реферат скачать
 

Безработица

граждан, для которых даже мизерное пособие по безработице нередко является

единственной формой денежных поступлений в семейный бюджет. Обследование

безработных, проведенное в 1996 г., показало, что для 14,8% семей

зарегистрированных безработных пособие - первый по значимости источник

существования, а для 34% семей - второй.

Отличительной чертой России являются необычно большой отток из рядов

безработных. Сопоставляя ситуацию в России с восточноевропейскими странами,

рынок труда в которых характеризуется низкими показателями притока в ряды

безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что

в России во многом противоположная картина - с низкими притоками в

безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство. Начиная с

первого квартала 1994 г. началось увеличение притока, приведшее к тому, что

ежемесячный темп притока в ряды безработных составил 0,5% (от численности

занятых).

Хотя показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7%

безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока

характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных

различий.

Низкие показатели притока связаны с решением предприятий, которые могут

как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на

добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с

увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений

должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако

предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная

часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих.

Следует, однако, оговориться: разграничительную черту между добровольными

и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы

по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду,

следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди

всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание

только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

Со стороны оттока из рядов безработных данные Федеральной службы

занятости показывают, что уровень трудоустройства не только высок - свыше

40% всего оттока, - но и направляется почти исключительно в государственные

предприятия, с постепенным ростом доли сферы услуг и сокращении доли

промышленности и сельского хозяйства. Хотя и наблюдается рост средней

продолжительности поисков работы, что 60-80% трудоустраивающихся находят

работу менее чем за 4 месяца. Итак, для тех, кто нашел работу, будучи

безработным, период пребывания без работы был относительно коротким:

примерно треть находило работу менее, чем за месяц в 1995 и одна пятая - в

1996 г.

Тем не менее, наблюдается снижение уровня оттока и уровня

трудоустройства на протяжении 1996 г. Это изменение может объясняться и

изменением предложения труда, и сокращением создания новых рабочих мест.

Учитывая общую жесткость макроэкономической политики правительства на

протяжении первой половины 1995 г., представляется вероятным, что

доминировало сокращение спроса на труд, что привело к сокращению количества

свободных рабочих мест и снижению оттока из рядов безработных.

Еще одна особенность рынка труда в России. отражающаяся в высоком

уровне оттока безработных - высокий уровень найма. На протяжении 1995 и

1996 г. в течение квартала примерно 5% рабочей силы меняло место работы.

Значительную долю этого потока составляли прямые, минуя безработицу,

переходы с одного места работы на другое. Эта активность касалась

безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России в

целом на самом деле может быть охарактеризована как застойная. Изменения

зарегистрированной безработицы следует объяснять динамикой притока, а не

оттока. Это не удивительно, если исходить из того, что переходный период

представляет собой сильнейший шок совокупного спроса, на который экономика

не может ответить лишь мелкими «переделками» и естественным сбросом

излишков. Удивительно то, почему все-таки уровень притока столь низок,

учитывая масштабы этих потрясений.

Вот уже более полугода официальный уровень безработицы и количество

официально зарегистрированных безработных составляют 3,4% и 2,5-2,6 млн.

человек соответственно. Безусловно, меры, принимаемые Федеральной службой

занятости РФ по смягчению напряженности на рынке труда, сдерживанию

массового высвобождения, особенно на градообразующих предприятиях,

несколько стабилизировали ситуацию. Однако приведенные цифры характеризуют

лишь уровень официальной безработицы. Если же учесть около 2 млн. человек,

находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполный рабочий день (их

нельзя отнести напрямую к безработным, но они по тем или иным причинам

могут ими стать), то на конец января 1997 года 9,5% экономически активного

населения (6,9 млн. человек) испытывало проблемы, связанные с занятостью.

Сегодня на одну вакансию в среднем по России претендуют 10 безработных.

Это наиболее точно характеризует ситуацию в экономике и на рынке труда.

Дело даже не в том, что люди оказываются без работы, а в практическом

отсутствии шансов себя реализовать. Вакансии же начинают появляться с

оживлением производства и сферы услуг, т.е. с созданием новых рабочих мест.

Особенно тяжелая ситуация складывается в моногородах и закрытых

территориальных административных формированиях, где в отличие от больших

городов у людей нет выбора места работы (на весь город одно предприятие или

шахта), нет возможности заняться своим делом (даже торговлей), потому что у

потенциальных покупателей - таких же безработных - нет денег.

Государство в системе трудоустройства.

Государственная служба занятости населения и ее функции.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и

обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на

базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации

населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С

одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не

может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для

привлечения человека к административной или уголовной ответственности. С

другой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно эта

категория населения должна находиться в поле зрения государства,

призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на

труд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятого

населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в

такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого

гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих

правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство

выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к

государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека

регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства

наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему

подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей

работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать

государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение

вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую

силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации

их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам

трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное

внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет

освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет

время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным

средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее

перспективным также представляется создание распределительных

информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией

между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном

уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по

гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей

о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях,

предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям -

в подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается

работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая

возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную

доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют

право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а

не обязательно через службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных

заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов

обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого

населения достаточно низок, несмотря на довольно высокий

общеобразовательный уровень: в промышленности, например, 78% работников

имеют среднюю квалификацию, 5% - высокую и 17% - низкую. При значительном

высвобождении с предприятий работников потребуется организация курсов

ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе.

Основным принципом обучения, в том числе и через систему служб занятости,

должно стать "непрерывное образование". На базе действующих учебных

заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведение для

переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и

незанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы по

подготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальных

делений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическую

направленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебных

программ, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность в

учебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующее

финансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебные

места, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения и

направлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве

высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы

профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса

различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров

профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги

должны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,

желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных

подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями

системы профориентации изменяются и требования к работникам службы

занятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере

занятости, прогноза занятости, разработки программ и организации

общественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения и

организации профобучения безработных, финансовому обучению занятости;

инспекционной работе.

Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции

помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено

незанятый человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить

своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий

незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного и может

рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Для этого

требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен быть

трудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работе

по какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронять

предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.

Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание и

обязанность принять предложение о подходящей работе.

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,

трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им

на весь период обучения стипендии;

Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице

и приостановление выплаты этих пособий;

Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных

рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и

лицензий;

Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая

финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных

групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно

расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы

трудоустройства населения.

В 1996 г. службе занятости России удалось трудоустроить 2,3 млн.

человек. Если учесть, что в среднем за год в общероссийском банке данных

насчитывалось около 400 тыс. вакансий, а в Службу занятости обратилось 5,3

млн. человек, то трудоустроен каждый третий.

Однако Федеральная программа занятости населения по таким показателям,

как организация и проведение общественных работ, а также временная

занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественных работах

было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану. Причина -

дефицит средств в ряде центров занятости, что существенно скажется на

реализации программы и в этом году. Что касается трудоустройства подростков

в возрасте от 14 до 18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить

работой удалось 850 тыс. человек. Связано это как с нехваткой средств в

фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.

Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятости и

предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994

г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малых

предприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4

рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательской

деятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.

Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

Правительственная программа содействия занятости населения должна

опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому

закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной,

продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения

профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки

высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической)

безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и

реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты

граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральная, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим

мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий

«Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие

рабочих мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика

Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до

1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на

период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с

созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически

отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой

учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой

связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях

процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных рабочих

мест, которые статистикой не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в

региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются

федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении

показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее

разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на

трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие

реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и

развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров

важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных

программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и

рабочей силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в

российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания

эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых

пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное

сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.