реферат скачать
 

Бюджет. Виды бюджетной политики государства

приводит к соответствующему росту кредиторской задолженности перед

получателями бюджетных средств. Все факты оседания в денежном обороте

предпринимательского сектора экономики средств, предназначенных для уплаты

в бюджет, означают построение пирамид из неплатежеспособных предприятий.

Рост бюджетной дебиторской задолженности ведет к наращиванию

государственного долга.

В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и

расходной частей бюджета явление обычное. Связано это с тем, что существует

рынок капиталов, на котором бюджет может выступить в роли заемщика и

гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов

функционирует по своим внутренним законам, один из которых – прибыльное

размещение средств инвесторами и кредиторами. Таким образом, становясь

участником рынка капиталов, бюджет подчиняется рыночным законам и способен

оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.

В процессе бюджетного регулирования появляются дополнительные

нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает альтернатива в решении

вопроса о том, какой из методов их регулирования более предпочтителен в

складывающейся экономической ситуации, какой подход может быть реализован

безусловно и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования

дополнительного восходящего бюджетного потока – государственный долг,

обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего

бюджетного потока.

Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений ? Qij, а

совокупный нисходящий поток финансирования ? Zij.

Если ? Qij – ? Zij ? 0, то бюджет имеет дефицит или сбалансирован, ?

Qij – ? Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при ? Qij – ? Zij > 0

привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.

Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и

приобретает следующий вид:

? Qij + ? Xij = ? Zij + ? Y ij

Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания

государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.

Методы бюджетного финансирования. В самом широком понимании существует

два метода мобилизации средств в бюджет и выделения средств из него:

безвозвратный и возвратный. Безвозвратный метод мобилизации средств

предполагает использование налогового принципа взаимоотношений между

субъектами предпринимательства и бюджетом; безвозвратный метод выделения

средств из бюджета – это трансферты, не вызывающие и не погашающие

встречных финансовых требований. Возвратный метод мобилизации средств в

бюджет – это займы на внутреннем и внешнем рынке капиталов, стоимость

которых определяется как средняя доходность размещения ресурсов на

различных сегментах этого рынка. Возвратный метод выделения средств из

бюджета – это бюджетные ссуды, проценты по которым привязаны к учетной

ставке Центрального банка РФ.

Типичным для бюджета является безвозвратная мобилизация и выделение

средств, так как возвратный метод ставит доходы бюджета в зависимость от

погашения задолженности и стоимости долга. Возвратный метод мобилизации

средств обусловлен финансированием бюджетного дефицита, а выделение

бюджетных ссуд – необходимостью пополнения оборотных средств предприятий и

осуществления эффективных капитальных вложений. Возвратный метод

мобилизации и выделения средств значительно увеличивает объемы бюджетных

потоков. В большой мере он подвержен влиянию политического фактора,

определяющего конкретную величину бюджетного дефицита, методы его

финансирования и влияющего на значительное увеличение размеров бюджетных

потоков. При высоком уровне субъективизма в подходе к определению размера

превышения расходов над доходами происходит постепенное увеличение

государственного долга, на обслуживание которого отвлекается все больший

объем бюджетных средств. Вполне вероятно достижение в определенный момент

времени критического значения показателя государственного долга,

означающего невозможность формирования бюджета за счет привлечения капитала

на платной и возвратной основе. Наращивание государственного долга отражает

неспособность политиков эффективно управлять централизованными финансовыми

ресурсами, мобилизация которых обеспечивается на безвозвратной основе.

Существует необходимость выявления зависимости между планированием

бюджетного дефицита и крупными капитальными вложениями в развитие

экономики. Бюджетный дефицит в современных условиях свидетельствует главным

образом о неудовлетворительном управлении государственной и муниципальной

собственностью, так как объемы финансирования экономически эффективных

производственных программ необоснованно снижаются. Если превышение темпов

роста расходов бюджета над темпами роста доходов вызвано инвестированием

централизованных финансовых ресурсов в производственную сферу, то

происходит одновременно их накопление и последующая капитализация. Когда же

речь идет о непроизводительном использовании финансовых ресурсов, общество

должно ориентироваться на реальный рост производительности труда и

связанный с ним предельно возможный в сложившейся ситуации рост

благосостояния населения и домашних хозяйств. С этим связана проблема

повышения уровня оплаты труда в государственном секторе экономики.

Проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Бюджетный

дефицит – это превышение расходной части бюджета над доходной. При

бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального

выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде

всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости

всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный

дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в

экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью

осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что

отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное

состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные

обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на

которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно

осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и

уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста

инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора

увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов

производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом

такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи

бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и

отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях,

как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по

срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими

сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности

бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством

собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую

стабильность.

Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его

преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к

стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать

исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок,

возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные

явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, –

тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и

необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного

разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до

10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% –

критическим.

Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в

условиях перехода к рыночной экономике в России – это низкая эффективность

производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет,

нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджетные

механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего

единого союзного государства. В связи с этим в середине 90-х годов дефицит

государственного бюджета России достигал уровня 20, а то и 25% доходов и

превышал 5% ВВП.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия.

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета: 1) выпуск

госзаймов, 2) ужесточение налогообложения, 3) производство денег, или

«сеньораж», т.е. печатание денег. Однако в настоящее время «сеньораж» не

является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный

«сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые

концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита

бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов

денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает

недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает

противоречия внутри финансовой системы страны.

В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы

бюджетного дефицита.

Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая

политика связывает государству руки при решении антициклической

перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную

безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет

сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-

первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные

расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако

следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.

Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные

денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные

'излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов,

либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих,

использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.

Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а

проциклическим.

Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в

стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает

налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем

наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы.

Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг,

появившийся в период спада.

Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.

Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение

сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства –

поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели

можно вводить любой дефицит.

Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая

политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.

Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве

источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов.

Это приводит к росту государственного долга и увеличению затрат на его

обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита

Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме

как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет

приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в

экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств,

получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи

государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу

в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к

порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и

без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает

свой долг, называемый государственным долгом. Государственный долг – это

бремя, осложняющее нормальное функционирование экономики. Государственный

долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных

дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета.

Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам,

организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за

рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие

поколения.

Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее

гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в

экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику

посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для

расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если

сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю

акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того,

что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение

сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению

уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные

выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что

приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

Планируемый на 1996 г. бюджетный дефицит составлял 88,55 трлн. руб.,

или 3,85% к ВВП, 20,5% к сумме расходов. Его финансирование предусмотрено

за счет источников внутреннего финансирования, включая эмиссию

государственных ценных бумаг, в объеме 56,1 трлн. руб., и за счет чисто

внешнего финансирования 32,45 трлн. руб. Для сравнения, бюджетный дефицит в

США в 1996 г., по имеющимся данным, составлял 262 млрд. долл., или 20% к

сумме расходов (без учета внебюджетных фондов). Однако при этом

финансирование бюджетного дефицита более чем на 90% обеспечивается за счет

выпуска государственных ценных бумаг, размещаемых среди населения, в числе

которых среднесрочные и долгосрочные составляют около 80%. Российский рынок

государственных ценных бумаг преимущественно краткосрочный, что придает ему

дискретный характер и нестабильный уровень доходов, к тому же кредиторами

выступают в основном коммерческие банки и финансовые компании.

Расходы на погашение и обслуживание государственного долга

характеризуются такими данными: в 1994 г. они составили 5,6% в объеме

бюджетных расходов, в 1995 г. – 9,2%. Верхний предел государственного

внутреннего долга по бюджету на 1995 г. определен в 159,3 трлн. руб., а

государственного внешнего долга – 129,9 млрд. долл. При этом

государственный внутренний долг составляет 17%, а внешний – 63% к ВВП. Для

примера, общая сумма федерального долга США, по имеющимся данным, составит

в 1995 г. около 70% в объеме ВВП. Эти показатели наглядно демонстрируют,

что происходит удорожание государственного долга и увеличение доли

бюджетных средств, направляемых на его обслуживание, а, следовательно,

сокращение социальных и инвестиционных программ, финансируемых за счет

бюджетных средств. В такой ситуации следует не только весьма осторожно

подходить к привлечению новых займов, но и направить значительные усилия на

увеличение сроков обращения государственных ценных бумаг, регулирование их

доходности и снижение ставки рефинансирования.

Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать

приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и

одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.

Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на

развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей

хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию

предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может

быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных

средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые

позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями

уменьшения расходов является сокращение избыточных административных,

военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ,

недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной

финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала

в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой

основе бюджетных расходов.

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению

увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку

значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее

состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают

государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному

долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов

развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство

вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по

государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению

капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в

стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом

каждого гражданина в отдельности.

Порядок утверждения бюджета. Составление бюджета, его обсуждение,

утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной

деятельности – все это представляет собой единый бюджетный процесс. Весь

бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок

составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. В этом

процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает

перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до

на чала финансового года принять решение о начале работы над составлением

проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту. Для этого

составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется

сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные

направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать

контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Российской

Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который

направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса

составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится множество

изменений и дополнений. В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы

верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет

развития. Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то прежде всего

должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет

развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов

производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми

суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета. В

утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной

части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в

абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

Закон о федеральном (республиканском) бюджете после утверждения

парламентом подписывается президентом. В то же время, в случае несогласия

президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может

отклонить ее, то есть наложить вето. Пока окончательно бюджет не принят и

вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно

бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1/12 части их величины

в предшествующем году. Контроль за состоянием и ходом выполнения

республиканского бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при

парламенте, которая в своей деятельности не зависима ни от парламента, ни

от аппарата президента. Финансовые органы контролируют исполнение бюджета.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения

поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение

расходов на 5, 10,15% и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение

оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат так

называемые защищенные статьи – это расходы на заработную плату, стипендии,

медикаменты, питание и т.д.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный

бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер

предусматривается принятием специального закона.

Библиографический список использованной литературы

1. Курс экономики // Под ред. проф. Б.А. Райзберга. М., 1997.

2. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного

долга // Экономист. № 4, 1996.

3. Большой энциклопедический словарь в 2 т. М., 1991.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.