реферат скачать
 

Безработица

будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим

потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в

экономике России не сопровождаются массовым высвобождением работников и

устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников

были уволены по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию).

Вместе с тем получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при

которой трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что

сказывается на эффективности производства и уровне производительности

труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным

пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания

эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо

определять по двум критериям:

. финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного

государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из

бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают

финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2%

фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит

примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной

безработицы достиг 3,4%);

. социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог

естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной

и фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью

государственной политики занятости, реализуемой федеральными и

региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально

признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный результат

особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально

допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-

экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных

звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка

рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент

эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся

рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо

для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-

демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать

по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при

одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства

двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения

имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут

быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить

предприятия текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и

другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство

предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах,

примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в

столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной

промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях

текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует

оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и

предоставлять льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном

регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного

населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной

активностью и привлекательностью территории, характером поддержки

предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта

поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами

структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,

обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению

временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем

региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости

населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином

предприятии, особенно если оно является градообразующим.

В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения

эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния

россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения

рабочих мест Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин 23 мая 1996 г.

утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на

1996 - 2000 гг., обязал Правительство Российской Федерации в двухмесячный

срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации

Программы, возложить на Министерство труда Российской Федерации общее

организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением

реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной

экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ и

рекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации

разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации

Программы.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-

2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской

Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,

связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-

экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,

принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном

уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и

материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в

предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда

к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в

использовании элементов государственного регулирования, которое

предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой

сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения

рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими

мерами по предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры

занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически

эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

. обеспечение правовых, экономических и организационных условий для

создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в

различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

. регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение

конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

. формирование эффективной структуры занятости населения; повышение

качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий

для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности

населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых

отношений в сфере занятости населения;

. предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие

системы общественных работ.

Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в

течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997

гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить

следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и

сохранении перспективных рабочих мест

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых

и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на

формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных

мощностей

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе

общественных работ

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области

создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для

неконкурентоспособных граждан

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг.

федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения

следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на

создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости

населения

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда

средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в

полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на

сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий

для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное

обучение, переподготовку и профориентацию и др.

В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано и

сохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу,

текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФ

составили почти 481 млрд. руб.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в

фондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом

сложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицы

определять кризисные территории - республики, края, области и автономии, а

в каждом из них - города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и

группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими

критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного

превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам

ФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27

регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской

области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в

которых превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская,

Псковская, Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия.

Именно эти регионы следует квалифицировать как кризисные, присвоив их

программам содействия занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной

политики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в

соответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был

рассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.

Заключение.

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при

стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими

и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,

направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их

влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом

необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из

необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих

развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,

поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости,

зависят непосредственно от человека (численность населения, его

половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской

местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной

занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего

динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В

этой связи следует выделить два блока проблем:

. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,

создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по

развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и

организаций в рабочей силе;

. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей

получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг,

проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий,

дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-

демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и

пенсионеров.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках

труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки

кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать

внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном

образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от

влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между

формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры,

практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или

иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую

очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что

конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом

будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности

федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и

анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,

учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и

созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует

шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на

периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт

Германии), что позволит устранить определенные противоречия между

формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом

потребностей производства.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или

иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное

перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения

кадров), тем выше вероятность использования прямого административного

воздействия.

В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных,

в частности, с формированием оптимальной региональной производственной

специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная

политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала,

основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и

внешнеэкономических мероприятий.

Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г.,

показывает, что ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на

занятость населения. С одной стороны, прекращение покрытия бюджетного

дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение

нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в

том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить

высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит

социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны,

проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени

для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более

интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть

использованы для инвестиций в производство, его расширение и

реконструкцию, создание новых рабочих мест.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы

совершенствования государственной статистики в области занятости населения,

формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие

статистической информации по вопросам использования рабочей силы на

негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на

них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий

и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости

населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем

безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же

время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы

на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения

рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и

т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить,

как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой

структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности

населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного

населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка

труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития многоукладной экономики,

структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной

политики.

Список литературы:

Бестужев И.В. Безработица? Не может быть - М. Знание 1992

Бузгалин А.В. Переходная экономика - М. Таурус 1994

Дикаpева А.А. Социология труда - M. Высшая школа 1989

Корнаи Я. Дефицит - М. Наука 1990

Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы - М.

Экономика 1990

Руденко Г.Г. Служба занятости и ее функции - М. РЭА 1992

Хейне П. Экономический образ мышления - М. Новости 1991

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.