реферат скачать
 

Банковские системы мира

финансовых институтов. В 1974 году Организация исламских государств приняла

решение о создании межгосударственного Исламского банка развития, для того

чтобы финансировать экономические и социальные программы на основе

принципов шариата. В 1975 году был создан коммерческий Dubai Islamic Bank.

Среди центральных фигур, которые стояли у истоков становления исламских

банков, следует назвать члена королевской семьи Саудовской Аравии принца

Мохамеда аль-Фейса-ла, ныне главу группы Faisal Finance/DarAI Mal, а также

шейха Салеха Камеля, основателя группы Albaraca. В 1977 году два банка

группы Faisal открылись в Египте и Судане. В 1979 году был основан первый в

Бахрейне исламский банк.

Психологические предпосылки возникновения исламских банков создал

процесс «исламского возрождения», то есть усиление приверженности

традиционному исламу среди широких слоев населения Ближнего Востока (его

кульминацией была революция имама Хомейни в Иране). Материальные

предпосылки для возникновения исламских банков создал нефтяной кризис 1973

года, когда на Ближний Восток в результате резкого повышения цен на нефть

хлынул поток нефтедолларов.

Приток средств клиентов из числа религиозных мусульман позволил

исламским банкам создать значительные пассивы, однако эмбриональное

состояние исламского рынка капиталов не позволяло их полностью

задействовать. В 80-е годы главной целью исламских банков было накопление

опыта пассивных операций, стандартизация методов финансирования и

инвестирования.

В начале 80-х годов начинается активный рост исламского банковского

дела в Юго-Восточной Азии. Еще в 1963 году в Малайзии был основан

благотворительный фонд, который привлекал сбережения мусульман,

собиравшихся совершить паломничество в Мекку. Впоследствии на его основе

возник один из крупнейших в мире исламских инвестиционных фондов Tabung

Haji. Бурный рост исламского банковского сектора в Малайзии начался после

1983 года в рамках политики властей по повышению уровня жизни

мусульманского большинства. Кроме сугубо экономических эта политика имела и

внутриполитические причины — хотя мусульмане составляют 75 процентов

населения Малайзии, большую часть капиталов частного сектора контролируют

этнические китайцы.

Последнее десятилетие стало для исламских банков временем быстрого

развития и инноваций в области пассивных операций. Клиентская база по-

прежнему растет, но нынешние вкладчики хотят, чтобы их вложения были не

только правильными с точки зрения религии, но и приносили доход. Идет

активное создание исламских инвестиционных банков и фондов нового типа,

занимающихся управлением активами, пакетами акций, вложениями в

недвижимость. Исламские инвестиционные банки действуют на рынке лизинговых

операций и рискового капитала. Тем более что ближневосточным банкам

приходится бороться за клиентов с гигантскими западными конкурентами,

которые активно открывают исламские подразделения.

2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ.

2.1 Центробанк

Ускорение темпов роста промышленного производства во второй половине

XIX в. в России, сопровождавший эти процессы рост товарооборота и резко

увеличившаяся в масштабе всей страны потребность в оборотных денежных

средствах, предъявили новые требования к кредитно-банковской системе,

сделали необходимой ликвидацию ее старой, дореформенной структуры. Уже одно

то, что главным объектом кредитования были населенные поместья, а размеры

ссуд определялись количеством крепостных душ, оказывалось в полном

противоречии с наступающей буржуазной эпохой.

Развитие капитализма в России требовало создания соответствующей

капитализму кредитно-банковской системы. В течение сравнительно короткого

времени в России была создана кредитная система, игравшая важнейшую роль

аккумуляции денежных средств. В конце периода промышленного капитализма

кроме Государственного банка, Дворянского и Крестьянского банков

поземельного кредита имелось 39 акционерных коммерческих банков, несколько

сот обществ взаимного кредита, свыше 200 городских банков и довольно

многочисленная сеть сберегательных касс.

В России до 60-х годов ХIХ столетия банковская система была

централизованной и находилась под жестким контролем государства. В период

реформ 60-х годов правительство создает прообраз двухуровневой банковской

системы во главе с Государственным банком России.

Так середину XIX века можно назвать временем зарождения банковской

системы России. С тех пор она неоднократно реформировалась вплоть ло

сегодняшнего дня.

Банк России образует единую централизованную систему с

вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный аппарат,

территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные

центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия,

учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и

Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления

деятельности банка .

Высшим органом Банка России является Совет директоров -

коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка

России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Совет директоров выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и

обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной

денежно-кредитной политики;

2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его

Государственной Думе;

3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на

очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;

4) определяет структуру Банка России;

5) принимает решения:

о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;

об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;

о величине резервных требований;

об изменении процентных ставок Банка России;

об определении лимитов операций на открытом рынке;

об участии в международных организациях;

об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность

Банка России, его учреждений, организаций и служащих;

о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка

России, его учреждений, организаций и служащих;

о применении прямых количественных ограничений;

о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме

выпуска наличных денег;

о порядке формирования резервов кредитными организациями;

6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;

7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую

систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

Основными целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе

его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования

системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,

проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов

вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других

кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической

деятельности.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации

разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную

политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их

обращение;

3) является кредитором последней инстанции для кредитных

организаций, организует систему рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;

5) устанавливает правила проведения банковских операций,

бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;

выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,

занимающихся их аудитом;

7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в

соответствии с федеральными законами;

9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства

Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для

выполнения основных задач Банка России;

10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и

продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с

иностранными государствами;

11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,

так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса

Российской Федерации и организует составление платежного баланса

Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и

прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по

регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых

отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в

разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг

друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,

координируют свою политику, проводят регулярные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика

выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного

долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и

приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ:

осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного

регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских

институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е.

осуществление банковского надзора; функция финансового агента

правительства.

- Эмиссия банкнот.

- Проведение денежно-кредитной политики.

- Проведение валютной политики.

- Рефинансирование коммерческих банков.

- Регулирование деятельности кредитных институтов.

- Функция финансового агента правительства.

2.2 Комерческие банки.

Коммерческие банки образуют костяк кредитной системы страны. Главное

их предназначение - привлекать сбережения и распределять их между

заемщиками. Для корпораций и потребителей банки являются основным

источником кредитов.

Пополнение оборотных средств предприятии и предоставление

потребительского кредита - это классическая функция коммерческих банков.

Кроме этого банки оказывают массу специальных услуг государству,

предприятиям и населению. Это и чековое обслуживание, и рассчетно-кассовые

операции,выдача денег под заклад имущества, средне- и долгосрочное

кредитование специального назначения (например компании, разрабатывающих

месторождения полезных ископаемых), проектное финансирование модернизации

производства, предоставление ссуд в иностранной валюте, финансирование

рисковых, венчурных проектов, лизинг оборудования и другие банковские

операции и услуги.

Коммерческие банки являются юридическими лицами, которым на основании

лицензии, выдаваемой центральным банком, предоставляется право привлекать

денежные средства от физических и юридических лиц и от своего имени

размещать их на условии возвратности и платности, а так же осуществлять

иные виды банковских операции.

Коммерческие банки по форме собственности могут быть:

а) акционерными обществами различного типа

б) частными компаниями

в) кооперативной собственностью.

Они осуществляют следующие банковские операции и сделки:

1) привлекают вклады(депозиты) и предоставляют кредиты по

согласованию с заемщиком;

2) ведут расчеты по поручению клиентов и банков-корреспондентов и их

кассовое обслуживание;

3) открывают и ведут счета клиентов и банков-корреспондентов, в том

числе иностранных;

4) финансируют капитальные вложения по поручению вкладчиков или

распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных

средств банка;

5) выпускают, покупают, продают и хранят платежные документы и

ценные бумаги (чеки, аккредитивы, векселя и другие документы),

осуществляют иные операции с ними;

6) выдают поручительства, гарантии, иные обязательства за третьих

лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме;

7) покупают у российских и иностранных юридических и физических лиц

и продают им наличную иностранную валюту;

8) покупают и продают в стране и за ее пределами драгоценные

металлы, камни, изделия из них;

9) привлекают и размещают драгоценные металлы во вклады;

10) привлекают и размещают средства и управляют ценными бумагами по

поручению клиентов (трастовые операции) ;

11) оказывают брокерские и консультационные услуги, осуществляют

лизинговые операции.

Указанные операции могут проводится как в рублях, так и в валюте

при наличии соответствующей лицензии Центрального банка.

3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ

Вопрос о роли банков в развитии экономики неоднозначен. Для

российской банковской системы, строящей систему рыночного типа, он имеет

особое значение. Идя от распределительной к рыночной модели необходимо

понять, в чем состоит предназначение банка в экономике? Центральный банк

сконцентрировался на темпах инфляции, валютном курсе, коммерческие банки

долгое время были заняты лишь собственными проблемами. Интересы экономики -

не их дело, главное - как можно больше заработать для себя. Все рассуждения

воспринимались как идея, далекая от реальности, и, что совсем недопустимо,

некоторые банки стали "карманными" не только в экономическом, но и

политическом отношениях.

Роль банков не зависит от того, реализована она или нет в России?

Речь идет о назначении банка. Роль банка выражается в том, что он

обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов,

необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-

вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя

общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов

оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов,

производство и обращение товаров.

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается

подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой,

представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком

рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении

банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного

обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким

примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На

очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об

оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств

и снижении инфляционных последствий для экономики.

Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора

как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые

блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков

развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного

методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни

одна отрасль современной экономики.

Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать

сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради

которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного

пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое

подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период.

Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в

т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие

анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели

серьезное фиаско.

Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В

реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег,

существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана

проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке.

Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно-

кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса

и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать,

что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей

денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до

конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста

ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения. Преувеличение

роли инфляции в системе индикаторов стало очевидным в 1998 г., когда

снижение инфляции не смогло предотвратить финансовый кризис. Следует

подчеркнуть, что наряду со снижением инфляции максимальные значения были

достигнуты и по другому важнейшему параметру денежно-кредитной политики -

золотовалютным резервам, увеличившимся до 24 млрд. долларов. И это тоже не

спасло от кризиса.

Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности

предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех

из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся

репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность

юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому,

выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно

установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности

заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам

необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций

на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя

материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде

всего это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой

государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы

на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов

против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально

прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования

инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной,

менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по

созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт

гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная

система окупается за счет всевозможных пошлин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика банковского дела за рубежом представляет большой

интерес для складывающейся в России новой хозяйственной системы. Построение

нового банковского механизма возможно лишь путем восстановления принципа

функционирования кредитных учреждений, принятых в цивилизованном мире и

опирающихся на многовековой опыт рыночных банковских структур. Поэтому

столь важным представляется изучение зарубежной практики организации

банковских систем, которые продемонстрировали свою высокую эффективность.

С начала 90-х Россия с практически с чистого лиса начала построение

своей банковской системы. Неизбежны были все сделанные ошибки, так как

отсутствовал опыт банковской деятельноси в рыночной экономике. Однако не

стоит забывать, что не мы первые идем по этому пути. В мире уже достаточно

примеров, чтобы присмотреться к ним и избезать хотя бы части ошибок.

Целью данной курсовой работы было представить три совершенно разные

альтернативы развития банковской системы и сравнить их с отечественной.

Прямой перенос опыта, конечно, невозможен, но с учетом их опыта попытаться

создать собственную рабочую системы просто необходимо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих

банков. // Банковское дело. – 1997 - №5. - с. 28

2. Антипова О. Н. Регулирование и пруденциальный надзор за деятельностью

банков за рубежом // Банковское дело. – 1997. - №6. - с. 28

3. Алан Бадов. Деньги – дар аллаха // Эксперт №4, 31 января 2000

4. Банки и банковская деятельность: Англия // Банковские услуги. – 1997-

№1. - с.26

5. Банковское дело в России. Глоссарий банковских терминов , Т. 9 / Под

ред. С. И. Кумон – МФО, 1994 – c. 31

6. Казимагомедов А. А. Защита и страхование банковских депозитов в странах

Западной Европы // Банковское дело – 1996 - №8. - с. 37

7. Кредитные карточки: практика банков США. // Бизнес и банки – 1995 - №18.

- с. 7

8. Крупнов Ю. С. Резервная политика центральных банков за рубежом //

Банковское дело – 1997 - №3. - с. 28; №4. - с. 34

9. Лаврушин И.О. Деньги. Кредит. Банки. – М: Финансы и статистика, 1998.

10. Матюхин Г. Г. Мировые финансовые центры, 1979. - с. 70

11. Москвин В.А Банковская система - послекризисное развитие // Банковское

дело, №11, 1998.

-----------------------

Совет Управляющих

Федеральный конституционный совет

Федеральный комитет открытого рынка

Федеральные резервные банки в городах

Миннеаполис

Кливленд

Чикаго

Сент-Луис

Канзас-Сити

Сан-Франциско

Даллас

Атланта

Ричмонд

Филадельфия

Бостон

Нью-Йорк

Банки – члены ФРС

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.