реферат скачать
 

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления

предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся

средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов, подготовка

проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной

казны Российской Федерации.

Для реализации стоящих целей и задач органы Федерального казначейства

наделены рядом полномочий, среди которых можно назвать следующие:

- производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях,

проверки денежных документов, связанных с использованием средств

федерального бюджета;

- приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и

организаций, использующие средства федерального бюджета;

- получать от банков и иных финансовых учреждений справки о состоянии

счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства

федерального бюджета и внебюджетных фондов;

- налагать штраф в случае несвоевременного зачисления средств в

доход бюджета и другие полномочия.

В январе 1995 года принят Закон Российской Федерации "О Счетной

палате Российской Федерации", являющейся постоянно действующим органом

государственного финансового контроля, образуемым Федеральным собранием

Российской Федерации и подотчетным ему.

Основными задачами Счетной палаты являются :

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением

доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение целесообразности расходов государственных средств и

использование федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов

федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, иных

нормативных актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета

в Центральном Банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных

финансово-кредитных учреждений Российской федерации;

- регулярное представление палатам парламента информации о ходе

исполнения федерального бюджета.

Пятой и последней стадией бюджетного процесса является стадия

рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета соответствующим

представительным органом власти.

Отчет об исполнении бюджета готовят исполнительные органы управления

и представляют их на утверждение соответствующим органам представительной

власти.

1.3 Характеристика Хабаровского края.

Хабаровский край не зря называют сердцевиной всего Дальнего Востока.

Расположенный в центре Дальневосточного экономического района, край

является пересечением важнейших транспортных путей, связывающих внутренние

районы России со странами бассейна Тихого океана.

Хабаровский край - одно из самых крупных по размерам административно

- территориальных образований в Российской Федерации. Его площадь - 788.6

тыс. кв. км (в 2.1 раза больше Японии), что составляет 4.5% территории

России, 12.7% Дальневосточного экономического района.

Край простирается с севера на юг на 1800 км, наибольшая протяженность

с запада на восток 700 км, наименьшая - 130 км. Территория края на севере

отстоит на 430 км от Северного полярного круга, а его южная точка находится

на параллели, проходящей в 110 км от северной оконечности острова Хоккайдо.

Хабаровский край занимает выгодное экономико-географическое

положение. Он расположен в центре Дальневосточного экономического района,

имеет общие границы с республикой Саха (Якутией), Еврейской автономной

областью, Приморским краем, Амурской и Магаданской областями, Татарский

пролив отделяет его от Сахалина, а Охотское море - от Камчатской области.

По протоке Казакевичева и реке Уссури на протяжении 265 км проходит

граница края с КНР. Через территорию Хабаровского края проходят

Транссибирская, Байкало - Амурская железнодорожные магистрали и авиалинии,

соединяющие внутренние районы страны с тихоокеанскими портами и

обеспечивающие наикратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока

в страны Азиатско - Тихоокеанского бассейна; Амурский водный путь дает

выход российского Приамурья в моря Тихого океана и в Северо - Восточный

Китай. В крае проживает около 1557 тысяч человек, что составляет 1,1

процента от численности населения России. На протяжении многих лет

численность населения края ежегодно увеличивалась, но начиная с 1992 года,

эта тенденция сменилась на противоположную в результате снижения

миграционной активности и сокращения естественного воспроизводства

населения.

В крае насчитывается 17 районов, 7 городов, 31 поселок

городского типа, 534 сельских населенных пунктов. 68.3% всего населения

края проживает в городах. По численности населения г.Хабаровск (615,3

тыс.чел) занимает на Дальнем Востоке второе место ( после г.Владивостока ),

а г.Комсомольск-на-Амуре - третье (300,4 тыс. чел).

Городское население, с учетом рабочих поселков, составляет более 80

процентов. Самыми крупными городами в крае по численности населения

являются Хабаровск (второй на Дальнем Востоке после Владивостока) и

Комсомольск-на-Амуре. В среднем на одном квадратном километре территории

проживает два человека, что в 4,4 раза меньше, чем в среднем по России. В

национальном составе населения преобладают русские (86,4%). Украинцы

составляют 6,1%, народности Севера -1,4%, белорусы -1,1%, татары-1,0%.

Среди малочисленных народностей Севера нанайцев - 10,5 тыс. человек, 3,7-

эвенки, 2,7 - ульчи, 2,4 - нивхи, 1,9 - эвены. Люди трудоспособного

возраста составляют 62% населения края, а старше трудоспособного - 16%.

Средний возраст жителей края - 31,2 года. Хабаровский край является

наиболее развитой в промышленном отношении территорией Дальнего Востока. В

крае производится 29% промышленной продукции Дальневосточного

экономического района (ДВЭР). По объему выпуска продукции промышленности,

край занимает в экономическом районе первое место, превосходя одновременно

все другие административно - территориальные образования ДВЭР. В

промышленности Хабаровского края преобладает тяжелая индустрия:

машиностроение, черная металлургия; отрасли, занятые добычей и переработкой

основных природных богатств края - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-

бумажная, а также нефтеперерабатывающая и химическая промышленность,

цветная металлургия. В крае производится весь объем стали, проката,

переработки нефти, значительная часть заготовок леса, продукции

машиностроения, целлюлозы ДВЭР. По многим видам продукции промышленность

края выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России (например,

по добыче олова, выпуску литейных машин, производству лесной продукции ).

Промышленность края работает не только на нужды Дальнего Востока, но и

поставляет свою продукцию в другие районы России, страны СНГ и на экспорт.

В целом вывозится около 1/4 производимой промышленной продукции, а

экспортируется - более 5%.

Транспорт - одна из ведущих отраслей хозяйственного комплекса

Хабаровского края - представлена практически всеми видами.

По территории края проходят две железнодорожные артерии

общегосударственного значения, связывающие восточные и западные районы

страны - Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Между материковой

сетью железных дорог и о.Сахалин действует паромная переправа Ванино -

Холмск ( 270 км ). Общая протяженность железных дорог, составляет 2.3

тыс.км или более 1/4 части сети дальневосточных дорог. По ним

осуществляется более 80% грузообмена края со всеми районами страны и

выполняется 72% перевозок грузов во внутрирегиональных сообщениях.

Ведутся работы по реконструкции последнего однопутного звена

Транссибирской магистрали- мостового перехода через р.Амур у г.Хабаровска

длиной 2617 метров.

Общая протяженность используемых речных путей ( реки Амур,

Уссури, Амгунь, Тунгуска, Мая ) более 3.2 тыс.км. Основная часть

грузооборота речного транспорта приходится на крупные Хабаровский и

Комсомольский-на-Амуре порты. Судами смешанного "река-море" плавания

осуществляются поставки грузов в прямых водных сообщениях из речных

Амурских портов на север края и в Сахалинскую, Амурские области, прибрежные

пункты Приморья и Магаданской области.

Основным морским портом Хабаровского края является Ванино. По объему

грузооборота ( свыше 10 млн. тонн в год ) он занимает третье место среди

портов Дальнего Востока. Ежегодно порт обрабатывает 3.5 тыс. судов и 170

тыс. вагонов. В порту имеется погрузочный комплекс по переработке

крупнотоннажных контейнеров мощностью 500 тыс. тонн в год. В состав порта

входит морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск.

Другие морские порты находятся в г. Николаевске-на-Амуре, п. Охотск,

Лазарево и Де-Кастри. Новый морской торговый порт открыт в 1993 г. в

г.Советская Гавань.

В крае имеется 38 аэропортов, из 36 относятся к местным воздушным

линиям, однако только 6 аэропортов имеют полосы круглогодичного действия,

31 аэропорт с грунтовым покрытием, 21 из них рассчитан только для приема

самолетов типа АН - 2 и вертолетов. Самолетами Дальневосточного

регионального управления воздушного транспорта ежегодно перевозится более 2

млн. пассажиров и около 30 тыс. тонн грузов.

Воздушные перевозки на внутренних линиях в основном осуществляются

через главный аэропорт края - Хабаровский. Отсюда положены маршруты,

связывающие Хабаровск более чем с 40 городами России и стран СНГ.

Хабаровский аэропорт является также ведущим на Дальнем Востоке

международным аэропортом.

Автомобильным транспортом общего пользования в крае ежегодно

перевозится около 13.1 млн. тонн грузов и свыше 260 млн. пассажиров.

Автомобильная сеть развита слабо, сосредоточена, в основном в южной части

края. Город Николаевск - на - Амуре не имеют автодорожной связи с краевым

центром. Общая протяженность сети составляет 12.2 тыс. км, из них 6.4 тыс.

км - внутрихозяйственные дороги.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 4.3

тыс. км, в том числе с твердым покрытием 3.2 тыс. км.

Главные автомагистрали: дороги федерального назначения:

"Aмур" ( Чита - Хабаровск ) и "Уссури" ( Хабаровск - Владивосток ) и

дороги Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре с мостовым переходом через р.Амур у

г.Комсомольска, Хабаровск - Биробиджан.

В административном отношении край делится на 17 районов.

Самостоятельны в административном отношении города Хабаровск и Комсомольск-

на-Амуре.

На всех уровнях в крае - районах, городах, сельских населенных

пунктах высшими органами исполнительной власти являются администрации.

Краевая администрация является исполнительным органом государственной

власти. Краевая администрация состоит из главы администрации и

подчиненных ему управленческих структур.

Глава администрации края избран населением края сроком на 5 лет.

Глава администрации имеет 2 первых заместителей и 7 заместителей по

направлениям деятельности. В состав администрации входят, комитеты, отделы,

управления. Налоговая инспекция, отдел юстиции, управление по

антимонопольной деятельности, комитет по земельной реформе и многие другие.

Краевая администрация разрабатывает проекты и обеспечивает выполнение

планов и программ социально - экономического развития края, краевого

бюджета, организует взымание налогов и сборов, организует мероприятия по

приватизации предприятий, и иного имущества, находящегося в собственности

края. Организует конкурсы и по их результатам предоставляет горные отводы

для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении

края, а также лицензии на проведение этих работ и т. д.

1.4 Бюджетное устройство и организация бюджетного процесса в Хабаровском

крае.

Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее

построения, основанные на реальности, полноте, единстве, гласности и

самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Хабаровского

края.

Бюджетная система Хабаровского края - основанная на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность краевого бюджета и бюджетов

муниципальных образований края, каждый из которых является ее

самостоятельной частью.

В соответствии с Уставом Хабаровского края в бюджетную систему

Хабаровского края как самостоятельные части включаются: краевой бюджет

Хабаровского края, районные бюджеты районов, городские бюджеты городов,

районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных

пунктов.

Консолидированный бюджет района включает в себя сельские, поселковые

бюджеты, городские бюджеты городов районного подчинения и районные

бюджеты.

Консолидированный бюджет города включает в себя районные бюджеты

районов в городах, городской бюджет города.

Консолидированный бюджет края включает в себя 17 бюджетов районов. 2

бюджета города и краевой бюджет. Структура консолидированного бюджета

Хабаровского края представлена в приложении 3.

В административном отношении Хабаровский край делится на два города и

семнадцать районов.

К городам относятся : г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре.

К районам относят следующие административные территории:

Советско-Гаванский район, Николаевский район, Амурский район,

Бикинский район, Аяно-Майский район, Ванинский район,

Верхнебуреинский район, Вяземский район, Комсомольский район, Район имени

Лазо, Нанайский район, Охотский район, район имени П.-Осипенко,

Солнечный район, Тугуро-Чумиканский район, Ульчский район, Хабаровский

район.

Каждый из бюджетов районов включает в себя свои

самостоятельные районные, поселковые и сельские бюджеты.

Нормативным актом определяющим основные понятия, содержание и

механизм осуществления бюджетного процесса, бюджетного права органов

государственной власти и местного самоуправления на территории Хабаровского

края является Закон "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса

в Хабаровском крае " от 01.10.96 № 64. (в ред. Закона Хабаровского

края от 27.12.96 N 88)

Этот закон устанавливает общий порядок составления, рассмотрения и

исполнения консолидированного бюджета и краевого бюджета Хабаровского края,

формирования и использования краевых внебюджетных и валютного фондов.

Бюджетный процесс в Хабаровском крае строится в соответствии с

Конституцией РФ, федеральными законами, регулирующими бюджетный процесс,

Уставом края, краевым Законом "Об основах формирования и использования

внебюджетных фондов представительными и исполнительными органами

государственной власти и местного самоуправления на территории Хабаровского

края" и настоящим законом, а также постановлениями краевой Думы и главы

администрации края, нормативными правовыми актами органов местного

самоуправления.

Бюджет составляется на основании прогнозов и программ социально -

экономического развития муниципальных образований и края в целом, а также

показателей сложившейся бюджетной обеспеченности на очередной год.

Органы местного самоуправления составляют бюджеты соответствующих

муниципальных образований, администрация края прогнозирует и составляет

консолидированный бюджет края, который представляет собой свод краевого

бюджета и бюджетов муниципальных образований, составляемых органами

государственной власти края и органами местного самоуправления.

Консолидированный бюджет края и краевой бюджет утверждаются краевой

Думой в форме закона Хабаровского края, местные бюджеты - в форме

нормативных правовых актов представительных органов местного

самоуправления.

Финансовый (бюджетный) год на территории края устанавливается в 12

месяцев (с 1 января по 31 декабря). Счетный период включает в себя

финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий один

месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым

в рамках исполнения бюджета.

Бюджетно - финансовая политика края проводится согласованно с

бюджетно - финансовой, денежно - кредитной, ценовой и валютной политикой

РФ.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой

использованием единой бюджетной классификации, единством формы бюджетной

документации, представлением необходимой статистической и бюджетной

информации с одного уровня бюджета на другой для составления

консолидированного бюджета края и бюджетов муниципальных образований,

согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех

уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных

источников, создании целевых бюджетных фондов и реализуется через единую

социально - экономическую и бюджетно - финансовую политику.

Межбюджетные отношения строятся в соответствии с действующим

законодательством.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается:

- правом самостоятельно составлять, утверждать, исполнять бюджет и

контролировать его исполнение;

- запретом на изъятие свободных остатков бюджетных средств,

образовавшихся в результате увеличения поступлений доходов или экономии

расходов;

- наличием собственных источников доходов и правом определять

направления их использования и расходования.

К собственным источникам доходов относятся:

- закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;

- отчисления по регулирующим доходным источникам;

- дополнительные источники, устанавливаемые краевой Думой и органами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.