реферат скачать
 

Бюджетный процесс в условиях перехода к рыночным отношениям на примере Хабаровского края

страны, ее экономический и социальный расцвет напрямую зависят от того,

насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей

частью российского общества.

В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен

налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество,

переходящее гражданам в порядке наследования или дарения. Взимание этого

налога отражает изменение экономических условий жизни граждан и в

определенной мере - линию его поведения. Забота о последующих поколениях,

наследующих не только накопленное имущество, но и среду обитания,

становится одним из важнейших жизненных принципов трудовой деятельности

человека.

В российской системе налогов наряду с прямыми используются и

косвенные, крупнейшим среди которых является налог на добавленную

стоимость. Он введен с января 1992 г. и количественно заменил (вместе с

акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж.

Одновременно с налогом на добавленную стоимость в системе косвенного

обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные

виды и группы товаров. Их введение с 1992 г. обусловлено отменой налога с

оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины,

ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и

вывозимые за ее пределы.

Право вводить налог на территории Российской Федерации закреплено за

Государственной Думой Российской Федерации; но она может делегировать право

установления и отмены отдельных видов налогов другим законодательным и

представительным органам власти.

Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся,

с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в

условиях перехода к рынку от ее продажи юридическим и физическим лицам, а

с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и

других ценных бумаг.

Доходы бюджета формируются за счет различных источников, к которым

может быть применима определенная классификация. Источники доходов бюджета

прежде всего подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся

все те источники доходов, которые связаны с внутренним материальным

производством и сферой социального обслуживания. Внешние источники доходов

- это заемные средства, представляемые либо другими государствами, либо

международными организациями.

По составу доходная часть бюджета состоит из закрепленных и регулирующих

доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также

заемные средства.

Если использование регулирующих доходов не позволило сбалансировать бюджет,

применяются дотации и субвенции, а также заемные средства.

Уровень закрепленных доходов должен составлять не менее 70% доходной части

минимального бюджета соответствующего уровня, а при отсутствии такой

возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов

- не менее 70% доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.

Для достижения названых целей в процессе бюджетного регулирования

вышестоящие представительные органы власти закрепляют за бюджетами

нижестоящих уровней полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах)

на долговременной основе (не менее чем на 5 лет) любые регулирующие

доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои закрепленные доходы.

При этом в случае увеличения минимального бюджета на следующий финансовый

год указанная фиксированная доля подлежит соответствующей корректировке

сторону увеличения.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения,

возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и

его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их

обычно классифицируют по определенным признакам:

- по роли в воспроизводстве,

- по общественному назначению,

- по отраслям производства,

- по видам деятельность целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

С помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение

денежных средства между материальным производством и непроизводственной

сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и

социального развития; стимулировать развитие принципиально новых отраслей

экономики и видов производств.

Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному

назначению связана с финансированием народного хозяйства, социально-

культурных мероприятий, обороны, управления.

Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета

составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности.

Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям

народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства,

капитального строительства, транспорта, связи, торговли и др.; в

непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на

народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,

государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет

выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их,

добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного

производства.

В бюджете государства сохраняется пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых

государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство выделяются

затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по

учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную

плату, капитальный ремонт и др. Классификация расходов по целевому

назначению является необходимей базой для осуществления финансового

контроля за использованием бюджетных средств.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета

государства используется и организационная их группировка, в основе которой

лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням

управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на

конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное

использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем

государственного управления расходы бюджета государства России

подразделяются на федеральные, субъектов федерации и местные.

Расходы бюджета государства тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта

взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а

также в их влиянии друг на друга. Объем расходов бюджета лимитируется

жесткими рамками поступающих бюджетных доходов, причем последние в свою

очередь определяются экономическими возможностями государства. Поэтому

очень важно установить такой объем бюджетных расходов и такие сроки

использования бюджетных средств, которые обеспечивали бы решение стоящих

перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах с

максимальным народнохозяйственным эффектом.

В бюджете предусматриваются ассигнования и на компенсацию потерь

населения от роста цен в условиях их либерализации. Из бюджета

финансируются комплексные целевые программы по улучшению условий жизни

престарелых и инвалидов, по охране семьи, материнства и детства и т.п.

Такая поддержка исключительно ценна, ибо треть населения страны находится

сегодня за порогом бедности.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные

расходы довольно дорого обходятся налогоплательщику - еще недавно на них

использовалось от 25 до 30% валового национального продукта.

Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и

военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота,

финансированию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ

остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим

и прочие расходы.

Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной

угрозы военного нападения; при благоприятной международной обстановке они

сокращаются.

Расходы бюджета на управление обусловлены выполнением государством

хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической -

управленческой - сферы деятельности.

Расходы на управление, являясь материально-финансовой базой

деятельности государственных органов, позволяют им осуществлять руководство

экономикой.

Разбалансированность отечественной экономики, тяжелое финансовое

положение страны выдвинули на первый двуединую задачу - сокращение

бюджетных расходов и одновременное повышение эффективности использования

бюджетных средств. Главная трудность в решении данной задачи заключается в

том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не

создано непреодолимых препятствий, а оценка бюджетных расходов с позиций их

народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с

отсутствием необходимой нормативной базы. Существующая практика

формирования бюджета свидетельствует о том, что доступ к государственным

финансовым ресурсам все еще сравнительно свободен, что создает возможности

для неэффективного использования бюджетных ассигнований.

Необходима коренная перестройка бюджетных отношений прежде всего в

материальном производстве, где бюджетное финансирование следует быстрее

заменить системой субсидирования, при которой обязательными условиями

предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами

субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных

средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых

расчетов.

В непроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире

использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня

социально-культурного обслуживания населения, а с другой - для достижения

оптимальной структуры отраслей с учетах социальных приоритетов

Расходная часть бюджетов подразделяется на расходы, включаемые в

бюджет текущих расходов и бюджет развития.

К бюджету текущих расходов относятся расходы на текущее

содержание и капитальный ремонт ЖКХ, объектов охраны окружающей среды,

образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального

обеспечения, науки, культуры, физической культуры и спорта, средств

массовой информации, органов государственной власти и управления, органов

местного самоуправления и иные расходы, не включенные в расходы развития.

К бюджету развития относятся ассигнования на инновационную и

инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в

социально-экономическое развитие территорий, на собственные экологические

программы и мероприятия по охране окружающей среды, иные расходы на

расширенное воспроизводство.

Важным условием бюджетно-финансовой политики является

сбалансированность бюджета, что означает равенство доходной и расходной

частей бюджета. превышение расходов над доходами составляет дефицит

бюджета. При наличие дефицита бюджета первоочередному финансированию

подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

1.2 Бюджетная система и бюджетный процесс РФ.

Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным

устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на

экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов,

существующих на территории страны.

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы,

принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок

распределения доходов и расходов между ними. Как правило, рассматриваются

две формы бюджетного устройства: бюджетное устройство федеративных и

унитарных государств. В соответствии с Конституцией РФ и бюджетным

законодательством в бюджетную систему как самостоятельные части включаются:

- федеральный бюджет,

- бюджеты субъектов Федерации, к которым относятся бюджеты Республик

в составе Федерации, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты

автономных округов, краевые бюджеты краев, областные бюджеты областей,

городские бюджеты г.г. Москвы и Санкт-Петербурга;

местные бюджеты административно- территориальных образований.

Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении 2.

Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство,

полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих

в бюджетную систему.

Единство бюджетной системы обеспечивается:

- единой правовой базой;

- использованием единых бюджетных классификаций;

- единством формы бюджетной документации;

- общими принципами бюджетного процесса;

- единством денежной системы;

- взаимодействием бюджетов всех уровней;

- единством социально-экономической, в том числе налоговой

политики.

Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете

в каждой статье учитываются все затраты и поступления.

Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете

характера доходов и расходов.

Самостоятельность бюджетов заключается в том, что:

- их утверждают соответствующие представительные органы власти;

- исполнение бюджетов осуществляется соответствующими

исполнительными органами власти;

- каждый бюджет имеет собственные источники доходов, расходуемые в

соответствии с целями конкретного региона.

Принцип гласности состоит в том, что рассмотрение и утверждение

бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно.

Составляется также консолидированный бюджет, что означает свод

бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего

национально-государственного или административно-территориального

образования, используемый для расчетов и анализа.

Районные бюджеты районов в городе и городские бюджеты города

составляют консолидированный бюджет города, называемый бюджетом города.

Бюджет района (консолидированный) включает в себя бюджеты сельских

администраций, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных

на территории района и районный бюджет района.

Консолидированный бюджет автономного округа состоит из бюджетов

районов и городов, расположенных на территории автономного округа, и

окружного бюджета автономного округа.

Консолидированный бюджет области представляет собой свод бюджетов

районов, областных городов, расположенных на территории области, и

областного бюджета области.

Бюджеты районов, краевых городов, расположенных на территории края,

краевой бюджет края составляют консолидированный бюджет края (бюджет края).

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового

планирования; подчинено требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность бюджетного планирования состоит в централизованном

распределении и перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) и

национального дохода между звеньями финансовой системы на основе

общенациональной социально-экономической программы развития страны в

процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как порядок

составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовую и организационную

основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны.

Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

В соответствии с бюджетным законодательством, бюджетный процесс

представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти

по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной

частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее

собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами

разных уровней, о чем говорилось выше.

Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий, складывающихся, в

свою очередь, из ряда этапов.

На первой стадии бюджетного процесса составляется проект бюджета.

Данная стадия включает 4 этапа:

На первом этапе составления проекта бюджета представительные и

исполнительные органы власти и местного самоуправления соответствующих

территорий за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года

получают от вышестоящих исполнительных органов власти информацию об

особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на следующий

финансовый год.

Правительство РФ доводит такую информацию до представительных и

исполнительных органов власти субъектов Федерации, а исполнительные органы

власти субъектов Федерации - до органов местного самоуправления

нижестоящего уровня.

На втором этапе составления проекта бюджета исполнительные органы

власти административно-территориальных образований представляют в

вышестоящие исполнительные органы власти, а исполнительные органы власти

субъектов Федерации - в Правительство РФ расчеты для обоснования размеров

нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня

доходов и расходов, подлежащие передаче из вышестоящих бюджетов и т. д.

Эти данные сообщаются в том случае, если доходы бюджета не

балансируются с минимально необходимыми расходами.

На третьем этапе составления проекта бюджета вышестоящие органы

исполнительной власти сообщают нижестоящим органам конкретные данные,

необходимые для составления проекта бюджета:

- проектируемые нормативы (%) отчислений от регулирующих доходов;

- о дотациях и субвенциях, намечаемых к предоставлению из вышестоящего

бюджета и их целевого назначения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.