реферат скачать
 

Бюджетная политика в Республике Беларусь

Совет Министров на прошлой неделе также занимался проблемами

социальной политики. Определен пороговый уровень доходов для категорий

граждан, при котором им будет оказываться адресная социальная помощь,

которая будет оказываться с января 2001 года. Она предназначена для

граждан, совокупный среднедушевой доход которых за три месяца,

предшествующих месяцу обращения за помощью, не превышал 50% действующего на

дату обращения бюджета прожиточного минимума. Размер помощи составит

разницу между суммой, равной половине бюджета прожиточного минимума, и

совокупным среднедушевым доходом семьи или одинокого лица. Минсоцзащиты,

Минфину и Минтруда до августа поручено разработать порядок и условия

оказания адресной социальной помощи и определить категории ее получателей.

Итак, в следующем году адресную социальную помощь решено оказывать

лишь людям, получающим меньше половины бюджета прожиточного минимума (БПМ)

— как ни парадоксально это звучит. БПМ, как известно, определяет тот

минимум доходов, который необходим для удовлетворения физиологических

потребностей человека. Если ваш доход меньше БПМ (менее Byb 24 тыс.), вы

официально считаетесь бедным человеком. Правительство же посчитало, что

оказывать помощь можно лишь тому, кто в два раза беднее бедного. Никто не

отрицает, что социальная защита в Беларуси часто безадресна, средства

распыляются, льготников слишком много, а среди них немало тех, кто получает

льготы необоснованно. Однако гарантирование человеку лишь половины

необходимого для физического выживания дохода выглядит как издевательство.

Не говоря уже о том, что смысл БПМ как социальной гарантии теряется.

Кстати, в обозримом будущем в Беларуси может измениться и принцип

налогообложения доходов населения. Минфин разослал в заинтересованные

министерства, ведомства и профсоюзы свежие тексты двух разделов российского

налогового кодекса, касающиеся подоходного налога и страховых взносов. Как

известно, в России недавно была установлена единая, 13-процентная планка

подоходного налога с граждан, а также изменен принцип взимания и

распределения страховых взносов. Теперь этим ведает единое казначейство

Минфина. Российские профсоюзы подняли вокруг этого нововведения большой

шум. По их мнению, специальные страховые фонды могли не только

аккумулировать средства и распределять их фактически “с колес”, но и

создавать определенный запас. С переводом средств в единое казначейство

смысл системы социального страхования теряется — она превращается в систему

государственного финансирования социальных расходов. Правда,

государственные экономисты объяснили возмущение профсоюзов тем, что их

просто лишили голоса в процессе распределения средств.

Вполне возможно, что в преддверии унификации белорусского и

российского налогового законодательств Минфин намерен изучить мнение

заинтересованных сторон по поводу принятия в Беларуси аналогичной системы

взимания подоходного налога и страховых взносов. Белорусские профсоюзы

наверняка будут протестовать против этого так же рьяно, как и их российские

коллеги. Пока рано говорить о том, как скажется введение единой планки

подоходного налога на низкооплачиваемых категориях населения Беларуси. С

богатыми все ясно — им единый налог только на руку, поскольку

налогооблагаемая база ощутимо сократится. Только вот не увеличится ли она

для беднейших слоев населения, с которых сегодня взимается 9-процентный

налог? Здесь все зависит от методики исчисления налога. Если она останется

прежней (сегодня необлагаемый налогом минимум составляет 2 МЗП плюс 1 МЗП

на каждого иждивенца), введение 13-процентного налога существенно отразится

на доходах низкооплачиваемых белорусов. Избежать этого можно только в том

случае, если необлагаемый минимум будет увеличен.

Мнения экспертов

(От участников научно-практической конференции "Экономика Беларуси:

векторы развития и факторы устойчивого роста")

В.ДОЛГОЛЕВ, первый заместитель премьера-министра:

У правительства взвешенный подход. Суть стратегии белорусских реформ --

в построении восприимчивой к научно-техническому прогрессу экономической

системы, чутко реагирующей на стимулы к высокоэффективному труду.

Национальная экономическая модель сочетает преимущества рыночного

хозяйства и одновременно призвана обеспечивать эффективную социальную

защиту. Ее характерными чертами являются:

. опора на собственные силы в развитии народного хозяйства,

. многоукладность экономики и равноправное функционирование

государственного и частного секторов,

. активная роль государства в регулировании и реформировании хозяйственной

жизни,

. социальная ориентация, эффективная система защиты уязвимых слоев

населения,

. неуклонный путь к рыночным преобразованиям.

Итоги работы последних лет дают основания считать, что стратегия и методы

оздоровления национальной экономики в целом выбраны правильно. Так, за 1996-

-1997 гг. валовой внутренний продукт возрос на 13,5%, объем промышленного

производства -- на 21,7%, объем валовой продукции сельского хозяйства в

общественном секторе -- на 4%, выпуск товаров народного потребления -- на

32,1%. За прошлый год ВВП по сравнению с аналогичным периодом 1997 г.

увеличился на 8%, объем промышленного производства -- на 11%.

Весь прирост достигнут за счет повышения производительности труда при

одновременном снижении энергоемкости производства. Такому успеху

способствовала государственная поддержка субъектов хозяйствования.

В целом государственная экономическая политика направлена на развитие

реального сектора, совершенствование деятельности госпредприятий.

Чрезвычайно важным является обеспечение высоких темпов роста инвестиций в

сферу производства товаров и услуг. Объем вложений в основной капитал за

прошлый год возрос на 16,2%, в т.ч. в производственной сфере -- на 10%.

Этому способствовали опять-таки стабилизация, рост объемов производства

промышленности и сельского хозяйства.

Во имя дальнейшего развития реального сектора республике предстоит

обеспечить прочную основу для устойчивого роста. Для этого надо будет

преодолеть ряд сложнейших проблем. Главные среди них -- снижение инфляции

до приемлемого уровня; стабилизация национальной валюты; повышение

эффективности производства, сокращение числа убыточных предприятий;

структурная перестройка экономики, прежде всего промышленности, на основе

новейших технологий; создание современной инфраструктуры транспорта,

средств связи и телекоммуникаций, реформирование АПК; расширение выпуска

конкурентоспособной продукции; дальнейшая активизация внешнеэкономической

деятельности, решение проблемы дефицита торгового баланса. За прошлый год

он достиг 1492,8 млн. USD. Правда, надо заметить, что на уровне платежного

баланса это не вызывает у государства финансовых трудностей.

Основное, что сдерживает активное проведение структурной перестройки,

-- ограниченность инвестиций. Учитывая требования времени, предполагается

большую часть собственных и заемных средств предприятий, а также

госкапвложений на конкурсной основе направлять на техперевооружение и

развитие производств с высокими и наукоемкими технологиями.

Важнейшей задачей правительства и Нацбанка в этом году является

осуществление перехода от множественности курсов на валютном рынке к

единому курсу белорусского рубля, усиление контроля за кредитной эмиссией.

М.НУТИ, доктор экономики, Лондонская школа бизнеса:

Третий путь нереален. Последние семь лет Беларусь искала свой путь,

стремясь проводить политику развития в виде социально ориентированной

рыночной экономики. Эта модель не уникальна. Сегодня в Европе 12 стран тоже

ищут свой путь. Но социал-демократы в развитых капиталистических странах

могут себе это позволить в рамках бюджета и через мировой рынок.

В Беларуси же прежде надо создать сам рынок. Последнего здесь нет, как

нет поиска рыночных ценностей. Очень похоже на политику Горбачева до его

ухода в отставку.

Результаты:

. Частный сектор в республике достиг лишь 20%, следовательно, современная

рыночная экономика составляет такую же долю. При столь значительной

доминанте государства рыночную экономику иметь просто невозможно. Что

подтверждает и наличие у вас дефицитов, которые несовместимы с рынком.

Невозможны в нем контроль цен, рентабельности.

. Ваш нынешний проект обречен, потому что не хватает рыночных стимулов: у

людей отсутствует мотивация, заинтересованность, система не ориентирует

на новое, на изменяющиеся вкусы населения.

. Что еще волнует: ваша экономика не имеет центрального планирования ни

финансами, ни системой производства. Основной инструмент управления на

валютном рынке -- телефонный разговор.

. Секрет нынешнего белорусского успеха -- наличие капитала, который

проедается. Страна не использует имеющихся мощностей и в то же время

истощается производственный капитал.

. Ваша система очень дорогостоящая: часть населения получает дотированные

квартиры, кредиты, а большинство граждан работает на это дополнительно.

Платить все равно придется.

Продолжение реализации третьего пути невозможно. Ваш третий путь должен

быть ближе к европейскому: сначала создать рынок, потом ориентировать его

социально. У Беларуси достаточный потенциал, чтобы породить рыночные силы.

Можно идти быстро или медленно, у каждой скорости свои преимущества и

недостатки (например, при быстрой приватизации государство не получает

дохода, зато предприятия сразу начинают работать эффективно). Важно

двигаться в правильном направлении.

Л.ЗАИКО, президент Национального центра стратегических инициатив "Восток--

Запад":

Мы вернулись в1992-й год. В 1996 году мы попали в т.н. "белорусскую

ловушку": сформулированные тогда цели и методы заставляют нас стремиться к

определенному результату, достичь которого невозможно. И все-таки пришло

понимание необходимости изменения тактики экономических мер. Очевидно, что

современная монетарная политика -- слабое место. Есть и другие предпосылки,

вынуждающие задуматься о всей экономической стратегии и даже о терминах.

Правительство, а не государство, проводит и несет ответственность за

реализуемую экономическую политику. Наше правительство не столь уж отвечает

за свои действия. Видимо, потому, что не является действительным создателем

и организатором своей политики. По крайней мере, такой вывод можно сделать

из реальной практики.

Предприятия и домашние хозяйства стали жертвами упомянутой ловушки.

Стимулируя три приоритетных сектора -- жилье, сельское хозяйство, экспорт,

проблемы просто "размазали" и получили инфляционный налог. Увы, в 1999 году

эта тенденция, видимо, будет продолжена. Мне кажется, критическую точку

перелома нам еще предстоит испытать. Ведь заключенные с Россией

договоренности о создании единых условий хозяйствования заставят нас

поднимать цены до уровня соседей, проводить компенсации населению, чтобы

увеличить его доходы. А это мощная инфляционная волна. Плюс к этому в

бюджете заложено продолжение субсидирования села и жилищного строительства.

Скоро мы столкнемся с сужением потенциала отечественного рынка. Если

в1997 году средняя семья тратила 67 USD в месяц на покупку продуктов

питания, и еще оставалось на одежду, обувь, товары длительного пользования,

то сейчас предел -- 30 USD. Население вернулось в 1992 год, когда выживали

за счет минимизации потребления. По существу, перекрыт потребительский

спрос на продукцию отечественных производителей одежды и мебели,

последствия скажутся и на других отраслях.

Что можно сделать сегодня? Мягкий вариант изменения технологии

экономической политики должен включать:

. отказ от кредитной эмиссии,

. либерализацию обменного курса,

. снижение уровня регламентации цен,

. снятие ограничений для малого бизнеса,

. введение положительной ставки банковского процента.

Стоит присмотреться к китайскому опыту. У них тоже "не пошла"

приватизация госсобственности. Зато развитие получил малый и средний

бизнес: людям дали возможность создавать новые предприятия самостоятельно

за свои сбережения. Простая вещь, а эффект высокий. Даже в России, где 70%

хозсубъектов приватизировано, по-рыночному работает лишь 10% из них.

Без приватизации земли не сработает рыночный фактор. В Китае пошли таким

путем: продавали не саму землю, а право ее хозяйственного использования на

самые разные сроки.

Т.БЫКОВА, президент Белорусского союза предпринимателей и арендаторов,

кандидат экономических наук:

По официальным данным, в нашей стране имеет место существенный рост

инвестиций в основной капитал. Однако при этом следует отметить тенденцию

падения в общем их объеме доли инвестиций производственного характера. Если

в 1997 году она составляла 60%, в 1998 году -- 55%, то по результатам

января текущего года -- уже 47%. В чем причины?

Как известно, источником инвестиций, в конечном итоге, является чистая

прибыль предприятий. Рентабельность же отраслей экономики в среднем за

прошлый год составила 10%. Более 14% от общего числа предприятий республики

вообще оказались убыточными.

Постоянное снижение уровня рентабельности обусловлено в основном двумя

моментами: административным ограничением роста цен на продукцию и

постоянным падением курса национальной валюты и, следовательно, растущей

стоимостью затрат на производство. В этих условиях прибыль становится

основным источником пополнения оборотных средств, о каких-либо инвестициях

нет уже и речи.

Главная проблема сегодня: как выжить в условиях инфляции издержек и

необходимости насыщения внутреннего рынка необоснованно дешевыми товарами.

Например, одно из предприятий нашего союза -- Лидский молочно-консервный

комбинат при дневном объеме реализации 1,8 млрд.руб. имеет почти 500 млн.

руб. убытков. Установленные цены на продукцию Борисовской макаронной

фабрики почти в два раза ниже затрат на ее производство.

Из-за резкого падения рентабельности, а также сокращения возможностей

легального приобретения валюты в очень сложной финансовой ситуации сегодня

оказались предприятия, получившие в свое время столь желанные валютные

кредиты, в частности по линии Европейского банка реконструкции и развития.

С сожалением вынуждена признать снижение интереса к Беларуси и у

иностранных инвесторов. Если в 1998 году их средства составляли 7% общего

объема инвестиций в основной капитал, в январе нынешнего года -- только 1%.

Иностранные инвесторы как потенциальные, так и уже освоившие свое дело

в нашей республике, главной проблемой называют не бюрократизм и даже не

жесткость и перегруженность налоговой системы, а, прежде всего,

неустойчивость и непредсказуемость законодательно-правовой среды.

Постоянное расширение видов деятельности, требующих специальных разрешений

и лицензий, административное вмешательство в вопросы ценообразования и

сбыта продукции, регулярные корректировки политики в области расчетов,

движения финансовых потоков и котировки национальной валюты плюс

повторяющиеся с завидным постоянством запреты на регистрацию и требования

перерегистрации делают бизнес в нашей стране практически непредсказуемым.

Вот еще один пример. БСПиА столкнулся с проблемой закрытия одного из

совместных предприятий--членов союза. Иностранный инвестор, ввезший сюда

несколько лет назад оборудование в качестве вклада в уставный фонд, не

может сейчас получить эквивалент своей доли, не говоря уже о дивидендах.

Точнее, эквивалент он может получить, но в белорусских рублях (предприятие

работало на внутренний рынок). Но наши рубли, как известно, имеют хождение

только в Беларуси...

В.НОВАК, министр по управлению государственным имуществом и приватизации:

Мы исходим из того, что промедление в проведении институциональных

преобразований в экономике может пагубно сказаться на социально-

экономической обстановке в стране.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в сложных рыночных

условиях частные и реформированные предприятия работают более стабильно,

быстрее приспосабливаются к кризисным условиям. Так, темпы роста объемов

производства промышленной продукции за 1998 год составили 6,1% на

госпредприятиях и 17,8% -- на негосударственных, в т.ч. 13,7% -- в

акционерных обществах.

По данным Реестра неплатежеспособных государственных предприятий с

численностью работающих до тысячи человек, сформированного Комитетом по

санации и банкротству, по состоянию на 1.10.98г., 18% предприятий убыточны.

Лишь 7% из них имеют возможность восстановить платежеспособность в течение

6--10 месяцев. Мы вплотную приблизились к необходимости реального

проведения реструктуризации неплатежеспособных предприятий и их санации. В

целях практического обеспечения судебных решений в стране организована и

успешно осуществляется подготовка внешних управляющих в процедуре

банкротства.

П.КАПИТУЛА, помощник Президента, профессор:

Игнорирование законов экономики продолжается. Устойчивой может быть

только рыночная экономика. Она развивается по лишь ей присущим законам.

Кстати, именно их многолетнее игнорирование разрушило социализм.

Для нас сейчас стоит вопрос о темпах реформ, иначе говоря, об их

умеренности. Раньше я был приверженцем более быстрого пути. Но после того

как ближе познакомился с политикой, изменил мнение.

Наши пути, однако, оказались замедленными: к сожалению, нет команды,

которая бы имела программу и выполняла четкие меры.

Устойчивого развития Беларусь может достичь только за счет интенсивных

факторов. А на заводах 50% условно безработных. Сохранив людей, мы

прогадали в эффективности. Ее уровень настолько низок, что страна сама не

может осуществить модернизацию производства.

Сказались ошибки валютно-кредитной политики и контроля цен. Более

того, проблема денежно-кредитной политики до начала года на уровне

государственной политики так и не нашла своего разрешения. Если не изменим

подход к ней, то в мае--июне ситуация станет еще хуже. Держим цены --

уничтожаем производство, бюджет, себя. Проблема контроля цен подменяется у

нас их установлением. Я считаю, что государственный контроль должен

осуществляться с помощью индикативных цен. Сколько потребовалось усилий,

чтобы прекратить контролировать цены на экспорт. Выход вижу один: начать,

наконец, руководствоваться законами товарно-денежных отношений.

Ю.ВЛАСКИН, советник председателя правления Национального банка:

Главным вектором нашего развития должно стать повышение

производительности труда и капитала на основе быстрого вхождения в мировую

экономику. Вспомните Ленина: в соревновании экономических систем победит

тот, у кого выше производительность труда.

Источниками ресурсов для этого должны стать накопления предприятий,

сбережения населения (сейчас государство бесцеремонно обращается со

сбережениями граждан -- они постоянно обесцениваются) и иностранные

инвестиции, технологии, менеджмент. Чтобы пошли иностранные инвестиции,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.