реферат скачать
 

Бюджетный дефицит

хозяйствах сокращаются в ответ на рост дефицитов, то есть увеличиваются

сбережения в ожидании сокращения в будущем объема дохода после уплаты

налогов, который можно было бы использовать на потребление. Поскольку

увеличение частных сбережений полностью уравновешивает увеличение

государственных заимствований, величина ставки процента не изменяется.

Таким образом, удастся избежать и эффекта вытеснения, и появления торгового

дефицита.

Но абсолютное большинство экономистов отрицают такой взгляд, заявляя

вместо этого, что в 80-х годах наблюдались многочисленные и разнообразные

отрицательные последствия крупных дефицитов. Так, некоторые экономисты

объясняют биржевую панику октября 1987 г. в США в значительной степени

неспособностью государства приблизиться к решению проблемы крупного

дефицита федерального бюджета.

В любом случае обеспокоенность размерами дефицитов и нарастающий

государственный долг породили многообразие предполагаемых ответных мер,

Если стимулирующая фискальная политика сопровождается жесткой денежной

политикой, которая ограничивает рост предложения денег в целях борьбы с

инфляцией, то именно это сочетание мер экономической политики является

особенно стимулирующим для роста ставок процента. Дефицитное финансирование

увеличивает спрос на деньги, в то время когда органы, регулирующие денежное

обращение, ограничивают их предложение.

При финансировании своих дефицитов правительство должно выходить на

рынок капиталов и вступать в конкуренцию с частным сектором за получение

средств. , Это подталкивает процентные ставки вверх. Рост ставок процента,

в свою очередь, также имеет два важных последствия. Во-первых, он не

способствует частным инвестиционным расходам, что, конечно, есть эффект

вытеснения, рассмотренный ранее. Поскольку экономика находится в

состоянии, близком к полной занятости, эффект вытеснения может быть очень

значительным. Следовательно, хотя ряд экономистов готов признать, что

краткосрочное воздействие дефицитов является стимулирующим по своему

характеру, они высказывают опасения, что в долгосрочном плане дефициты

снизят темпы роста экономики. Это утверждение основывается на том, что

дефициты используются для финансирования оборонных расходов и расхоов

государства на потребительские нужды за счет сокращения инвестиций в

модернизацию предприятий и оборудование. По общему мнению, дефициты

сталкивают экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане.

Во-вторых, более высокий уровень процента по правительственным и

частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными

для иностранцев. В то время как возникший на этой основе приток иностранных

средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных

капиталовложений, такой приток средств представляет собой прирост внешнего

долга. В этом случае выплата процентов и погашение долгов иностранцам

вызывает сокращение будущего национального производства.

Следующая проблема, связана с тем, что для того, чтобы приобрести

высокодоходные национальные ценные бумаги, иностранцы должны первоначально

приобрести национальную валюту данного государства за свою валюту. Это

увеличивает спрос на национальную валюту и увеличивает ее обменную

ценность. Такое усиление национальной валюты оказывает депрессивное

воздействие на экспорт и увеличивает импорт, приводя к неблагоприятному

торговому балансу. Так как чистый экспорт является компонентой совокупного

спроса, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее влияние на

экономику. По мере падения экспорта в экспортноориентированных отраслях

поднимется уровень безработицы. А неблагоприятный торговый баланс

означает, что экспорт недостаточен для того, чтобы расплачиваться за

импорт. Эту разницу можно оплачивать:

во-первых, массированными заимствованиями у частных лиц и организаций

в зарубежных странах. Но в этом случае страна превращается в должника,

во-вторых, большая часть таких активов, как фабрики, заводы, торговые

предприятия может быть продана иностранным инвесторам. Для того чтобы

расплатиться с этими долгами и выкупить эти активы в будущем, нужно будет

экспортировать больше, чем импортировать. Другими словами, в этом случае

необходимо будет потреблять и инвестировать меньше, чем производить.

С другой стороны приток зарубежных средств увеличивает внутренние

ресурсы и, следовательно, помогает удержать процентные ставки на уровне

более низком, чем они были бы без такого притока капиталов. Иначе говоря,

приток иностранных средств имеет тенденцию сокращать масштабы эффекта

вытеснения.

Подводя итог проблемам возникающим в связи с дефицитом бюджета, можно

отметить что, стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за

счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта ,

вызванного дефицитом.

3.1. Ежегодно балансируемый бюджет

В настоящее время экономисты выделяют три основные концепции

регулирования бюджета. Ежегодно балансируемый бюджет, бюджет балансируемый

на циклической основе, функциональные финансы.

Ежегодно балансируемый бюджет в начале прошлого века считался основной

целью государственных финансов в развитых капиталистических странах. Однако

такая концепция регулирования бюджета не является экономически нейтральной,

она наоборот усугубляет цикличность экономики. Например, если происходит

падение производства, что приводит в свою очередь к увеличению безработицы,

а следовательно и к падению налоговых поступлений, то в таком случае, чтобы

не дать вырасти бюджетному дефициту необходимо либо увеличить ставки

налогов для увеличения доходной части, либо уменьшить государственные

расходы, либо применить комбинацию этих методов. Однако, эти меры по своей

сути являются сдерживающими для экономики, следовательно они приведут к

уменьшению совокупного спроса и значит только углубят падение производства.

С другой стороны такая концепция регулирования бюджета может вызывать

ускорение инфляции. Если в процессе инфляции увеличиваются доходы, это

приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений. Для

ликвидации бюджетных излишков государство должно либо снизить ставки

налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать

комбинацию этих методов. Все это в свою очередь приведет к усилению

инфляционного давления.

На основе этих примеров видно что ежегодно балансируемый бюджет

обладает основным недостатком – он усугубляет цикличность экономики. Однако

ряд экономистов выступает в поддержку такого бюджета, так как по их мнению

это дает возможность ограничить нежелательное и неэкономическое расширение

государственного сектора. Можно сказать, что в этом случае на экономику

действует политика, так как по мнению этих экономистов, дефицит бюджета

позволяют политикам проводить популистскую политику, увеличивать

государственные расходы на всякие дающие им популярность среди народа цели,

без принятия при этом непопулярных но сбалансированных действий по

увеличению например налогов.

3.2. Бюджет балансируемый на циклической основе.

Бюджет балансируемый на циклической основе как раз и предполагает

борьбу с цикличностью. При этом регулирование происходит не в пределах

года, а шире – в пределах цикла подъема или спада. Для того, чтобы

противостоять спаду, необходимо увеличить расходы и снизить налоги, что

должно привести к увеличению бюджетного дефицита. Это должно сказаться на

инфляции. В процессе дальнейшего инфляционного подъема можно увеличить

налоги и уменьшить государственные расходы. Доходы бюджета увеличатся и

превысят расходы, возникающее при этом положительное сальдо бюджета может

быть использовано на покрытие долга возникшего в период спада. Таким

образом, фискальные действия правительства должны создать позитивную

антициклическую силу, которая даст возможность сбалансировать бюджет, но

не на ежегодной основе, а за несколько лет.

Минусом такой концепции регулирования бюджетного дефицита является

неравномерность по длительности и самих циклов подъема и спада.

Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы

и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и

длительности и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие

с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Длительный и глубокий спад,

за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать

появление большего дефицита в период спада, маленького или никакого

положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического

дефицита бюджета.

3.2 Функциональные финансы

В соответствии с идеей функциональных финансов вопрос о

балансировании бюджета - на ежегодной или на циклической основе -

второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является

обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование

экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается

устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим

государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной

концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками,

малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами

продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Государственный бюджет

является - во-первых и прежде всего - инструментом достижения и поддержания

макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя

на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. В ответ

тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших государственных долгов,

к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее

сторонники выдвигают три аргумента. Во-первых, наша налоговая система

такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере

ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне

правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов

равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться (см. рис. 1). Во-

вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать

деньги возможность правительства финансировать дефицит практически

безгранична. И наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим

государственным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем

полагает большинство людей.

5. Как рассматривалось ранее величина дефицита бюджета , а

следовательно и зависящие от нее негативные или позитивные для экономики

последствия во многом зависят и от фискальной политики государства. В

фискальной политике существует ряд налогов которые меняются автоматически в

зависимости от величины доходов. По определению – автоматический

стабилизатор – это любая мера, которая имеет тенденцию увеличивать дефицита

бюджета в период спада и увеличивать положительное сальдо в период инфляции

без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны политиков. Сложность

состоит в том, что в реальной жизни расходную часть сокращать не только

достаточно сложно, но и иногда нельзя. Например, нельзя с экономической

точки зрения сокращать расходы на страхование, капитальную амортизацию; с

политической точки зрения – на социальные нужды, на вооружения и т.п. Лишь

малая часть расходов бюджета зависит от решений, принятых именно в этом

году. Большая же их часть необходима для выполнения утвержденных ранее

программ, как-то помощь инвалидам, участникам войн, разнообразных

федеральных программ. Кроме того, хотя существование защищенных статей

расходов бюджета и сокращает возможности варьирования фискальной политики,

эти расходы часто являются стабилизаторами экономического положения в

стране. Возьмем, к примеру, пособие по безработице. Расходы по этой статье

увеличиваются как раз тогда, когда совокупных расходов в экономике не

хватает для обеспечения занятости всех имеющихся ресурсов в полном объеме.

Люди, получающие эти трансферты, начинают больше тратить, увеличивая тем

самым совокупные расходы экономики. С другой стороны, такие автоматические

стабилизаторы[1] имеются и в доходной части бюджета. В частности подоходный

налог так же приносит когда больше, когда меньше доходов в бюджет в

зависимости от величины совокупных расходов и доходов. Когда доходы и,

соответственно, расходы идут вверх, подоходный налог сдерживает рост

покупательной способности населения, предотвращая тем самым дополнительные

предпосылки к возникновению инфляции. Таким образом автоматические

стабилизаторы (правительственные доходы или расходы, автоматически

изменяющиеся в противоположную изменениям в национальном доходе сторону,

например пособия по безработице или подоходный налог) сглаживают флуктуации

кривой совокупных расходов и доходов, предотвращая излишне резкие и слабо

контролируемые изменения величин макроэкономических показателей.

5. Балансирование бюджета и инфляция .

При данной величине дефицита государственного бюджета его

стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов

финансирования дефицита., а при данной величине бюджетного излишка его

дефляционное влияние зависит от того , как он будет ликвидироваться.

Способы финансирования дефицита;

1. Займы у населения.

2. Создание денег.

1.Если правительство выходит на денежный рынок и размещает

здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предприятиями за

финансовые средства. Этот дополнительный спрос на средства вызовет рост

равновестного уровня процентной ставки. Следовательно, правительственное

заимствование будет иметь тенденцию к повышению ставки процента, а так

как инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента, то

таким образом будут уменьшаться некоторые расходы частных инвесторов и

чувствительные к величине процента потребительские расходы.

2.Если государственные расходы дефицитного бюджета

финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных

инвестиций можно избежать. Государственные расходы могут увеличиваться ,

не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким

образом, мы приходим к выводу, что создание новых денег является по

своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных

расходов по сравнению с расширением займов.

Действия государства в случае профицита бюджета.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует фискальных действий

со стороны правительства, которые могли бы сформировать бюджетный

излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того,

как правительство будет использовать его. В этом случае возможны

следующие действия.

1. Погашение долга

2. Изъятие из обращения свободных средств.

1.Правительство может использовать дополнительные средства, для

выкупа своих долговых обязательств. Однако , эта мера может снизить

антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая долговые

обязательства у населения , правительство передает свои избыточные

поступления обратно на финансовый рынок , вызывая таким образом падение

ставки процента и стимулируя соответственно инвестиции и потребление.

2. Правительство может добиться большего антиинфляционного

воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих

избыточных сумм , приостановив их последующее использование. Изъятие

избытка означает, что правительство изымает покупательную способность

некоторых размеров из общего потока расходов и доходов. Если избыточные

налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует

возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка. То

есть эти средства не создадут инфляционное воздействие,

противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Исходя из

этого можно сделать вывод , что полное изъятие бюджетного избытка

является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих

средств для погашения государственного долга.

Заключение

Сущность государственного бюджета любой страны определяется ее

социально-экономическим строем, природой, задачами и функциями государства

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой

международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными

отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих

стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой

мощной и экономически развитой страны в мире.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в

бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее

оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного

дефицита.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с

развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными.

Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения,

динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными

международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах)

не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг

жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя

справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к

сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран. Так, например,

в США в 1992 году дефицит бюджета составлял 4.9 % к ВВП.

Принятие продуманных законов направленных на поддержание

национального производителя и развитие производства в целом, а так же

разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к

сбалансированному бюджету государства.

.

Литература

1. Schiller, Bradley R., The macroeconomy today, 1991, The American

University p 498

2 Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995

3.Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М.: Дело,1997

4. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист»

№1, 1998

-----------------------

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.