реферат скачать
 

Безработица в России: виды, формы, тенденции

Безработица в России: виды, формы, тенденции

Введение.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую

наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы

для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит

серьезную психологическую травму.

Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она

достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением.

Но это мимолетное явление, которое постоянно будет нарушаться из-за

изменений потребностей общества, структуры производства.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от

множества факторов. Поэтому процессы, затрагивающие коренные интересы всех

слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.

Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых

отношений.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для

совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Некоторые из государственных программ, например, программы по

профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их

будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по

безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми

сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на

уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает,

что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к

росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной

государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить

альтернативные варианты решения различных проблем.

Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является

предметом политических дискуссии.

1. Виды и формы безработицы

Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. По

определению Международной организации труда - безработным признается любой,

кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.

По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные

граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах

службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы

приступить к ней.

К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепция

естественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ее

экономических и социальных последствий, определение показателей

безработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы,

включая взаимосвязь безработицы и инфляции.

Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную и

неотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое внимание

уделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видов

безработицы, как правило, служат причина ее возникновения и

продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная,

фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.

Рассмотрим их.

Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями в

размещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров и

услуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. В

результате наниматель не находит нужного ему работника, а работник -

нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но для

выполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционную

безработицу считают той ценой, которую общество должно платить за

поддержание эффективности экономики, за постоянное обновление производства

в угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицы

является ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица -

явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно.

Более сложной является оценка структурной безработицы.

Структурная - безработица, вызываемая крупными структурными изменениями

в экономики, когда общество избавляется от устаревших предприятий,

подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечет исчезновение большого

числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше. Избежать структурной

безработицы невозможно. Она сопровождается ожесточенным сопротивлением

профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места, удлинить сроки коллективных

договоров и т. д. Подобные действия профсоюзов усиливают инерционность

рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших от

структурной безработицы, максимально возможное снижение ее

продолжительности обычно находятся в центре государственной политике

занятости.

Циклическая, как следствие спада производства в переходный период

достигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровень

безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда,

при котором на нем существует примерный баланс между числом свободных

рабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Для

сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы

разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения,

субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периоды

экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может

колебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общий

уровень безработицы.

Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, которая

порождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельности

и функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственные

работы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство и

некоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и даже

целые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев в

году, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В период

напряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертывания

работ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельным

характеристикам соответствует циклической безработице, по другим -

фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателей

сезонной безработицы можно определить с большой степенью точности,

поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, есть

возможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею.

Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица,

которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. В

этом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо он

сохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, а

другую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всем

неполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы.

Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержки

безработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объема

производства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, и

наоборот.

Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующих

государственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:

зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятых

граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в

государственной службе занятости;

скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые на

производстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило,

либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либо

отправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном для

стран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствие

стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного

человека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее место

лишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%.

Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочная

величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе

периодических специальных опросов трудоспособного населения.

Расчет численности безработных.

Безработица измеряется двумя основными показателями:

уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных

полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть

людей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного

представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек

может быть фактически безработным: работать один час в день, не

регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться

безработным.

В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России,

подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы

определяется как отношение официально зарегистрированных в

государственной службе занятости безработных к численности экономически

активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется

службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и

год), знаменатель является показателем, который представляют органы

Государственного комитета по статистике России на основании проводимого

обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.

|продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может |

|свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений, |

|вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее |

|интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании |

|эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и др., |

|поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее. |

|Таблица 1 |

|Особенности расчета показателей численности безработных |

|По методологии МОТ (методике |По Федеральному закону о занятости |

|Госкомстата Российской Федерации от |населения в редакции от 20 апреля 1996г.|

|25 мая 1993г.) | |

|Лица 16 лет и старше, которые в |Трудоспособные граждане, которые: |

|рассматриваемый период: |• не имеют работу и заработка; |

|• не имели работу (доходного |• ищут работу; |

|занятия); | |

|• занимались поиском работы. т.е. | |

|обращались в государственную или | |

|коммерческую службы занятости, | |

|использовали или помещали объявления | |

|в печати, непосредственно обращались | |

|к администрации предприятия | |

|(работодателю), использовали личные | |

|связи и т.д. или предпринимали шаги к| |

|организации собственного дела; | |

|• были готовы приступить к работе; |• готовы приступить к работе; |

| |• зарегистрированы в органах службы |

| |занятости в целях поиска подходящей |

| |работы. |

|• Обучались по направлению службы | |

|занятости; | |

|• учащиеся, студенты, пенсионеры и | |

|инвалиды, занимающиеся поиском работы| |

|и готовые приступить к ней. | |

|В составе безработных выделяются | |

|лица: не занятые трудовой | |

|деятельностью, зарегистрированные в | |

|службе занятости в качестве ищущих | |

|работу, а также признанные | |

|безработными. | |

Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие

“безработный” шире, чем Федеральный закон.

2. Факторы, способствующие безработице в России.

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,

толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением

экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие

следующих факторов:

1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58,

женщин в 53);

2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,

сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

3. условная безработица (непостоянная работа);

4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за

инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения

содержания);

5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными

и опасными условиями труда;

7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,

комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

9. безработица вследствие повышения производительности труда и его

интенсификации;

10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной

перестройки в армии;

11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников,

возвращающихся в РФ из-за рубежа;

12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах

вследствие остановки предприятий;

13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей

обучение по собственному желанию;

15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности

переквалифицироваться и получить иную профессию;

17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за

рубежом;

19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить

работу;

21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций

(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений

в результате взрывов или военных действий);

22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и

утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в

регионы с избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения

армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками

подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в

России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-

элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не

пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса

людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не

оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать

давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на

бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным

миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в

преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди

состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются

безработными.

3. Методы борьбы с безработицей

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения

занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России

исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить

безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно

смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного

обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о

соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства,

поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным

уйдет 2.5% валового национального продукта.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,

направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших

институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в

экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне

и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В

русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде

и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными

правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная

продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,

началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -

страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации

экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими

хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты

населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на

время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его

минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло

реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.