реферат скачать
 

Безработица и инфляция

Безработица и инфляция

Введение

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям

связан с большими трудностями, возникновением многих социально-

экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно

связана с людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых

взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные

механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются

старые проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения -

наша действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую

наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы

для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит

серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема

безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для

совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Некоторые из государственных программ, например, программы по

профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их

будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по

безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми

сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на

уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает,

что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к

росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной

государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить

альтернативные варианты решения различных проблем.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения

людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание

по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого

подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение

договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением

объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка

системы управления и политического устройства общества сопровождается

сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах

государственного управления, в армии. Возникает специфический вид

безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к

использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и

непроизводственной сфер.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от

множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности,

ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и

производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы,

затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости,

обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная

политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании

сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в

программах экономических преобразований.

I Рынок труда и его структура

Структура и сущность рынка труда

Функционально - организационная структура рынка труда включает в

себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы

государственной политики в области занятости и безработицы; систему

подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки

безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда;

правовое регулирование занятости.

На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой

сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую

силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или

отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и

каких работников им требуется.

На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую

силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на

рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу

приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным

параметрам.

На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее

способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с

тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию

жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным

результатом.

Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная

система управления, при которой государство как собственник основных

средств производства централизованно планировало необходимое для полной

занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые

ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.

Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может

существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности

экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество

даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не

считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от

государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли

людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или

нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном

подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что

исключает экономическую и социальную независимость человека. Это

обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими

массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более

того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей

силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству

экономику тоже называется рынком труда.

На рынке труда реализуется возможность:

. свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощеряемого

приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации

творческих замыслов и т. д.);

. найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства,

защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда,

его оплаты;

. независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых

ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными

группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой

деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно

доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских

товаров культурных и духовных ценностей;

. свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении

приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом

гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум,

и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему,

основанную на прогрессивной шкале.

В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы,

постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед.

Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных

эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических

элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной

культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие

общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений

собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в

обществе, его главное содержание.

Рабочая сила представляет собой товар особого рода,

производственные созидательные качества которого целиком определяют

эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных

товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и

организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда

образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее

квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов

жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития

экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее

потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в

развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и

государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и

жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на

рынке труда.

Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в

первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в

развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве

и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее

потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально -

экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую

основу развития народного хозяйства и всего общества.

Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и

поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый

по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из

ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой

страны.

Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение

профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного

населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства

нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально

прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе,

скользящем графике рабочего дня и т.п.

При переходе к рыночной модели экономического развития одна из

наиболее сложных проблем - формирование рынка труда.

С целью моделирования собственного рынка труда необходимо

рассмотреть модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков,

непосредственно относящихся к рынку труда. Исследования его

функционирования в отрыве от других рынков не позволяет выявить все

возможные рычаги его регулирования, так как необходимо вести учет

взаимодействия всех его взаимосвязанных элементов.

Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного

хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и

капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов

(производственная сфера, включающая отрасли материального производства без

торговли, сфера услуг, бюджетная сфера - наука, культура, образование).

В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок

труда - это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым

населением, а спрос на труд - с вакантными рабочими местами. Подобное

смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся

ситуации в области занятости и переспектив становления рынка труда в

России.

В соответствии с современной экономической теорией существование и

функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд

взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:

. большое количество независимых субъектов, представляющих сторону спроса и

сторону предложения на рынке труда;

. рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

. экономическая свобода, или свобода выбора для субъектов на рынке труда;

. высокая степень потенциальной мобильности субъектов на рынке труда;

. общая рыночная (конкурентная) среда в экономике.

Становление рынка труда в России происходит не только в результате

усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь

перехода к рыночной экономике.

Из - за низкой материальной обеспеченности россиян и, в

особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной

напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные

потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.

Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки

зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о

трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.

В каждой стране складывается свой естественный уровень

безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой

коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.

Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах

5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне

приемлима, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-

экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая

может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране.

Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может

рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни

общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в

том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы

конкретных действий.

В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса

безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а

потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер

государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное

внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к

социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не

учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в

весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.

Уровень безработицы достигнутый в 1993-1994 годах, заведомо

гарантирует, что кризис занятости будет продолжаться в течении по меньшей

мере нескольких последующих лет. И безработица, точнее ее резкий рост,

запустит в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения

деловой активности. Одной из глубинных “самовоспроизводящихся” причин роста

безработицы станет, например, резко нарастающая в последнее время социально

- экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста

безработицы будет усугублятся и которая перераспределит национальный доход

в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного

спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного

производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет

способствовать дальнейшей стагнации производства - и следовательно,

безработице.

Оценку влияния резких макроструктурных сдвигов на динамику

занятости следует измерять по отношению к так называемому естественному

уровню безработицы, то есть к той норме безработицы, которая

устанавливается в равновесном состоянии данной экономической системы, когда

фактическая инфляция совпадает с ожидаемой. Такая свободная от

инфляционного давления норма безработицы для России сегодня оценивается

специалистами в 3 - 3,5 % трудовых ресурсов.

Следует отметить, что в промышленно развитых странах этот

показатель существенно (как правило, вдвое) выше. Не вдаваясь в

подробности, назовем основные причины такого различия: в странах Запада

выше стоимость рабочей силы, более высокое соотношение уровня дохода и

производительности труда, существенно более развитые институты рынка труда.

Все это позволяет экономике сравнительно безболезненно переносить

естественный для нее уровень безработицы, который в нынешней российской

ситуации был бы был непомерно высок.

Главной особенностью процессов на российском рынке труда в последние

два года стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных

колоссальному спаду производства. Объяснение этому находится в том, что

спад производства более выразился в резком снижении производительности

труда, чем в росте открытой безработицы.

С другой стороны, большая армия “частично” безработных, длительное

время находящихся под угрозой увольнения, являющаяся еще одной из

характерных черт российского рынка труда, дает объяснение его неадекватной

реакции на спад производства.

Анализируя особенности процессов на российском рынке труда нельзя не

упомянуть о таком феномене, как невыплаты зарплаты. Они достигли к концу

1994 года 4,5 - 5 трлн.руб. “Переведя” их (через среднюю зарплату) в

численность работающих, но не получающих вознаграждение за свой труд, можно

определить, что этим охвачено порядка 1,5 млн. человек, которые хотя и

работали, но не получили подтверждение этому выплатой зарплаты, и поэтому

могут быть отнесены к категории безработных.

|Динамика и структура безработицы в России |1992 г |1993 г | 1994 г |

|Безработные, всего | | | |

|млн.человек |3,6 |4,1 |5,1 |

|в % к экономически активному населению |4,8 |5,5 |6,8 |

|Из них имеют официальный статус | | | |

|безработного | | | |

|млн.человек |0,6 |0,8 |1,5 |

|в % к экономически активному населению |0,8 |1,1 |2,0 |

|Лица, работающие в режиме неполной рабочей| | | |

|недели, или находящиеся в административных| | | |

|отпусках | | | |

|млн.человек |1,7 |4,0 |4,8 |

|в % к экономически активному населению |2,2 |5,3 |6,4 |

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.