реферат скачать
 

Безработица и ее типы. Особенности современной безработицы

ряд существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая

безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода

постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное

оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию

безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая

к глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде

всего за счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных

работ или другие механизмы парирования наиболее жестких последствий

безработицы. Однако циклическая безработица, связанная с устойчивой

тенденцией к спаду экономики, является главной формой безработицы в

переходной экономике.

Фактически такая стабильная безработица может быть названа скорее

застойной, нежели циклической.

Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного

общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы

переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом

приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения

своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет

собственной активности. Такая безработица включает работников,

потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее.

Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует

прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам

не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по

принудительному устройству так называемых “бомжей” не привели к

переориентации этой категории населения.

Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами

производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды

времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих

отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие

уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых

характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и

занятости), относятся прежде всего сельское хозяйство и

строительство.

Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной

экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования

ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия

не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим

рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо

отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких

работников нельзя назвать безработными, однако фактически они

являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже

не безработицей, а неэффективной занятостью.

Таким образом безработица является характерной чертой рыночной

экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей

рыночного хозяйства. В то же время понятие “полная занятость” не означает

полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и

структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень

безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и

структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной

занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна

нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным

уровнем безработицы. О нем речь пойдет ниже.

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗРАБОТИЦЫ.

В экономической теории используется два показателя, которые могут

охарактеризовать картину экономической нестабильности на рынке труда -

это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов

безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к

совокупной рабочей силе:

Число безработных

Уровень безработицы = -------------------------------------

100

Совокупная рабочая сила

С определенными оговорками можно полагать, что совокупную рабочую

силу представляет собой все самодеятельное население страны. Это

последнее представляет собой разность между общей численностью

населения и той его частью, которая еже или уже не работает по

возрасту или по болезни. В числителе этого отношения обычно

принимают во внимание число безработных, которые зарегистрированы

официально. Разумеется, в периоды кризисов и депрессии уровень

безработицы возрастает, в периоды подъема и бума – сокращается.

Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом

времени перерыва в работе.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ.

Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь

общества противоречиво.

В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать

следующие: Во-первых, безработица выступает как условие роста

производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора,

было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует

дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала.

Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда

тех, кто пока занят в производстве.

В то же время безработица порождает тяжелейшие отрицательные

социально-экономические последствия.

1. Незанятая рабочая сила означает недоиспользование

экономического потенциала общества, прямые экономические потери,

являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и

соответственно занятости).

Естественный уровень безработицы – это такая ситуация на рынке

труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают. К

естественной безработице относятся фрикционная и структурная, т. е.

нечто неизбежное, объективно обусловленное. Все другие виды

безработицы можно рассматривать как прямое недоиспользование трудовых

ресурсов.

Естественный уровень безработицы позволяет определить

потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального

продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня

занятости. Фактический уровень ВНП, как правило, ниже его

потенциального уровня, а фактический уровень безработицы выше

естественного уровня безработицы. В этих условиях возникает

необходимость определить, какую часть ВНП общество недополучает

вследствие превышения естественного уровня безработицы. Американский

экономист Артур Оукен (1928 –1980) сформулировал закон, согласно

которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП

существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение

безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост

реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра

2,0 – коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы

в данном году равен 4%, а фактический ее уровень – 7%, то разница

составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% 2,0

= 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. руб., то общество

недополучило в данном году 6% от 200 трлн. руб., т. е. 12 трлн.

руб., а потенциальный ВНП в данной стране в данном году составил

бы 212 трлн. руб.

2. Безработица сковывает требования профсоюзов о повышении

заработной платы, как бы срабатывает в пользу требований союзов

предпринимателей.

3. При длительной безработице работник теряет квалификацию, а

получение новой квалификации и адаптация к новым условиям часто

протекают для него болезненно.

4. Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого

уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной

платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает

покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у

населения.

5. Сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую

психологическую травму, сравнимую с самыми неприятными

обстоятельствами (смерть близких, тюремное заключение и т. п.).

Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.

2.Особенности современной безработицы.*

После того как в 4-ом кв. 1993г. Уровень безработицы достиг

циклического максимума, главной тенденцией на рынке труда стран

ОЭСР стало более полное использование рабочей силы. В 1999- начале

2000г. это выразилось в увеличении дополнительных рабочих мест и

ускорении темпов сокращения безработицы.

Создание дополнительных рабочих мест наряду со стабилизацией темпов

прироста экономически активного населения (0.8% в 1998 и 1999 гг.) привело

к тому, что уровень безработицы в странах ОЭСР сократился на 0.3

процентного пункта,составив в среднем за год 6.8% рабочей силы - самый

низкий показатель за 90-е годы (см. табл. ). Снижение удельного веса лиц,

не имеющих работы, в США (с 4.5% в 1998 г. до 4.2% в 1999 г.) и 15

государствах ЕС (соответственно с 9.9% до 9.2%) произошло на фоне

существенного роста этого показателя в ряде азиатских стран. В частности, в

Японии безработица увеличилась с 4.1 до 4.7% рабочей силы, в Южной Корее -

с 6.8 до 7.6%. Начиная с 1998 г. впервые в японской послевоенной истории

норма безработицы среди мужчин стала превышать соответствующий показатель

для женщин.

Оздоровление ситуации на рынках труда стран ЕС в послекризисный период

(пик безработицы-11.1% экономически активного населения ~ пришелся на 1994

г.) объясняется в первую очередь влиянием уже достаточно длительного, хотя

и неравномерного подъема. В то же время в сферу занятости вовлекаются

преимущественно те, кто недавно потерял работу и, следовательно, не утратил

трудовых навыков и обладает достаточной квалификацией. Аутсайдеры рынка

труда - лица с низкими профессионально-квалификационными характеристиками,

среди которых много молодежи и людей старших возрастов.

Об этом говорит практически не меняющаяся доля длительно безработных (свыше

6 месяцев) на протяжении всей второй половины 90-х годов. В странах ЕС она

составила в 1999 г. 65%, причем не имели работы более года 48% официально

зарегистрированных безработных.

* [По данным журнала «Мировая экономика и международные

отношения» №8 август 2000г. ]

Таблица. Безработица в странах ОЭСР (% к экономически

активному населению)

| |В среднем за |1997 |1998г.|1999г. |

| |1986-1995гг. |г. | | |

|Всего ОЭСР |7.0 |7.2 |7.1 |6.8 |

|в том числе| | | | |

|США |6.2 |4.9 |4.5 |4.2 |

|Канада |9.5 |9.2 |8.3 |7.6 |

|Япония |2.6 |3.4 |4.1 |4.7 |

|Мексика |3.8 |3.7 |3.2 |3.2 |

|Западная |9.5 |10.3 |9.7 |9.2 |

|Европа | | | | |

|ЕС |9.9 |11.2 |10.5 |10.0 |

|Германия |8.0 |9.9 |9.4 |9.1 |

|Франция |10.6 |11.4 |11.8 |11.0 |

|Великобрита|8.8 |6.9 |6.2 |5.9 |

|ния | | | | |

|Италия |10.3 |12.3 |11.9 |11.1 |

|Испания |19.7 |20.8 |17.4 |15.8 |

|Нидерланды |6.9 |5.5 |4.2 |3.1 |

|Швеция |4.5 |9.9 |8.3 |7.0 |

|Чехия | |4.8 |6.5 |9.0 |

Показатель длительной безработицы среди мужчин выше, чем у женщин, и это

несмотря на то, что в 1999 г. уровень безработицы среди женщин в странах

ОЭСР в целом был почти на 1/5 выше, чем у мужского населения

(соответственно 6.3 и 7.3%). Женщины несколько чаще, чем мужчины, при

невозможности найти работу перестают регистрироваться на бирже труда,

отсюда и более низкий уровень их длительной безработицы.

Одной из острых структурных проблем рынка труда остается неравномерность

уровня безработицы среди отдельных возрастных групп и прежде всего массовая

безработица среди молодежи. В минувшем году в странах ОЭСР не имели работы

13% молодых людей до 24 лет. Продолжается падение удельного веса работающих

молодых людей (с 53% в начале 90-х годов до 45% в минувшем году), что лишь

отчасти можно объяснить увеличением числа учащихся.

Решению проблемы мешает высокая концентрация безработной молодежи в

семьях с низким уровнем дохода. 1/5 молодых безработных живет в семьях, где

все взрослые, не имея постоянной работы, не могут обеспечить своим детям

хороших стартовых условий. Наряду с высоким отсевом из школ и недостатками

в системе образования это становится одной из причин низкой

конкурентоспособности данной категории молодежи на рынке труда. Среднее

образование еще не гарантирует получения работы. По данным межстранового

обследования грамотности взрослого населения, примерно 25% молодых людей

покидают средние учебные заведения без какого-либо сертификата об

образовании или профессиональной подготовке.

* [По данным журнала «Мировая экономика и международные отношения»

№8 август 2000г. ]

Несмотря на нерешенность многих болезненных структурных проблем

безработицы, в 1999 году наметилась тенденция к сокращению расходов

государства на политику занятости. Она включает профессиональную

переподготовку безработных, субсидирование дополнительных рабочих мест в

государственном и частном секторах, поддержку занятости среди групп,

находящихся в особо невыгодном положении на рынке труда, в первую очередь

молодежи и инвалидов. Доля этих расходов снизилась по сравнению с 1994 г. в

Германии с 3.7 до 3.5% ВВП, Норвегии -с 2.4 до 1.4, в Швеции - с 5.55 до

3.9, в Испании - с 3.2 до 2.3%. США, которые традиционно направляли гораздо

меньше средств на проведение политики занятости (в том числе из-за более

низкой безработицы), снизили соответствующие расходы за тот же период с 0.5

до 0.4% ВВП.

Одновременно в арсенале средств государственного регулирования все большую

роль начинают играть так называемые программы активизации. Их цель -

интенсифицировать поиск безработным нового места работы. Это означает, с

одной стороны, давление на безработного с помощью экономических рычагов, с

другой - экономическое поощрение тех. кто быстро находит новую работу. На

это направлена реформа системы страхования по безработице, в частности

усиление страхового принципа, в результате которого отсекаются лица с

коротким сроком выплат, а также те, кто неоднократно терял работу.

В конце 90-х годов правящим кругам промышленно развитых стран пришлось

пересмотреть свое отношение к такой важной составляющей политики занятости,

как увеличение гибкости рынка труда, под которой подразумевалась в том

числе либерализация трудового законодательства. Последней было отведено

одно из центральных мест в документе "Исследование рабочих мест", принятом

странами ОЭСР в 1994 г. в качестве программы действий на рынке труда.

Однако серьезная либерализация законодательства в данной сфере так и не

была осуществлена. Более того, многие страны ужесточили его, например в

том, что касается массовых увольнений. Ныне в большинстве европейских стран

действуют более длительные сроки извещений о предстоящем увольнении,

обязательное согласование с профсоюзным, либо рабочим комитетом.

Единственный раздел законов о труде, в который внесены существенные

поправки либерального толка, касается срочных контрактов и деятельности

агентств по предоставлению временных работников.

По группе промышленно развитых государств в целом в конце 90-х годов по

сравнению с предыдущим десятилетием в 12 странах общий уровень "строгости"

трудового законодательства даже повысился и лишь в 9 странах оказался более

либеральным. Строгий контроль за действиями работодателя в сфере найма и

увольнений действует в странах Южной Европы, а самые либеральные нормы

существуют в англоговорящих государствах.

* [По данным журнала «Мировая экономика и международные

отношения» №8 август 2000г. ]

Гораздо более важно то, что там. где либерализация трудового

законодательства была проведена, это не оказало сколько-нибудь

существенного влияния на уровень безработицы. По расчетам экспертов ОЭСР,

"строгое" законодательство оказывает незначительное воздействие на

структуру безработицы, несколько уменьшая ее уровень у мужчин основного

трудоспособного возраста и увеличивая у женщин и молодежи. Не нашло своего

подтверждения широко распространенное мнение что "строгость"

законодательства способствует увеличению численности самозанятых. В то же

время в тех странах, где существуют серьезные ограничения в правах

работодателей набирать и увольнять рабочую силу, ниже оборот рабочих мест и

соответственно меньше вероятность получения нового места безработным.

C 1997-2000 года в государственную молодежную политику внесены

существенные коррективы. Приоритетным направлением стало улучшение системы

среднего и начального профессионального образования. Эффективность системы

ученичества как главного средства вовлечения молодых людей в трудовую

карьеру, получившей наибольшее развитие п Германии, побудила ряд стран, в

частности Австралию, Канаду и Испанию, использовать германский опыт.

Реформа средней школы в Норвегии и Швеции соединяет профессиональное и

академическое образование с тем, чтобы молодые люди могли либо получить

работу по специальности, либо продолжить учебу в высших учебных заведениях.

Одновременно в большинстве стран продолжаются начатые во второй половине 90-

х годов усилия по созданию единой системы национальных профессионально-

квалификационных стандартов. К разработке перспективных программ спроса на

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.