реферат скачать
 

Бюджетная система. Государственный долг

функции. Во-первых, он выступает средством распределения

национального продукта между частными и общественными

потреблением и инвестициями. Во-вторых, с помощью прямых

расходов и косвенных налоговых стимулов государственный бюджет

воздействует на предложение производственных факторов (таких как

труд и капитал) и на объём выпуска различных секторов

экономики. В-третьих, он является орудием бюджетно-налоговой

политики правительства, направленной на достижение ключевых

макроэкономических целей. Под налогово-бюджетной политикой

понимается процесс налогообложения и осуществления

государственных расходов с целью сглаживания циклических

колебаний и обеспечения устойчивого экономического роста в

условиях высокой занятости и низкой и стабильной инфляции.

Целью бюджетно-налоговой политики, состоящей в

манипулировании налогами и государственными расходами и

используемой в сочетании с кредитно-денежной политикой, является

достижение быстрого экономического роста в условиях высокой

занятости и стабильных цен.

В настоящее время, например, в США краткосрочная

экономическая стабилизация осуществляется главным образом, с

помощью инструментов кредитно-денежной политики. Однако иногда

правительству, чтобы совладать с деловыми циклами приходится

применять дискреционную налогово-бюджетную политику. Дискреционная

налогово-бюджетная политика - это политика, при которой

правительство изменяет ставки налогообложения или программы

государственных расходов, прибегая обычно к принятию новых

законов. Основные инструменты дискреционной бюджетно-налоговой

политики - это общественные работы, другие программы

капиталовложений, проекты по трудоустройству населения и

изменения ставок налогообложения.

Современная наука о государственных финансах выделяет

такие формы дефицита, как структурный и циклический.

Структурная часть бюджета - это активный элемент, размеры

которого определяются под действием дискреционных мероприятий,

таких как установление налоговых ставок, пособий социального

обеспечения или величины расходов на оборону. Циклическая часть

бюджета, напротив, - это пассивный элемент, зависящий от

состояния конъюнктуры, то есть от того, повышаются или падают

национальный доход или продукт.

С количественной точки зрения, определения структурного

и бюджетного дефицита звучат следующим образом:

В фактическом бюджете учитываются фактические денежные

доходы, расходы и дефицит за определённый период.

Структурный бюджет описывает те государственные доходы,

расходы и дефицит, которые имели бы место в том случае,

если бы народное хозяйство функционировало на уровне

потенциального выпуска.

Циклический бюджет - это разница между фактическим и

структурным бюджетами. Он отражает воздействие делового цикла на

бюджет, принимая в расчёт влияние цикла на доходы, расходы и

дефицит.

Структурные доходы и расходы образуются под действием

дискреционных мероприятий, проведённых через законодательство.

Циклические расходы и дефицит формируются под влиянием

налоговых поступлений и расходов, которые автоматически

изменяются в зависимости от состояния экономики. Например,

когда в США в 1990 г. начался спад, на каждый процентный

пункт прироста безработицы приходилось около 60 млрд. долл.

Увеличения бюджетного дефицита. Подобное возрастание циклического

дефицита было обусловлено тем, что сократились налоговые

поступления, в то время как повысились расходы на пособия по

безработице и бедности.

Напротив, когда в 1993 г. Конгресс утвердил пакет

экономических мероприятий президента Клинтона, он повысил налоги

и урезал расходы на оборону. Эти меры согласно прогнозам

Бюджетной комиссии Конгресса США должны за период 1994-1998

гг. привести к сокращению структурного дефицита на 443 млрд.

долл.

В целом, мероприятия бюджетно-налоговой политики приводят

к изменению как структурного, так и циклического дефицита (по

крайней мере, в коротком периоде). Если бы правительство

приняло решение уменьшить вооружённые силы и, таким образом

сократить военные расходы на 30 млрд. долл., результатом этого

стало бы понижение структурного дефицита на 30 млрд. долл. В

том случае, если бы это сокращение расходов не было

компенсировано повышением расходов в других областях, оно

одновременно, оказав ограничивающее воздействие на экономическую

активность, вызвало бы возрастание циклического дефицита.

ГЛАВА 3

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ

Государственный долг - это задолженность, накопившаяся у

правительства, в результате заимствования денег для

финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

В соответствии с традиционной точкой зрения

государственные займы - фактор уменьшения национальных

сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения

придерживается большинство экономистов. Однако существует другая

точка зрения, называемая равенством Рикардо, которой

придерживается небольшая, но очень влиятельная группа

экономистов. В соответствии с рикардианской точкой зрения,

государственный долг не влияет на сбережения и накопление

капитала.

Как снижение налогов и бюджетный дефицит повлияют на

состояние экономики с традиционной точки зрения?

Снижение налогов, финансируемое правительством за счёт

займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим

направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост

потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет

на состояние экономики как в краткосрочном, так и долгосрочном

периоде.

На протяжении краткосрочного периода увеличение

потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и

услуги и, таким образом, к росту объёма производства и

занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за

обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением

объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать

инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс

национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет

расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности

национальных фирм на мировом рынке.

В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений,

вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров

накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому

объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего

долга возрастёт.

Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения

налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь

современного поколения улучшится благодаря росту дохода и

занятости, хотя весьма вероятно. Что одновременно повысится и

темп инфляции. Тяжёлое бремя последствий такого бюджетного

дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они

будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного

капитала и большим внешним долгом.

Рикардианский анализ влияния бюджетной политики на

государственный долг основывается на логике поведения

потребителя, учитывающего интересы будущего.

Какую же реакцию может вызвать снижение налогов у

думающих о будущем потребителей?

Заботящийся о будущем потребитель понимает, что наличие в

настоящее время государственного долга означает повышение

налогов в будущем. При снижении налогов, финансируемом за счёт

роста государственного долга, сами налоги не уменьшаются: они

просто перераспределяются во времени. Не увеличивается и

постоянный доход потребителя, а следовательно, и потребление.

Общий принцип заключается в том, что сумма

государственного долга равна сумме будущих налогов, и если

потребитель в достаточной мере учитывает будущие события, то

будущие налоги для него эквивалентны текущим. Следовательно,

финансирование государственных расходов за счёт долга

равносильно их финансированию за счёт налогов. Эта точка

зрения, известная как рикардианское равенство, названа так в

честь выдающегося экономиста XIX века Давида Рикардо, поскольку

он первым обратил внимание на этот теоретический аргумент.[3]

Вывод из равенства Рикардо заключается в том, что

финансируемое за счёт долга снижение налогов не изменяет

потребления. Домашние хозяйства сберегают прирост располагаемого

дохода для оплаты предстоящего в будущем повышения налоговых

обязательств, обусловленного снижением текущих налогов. Этот

прирост личных сбережений равен по величине снижению

государственных сбережений. Национальные сбережения - сумма

личных и государственных сбережений - остаются неизменными.

Поэтому снижение налогов не приводит к тем последствиям, на

которые указывает традиционный анализ.

Однако из логики анализа равенства Рикардо не следует,

что любые изменения в бюджетно-налоговой политике бесполезны.

Они могут существенно повлиять на расходы потребителя, если

приводят к изменению текущего или будущего объёма

государственных расходов. Предположим, например, что

правительство снижает налоги сегодня потому, что оно планирует

уменьшить государственные закупки в будущем. Если потребитель

считает, что это снижение налогов не вызовет роста налогов в

будущем, он будет считать себя более обеспеченным и увеличит

расходы на потребление. Однако именно снижение государственных

расходов, а не уменьшение налогов стимулирует потребление:

объявление о будущем снижении государственных расходов привело

бы к росту текущего потребления даже при неизменном уровне

существующих налогов, поскольку это предполагает, что через

некоторое время налоги уменьшатся.

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Чтобы лучше понять взаимосвязь между государственным

долгом и будущими налогами, можно предположить, что экономика

функционирует только в течение второй - будущее. В первом

периоде государство собрало налоги Т1, а объём закупок

составил G1, во втором периоде оно собрало налогов Т2 и

осуществило закупки на сумму G2. В связи с тем, что

правительство может допустить либо бюджетный дефицит. Либо

превышение доходов над расходами, налоги и затраты в каждый

отдельный период не обязательно должны быть тесно

взаимосвязанными.

Необходимо проанализировать, как налоговые поступления в

течение обоих периодов соотносятся с государственными закупками

в эти же периоды. Заметим. Что в первый период бюджетный

дефицит равен государственным расходам за вычетом налогов.

Таким образом:

D=G1-T1,

Где D - дефицит. Правительство финансирует этот дефицит

путём продажи соответствующего количества государственных

облигаций. Во второй период государство должно собрать

необходимую для выплаты задолженности (включая накопленные

проценты) и для оплаты государственных закупок за второй

период сумму налогов.

Исходя из этого:

T2=(1+r)D+G2,

Где r - ставка процента.

Для того, чтобы показать алгебраически зависимость между

налогами и объёмом закупок, объединим два вышеприведённых

уравнения. Подставив во второе уравнение величину D из первого

уравнения, получим:

T2=(1+r)(G1-T1)+G2.

Это уравнение показывает зависимость между объёмом закупок

и налоговыми поступлениями в каждый из периодов. После ряда

алгебраических преобразований получим:

T1+T2/(1+r)=G1+G2/(1+r)

Это уравнение и является государственным бюджетным

ограничением. Оно показывает, что приведённая стоимость

государственных закупок равна текущей приведённой стоимости

налоговых поступлений.

Государственное бюджетное ограничение показывает, как

нынешние изменения в бюджетно-налоговой политике связаны с

изменениями политики в будущем. Если правительство сокращает

налоги первого периода без сокращения закупок, то оно входит

во второй период с долгом по государственным облигациям.

Наличие этого долга вынуждает правительство выбирать между

сокращением закупок и повышением налогов.

ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ

Сущность рикардианской точки зрения заключается в том,

что при выборе уровня затрат на потребление люди оценивают

размеры будущих налогов исходя из величины государственного

долга. Но насколько предусмотрительны потребители? Сторонники

традиционной точки зрения на государственный долг считают, что

размер будущих налогов не оказывает большого влияния на

текущее потребление, как это предполагается рикардианским

подходом. При этом они приводят следующие аргументы:

«Близорукость»

Экономисты, придерживающиеся рикардианской точки зрения на

бюджетно-налоговую политику считают, что люди среди множества

возможных решений, например, о соотношении между потреблением и

сбережением в распределении дохода, способны выбрать

оптимальное. Такие потребители определяют размеры будущих

налогов на основании информации о долгах, которые правительство

делает в настоящее время. Таким образом, рикардианская точка

зрения основывается на том, что люди обладают достаточными

знаниями и способны заглядывать в будущее.

Один из возможных аргументов в пользу традиционной точки

зрения на снижение налогов заключается в том, что люди

оценивают лишь ближайшую перспективу, поскольку они не

полностью осознают, к каким последствиям может привести дефицит

государственного бюджета.

Пусть некий потребитель основывается на предположении, что

будущие налоги будут такими же, как и существующие. Этот

человек не принимает в расчёт будущие изменения налогов,

связанные с текущей государственной политикой. При финансируемом

за счёт займов снижении налогов этот человек будет считать,

что его постоянный доход возрастает, даже если это на самом

деле не так. Снижение налогов, поэтому, вызывает рост

потребления и сокращение национальных сбережений.

Ограничения по заимствованию

Рикардианская точка зрения на роль государственного долга

основывается на гипотезе постоянного дохода. В соответствии с

ней, потребление зависит не только от размеров текущего

дохода, но и от уровня постоянного дохода, который включает

оба вида дохода: текущий и ожидаемый в будущем. Согласно

рикардианским взглядам, при финансируемом за счёт займов

снижении налогов текущий доход увеличивается, но постоянный

доход и уровень потребления остаются неизменными.

Сторонники традиционного взгляда на государственный долг

полагают, что гипотеза постоянного дохода не вполне правильна,

поскольку существуют ограничения по заимствованию для

потребителей. При наличии таких ограничений человек может

потреблять лишь в пределах его текущего дохода. Размер

потребления для него в большей мере определяется текущим, а

не постоянным доходом; финансируемое за счёт займов снижение

налогов приводит к увеличению текущего дохода и потребления,

несмотря на то, что будущий доход снижается. По существу,

когда правительство снижает текущие и повышает будущие налоги,

оно тем самым как бы предоставляет плательщику налогов заём.

Тем, кто хотел бы получить заём, но не смог этого сделать,

снижение налогов даёт средства на потребление.

Будущие поколения

Третий аргумент в пользу традиционной точки зрения

заключается в том, что потребители ожидают, что предполагаемые

будущие налоги придётся платить не им, а следующим поколениям.

Предположим, например, что государство сегодня снижает налоги.

Выпускает рассчитанные на 30 лет облигации для финансирования

бюджетного дефицита, а затем через 30 лет поднимает налоги

для выплаты займа. В этом случае государственный долг

представляет собой средство перераспределения богатства

следующего поколения налогоплательщиков (которому придётся

платить повышенные налоги). В результате такого

перераспределения ресурсы нынешнего поколения возрастают, и оно

увеличивает потребление. По существу, финансируемое за счёт

займов снижение налогов стимулирует потребление. поскольку оно

даёт нынешнему поколению возможность увеличить потребление за

счёт следующего поколения.

Экономист Роберт Барро приводит остроумный контраргумент в

поддержку рикардианской позиции. Он считает, что поскольку

будущие поколения являются детьми и внуками нынешнего

поколения, то не надо считать их независимыми экономическими

агентами. Наоборот, нынешнее поколение заботится о будущих

поколениях.

Согласно позиции Барро, в действительности решения

принимаются не отдельным лицом, которое живёт ограниченное

число лет, а семьёй, которая существует неопределённо долго.

Другими словами, человек решает сколько ему потреблять. Исходя

не только из своего собственного дохода, но и принимая во

внимание будущие доходы членов своей семьи. Финансируемое за

счёт займов снижение налогов может привести к увеличению

доходов отдельного лица, который оно получает на протяжении

жизни, не увеличивая, однако, постоянный доход его семьи.

Наоборот, полученные за счёт снижения налогов дополнительные

средства человек направляет не на потребление, а на

сбережения. Чтобы оставить их в наследство своим детям, которые

будут платить повышенные налоги.

В общем, дебаты между сторонниками двух точек зрения всё

ещё продолжаются.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1. Бюджет - это система, используемая правительством и

другими организациями для планирования доходов и

расходов и для осуществления контроля над ними.

2. Налогово-бюджетная политика включает в себя

мероприятия по сбору налогов и расходованию бюджетных

средств. Антициклическая налогово-бюджетная политика

применяется иногда в форме дискреционных программ,

таких, как: общественные работы, программы

трудоустройства и разного рода мероприятия в области

налогообложения.

3. Дефицит бюджета - это превышение расходов над

доходами. Государственный долг - это накопленная

задолженность правительства перед населением. Он

представляет собой сумму бюджетных дефицитов за

прошедшие периоды.

4. Существует две точки зрения на государственный долг.

В соответствии с традиционной точкой зрения

финансируемое за счёт займов снижение налогов

стимулирует рост расходов потребителей и приводит к

сокращению национальных сбережений. Этот рост

потребительских расходов повышает в краткосрочном

периоде совокупный спрос и доход, но в долгосрочном

плане ведёт к снижению объёмов накопленного капитала

и дохода.

5. В соответствии с рикардианской точкой зрения

финансируемое за счёт займов снижение налогов не

стимулирует роста расходов потребителей, потому что

не повышает постоянный доход: оно лишь в

определённой мере перераспределяет налоговое бремя от

настоящего к будущим поколениям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. Экономика: Пер. с

англ. - М.: “Издательство БИНОМ”, 1997. С. 662-678.

2. Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.:

Издательство МГУ, 1994. С. 615-631.

3. Экономическая теория: Курс лекций. Часть II. Под общей ред.

Акад. Деминой М. П. - Иркутск: Издательство ИГЭА, 1995.

С. 248-249.

4. Гальперин В. М., Гребенников П. И., Леусский А. И.,

Тарасевич Л. С. Макроэкономика: Учебник. Под общей ред.

Тарасевича Л. С. - Издательство СПбГАЭФ, 1997. С. 395-399.

5. Осадчая И. М. Бюджет государства: опыт промышленно развитых

стран и российские реалии. Бизнес и политика. - 1997. - №

2. - С. 43-51.

6. Замков О. О. Бюджетный дефицит, государственный долг и

экономический рост. Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 6, Экономика.

- 1997. - № 2. - С. 3-21.

-----------------------

[1] Источник: OECD Economic Outlook, 54, Dec. 1993, p.

44

Поскольку некоторые виды расходов опущены, приведённые

суммы несколько отличаются от показателя «все расходы»

[2] Источник: Финансы в России. М., 1996, с. 15.

[3] По иронии судьбы, Рикардо не был рикардианцем. Он

скептически оценивал теорию, которая сейчас носит его имя.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.