реферат скачать
 

Безработица в России: виды, формы, тенденции

динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких

социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,

неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет

традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием

рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты

труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми

условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по

экономическим мотивам составили более половины официально

зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных

работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны

реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по

трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость

преобразования фондов занятости в полноценную систему социального

страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно

действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие

места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью

процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной

занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали

«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя

правительственному курсу социальной защиты, служба занятости

трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены

раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых

мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности

проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах

содействия занятости сознательно принижалось значение трудового

посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и

ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение

безработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности

производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому

времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой

стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного

капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно

для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения

возможностей инфляционного кредитования промышленности источником

стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным

приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи

перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,

возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами

неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,

им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в

ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же

надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,

неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему

отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,

предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически

обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является

социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную

реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,

бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого

является свободный от внеэкономического принуждения и административного

диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет

на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,

образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных

ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в

действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны

справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы

социального страхования экономических рисков потери трудоспособности,

независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов.

Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе,

малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить

минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу

тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.

Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,

включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать

нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.

Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной

администрации систему активного содействия безработным на основе страховых

взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка

труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно

безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить

обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно

очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений

популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую

активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы

социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к

посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»

официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб

занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в

результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем

настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на

перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,

вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре

борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за

труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в

соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая

на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного

развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что

является условием социально - экономической сбалансированности. Только так

может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых

рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации

развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой

перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям

в экономике социально - трудовой сферы.

4. Социальные последствия безработицы и политика занятости.

Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна

животрепещущая проблема.

Результаты научных исследований, проведенных в последнее время

документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных,

финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы.

Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись

результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он

имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают

дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения

отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые

устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем

безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в

специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных

случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение

одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий

безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно

объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на

момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами,

которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период,

длительностью безработицы.

Среди эмоциональных последствий безработицы называют низкую самооценку,

депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в

стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное

стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз

печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное

артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось

и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу.

Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и,

следовательно, повысить уровень смертности.

Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением

функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми,

разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи

детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях

работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно-

кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же

психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности,

безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или

косвенно затрагивает.

Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами,

насилием и тюремным заключением. Изучение дел правонарушений показывает,

что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм

можно объяснить отсутствием работы. Влияние безработицы на финансовое

положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на

сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то

приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже

жить на пособие по социальному обеспечению.

Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще

сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что

стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате

чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в

учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого

считает обременительными.

Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных

к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие

безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни

идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под

угрозу свои шансы снова найти работу.

Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень

трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения

новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую

занятость. В государственных службах трудоустройства официально

регистрируется только 12% вакантных рабочих мест. Это лишь усугубляет

стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при

получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как

искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо

легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как

искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы,

возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой

работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь

безработным.

Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными,

поскольку официальная политика государства заключается в сохранении

некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску

работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в

последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может

парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более

уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия

работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как

рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение.

Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных,

которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас

находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте

видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует

усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения

опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу?

2,0% - на местную администрацию;

5,8% - на руководство предприятий;

8,6% - на профсоюзы;

70,6% - только на себя;

13% - ни на кого не надеются.

Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной

инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной

ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу

вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.

А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?

Рассчитывают на:

личные связи - 42,9%;

государственную службу занятости - 26,5%;

объявления - 11,1%;

организацию собственного дела - 7,3%;

коммерческую службу занятости - 6,1%;

обращение к работодателю - 6,1%.

Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего

использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает

взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый

десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.

Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную

плату. Таким образом, отрицательные последствия безработицы не

ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым

трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить

качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и

обеспечить другие права человека на рабочем месте.

Отрицательные последствия безработицы для жителей городских и сельских

районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается

потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной

помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь

одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском

обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от

налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут

ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой

активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А

это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ.

Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с

ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у

безработных с различным образованием (см.таблицу 2,3).

Таблица 2

Состав безработных по образованию.

Таблица 3

[pic]

*Данные представлены в интервальных показателях, включающих результаты

опроса в 5 городах России [Госкомстат].

Более всех ущемлены в материальном достатке безработные, имеющие

начальное образование: среди них более всего респондентов, которым денег не

хватает даже на продукты питания. В то же время в этой группе оказалось

самое большое число богатых безработных, что констатирует сильную

поляризацию безработных с начальным образованием по их материальным

возможностям. Отсутствие образования у безработных как бы обуславливает

“равные возможности” безработного - быть нищим или богатым. Но первое 2 -

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.