реферат скачать
 

Бюджетное устройство Российской экономики

Исполнительный орган субъекта Федерации и

муниципального образования может вносить в вышестоящий исполнительный орган

власти предложения по изменению и уточнению проектируемых вышестоящим

органом власти бюджетных нормативов и показателей. Разногласия по этим

вопросам рассматриваются вначале в вышестоящем исполнительном органе

власти.

Результаты рассмотрения разногласий отражаются в составляе-

мом протоколе, в котором содержатся обоснование предложе-

ний и обоснование отказа. В случае необходимости решения

этих вопросов на паритетных началах создается согласительная

комиссия, решение которой доводится до сведения ниже-

стоящих и вышестоящих органов власти. Окончательное ре-

шение принимается вышестоящим представительным органом

власти.

Кроме составления проекта бюджета на планируемый год,

исполнительные органы власти субъектов Федерации и муници-

пальных образований в целях составления консолидированного

бюджета Российской Федерации, обеспечения единой финансо-

во-бюджетной политики государства должны подготовить и

представить в вышестоящий орган исполнительной власти сле-

дующие документы и материалы:

• прогноз социально-экономического развития субъекта

Российской Федерации и муниципального образования

на очередной год;

• основные направления бюджетной и налоговой политики

субъекта Российской Федерации и муниципального обра-

зования на очередной год;

• прогноз сводного финансового баланса по территории

субъекта Российской Федерации и муниципального обра-

зования на очередной год;

• прогноз консолидированного бюджета субъекта Россий-

ской Федерации на очередной год;

• адресную инвестиционную программу на очередной год;

• программу приватизации государственных предприятий

на очередной год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы

субъектов Российской Федерации подготавливают:

• структуру внутреннего долга субъекта Российской Феде-

рации и программу внутренних заимствований, преду-

смотренных на планируемый год для финансирования

дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

• программу предоставления гарантий исполнительного

органа субъекта Российской Федерации на планируемый

год;

• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Рос-

сийской Федерации за текущий год.

5.Организация бюджетных процедур (утверждение и исполнение бюджета).

Рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

Получив от финансовых органов проекты соответствующих бюджетов,

органы исполнительной власти рассматривают и при необходимости вносят

поправки и дополнения.

Правительство Российской Федерации до 15 августа года,

предшествующего планируемому, рассматривает прогноз социально-

экономического развития России, проекты федерального бюджета и бюджетов

государственных целевых фондов, проекты сводного финансового баланса и

материалы, характеризующие финансово-бюджетную политику на планируемый год.

После изучения этих документов и работы с ними Правительство

вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания

Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на

планируемый год. Вместе с этим проектом Правительство вносит в

Государственную Думу проекты федеральных законов о бюджетах государственных

федеральных внебюджетных фондов, и другие проекты, реализация которых

требует осуществления расходов, но не предусмотрена в федеральном бюджете

на планируемый год.

Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших

материалов по проекту бюджета проводится депутатами совместно с

приглашаемыми для этой работы экономистами, учеными, представителями

министерств, ведомств, которые готовят заключения по разделам проекта

бюджета, вносят предложения по доходам и расходам.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на

планируемый год может быть возвращен на доработку в Правительство РФ, если

состав представленных материалов не соответствует требованиям

законодательных документов о бюджете.

Доработанный проект вновь поступает на рассмотрение Совета Государственной

Думы.

Затем проект направляется Президенту, в Совет Федерации,

комитеты Государственной Думы для внесения замечаний, предложений, а так

же в Счетную палату РФ на заключение.

После этого проект бюджета с замечаниями и предложениями

депутатов выносится на обсуждение Государственной Думы.

Исполнение бюджета.

Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса

действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в

процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной

власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения.

юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет,

получатели бюджетных средств.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех по-

ступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление

всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах

фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается после его утверждения ор-

ганом представительной власти. В финансовых органах готовит-

ся организационный план, в котором предусматриваются задачи

подразделений каждого финансового органа по обеспечению

выполнения бюджета. Далее проводится работа по покварталь-

ному распределению бюджета, направленная на равномерную

мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение

денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюд-

жета.

В финансовом органе на основании показателей бюджета со-

ставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утвер-

ждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий

детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов

утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией

по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных

средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и

контрольно-счетные органы.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому глав-

ному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам,

главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатыва-

ется на основании; балансов доходов и расходов, смет расходов

бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов

бюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей в

бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий,

предусмотренных в бюджете.

Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на

бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета И платежам за счет

бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального ка-

значейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет

бюджета.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечении фи-

нансирования мероприятий, предусмотренных росписью расхо-

дов, и имеет ряд этапов.

1)Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до рас-

порядителей и получателей бюджетных средств. На основании

бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения

Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассиг-

нований на период действия утвержденного бюджета доводят

объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядится

лями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и по-

лучателей через федеральное казначейство посредством пред-

ставления утвержденного распределения средств федерального

бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюд-

жетов).

2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.

Бюджетное обязательство - это оформленное бюджетополучателями

право предъявления требования к бюджету. На основании доведен-

ных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обяза-

тельств они имеют право принятия обязательств на осуществление

расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансо-

вым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.

На основании уведомлений о выделенном лимите бюджет-

ных обязательств получатель средств бюджета обладает правом

осуществления закупок, начисления установленных денежных

выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обяза-

тельств при осуществлении закупок оформляется соответствую-

щими договорами с поставщиками продукции, исполнителями

работ и услуг.

3) Подтверждение а выверка исполнения бюджетных обяза-

тельств. Расходование бюджетных средств не может быть про-

изведено без завершения исполнения бюджетных обязательсхв.

Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган

документы, подтверждающие реализацию бюджетных обяза-

тельств.

4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обяза-

тельствам. Расходование бюджетных средсте осуществляется в

форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях

исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юриди-

ческих и физических лиц. Основанием для расходования бюд-

жетных средств является платежный документ, оформленный в

порядке, установленном финансовым органом. При этом объем

расходуемых бюджетных средств не может превышать испол-

ненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма де-

нежных средств, списанных с бюджетного счета в целях испод-

нения платежного обязательства, представляет собой кассовый

бюджетных расход.

В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское ис-

полнение федерального бюджета. Для его осуществления в соста-

ве Министерства финансов РФ образовано Федеральное казна-

чейство.

Основные функции Федерального казначейства в бюджетном

процессе государства:

организация исполнения федерального бюджета;

контроль за сто исполнением;

управление бюджетными доходами и расходами;

регулирование межбюджетных отношений;

финансовое исполнение внебюджетных фондов;

управление и обслуживание государственного внешнего и

внутреннего долгов Российской Федерации;

осуществление учета и отчетности по движению средств

федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета реги-

страция поступлений, регулирование объемов и сроков приня-

тия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осу-

ществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осу-

ществление платежей от имени бюджетополучателей возлагают-

ся на Федеральное казначейство.

Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:

• отражения Федеральным казначейством всех операций и

средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;

• централизации в Федеральном казначействе всех поступ

лений в федеральный бюджет и платежей из федераль-

ного бюджета;

• совершения Федеральным казначейством всех кассовых

операций с использованием единого счета и управления

этим счетом.

Кассовое исполнение федерального бюджета Российской

Федерации возлагается на Федеральное казначейство.

Федеральному казначейству принадлежит право открытия и

закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их

режима. ЕДИНЫЙ счет федерального бюджета — он же единый

счет Федерального казначейства находится в Центральном банке

Российской Федерации.

Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам

включает:

• перечисление и зачисление доходов федерального бюдже-

та на единый счет Федерального казначейства;

• распределение в соответствии с утвержденным федераль-

ным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

• возврат излишне уплаченных сумм доходов;

• учет доходов федерального бюджета и отчетность о дохо-

дах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной

классификацией.

Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает

осуществление процедур санкционирования и финансирования

этих расходов.

Санкционирование расходов федерального бюджета включает в

себя:

• утверждение и доведение бюджетных ассигнований из

федерального, бюджета;

• утверждение и доведение лимитов обязательств феде-

рального бюджета;

• принятие обязательств федерального бюджета;

• подтверждение платежных обязательств федерального бюд-

жета.

Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется

Федеральным казначейством. Действия по финансированию расходов также

включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление

самого платежа.

Федеральное казначейство может также осуществлять испол-

нение территориальных бюджетов при заключении бюджетных

соглашений между органами Федерального казначейства и тер-

риториальными органами власти.

В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины

расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в

уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может

быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным

распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.

Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнова-

ний — невыполнение плана по доходам.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение

поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефи-

цита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным

бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то

руководитель финансового органа вправе самостоя-

тельно принять решение и ввести режим сокращения рас-

ходов. При этом в решении о введении режима сокращения рас-

ходов должны быть указаны Дата, с которой вводится режим со-

кращения, а также размеры сокращения.

Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение

поступлений доходов бюджета или источников покрытия

дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвер-

жденным бюджетом финансированию расходов не более чем на

10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и

ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о вве-

дении режима сокращения расходов должны быть указаны дата,

с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокра-

щения, В этом случае сокращение расходов осуществляется в

одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджете-

получателей, а также объектов, включенных в адресную инве-

стиционную программу.

Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике

официального опубликования нормативных актов либо доводят-

ся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом

субъекта Российской Федерации или решений муниципальных

образований. Уведомления распорядителей и получателей бюд-

жетных средств о режиме сокращения расходов бюджета произ-

водятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит

снижение поступлений в бюджет, что может привести к непол-

ному финансированию по сравнению с утвержденным бюдже-

том более чем на 10% от годовых назначений, то исполнитель-

ный орган власти должен представить представительному органу

власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о

бюджете. Представительный орган власти рассматривает указан-

ный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если

этот законопроект не принимается в указанный срок. то испол-

нительный орган имеет право на пропорциональное сокращение

расходов бюджета впредь до принятия законодательного реше-

ния по данному вопросу.

При перевыполнении плана по доходам дополнительно по-

лученные средства могут направляться финансовым органом на

уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокра-

щающие долговые обязательства бюджета, без внесения измене-

ний и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом

подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная

роспись. Во всех Других случаях финансирование расходов сверх

утвержденного бюджета осуществляется после внесения измене-

ний и дополнений в утвержденный бюджет.

Главный распорядитель бюджетных средств также может пе-

ремещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах

своей компетенции но не более 5% от объема ассигнований,

доведенных бюджетополучателю.

Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюд-

жетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться

от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ас-

сигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных

ассигнований.

В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого от-

дельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут

отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюд-

жетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных

бюджетных ассигнований.

Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюд-

жета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все опера-

ции регистрируютсй в бюджетном учете, организуемом и осуще-

ствляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на

основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регист-

рах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливает-

ся Правительством Российской Федерации.

Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчет-

ность. Отчетность об исполнении бюджета может быть опера-

тивной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчет

ности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством

Российской Федерации. Единство отчетности об исполнении

бюджета основывается на единстве структуры, единообразии

форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.

Бюджетный контроль.

Контроль за исполнением бюджета — важный этап бюджетного про-

цесса, осуществляемый представительными органами власти. Счетной

Палатой Российской Федерации и контрольно-счетными палатами на

местах, финансовыми и налоговыми органами.

Две формы коитроля за исполнением бюджета. В Российской

Федерации контроль за исполнением бюджета имеет две формы

— парламентский и административный.

Парламентский контроль осуществляется соответствующими

представительными органами. Он предполагает:

• право соответствующих представительных органов власти

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.