реферат скачать
 

Безработица

Скрытая безработица - это феномен отечественной экономической мысли,

западные исследователи о ней ничего не говорят, хотя вплотную подходят к

ней, обсуждая возможность снижения заработной платы вместо увольнения,

скрытая безработица в качественном плане отражает ту часть занятых, которая

стала излишней в связи со спадом производства. Это достаточно мобильная

часть, которая в случае изменения конъюнктуры рынка, финансового или

нормативно-правового состояния предприятий, а также по собственному желанию

работников может быть либо высвобождена, либо эффективно занята.

Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а

неэффективной занятостью.

Кроме того, существует добровольная безработица – это люди, которым

лучше не работать, чем получать предлагаемую заработную плату, а также

вынужденная – такая безработица, которая возникает в условиях фиксированной

зарплаты.

Наряду с вышеперечисленными, существуют также сезонная,

технологическая, региональная, застойная, молодёжная безработица и

другие виды безработицы.

2. Теоретические подходы к анализу безработицы

В западной экономической литературе причины безработицы исследуются

преимущественно на основе чисто экономического подхода. При этом

безработица рассматривается как макроэкономическая проблема недостаточно

полного использования совокупной рабочей силы. Часто причины безработицы

объясняются несбалансированностью рынка труда или неблагоприятными

изменениями на этом рынке.

Наибольшее распространение в западной экономической науке получили

классическая и кейнсианская теории безработицы.

Классическая теория занятости, (А. Смит, Д. Рикардо, а также Дж.Милль,

А Маршалл), строится на убеждении в том, что рынок обладает достаточными

способностями для эффективной координации всех процессов, происходящих в

области занятости, в обеспечении полного использования ресурсов труда,

которые имеются в обществе. По мнению классиков, причина безработицы в

слишком высокой заработной плате, что порождает избыток предложения труда.

Это результат определенных требований самих наемных работников. Свободная

игра рыночных сил — спроса, предложения, заработной платы — обеспечит

необходимую координацию в сфере занятости. Экономисты-классики утверждали,

что ставки заработной платы должны и будут снижаться. Общее уменьшение

спроса на продукцию выразится в снижении спроса на труд и другие ресурсы.

При сохранении ставок заработной платы это моментально приведет к появлению

излишков рабочей силы, т.е. вызовет безработицу. Однако, не желая нанимать

всех рабочих по первоначальным ставкам заработной платы, производители

считают выгодным нанимать этих рабочих по более низким ставкам заработной

платы. Спрос на труд падает, и рабочие, которые не смогут наняться по

старым, более высоким ставкам, должны будут согласиться на работу по новым,

более низким ставкам. Если существует избыточное предложение труда, то

снижение заработной платы должно уменьшить его, но, в то же время, поднять

спрос на труд. Если же заработная плата в этой ситуации не снижается, этому

препятствуют сами работники, их профсоюзы, то тем самым они "добровольно"

соглашаются на существование какого-то количества безработных.

Будут ли рабочие охотно соглашаться работать по пониженным ставкам? По

мнению экономистов-классиков, конкуренция со стороны безработных вынуждает

их к этому. Конкурируя за свободные рабочие места, безработные будут

способствовать снижению ставок заработной платы до тех пор, пока эти ставки

не будут столь низкими, что предпринимателям представится выгодным нанимать

всех имеющихся рабочих. Поэтому экономисты-классики пришли к выводу, что

вынужденная безработица невозможна. Любой желающий работать по определяемой

рынком ставке заработной платы может легко найти работу.

Кейнсианская теория занятости сформировалась в основном в 30-х годах XX

века. Она связывается с именем английского экономиста Дж М Кейнса, наиболее

выдающегося исследователя в области макроэкономики. Кейнс является

родоначальником современной теории занятости. В 1936 г в своей работе

"Общая теория занятости, процента и денег" он предложил принципиально новое

объяснение безработицы. Кейнсианская теория занятости резко отличается от

классического подхода. Жесткий вывод этой теории состоит в том, что при

капитализме не существует никакого механизма, гарантирующего полную

занятость. Полная занятость скорее случайна, а не закономерна.

Классики не видели в безработице сколь-нибудь серьезной проблемы.

Однако реально происходящие события все меньше соответствовали классическим

постулатам. Массовый взрыв безработицы произошел в начале 30-х годов в

период "Великой депрессии".

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно

доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный

характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению

Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого,

микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос

о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в

целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с

объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е.

безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал

также что, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого

характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.

Излагая свои взгляды, Дж.Кейнс опровергает теорию А.Пигу и показывает,

что безработица присуща рыночной экономике и вытекает из самих ее законов.

В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии

равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы.

Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от

величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как

полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная

плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на

труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной

заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при

повышении цен рабочие смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В

результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени

зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд

определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и

услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он

определяется прежде всего предельной склонностью к потреблению, которая

падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в

точке, расположенной ниже уровня полной занятости.

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется

таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между

увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор

занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к

увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с

инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли,

производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту

спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит

прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными

инвестициями.

Занятость по Кейнсу — это функция объема национального производства

(дохода), доли потребления и сбережения. Поэтому для обеспечения полной

занятости необходимо поддерживать определенную пропорциональность между:

а) затратами на создание ВНП и его объемом;

б) сбережениями и инвестициями.

Если затраты на производство ВНП недостаточны для обеспечения полной

занятости, в обществе возникает безработица. Если они превышаю необходимые

размеры, возникает инфляция.

В кейнсианской концепции делается два важных вывода:

. гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной

платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже

если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению

безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен

падают ожидания владельцев капитала относительно будущих

прибылей;

. для повышения уровня занятости, а обществе необходимо активное

вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии

поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от

безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся

главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя

налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на

совокупный спрос и на уровень безработицы.

3. Динамика и структура мировой безработицы

В последние годы на мировом рынке труда сложилась следующая ситуация с

безработицей. Экономический подъем в большинстве развитых государств в

2000 г. дальнейшее улучшение ситуации с занятостью. В США среднегодовой

уровень безработицы понизился до 4 % численности рабочей силы по сравнению

с 4,2% в 1999 г. и являлся минимальным с 1969 г. Коэффициент загрузки

производственных мощностей достиг 82,1%. Безработица в Великобритании

сократилась до минимального с 1975 г. уровня 3,7% численности рабочей силы.

Уменьшился до 9,6% уровень безработицы в Германии и до 9,7% во Франции. Тем

не менее, безработица в странах западной Европы оставалась значительно

более высокой, чем в США, что отражало различия в системах регулирования

трудовых и социальных отношений. В Японии уровень безработицы не изменился

и оставался равным 4,7% численности рабочей силы. Это объяснялось

сокращением занятости на малых предприятиях, а также уменьшением темпов

роста и последующим сокращением внутреннего спроса во втором и третьем

кварталах 2000 г.

Безработица в Южной Корее в среднем за год сократилась по сравнению с 1999

г. Однако к концу года вновь наметился ее рост, который, по всей

вероятности, будет продолжаться в связи с реструктуризацией крупных

конгломератов. Данные по безработице представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень безработицы в ведущих в экономическом отношении странах

мира, в % от численности рабочей силы.

|Страны |1996 г. |1997 г. |1998 г. |1999 г. |2000 г. |

|США |5,4 |5,0 |4,5 |4,2 |4,0 |

|Япония |3,4 |3,4 |4,1 |4,7 |4,7 |

|Германия |10,4 |11,5 |11,0 |10,5 |9,6 |

|Франция |12,3 |12,5 |11,9 |11,2 |9,7 |

|Италия |11,7 |11,7 |11,8 |11,4 |10,6 |

|Великобритани|7,2 |5,5 |4,7 |4,3 |3,7 |

|я | | | | | |

|Канада |9,6 |9,1 |8,3 |7,6 |6,8 |

Процесс рассасывания безработицы, который наблюдался в странах с

развитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный”

характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов

экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее

квалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных среди

менеджеров и специалистов снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим

годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на

18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4%,

квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%.

Возможность трудоустройства для лиц с низким уровнем образования и

профессиональной подготовки даже в условиях экономического подъема остается

весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники

составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой,

несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает

увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеет

работы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономически

активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994 г. - 6,6%.

Несмотря на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди

до 24 лет по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в

Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда

следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в

отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом

развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями

государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в

Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий

показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).

Сохранение высокой безработицы, особенно среди отдельных групп

населения (длительно безработные, молодежь) вынуждает правительства

промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на

рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на

проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании - с1,6

до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании -

с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в

Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь

страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли

позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего

за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля

финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с

0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.

В подавляющем большинстве промышленно развитых стран основные усилия

направлялись на осуществление программ переподготовки и переквалификации

безработных. Они составляют в среднем 30-60% всех расходов на проведение

активных мероприятий на рынке труда. На второе место вышли расходы на

поддержание занятости среди молодежи. И, наконец, в отдельных странах

(Нидерланды, Люксембург, Германия) значительных размеров достигает

финансирование программ помощи в трудоустройстве инвалидов.

Имеющиеся прогнозы свидетельствуют о том, что в ближайшие годы возможно

лишь незначительное улучшение на рынке труда. Замедление темпов роста

занятости до 1,1% при сохранении стабильных темпов роста экономически

активного населения (0,9%) позволит снизить уровень безработицы не более

чем на 0,2%. Таким образом, проблема недоиспользования трудовых ресурсов в

промышленно развитых странах сохранит свою остроту.

Что касается стран Центральной Восточной Европы, то здесь складывается

следующая ситуация. В связи с падением производства в странах ЦВЕ

сократилась численность занятого в народном хозяйстве населения. Если в 80-

ых годах во всех странах ЦВЕ она возросла на 5 % (в Словении на 16%), то в

90-ые годы снизилась на 13% (в Венгрии и Болгарии почти на 30%). Обобщенные

сведения о динамике численности занятых в странах ЦВЕ приводятся в таблице

2.

Таблица 2.

Динамика численности занятых в странах ЦВЕ в 1989 – 1999 годы (1989

год=100%).

|Болгария |1,8 |12,8 |11,1 |12,5 |13,7 |12,2 |16,0 |

|Венгрия |1,7 |10,9 |10,4 |10,5 |10,4 |9,1 |9,6 |

|Польша |6,5 |16,0 |14,9 |13,2 |10,3 |10,4 |13,0 |

|Румыния |1,3 |10,9 |9,5 |6,6 |8,8 |10,3 |11,5 |

|Словакия |1,6 |14,8 |13,1 |12,8 |12,5 |15,6 |19,2 |

|Словения |- |14,2 |14,5 |14,4 |14,8 |14,6 |13,0 |

|Хорватия |- |17,3 |17,6 |15,9 |17,6 |18,6 |20,8 |

|Чехия |0,7 |3,2 |2,9 |3,5 |5,2 |7,5 |9,4 |

|Югославия |- |23,9 |24,7 |26,1 |25,6 |27,2 |27,4 |

|Все страны |- |13,6 |12,5 |11,7 |11,9 |12,6 |14,6 |

|ЦВЕ | | | | | | | |

Таким образом, проанализировав развитие уровня безработицы в странах

ЦВЕ можно сделать вывод о том, что при создавшемся положении безработицы

необходимо противодействовать нарастающей ее волне и в связи с этим уже

сейчас принимаются решительные меры. Так, правительства Польши, Словакии,

Болгарии и ряда других стран развернули деятельность, направленную на

разработку программы создания новых рабочих мест. Например, Министерство

народного образования Польши подготавливает реформу профессионального

обучения, осуществление которой должно начаться в 2002 году. В конечном

итоге меры, применяемые в настоящее время с различной степенью успеха

странами ЦВЕ по снижению инфляции, условиям дешевых кредитов, снижению

наивысшей налоговой ставки, принятию более гибкого трудового

законодательства и резкому повышению расходов на образование, приведут к

решению такой социально значимой проблемы как безработица.

Заключение

Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической

безопасности выступает уровень безработицы. Возникновение безработицы в

России связано с развитием рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда.

В качестве материальной предпосылки безработицы выступают спад производства

и структурные преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются

по ряду критериев: регистрация безработных в службе занятости; не занятость

и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии

МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса

занятости (в случае отпусков и неполного рабочего дня по инициативе

нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с

помощью обследования, а количеством безработных, зарегистрированных

государственной службой занятости. Опыт прибалтийских стран

свидетельствует, что такое прямое измерение приводит к недооценке

действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по

безработице, а также малого шанса получить статус безработного люди не

спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью

социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы к поиску

нового рабочего места, и увеличивает продолжительность безработицы, то в

России нищенские пособия способствуют сохранению невысокого официального

уровня безработицы. Таким образом, низкий уровень безработицы в большей

мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно

низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки

безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства,

предложением, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест, которое

сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или

иная проблема занятости, тем выше вероятность использования прямого

административного воздействия. Поскольку решение вопроса о наличии

избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным,

именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции

регулирования экономических отношений занятости в России. Эта концепция

должна включать:

- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду,

содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная

политика, разгосударствление и приватизация, создание

благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению

качественных характеристик человеческого капитала;

- государственную политику занятости, воздействующую на формы,

структуру, уровень занятости и безработицы административными,

правовыми, финансово-кредитными методами;

- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации

действий кадровых служб предприятий в направление создания

внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными

центрами занятости;

- регулирование отношений занятости с помощью общественных

организаций субъектов этих отношений.

Главными стратегическими целями регулирования занятости в России должны

быть не поддержание и стимулирование общего уровня занятости населения в

народном хозяйстве на базе его неизменной структуры (либо сокращение уровня

официальной безработицы), а повышение экономической и социальной

эффективности занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание

условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование

экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень

избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых

работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению

подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие

работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости

населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет.

Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые

инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения

уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия.

Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий,

внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их

сотрудников, а также об организации обучения и подготовки работников для

таких кадровых служб.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы

совершенствования государственной статистики в области занятости населения,

формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие

статистической информации по вопросам использования рабочей силы на

негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на

них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий

и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости

населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем

безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же

время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы

на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения

рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и

т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить,

как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой

структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности

населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного

населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка

труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной

перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Список использованной литературы

1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда: Учеб. Для вузов по

экон.спец./ВЭФЭИ – М,:ЮНИТИ, 1999.

2. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход:

Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.: Изд-во «Дело», 1996.

3. Дорнбуш Рудигер, Фишер Стенли Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. –

М.: Изд-во МГУ: ИНФРА – М, 1997.

4. Тодаро Микаель П. Экономическое развитие: Учебник для экономических

вузов: Пер. с англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 1997.

5. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе:

Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ./Под ред.

Н.Барра. – М.:ИКЦ «ДИС», 1997.

6. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. –

М.:ИНЦ «ДИС», 1997.

7. Павлов В. Чем измеряется безработица // Финансы.Учет.Аудит. – 2001.

-№4

8. Новиков М.М. Через рыночный механизм занятости – к высшей

производительности труда (Аналитический взгляд на рыночные

преобразования в экономике) // Бухгалтерский учет и анализ. – 2001. -

№5

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.