реферат скачать
 

Бюджетная система субъектов РФ. Анализ областного бюджета Сахалинской области на 2001год

централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной

системы РФ для целевого финансирования мероприятий. В состав доходов

бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов. Кроме

того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец

предыдущего года.

Виды доходов бюджетов.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, существует

следующая классификация доходов бюджетов различных уровней бюджетной

системы Российской Федерации. К налоговым доходам относятся предусмотренные

налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и

сборы, а также пени и штрафы[4].

Неналоговые доходы включают:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и

муниципальной собственности;

- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества,

находящегося в государственной и муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами

государственной власти, органами местного самоуправления, а также

бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных

органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ,

органов местного самоуправления; средства, полученные в результате

применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной

ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также

средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации,

муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов

других уровней бюджетной системы РФ;

- иные неналоговые доходы.

К доходам от использования имущества, находящегося в государственной

или муниципальной собственности относят:

- средства, в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение

и пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной

собственности;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на

счетах в кредитных организациях;

- средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в

государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное

управление;

- средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и

бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и

другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных

ссуд и государственных или муниципальных гарантий соответствующим органам

исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным

кредитам, бюджетным ссудам и государственным или муниципальным гарантиям;

- плата за пользование бюджетными средствами, предоставленным другим

бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и

платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах

(складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов

по акциям, принадлежащим Российской Федерации или муниципальным

образованиям;

- часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий,

остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

- другие, предусмотренные законодательством РФ доходы от использования

имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской или

иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете

доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах

соответствующего бюджета как доходы от использования имущества,

находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как

доходы от оказания платных услуг.

Следующим видом бюджетных доходов являются доходы от продажи

имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств,

получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального

имущества, нормативы их распределения между бюджетами разных уровней, а

также размеры затрат на организацию приватизации определяются

законодательством РФ.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы РФ в

форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной

передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является

получателем этих средств.

Безвозмездные перечисления могут зачисляться от физических и

юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных

государств. В доходы бюджетов могут также безвозмездные перечисления по

взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче

средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с

изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей

полномочий по финансированию или передачей доходов, происшедшими после

утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о

бюджете.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат

зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного

лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено

законодательством РФ. Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в

принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы

бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной

основе полностью или частично за соответствующими бюджетами

законодательством РФ. Собственные доходы бюджетов состоят из налоговых

доходов, закрепленных за соответствующими бюджетами, бюджетами

государственных внебюджетных фондов законодательством РФ и неналоговых

доходов, а также безвозмездных перечислений. Важно отметить, что

финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета,

бюджета государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов –федеральные и региональные налоги и иные

платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в

бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а

также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам

таких доходов.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня

бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие

доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который

распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые

доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от суммы

доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и

регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в

порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ

полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в

собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых

бюджетными организациями, находящимися в ведении органов государственной

власти субъектов РФ. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов

РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и

законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

собственные налоговые доходы бюджетов РФ от региональных налогов и

сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством

РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в

порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными

бюджетами определяется законом о бюджете субъекта РФ на очередной

финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного

самоуправления в Российской Федерации»;

отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов,

распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам,

определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной

финансовый год, за исключением доходов от федеральных сборов, передаваемых

в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части

прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после

уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, в размерах,

устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации[5].

Собственные доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и

сборов, а также закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов

могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или

частично – в процентной доле, утверждаемой законодательными

(представительными) органами субъектов РФ на срок не менее трех лет. Срок

действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений

в налоговое законодательство Российской Федерации.

Полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов

субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов

Российской Федерации.

1. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят

региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и

предоставляют налоговые льготы в пределах своих прав, предоставленных

налоговым законодательством Российской Федерации.

2. Законы субъектов РФ о внесении изменений и дополнений в налоговое

законодательство РФ в пределах компетенции субъектов РФ, вступающие в силу

с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения

законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

3. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о

региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в

течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения

соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на

текущий финансовый год.

4. Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют налоговые

кредиты, отсрочки, рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей

в бюджеты субъектов РФ в соответствии с налоговым законодательством РФ в

пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по

уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами

субъектов РФ о бюджете.

5. Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют отсрочки

или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджеты

субъектов РФ в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в

бюджет субъекта РФ, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам

бюджета субъекта РФ перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного

размера дефицита бюджета субъекта РФ и размера государственного долга РФ,

установленных Бюджетным кодексом.

Таким образом, существует разделение доходов на налоговые и

неналоговые. Количество налогов и размеры отчислений, поступающие в бюджет

в виде налоговых доходов, определяется ежегодно на основании федерального и

местного законов о бюджете на очередной финансовый год. Размеры неналоговых

доходов напрямую зависят от эффективности хозяйственной деятельности

государственных и муниципальных предприятий, от использования имущества,

находящегося в государственной и муниципальной собственности, от размера

доходов от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося

в государственной и муниципальной собственности, размера финансовой помощи

и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы

РФ и т.д.

2.2 Расходы бюджетов субъектов РФ

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы

Российской Федерации базируется на единых методологических основах,

нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на

оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством Российской

Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации,

органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей

вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных,

муниципальных услуг.

Виды расходов субъектов РФ

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся

на текущие расходы и капитальные расходы, устанавливаемые экономической

классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Капитальные расходы

бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и

инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные

для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в

соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства,

предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели

юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного)

ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы,

при осуществлении которых создается или увеличивается имущество,

находящееся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных

образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы

бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов

Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет

развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются

федеральным законом. Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов,

обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти,

органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание

государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в

форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также

другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии

с бюджетной классификацией Российской Федерации. Предоставление бюджетных

средств осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и

юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению (ассигнования на реализацию органами местного

самоуправления обязательных выплат населению, установленных

законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами

представительных органов местного самоуправления);

- ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий,

передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к

увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых

кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других

обязательств);

- субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых

юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других

уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным

внебюджетным фондам, кредитов иностранным государствам, средств на

обслуживание и погашение долговых обязательств, том числе государственных

или муниципальных гарантий.

Бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства

исключительно на оплату труда; перечисление страховых взносов в

государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в

соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ правовыми

актами органов местного самоуправления; командировочные и иные

компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или

муниципальным контрактам, а также в соответствии с утвержденными сметами

без заключения государственных или муниципальных контрактов. При этом

расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не

допускается.

Важно отметить, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше

2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на

основе государственных или муниципальных контрактов. Государственный и

муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не

установлено федеральными законами, законами и законодательными актами

субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами

представительных органов местного самоуправления и включают обязательное

условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта.

Органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут

предоставить бюджетный кредит предприятиям. Обязательным условием

предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной

проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым

органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы

имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время

действия кредита, а также на проверку целевого использования бюджетного

кредита. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его

бюджетный счет в кредитной организации. Осуществление операций и платежей

за счет средств бюджетного кредита осуществляется заемщиком самостоятельно

в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном

Бюджетным Кодексом и гражданским законодательством РФ. При утверждении

бюджета на очередной финансовый год указываются цели, на которые может быть

предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты

предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок,

выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.