реферат скачать
 

Бюджетный дефицит: причины, последствия, методы регулирования

Бюджетный дефицит: причины, последствия, методы регулирования

| |

|Министерство Образования Российской Федерации |

| |

| |

| |

| |

|Тема: “ Бюджетный дефицит: причины, последствия, методы |

|регулирования”. |

Содержание курсовой работы:

1.

Введение....................................................................

...........…………………………………..3 с.

2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования…………………..…………………..4-8с.

3. Анализ бюджетов с 1992 по 2002 г..………………… ………………..…………….....9-23с.

Таблицы

4.Общая характеристика проекта Федерального бюджета 2003г………………………….…24-

35с.

4.1 Характерные черты проекта.

4.2 Особенности построения проекта и сущность заявленного профицита.

4.3 Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2003г.

5. Заключение…………………………………………………………………………………….36с.

Список используемой литературы……………………………………………………………..37с.

Приложение.

Введение

Цель моей работы это: Бюджетный дефицит: причины, последствия, методы

регулирования. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и

теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике

в настоящее время.

Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный

долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых

государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики

вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит.

Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все

большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных

дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач

экономической политики не только России, но и других стран.

2. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Работа по составлению бюджета во многом сводится к достижению соответствия

между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы:

• сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов;

• профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами;

• дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Федеральный бюджет на 2001 г. утвержден по расходам в сумме 1 193 482,9

млн. руб. и доходам в сумме 1 193 482,9 млн. руб. исходя из прогнозируемого

объема валового внутреннего продукта в сумме 7 750 млрд. руб. и уровня

годовой инфляции 12 %. Иными словами, на 2001 г. принят сбалансированный

федеральный бюджет.

Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был

дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад;

рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск

необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие

затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный

оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д. В

связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:

• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики;

•. дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война,

крупное стихийное бедствие и т.п.);

• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность

финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под

контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может

рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных,

действенных экономических мер и соответствующих политических решений.

Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в

случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете

одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В

случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете

может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования

дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на

погашение долга.

Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ иди местного бюджета не

могут превышать объем доходов их бюджета.

Размер дефицита утвержденною федерального бюджета не может превышать

суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание

государственного долга РФ в соответствующем году.

Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15 %

объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального

бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений

от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может

превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину

поступлений от продажи имущества.

Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь

этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без

учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

Из всего перечисленного можно сделать два важных вывода:

во-первых, текущие расходы бюджета должны быть обеспечены доходами;

во-вторых, привлеченные средства направляются исключительно на

инвестиционные цели и на обслуживание государственного долга РФ, но

федеральному бюджету.

Мелочники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами

законодательной власти в законе о бюджете на очередной год по основным

видам привлеченных средств. При этом кредиты ЦБ РФ, а также приобретение им

долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их

первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита

бюджета.

Источники финансирования дефицита различаются, но уровням бюджета.

Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из

внешних источников. К внутренним относятся следующие источники:

• рублевые кредиты банков;

• госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других

уровней;

• поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности;

• сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и

резервам;

• изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета

относятся:

• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм,

международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ.

Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать

только внутренние источники:

• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта

РФ;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других

уровней;

• кредиты банков;

• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности

субъекта РФ;

• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть: внутренние

источники в следующих формах:

• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных

бумаг;

• кредиты банков;

• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других

уровней;

• поступления от продажи муниципального имущества;

• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета.

Как видно из этих перечней наиболее распространенно: формой финансирования

бюджетных дефицитов выступают все возможные заимствования, классификация

которых приведена ниже:

Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают

долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов

(кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от:

— физических и юридических лиц;

— иностранных государств;

— международных финансовых организаций

Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые

обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте

Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым

возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях

Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования -

займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым

возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или

муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте

обязательств

Из приведенной таблицы следует, что займы могут привлекаться от физических

и юридических

лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций. Впрочем,

муниципальные займы привлекают только от юридических и физических лиц.

Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние — в рублях.

Муниципальные займы могут быть только внутренними. При заимствовании органы

власти выступаю: как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов

другими заемщиками.

Мировой финансовый опыт выработал ряд методов профилактики бюджетных

дефицитов и способов их устранения. В настоящее время общепризнанным,

считаются ниже перечисленные представления об этой форме бюджетной

разбалансированности.

Если бюджетный дефицит — зло, то еще большим злом для экономики и

финансовой системы является мнимое его устранение путем чисто механических

манипуляций. В этом случае болезнь приобретает скрытые формы, гораздо

труднее поддающиеся лечению.

Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует

рассматривать в качестве неотъемлемою свойства здоровой, динамично

развивающийся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим.

Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого

размера, составляющего по оценкам 2 —. 3% валового внутреннего продукта.

Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы:

• внутренние и внешние займы;

• ужесточение налогообложения;

• денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета).

Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими

и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом

отношении различные формы государственного кредита.

Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой

экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой

эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы

прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись.

В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета,

традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют

приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов

государства. К ним относятся:

• изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с

целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств;

• более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет

полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост

производства;

• сокращение сферы государственного финансирования (правительственной

помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении

финансирования лишь важнейших социальных программ;

• запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным

структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности

государственными ценными бумагами.

3. Анализ бюджетов с 1992 по 2002 гг.

Ежегодно принимаются Федеральные законы о федеральном бюджете на

предстоящий год. Ежегодно при обсуждении проектов бюджетов происходят

жаркие баталии между исполнительной властью и палатами Федерального

собрания. Однако ежегодно у рядовых налогоплательщиков возникают одни и те

же вопросы по формированию и использованию бюджета. И это понятно, т.к. эти

законы имеют прямое отношение к экономической ситуации в стране и

затрагивают большинство населения.

Анализ бюджетов с 1992 по 2002 гг. на основании официальных документов:

федеральных законов о бюджете на предстоящий год, нормативных документов

Правительства РФ, Минфина, Центробанка - для понимания таких базовых

показателей бюджета, как ВВП (валовой внутренний продукт), доходы и

расходы, первичный дефицит или профицит, инфляция и курс доллара, объем

внутренних и внешних заимствований, расходы по обслуживанию

государственного долга.

При этом обнаружилось довольно много интересного для понимания

экономической ситуации в стране (хорошо, что журналы по прочтении не сразу

выкидываешь).

Итак, завершилось рассмотрение проекта бюджета на 2002 год, который н конце

августа, перед внесением его в Государственную Думу, Правительство оценило

как самый реальный

бюджет за все десятилетие. В интервью журналу «Экономика» (октябрь 2001

г.), озаглавленном «Бюджет 2002 больше, чем бюджет», заместителя

Председателя Правительства, министра финансов Российской Федерации АЛ.

Кудрина в предисловии говорится: «21 августа на специальном заседании

Правительства Российской Федерации был одобрен проект бюджета на 2002 год,

который практически сразу после обнародования в высших эшелонах

исполнительной власти стало, принято называть «ключом экономического

развития страны на ближайшие три года, главным инструментом, позволяющим

обеспечить экономический рост, повысить доходы населения в реальном

выражении, продолжить снижение инфляции до 10-13%...» .

«Главная задача - расплатиться по внешнему долгу. В 2002 году на эти цели

выделяется почти 290 млрд. руб., которые в соотношении примерно пополам

пойдут на погашение основного долга и на выплаты по процентам...»

Из процитированного видно, что задачей исполнительной власти является не

подъем производства и жизненного уровня граждан страны, а расплата по

долгам, особенно по внешним. Наша страна в 1993-1994 гг. продавала алмазы

из запасов Гохрана в таких масштабах, что закачался мировой рынок алмазов и

возникли трения с «Де Бирс». История с «Голден Ада» просто пустячок на фоне

этого. Мы продаем и оружейный уран, на который в советские годы были

затрачены громадные средства. Кроме того, вместе с оружейным ураном

продается природная компонента урана, которой разбавляется оружейный уран.

Но ведь своих запасов уранового сырья в России очень мало. Продается сырье

со складов, из запасов опять-таки еще советского периода, лишая перспектив

развития собственный энергетический комплекс атомных электростанций. Как

компенсацию такого решения властей можно рассматривать обозначенную

Минатомом возможность компенсировать потери от этой лихой распродажи путем

переработки «облученного ядерного топлива».

Только перечисление масштабов распродажи национальных запасов заняло бы не

одну страницу. Конечно, стратегические запасы, т.е. накопления, можно для

поддержания развития страны в критический момент продать. В конце концов, и

алмазы, и уран, и другие минеральные запасы несъедобны. Но на что же пошли

средства от их распродажи? Значительная часть вырученных средств пошла на

потребительские товары, включая продовольствие. То есть мы их проели, т.к.

сами себя, благодаря замечательным реформам, прокормить не можем.

Необходимо отметить и следующее. Еще в советское время из-за выработки

запасов произошло сокращение добычи нефти с более 600 млн. тонн до 350 млн.

тонн. А страна как поставляла на экспорт более 100 млн. тонн, так и

продолжала поставлять. В настоящее время наша страна экспортирует, включая

нефтепродукты, почти половину добываемой нефти (объем добычи составляет

немногим более 300 млн. тонн). Может быть, из-за этого и возникают проблемы

с энергообеспечением территорий. Мы продаем также более 90% производимого

алюминия. В сущности, с переходом к «новым» экономическим условиям страна

превратилась в сырьевой придаток развитых стран. Мы вывозим не

возобновляемые ресурсы, а ввозим продукцию возобновляемую (продовольствие,

одежду), а также товары и услуги - продукты использования высоких

технологий.

Для понимания ситуации данные из официальных документов, перечисленных

выше, были сведены в несколько таблиц.

Так, в Табл. 1 сведены базовые данные бюджетов, полученные не только из

принятых законов о бюджетах, но, по причине неполноты сведений,

содержащихся в материалах законов о бюджетах, из официальных сведений

Правительства, Минфина, Центробанка, Госкомстата.

Сам факт необходимости для его понимания привлечения большого количества

документов, помимо собственно материалов бюджета, говорит о некорректности

представляемых в Государственную Думу РФ (а до 1994 года в Верховный Совет

РФ) исходных документов. И это при том условии, что год от года количество

материалов представляемых ГД вместе с проектом бюджета непрерывно растет.

Так, материалы, сопровождающие внесенный проект бюджета на 2002 год,

составили около 3500 страниц.

Есть и еще один аспект. Законы о бюджете утверждаются ежегодно, а вот с

законами об исполнении бюджетов дело обстоит хуже. За десять лет только в

прошлом (2001) году был принят Федеральный закон «Об исполнении

Федерального бюджета за 1999 год». Есть также надежды на принятие

внесенного в ГД проекта закона «Об исполнении Федерального бюджета за 2000

год». Проекты законов об исполнении бюджетов 1992-1998 гг. и вовсе не

приняты. А проект закона об исполнении республиканского бюджета

(фактически, первого самостоятельного бюджета «суверенной» России) даже не

был представлен. По крайней мере, в базе данных он отсутствует. По-

видимому, не очень хочется возвращаться к рассмотрению проваленного

бюджета, т.к. в этот год инфляция составила 2600% (по официальным данным).

Любопытно, что в бюджетах 1992-1994 гг. говорится о финансировании пока еще

«народного» хозяйства, хотя приватизация уже шла полным ходом.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.