реферат скачать
 

Бюджетная система. Государственный долг

Бюджетная система. Государственный долг

1998 ИГЭА

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 2

ГЛАВА 1 4

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ И В

РОССИИ 4

ГЛАВА 2 8

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА 8

ГЛАВА 3 12

ДВЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ 12

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 14

ПОТРЕБИТЕЛИ И БУДУЩИЕ НАЛОГИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19

ВВЕДЕНИЕ

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

Бюджетная система страны представляет собой сложный

механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства

и местных органов власти.

Структура бюджета страны зависит от её государственного

устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная

система имеет как бы двухъярусное построение - государственный

и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным

устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты

штатов, земель и соответствующих им административных

образований.

Бюджет любого уровня представляет собой централизованный

фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается

правительство страны или администрация конкретной территории.

К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов

- штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов

управления - городов, графств, районов и т. д.

Структурно, любой бюджет включает две части: доходы

субъекта и его расходы.

Расходы показывают направление и цели бюджетных

ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например

государства, подразделяются на расходы по государственному

управлению, на военные расходы, расходы на социально-

экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность

государства, расходы на осуществление внешнеэкономической

деятельности.

Расширение функций государства сопровождается тем, что

масштабы государственных расходов увеличиваются темпами,

значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США

государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350

раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы

федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433.5

млрд. дол. до 877.2 млрд. дол.).

К числу важнейших статей государственных расходов

относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных

предпосылок для функционирования производственных секторов

экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на

создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь -

на образование и здравоохранение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные

расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не

только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых

относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и

пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.

Важной составной частью финансовой системы государства

являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в

первую очередь, объекты коммунальной собственности,

строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также

жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти

используются также на социально-культурные нужды, содержание

объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.

Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь,

из налогов, собранных как центральными, так и местными органами

власти, государственных займов, а также поступлений так

называемых внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода

фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых

расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-

экономического характера. К числу их относятся социальное

страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды,

подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое.

Число их постоянно растёт, примером чего может быть федеральный

бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800

подобных фондов.

ГЛАВА 1

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

И В РОССИИ

Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального

правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран

и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть

хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью

которого правительство оказывает огромное воздействие на весь

процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет

при этом три функции:

1. фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые

ресурсы для правительственной деятельности, то есть для

покрытия расходов на военные, экономические и социальные

программы, а также на существование аппарата управления;

2. экономического регулирования - налоги и расходы используются

как рычаги управления хозяйственной деятельностью и

осуществления определённых целей экономической политики

(стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных

сдвигов и т. п.);

3. выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов,

благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе

трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным

гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.

Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в

том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те

общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное

предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают

плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных

слоёв общества или населения в целом.

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:

содержание вооружённых сил и государственного аппарата;

финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение,

здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства;

выплата процентов по государственному долгу.

Соотношение между этими глобальными категориями определяется

многими факторами: социальной и экономической структурой в

конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и

политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.

Сравнительная характеристика структуры бюджетных расходов в США,

Японии, ФРГ и Англии в конце 80-х - начале 90-х годов

представлена в таблице.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ ПО ФУНКЦИЯМ В % К ВВП[1]

| |США |Япония |ФРГ |Англия |

| | |1990 г. |1989 г. |1990 г.|

| | | | | |

| | | | | |

|1. Общественные |9.3 |4.9 |9.2 |9.7 |

|товары, в т. ч. | | | | |

|оборона |6.0 |0.9 |2.5 |4.3 |

|Общественные услуги |6.0 |10.8 |10.9 |12.2 |

|Образование | | | | |

|Здравоохранение |4.7 |3.7 |4.2 |5.0 |

|2.3 Жилищное |0.9 |4.8 |6.0 |5.1 |

|строительство |0.4 |2.2 |0.7 |2.1 |

| | | | | |

|Трансферты |11.9 |7.8 |18.5 |13.4 |

|Поддержание доходов |7.8 |7.2 |15.7 |9.9 |

|Административные | | | | |

|расходы |0.6 |0.6 |2.4 |1.6 |

|3.3 Прочие трансферты| | | | |

| |3.5 |0.0 |0.4 |1.8 |

|Экономические услуги, |4.6 |4.4 |4.5 |4.0 |

|в т. ч.: | | | | |

|Капиталовложения |1.7 |2.9 |1.4 |1.8 |

|Субсидии |0.6 |0.5 |1.8 |0.5 |

|Проценты по |5.1 |4.0 |2.7 |3.5 |

|государственному долгу| | | | |

|6 Все расходы |36.9 |32.5 |45.8 |43.2 |

СТРУКТУРА РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В 1995 ГОДУ[2]

|Основные расходные статьи |Доля в % к |Доля в % к |

| |ВВП |бюджетным |

| | |расходам |

|РАСХОДЫ ВСЕГО |29.8 |100 |

|Из них: | | |

|Государственное управление |0.7 |2.3 |

|Международная деятельность |1.7 | |

|Национальная оборона |3.0 |10.0 |

|Правоохранительная |1.6 | |

|деятельность и обеспечение | | |

|безопасности | | |

|Промышленность, энергетика, |2.1 |11.4 |

|строительство | | |

|Сельское хозяйство и |1.3 | |

|рыболовство | | |

|Социально-культурные |7.9 |24.0 |

|мероприятия, в т. ч.: | | |

|Образование |3.5 |12 |

|культура и искусство |0.5 | |

|здравоохранение и |2.5 | |

|физкультура | | |

|социальная политика |1.3 | |

|Прочие |11.5 |40 |

Как видно, структура расходов российского бюджета существенно

отличается. За годы реформ произошло прежде всего резкое снижение

доли военных расходов - с примерно 20% ВВП в 1990 г. до 3% ВВП

в 1995 г. (в США к 1995 г. они снизились до 3.7% ВВП). Но

самое главное различие состоит в том, что удельный вес социальных

расходов (статья “Социально-культурные мероприятия”) в России

значительно ниже уровня развитых стран. Крайне низка у нас доля

финансирования науки, причём она непрерывно снижалась: с 1.03% в

1991 г. до 0.41% в 1995 г. (в развитых странах этот показатель

колеблется в пределах 2-2.7%).

Главным источником покрытия государственных расходов являются

налоги. Подавляющую часть налоговых поступлений дают три источника:

во-первых, индивидуальный подоходный налог, от которого поступает

примерно треть всей суммы (кроме Франции, где его доля довольно

низка - 13.4%); во-вторых, налог на заработную плату, доля

которого колебалась в конце 80-х годов от 19% в Англии до 46%

во Франции; в-третьих, налоги на потребление. Если в США и Японии

эти налоги давали по 18% поступлений, то в европейских странах

их фискальная роль была гораздо выше. Удельный вес налогов на

потребление, главным образом благодаря существованию здесь налога на

добавленную стоимость, колебался в пределах 30%. Общим для всех

перечисленных стран - является низкая доля поступлений от налога

на прибыли корпораций. Если исключить Японию (21.1%), то эта доля

составляла лишь 7% в США, 4% во Франции, 5% в ФРГ и около 11%

в Англии. Это говорит о том, что налоговые системы построены

таким образом, чтобы максимально снизить налогообложение

предпринимательского сектора, с тем чтобы предприятия имели

благоприятные возможности для инвестирования получаемых прибылей.

С 1992 года российский бюджет в основном перешёл на те виды

налогов, которые характерны для стран с рыночной экономикой, -

подоходный налог, налог на прибыль предприятий, имущественный налог,

налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Сразу же большую

роль стал играть налог на добавленную стоимость, хотя его пресс

постепенно снижали: в 1992 г. он дал 37.5% всех бюджетных

поступлений. А в 1995 г. - 22.0%. Что касается поступлений по

остальным видам налогов, то их структура почти не изменилась.

Значительную часть бюджетных поступлений дают прямые налоги на

прибыль предприятий, хотя их доля несколько снизилась - с 29 до

26%. Если учесть, что налоги на предприятия забирают до 80%

прибыли, то становится ясно, что их главная роль - фискальная,

никакого простора для инвестиционной деятельности такие налоги не

оставляют. Ничтожно малую долю дают налоги с населения - 8%. По-

видимому необходима более прогрессивная шкала налогообложения

физических лиц, которая до 80-х годов во всех странах Запада была

весьма дифференцированной, с высокими предельными ставками.

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

Бюджетный дефицит возникает тогда, когда расходы превышают

доходы. Большинство правительств как в развитых, так и в

развивающихся странах, а также в странах с переходной

экономикой не могут покрыть доходами своих расходов, сводя

государственный бюджет с дефицитом. Если же доходы государства

превышают его расходы, то их разница составляет бюджетный

избыток (профицит).

Когда у правительства возникает дефицит бюджета, оно

должно занимать деньги у населения. Чтобы оплатить свои счета.

Для этого правительство выпускает облигации, представляющие

собой долговые обязательства, т.е. обещание заплатить деньги в

какой-то определённый момент в будущем. Государственный долг

(накопленная сумма задолженности правительства) - это денежная

ценность правительственных облигаций, принадлежащих обществу

(домохозяйствам, банкам, предприятиям, иностранцам и другим

неправительственным учреждениям).

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путём

заимствования на внутреннем и (или) внешнем финансовом рынке.

При этом заимствование у денежных властей (кредиты Центрального

банка правительству или приобретение им государственных ценных

бумаг) является инфляционным. Например, в России в 1992-1994

гг. кредиты ЦБ государственному сектору экономики явились

основным фактором высокой инфляции. Поэтому во многих странах

запрещено кредитование правительства денежными властями. А в

ряде стран - и приобретение ими государственных ценных бумаг.

В большинстве развитых стран преобладают неэмиссионные

формы финансирования дефицита государственного бюджета, не

приводящие непосредственно к росту инфляции. К таким формам

относятся продажа государственных ценных бумаг на финансовом

рынке. Получение государством кредитов от коммерческих банков и

из-за рубежа. Приемлемый уровень бюджета в краткосрочном

периоде определяется в этом случае прежде всего спросом на

государственные ценные бумаги и готовностью предоставления

кредитов, которые в свою очередь зависят от предлагаемого

государством дохода (процентов) и от степени доверия к нему

со стороны потенциальных кредиторов.

Приемлемость данного уровня дефицита в долгосрочном

периоде определяется возможностью долговременного поддержания

определяющих этот уровень параметров бюджетно-налоговой политики.

Государство может, предложив достаточно высокий доход,

разместить свои ценные бумаги в краткосрочном периоде, однако

выход за разумные пределы доходности и объёма реализации

ценных бумаг повлечёт за собой высокие расходы по обслуживанию

государственного долга в будущем и, следовательно, увеличение

в будущем бюджетного дефицита, снижения доверия к правительству

и необходимость повышения процентов по государственному долгу.

Этот “порочный круг” выразится в конечном счёте в

невозможности дальнейшего неэмиссионного финансирования бюджетного

дефицита. Если, например, в России в 1995-1996 гг. при

отсутствии экономического роста и годовой инфляции порядка 60-

70% процентные ставки по ГКО существенно превышали 100%, ясно

что данный режим финансирования бюджетного дефицита может

поддерживаться лишь в весьма краткосрочной перспективе.

Государственный бюджет выполняет три основные экономические

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.