроль за исполнением бюджетов муниципальных образований

осуществляют соответствующие представительные органы местного

самоуправления.

Контроль за правильностью использования предприятиями, учреждениями и

организациями выделенных им из бюджета ассигнований осуществляют

администрация края и органы местного самоуправления.

Администрация края осуществляет контроль за доходом исполнения

местных бюджетов в части использования трансфертов, дотаций и субвенций,

выделенных из краевого бюджета.

В случае нецелевого использования средств, выделенных из краевого

бюджета, по решению администрации края, согласованному с краевой Думой,

финансирование прекращается, а выделенные средства подлежат возврату в

краевой бюджет.

Администрация края ежеквартально представляет краевой Думе информацию

о ходе и прогнозах исполнения краевого бюджета, о движении средств в

краевых внебюджетных и валютном фондах согласно классификации доходов и

расходов с пояснительной запиской об исполнении краевого закона "О

бюджетной системе Хабаровского края на очередной год". Информация

представляется не позднее третьего месяца квартала, следующего за отчетным.

Краевая Дума вправе запрашивать от администрации края дополнительную

информацию по вопросам исполнения краевого бюджета. (п. 4 в ред. Закона

Хабаровского края от 27.12.96 N 88)

Отчет об исполнении соответствующего бюджета представляется по итогам

финансового года.

Отчет об исполнении краевого бюджета за истекший год в объеме,

установленном краевым законом, с приложением пояснительной записки, а также

отчет об исполнении консолидированного бюджета в разрезе муниципальных

образований, отчет об исполнении средств внебюджетных и валютного фондов

глава администрации края представляет в краевую Думу в марте следующего

года за две недели до заседания краевой Думы.

Краевая Дума не позднее 1 мая рассматривает отчет об исполнении

краевого бюджета и консолидированного бюджета края за финансовый год по

докладу главы администрации края, либо уполномоченного им должностного

лица.

Отчет об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета

края за финансовый год краевая Дума утверждает в форме краевого закона либо

не утверждает.

Отчет об исполнении соответствующего бюджета муниципального

образования за финансовый год рассматривается и утверждается решением

представительного органа местного самоуправления.

На территории края может вводиться чрезвычайный бюджет. Основанием

для введения чрезвычайного бюджета является введение чрезвычайного

положения и чрезвычайного расходования средств в Российской Федерации и на

территории края. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного

расходования средств регламентируется краевым законом. В рамках

чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств

финансирования производится в режиме секвестра.

Администрация края и органы местного самоуправления при составлении

проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, краевая Дума и

представительные органы местного самоуправления при рассмотрении проектов

бюджетов, утверждении бюджетов и их уточнении в ходе исполнения в пределах

своей компетенции соответственно вправе:

- определять объем финансирования из своих бюджетов мероприятий по

социально - экономическому развитию края и муниципальных образований в

пределах планируемых бюджетных доходов, представленных дотаций, субвенций,

а также с учетом привлекаемых заемных средств;

- определять направления использования средств бюджетов на

инвестиции, собственные целевые программы, а также на совместные программы

с иными субъектами Российской Федерации, на внешнеэкономическую

деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований,

выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников

природы и культуры, находящихся в ведении соответствующих органов

государственной власти края и органов местного самоуправления,

благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт

жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог

соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнования из дорожного

фонда), на нужды социального обеспечения, здравоохранения и образования,

науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой

информации, на содержание органов государственной власти края, органов

местного самоуправления и другие цели;

- объединять на договорной основе средства своих бюджетов со

средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций,

общественных объединений и граждан для финансирования строительства,

ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного

назначения;

- определять в установленном порядке в пределах имеющихся средств

дополнительные льготы и пособия, а также в пределах имеющихся средств

производить иные затраты на оказание помощи отдельным категориям населения,

нуждающимся в социальной защите;

- образовывать в пределах объема доходов своего бюджета резервные и

целевые фонды;

- определять размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего уровня

и их целевое назначение.

Нормативные правовые акты об утверждении краевого бюджета, об

использовании средств краевых внебюджетных и валютного фондов, об

утверждении отчета об исполнении краевого бюджета, а также нормативные

правовые акты по иным вопросам, касающимся формирования краевого бюджета,

подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации.

В случае отклонения краевой Думой проекта краевого бюджета или

неутверждения отчетов об исполнении краевого бюджета и использовании

средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации

должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия

соответствующего решения.

2. Анализ бюджета Хабаровского края

2.1 Анализ исполнения доходов краевого бюджета за 1995 - 1997 годы

Для анализа исполнения доходов краевого бюджета составим таблицы по

исполнению доходов краевого бюджета на 1995 г., 1996 г., 1997 г. (смотри

приложение 4, приложение 5, приложение 6).

Краевой бюджет на 1995 год по доходам был утвержден в сумме 1024,3

млрд рублей .

По отчету за 1995 год доходы краевого бюджета составили 1090,4 млрд

рублей или 106,5 % годового плана. Кроме того, из Федерального бюджета

поступили взаимные расчеты в сумме 343554 млн руб., трансферты в сумме

596239 млн руб.

По отдельным видам налогов и доходам выполнение плана сложилось

различным образом. По ряду налогов план в 1995 году был перевыполнен, в

частности:

- по налогу на прибыль - на 7,39 %,

- по акцизам - на 39,87 %,

- по налогу на имущество предприятий - на 26,54 %,

- по доходам от приватизации - на 26,9 %

Недопоступления по ряду налогов в основном связано с продолжающимся

спадом производства, углублением кризиса неплатежей, ухудшением финансового

состояния предприятий и организаций.

Наибольший удельный вес в общем объеме поступлений составляют

налоговые доходы - 70 %. Основными источниками доходов в 1995 году

составили:

- налог на прибыль - 34%,

- налог на добавленную стоимость - 13%,

- подоходный налог с физических лиц - 13%.

По налогу на добавленную стоимость план поступления в краевой бюджет

на 1995 год определен в сумме 166100 млн рублей. Фактическое поступление

составило 140204 млн рублей, или 84,4% к плану.

Основной причиной недопоступления этого вида налога является спад

производства и рост недоимки. К уровню прошлого года снижение объема

промышленного производства составило 23%. Недоимка по налогу на добавленную

стоимость на 1.01.96 года составила 51 млрд рублей, или 30% от общей суммы

недоимки по краевому бюджету и возросла по сравнению с 1994 годом в 5 раз.

В свою очередь, спад производства явился результатом постоянного

недостатка необходимых для развития производства оборотных средств,

вызванного высокими темпами инфляции.

Пополнение оборотных средств за счет привлечения банковских кредитов

имеет ограниченный характер, т.к. разрыв между уровнем рентабельности

большинства хозяйствующих субъектов края и ставками коммерческих кредитов

столь велик, что делает привлечение заемных средств крайне невыгодным. Это

усугубляется тем, что значительное число предприятий вообще не может

рассчитывать на получение банковского кредита в силу финансовой

несостоятельности (удельный вес убыточных предприятий края составляет

39,4%).

За 1995 год план поступления налога на прибыль в краевой бюджет

выполнен на 107,4% (план 345900 млн рублей, исполнение составило 371459 млн

рублей). Недоимка по налогу на прибыль на 1.0196 года составила 107192 млн

рублей, или 28,8% к общей сумме поступлений налога в краевой бюджет. За

1995 год по краевому бюджету произведено взаимозачетов на сумму 97335 млн

рублей, что составляет 26,2% от всей суммы налога на прибыль.

В 1995 году план поступления налога на имущество в краевой бюджет

выполнен на 126,5% (план 10300 млн рублей, исполнение 13034 млн рублей).

Недоимка по налогу на имущество по состоянию на 1.01.96 года составила 5104

млн рублей, или 39.2% к общей сумме поступлений налога в краевой бюджет. За

1995 год по краевому бюджету произведено взаимозачетов на сумму 6847,7 млн

рублей, что составляет 52,5% от всей суммы налога на имущество.

При установленном на 1995 год плане подоходного налога в сумме 158,1

млрд. рублей фактически в краевой бюджет поступило 138,4 млрд рублей, что

составляет 87,5% к плану.

Основной причиной невыполнения прогнозных показателей по подоходному

налогу является задержка выплат заработной платы из-за неплатежеспособности

большинства предприятий края и допущенная недоимка по начисленным платежам

подоходного налога. Общая сумма невыплаченной заработной платы по состоянию

на 1.01.96 года составила в целом по краю 291 млрд рублей, в связи с чем

недополучено подоходного налога на сумму 35 млрд рублей.

За 1995 год в крае добыто 8071 кг золота, 3398 кг платины, 3380 тонн

олова, 1528 тыс. тонн угля. При прогнозе поступления платы за недра в 1995

году 8800 млн рублей, фактически в краевой бюджет зачислено 8544 млн

рублей. За счет задержанных в банках налоговых платежей в краевой бюджет

недопоступило с районов добычи около 2 млрд рублей платежей за право

пользования недрами.

В краевой бюджет суммы земельного налога поступали за счет

централизации 40% земельного налога и арендной платы за земли городов и

поселков. В 1995 году в краевой бюджет зачислено 8689 млн рублей против

11686 млн рублей по прогнозному расчету. Половина этих средств (4345 млн

рублей) подлежит перечислению в республиканский бюджет. Не выполнен план по

земельному налогу бюджетами наиболее крупных городов края - Хабаровска,

Комсомольска-на-Амуре, Советской Гавани, Амурска. В крае незавершена

инвентаризация земель, не все плательщики имеют соответствующие документы

на право пользования земельными участками, соответственно не все

пользователи землей стоят на учете плательщиками земельного налога.

В отчетном 1995 году было обеспечено 10 выпусков в обращение векселей

администрации края на общую сумму 23 млрд рублей. В среднем каждый вексель

имел 3-4 держателей, что позволило несколько снизить кризис неплатежей в

крае и провести расчетов на сумму 75 млрд рублей. Однако в отчетном периоде

продолжался рост недоимки по налогам и доходам в краевой бюджет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.