реферат скачать
 

Билеты по экономической теории

2. регрессивные (величена налога растет медленнее по сравнению с

доходами и имуществом)

3. прогрессивные (налоги растут быстрее, чем доходы и имущество)

стабилизирующее воздействие на экономику оказывает не только определенная

фискальная политика, но и автоматические стабилизаторы.это факторы

функционирования рыночной экономики, которые не зависимы от текущих решений

правительства, во время спада увеличиваются притоки, а во время подъема

увеличиваются оттоки.

Пример: Прогрессивная школа налогообложения, системы пособия по

безработицы.

Различают следующие виды бюджетных налогов или фискальной политики:

1. стимулирующая – в краткосрочном периоде имеет целью преодоление

циклического спада и предлагает увеличение государственных расходов и

снижение налогов

2. сдерживающая – ограничение циклического подъема экономики и

соответственно снижение государственных расходов и увеличение налогов.

68. Налогообложения: принципы и формы.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта

налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный

налог

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем

облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов

по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно,

налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные

и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере

роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода

платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном

по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Регрессивный налог — это налог, который в денежном выражении равен для

всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую

часть высокого дохода.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка

остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого

рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и

физических лиц.

Подходы к проблеме справедливости и эффективности распределения налогового

бремени нашли свое отражение в принципах налогообложения

По принципу получаемых благ физические и юридические лица должны

уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получили от

государства. Наиболее характерным примером его применения является налог на

бензин, уплачиваемый авто владельцами, средства от которого идут на

поддержание дорог в хорошем состоянии.

Принцип платежеспособности предусматривает, что тяжесть налогового

бремени должна зависеть от размера получаемого дохода, причем владелец

более высокого дохода должен платить не только абсолютно, но и относительно

более высокие налоги. В основе этого принципа лежит анализ предельной

полезности каждой дополнительной единицы получаемого дохода.

Рассматривая вопросы налогообложения, мы неоднократно подчеркивали

определяющую роль налогов в формировании доходов государства. В этом

проявляется их собственно фискальная функция (пополнение доходов казны).

Однако, помимо задачи обеспечения финансирования государства, налоги могут

существенно влиять как на структуру национальной экономики, так и на

экономическое поведение людей. Эту функцию налогов

принято называть регулирующей.

69. Экономические результаты введения налогов.

Кривая Лаффера.

Налоги – это обязательны платежи, взимаемые государством с физических и

юридических лиц (изъятие средств без встречной услуги).

Налоги устанавливает только государство. Налог не является добровольным,

имеет целевое назначение, покрытие государственных расходов. Налог является

безвозмездным. Налоги важный экономический инструмент регулирования

производства и обеспечения социальных гарантий. Через налоговую систему

создаются благоприятные условия подъема деловой активности.

Функции налогов:

1. фискальная

2. перераспределительная – перераспределение доходов между богатыми и

бедными

3. стимулирующая – способствует ускорению ИТП. Для проведения ИНР в

Европе – 2% ВНП, США - 2,8%,Япония – 3%, Россия менее 1%

4. регулирующая, т. е. регулирует условия производства и реализацию

товаров.

Если до первой мировой войны отношение суммы налогов и всех видов платежей

к ВВП составляло от 10% до 15%.

Виды налогов:

1. прямые: подоходный налог, налог на прибыль, на имущество

2. косвенные – включают НДС, акцизы, таможенные пошлины

3. основные: подоходный налог (12% ВНП), НДС (6% ВНП), налог на прибыль

(3% ВНП)

4. дополнительные налоги: налог на имущество, наследство

5. прогрессивный

6. регрессивный

Если налог взимается в виде процента от стоимости объекта налогообложения,

то его называют адвалорный.

Кривая Лаффера.

История собирания налогов привела к познанию зависимости налоговых

поступлений от величены налоговой ставки. Была описана Лаффером. На основе

анализа статистических данных он доказал что увеличение государственных

доходов за счет роста налоговых ставок не всегда возможно, что чрезмерное

налоговое бремя ведет к обратному результату. Данное явление – эффект

Лаффера, а кривая отражает зависимость кривой Лаффера.

ставка 80

налога 60

40

20

налогооблагаемая база

70. Налогообложение в России.

Основные формы налогов.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта

налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный

налог

Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем

облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов

по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно,

налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные

и пропорциональные.

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере

роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода

платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном

по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Регрессивный налог — это налог, который в денежном выражении равен для

всех плательщиков, т. е. составляет большую часть низкого дохода и меньшую

часть высокого дохода.

Пропорциональный налог - это налог, при котором налоговая ставка

остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения. К такого

рода налогам, в частности, относятся налоги на имущество предприятий и

физических лиц.

Система налогообложения в России, закрепляемая Налоговым Кодексом,

представляет собой три уровня: федеральный, региональный и местный.

Конкретные виды налогов и сборов в разбивке по уровням представлены в

таблице.

|Уровень |Наименование налога (сбора) |

|Федеральный (16 |Налог на добавленную стоимость, |

|видов) |акцизы, налог на прибыль |

| |организаций, налог на доходы от |

| |капитала, подоходный налог с |

| |физических лиц, взносы в |

| |государственные социальные |

| |внебюджетные фонды, государственная |

| |пошлина, таможенная пошлина и |

| |таможенные сборы, налог на пользование|

| |недрами, налог на воспроизводство |

| |минерально-сырьевой базы, налог на |

| |дополнительный доход от добычи |

| |углеводородов, сбор за право |

| |пользования объектами животного мира и|

| |водными биологическими ресурсами, |

| |лесной налог, водный налог, |

| |экологический налог, федеральные |

| |лицензионные сборы. |

|Региональный (7 |Налог на имущество организаций, налог |

|видов) |на недвижимость, дорожный и |

| |транспортный налоги, налог с продаж, |

| |налог на игорный бизнес и региональные|

| |лицензионные сборы. |

|Местный (5 видов) |Земельный налог, налог на имущество |

| |физических лиц, налог на рекламу, |

| |налог на наследование или дарение и |

| |местные |

| |лицензионные сборы. |

Таким образом. Налоговый Кодекс РФ закрепляет 28 видов налогов и

сборов. На сегодняшний день количество налогов остается в России достаточно

большим, что существенно усложняет порядок их исчисления и уплаты.

71. Бюджетный дефицит: сущность, причины.

Варианты балансирования государственного

бюджета.

Государственный бюджет – это текущее денежные и имущественные переводы от

частного сектора государству. Это предположительное исчисление ожидаемых

доходов и расходов государства, составляемые на определенный срок.

Задачи государственных доходов:

1. формирование финансового фонда, задачей которого является

макроэкономика и социальное регулирование

2. создание регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия

Виды государственных доходов:

Налоги + таможенные пошлины + не налоговые доходы (от приватизации, от

внешнеэкономической деятельности, реализация государственных запасов ).

Расходы государственного бюджета:

|Расходы на |Расходы на |Расходы на социальные |

|политические цели |экономические цели |цели |

|Оборона |Финансирование |Социальное обеспечение|

| |производственного | |

| |сектора экономики | |

|Правоохранительные |Финансирование науки |Образование и культура|

|органы | | |

|Государственное |Обслуживание |Здравоохранение |

|управление |государственного долга| |

|Помощь иностранным | | |

|государствам | | |

Бюджетный дефицит – это величена превышения расходов бюджета над его

доходами.

Бюджетный профецит – величена превышения доходов над расходами.

Не сбалансированность бюджета – это равенство между доходами и расходами.

Государственный долг – общая сумма дефицита, накопленная за все годы.

.73. Рынок ценных бумаг. Особенности его формирования в России.

Рынок ценных бумаг подразделяется на:

1. первичный – он связан с первичным размещением ценных бумаг среди их

первых владельцев. На этом этапе происходит конструирование выпуска и

подготовка проекта эмиссии, где всего три раздела:

1) основные данные об элементе

2) данные о финансовом положении предприятия

3) сведения о предстоящем выпуске

И затем происходит размещение акций перодержателя.

2. вторичный – занимает продажа и перепродажа уже выпущенных в обращение

ценных бумаг АО. Это перепродажа может осуществляться как на

биржевом, организационном рынке, так и на вне биржевом рынке.

Для того, чтобы рынок ценных бумаг мог эффективно выполнять свои функции,

государство осуществляет регулирование деятельности эмитентов и инвесторов.

Государственное регулирование обеспечивается путем:

а) установления обязательных требований к деятельности эмитентов и

профессиональных участников РЦБ;

б) регистрации выпусков ценных бумаг и контроля за соблюдением условий

эмиссии;

в) лицензированием деятельности профессиональных участников РЦБ;

г) создания системы защиты прав владельцев ценных бумаг.

Ведущую роль в области государственного регулирования РЦБ в России

занимает Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). На

нее возложен контроль за деятельностью профессиональных участников

РЦБ и определением стандартов эмиссии ценных негосударственных бумаг.

Контроль за функционированием банковских и кредитных учреждений

осуществляет Центральный Банк РФ.

74. Основные виды ценных бумаг.

Практика их использования в России.

Ценные бумаги представляют собой документы, имеющие юридическую силу и

удостоверяющие право владельца на некоторую сумму денежных средств или на

определенную долю имущества юридического лиц, выпустившего ценные бумаги.

При всем многообразии ценных бумаг их условно можно разделить на два

класса:

1. основные (акция, облигации)

2. вспомогательные (вексель, чеки, сертификаты, варанты, опцион,

фьючерс)

Акция – ценная бумага, выпускаемая АО, которая удостоверяет о внесение

вклада в капитал общества и дает ее владельцу право на получении дохода в

виде дивиденда.

Акции выпускают в трех случаях:

1. при создании нового предприятия

2. при преобразования государственного предприятия в АО

3. при увеличении уставного фонда уже действующего АО

Облигация – долговая ценная бумага выпускаемая заемщиками и гарантирующая

кредитору возврат по истечении срока суммы долга и выплаты процентов.

Виды облигаций:

1. закладная

2. без закладная

3. конвертируемая

4. именная

5. на предъявителя

Депозитный сертификат – ценная бумага имитируется коммерческим банком,

свидетельствует о вкладе денежных средств в предприятие и дает право на

получение сумм депозита и процента по нему.

Вексель – ценная бумага удостоверяющая безусловные денежные обязательства

векселя держателя уплатить по наступлению срока определенной суммы денег

владельцу векселя.

Чек – письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю

указанную в нем сумму денег.

Опцион – производственная ценная бумага, которая обеспечивает ее держателю

право на покупку или продажу другой ценной бумаги в будущем по цене

согласованной в момент сделки.

Фьючерс – срочный контроль на покупку или продажу финансового инструмента в

будущем по цене установленной в момент заключения сделки. Позволяет

страховать сделку.

Варанг – свидетельство, выдаваемое владельцу товара при сдаче его на склад.

Коносамент – документ стандарта фирмы, применяемый в международной политике

на перевоз груза, который удостоверяет его погрузку, перевоз и право на

получение.

76. Государственное регулирование

внешнеэкономических связей.

Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию

экономического благосостояния всех стран - как экспортеров, так и

импортеров, — на практике международная торговля практически нигде и

никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства

государства. История международной торговли одновременно представляет собой

и историю развития и совершенствования протекционизма - государственной

политики ограничения внешней торговли в целях защиты внутреннего рынка от

иностранной конкуренции. в современных условиях национальная экономика

становится все более открытой, и государство должно учитывать в своей

политике тесную взаимосвязь процессов, происходящих внутри экономики и в

сфере внешнеэкономических связей. внешнеторговая политика по-прежнему

остается одним из основных направлений государственного регулирования

экономики.

Инструменты, используемые государством для регулирования международной

торговли, можно разделить на тарифные (основанные на использовании

таможенного тарифа) и нетарифные (квоты, лицензии, субсидии, демпинг и т.

д.).

Существует две системы внешнеторговой политики:

1. протекционизм – характеризуется введением высоких таможенных пошлин

на импортные товары

2. свободная торговля – это свободный, без пошлинный или облагаемый лишь

незначительными пошлинами ввоз товара.

Причины ограничения международной торговли:

1. защита отраслей связанных с национальной обороной

2. защита новых отраслей, диверсификация (разнообразие)

3. защита от конкуренции более дешевой иностранной рабочей силы

4. ответные меры на ограничение торговли нашими товарами

5. доходы (для развивающихся стран)

6. второстепенные аргументы (образ жизни, предметы роскоши).

-----------------------

Рынок товаров

и услуг

Домохозяйства

Фирмы

Рынок ресурсов

Рынки потребительских

товаров и услуг

Домохозяйства

Фирмы

Рынок ресурсов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.