реферат скачать
 

Банки и их роль в рыночной экономике, банковский кризис 1998г

несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых

операций.

Банковские тресты - это объединения, возникающие путем полного

слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов

этих банков и осуществляется единое управление ими.

Банковские концерны - это объединение многих банков, формально

сохраняющих самостоятельность , но находящихся под финансовым

контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их

акций.

В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества

перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для

привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои

средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие,

которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают

сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих

городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков

издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего

масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую

плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций,

что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков

еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой

вычислительной техники.

В деятельности банков выделяют следующие виды операций:

пассивные, активные и комиссионные, включающие посреднические

операции.

При помощи пассивных операций банки аккумулируют необходимые для

своего функционирования денежные средства - собственные, привлеченные

и эмитированные. Источником собственных средств являются: взносы

учредителей (долгосрочная ссуда); выручка от продажи акций и

облигаций; отчисления от текущей прибыли в резервный фонд;

нераспределенная прибыль. Привлеченные и эмитированные средства

образуются банками за счет вкладов клиентов на текущие, срочные и

сберегательные счета, а также в результате эмиссии кредитных денег.

Важную роль в привлечении денежных средств играют межбанковские ссуды,

учет и переучет векселей.

Собственные средства составляют малую часть фондов, которыми

располагают банки. Обычно у крупных банков доля собственных средств не

превышает 10%, причем чем крупнее банк, тем меньше удельный вес его

собственного капитала в сравнении с привлеченным.

Активные операции направлены на использование образованного

денежного фонда с целью получения прибыли. Они подразделяются на

кредитные и инвестиционные. В свою очередь, кредитные операции

классифицируются по:

признаку срочности - на ссуды до востребования (онкольные),

краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные

(свыше 5 лет);

характеру обеспечения - на учет векселей, ссуды под залог

векселей (вексельные), под залог товаров и товарных документов

(подтоварные), недвижимости (ипотечные), ценных бумаг (фондовые и без

обеспечения (бланковые)).

В зависимости от способа погашения выделяют ссуды с

единовременным погашением и с возвратом в рассрочку. Выплаты процента

производятся сразу при выдаче ссуды, по частям на притяжении всего

срока либо в момент погашения. Наряду с кредитом, имеющим

фиксированную ставку процента, получил развитие средне- и долгосрочный

кредит с плавающей процентной ставкой. Ссуды классифицируются также по

типу заемщика: ссуды предпринимателям, государству, населению,

посредникам фондовой биржи, банкам.

Комиссионные операции выполняются банками по поручению клиентов

за определенную плату (комиссию). К таким операциям относятся расчеты,

гарантии, торговые сделки, операции с валютой, инкассирование векселей

и чеков, прием на хранение ценных бумаг.

Посреднические операции, тесно переплетаясь с кредитными,

породили такую комплексную форму банковского обслуживания, как

факторинг; кроме того, значительное развитие получил лизинг.

Факторинг - перепродажа права на взыскание долгов; коммерческие

операции по доверенности; услуга, связанная с получением денег за

продажу в кредит.[6]

Лизинг - форма долгосрочного договора аренды.[7]

2.Функции Центрального Банка Российской.

Федерации и функции коммерческих банков.

В данное время в большинстве стран мира функционирует

двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный

Банк, второй – коммерческие банки и другие финансово-кредитные

учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. В этой

главе будут рассмотрены функции этих звеньев, т.е.

Центрального Банка и коммерческих банков.

Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668г.),

но повсеместное распространение и современное значение они приобрели

только в последние десятилетия. В 1920 г. международная финансовая

конференция в Брюсселе отмечала, что “в странах, где не существует

центрального эмиссионного банка, его следует создать”. Там же

подчеркивалось: “ Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить

от политического давления, они должны управляться на принципах

разумных финансов”. Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман

и нужен как гарантия эффективности его деятельности.

Исторически ЦБ обычно образовывались как акционерные компании,

наделенные особыми полномочиями. Термин “центральный банк”

подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской

системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические

функции, а на определенном этапе власти их национализировали

(акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии

или Национальный банк Австрии).

В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит

государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие

финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали

скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и

методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с

тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в

посредничестве между государством и остальной экономикой,

регулировании кредитных потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или

образованной последним специальной банковской комиссии. Управляющий ЦБ

не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с

формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом,

президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на

парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру

(часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть

не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия,

Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в

Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами,

которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-

кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения

антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено прежде

всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных

выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными

интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой

ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы,

так как принципиальные противоречия с правительством могли бы свести

на нет эффективность проводимой последним экономической политики.

Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице прежде

всего министра финансов.

Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание

собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых

приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко.

Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом

регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение

государственных финансов и банковской системы, т.е. ограничение

возможности правительства пользоваться средствами ЦБ. Во многих

странах прямое кредитование правительства практически отсутствует

(США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или

законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий удельный вес государственных ценных

бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в

государственном долге, т.к. облигации покупаются и продаются в

основном в ходе проведения денежно - кредитной политики.

Например, в Великобритании с 1981г. упор сделан на

использование в операциях Банка Англии коммерческих векселей, и

они стали основой обеспечения банкнотной эмиссии.

Законодательно эмиссионная монополия за ЦБ как представителем

государства закреплена только в отношении банкнот и в некоторых

случаях монет.

На Западе наличное обращение имеет крайне небольшое место даже в

расчетах населения - обычно менее 5 - 10%.[8] Планирование наличного

обращения отсутствует ввиду его бессмысленности: деньги автоматически

“продаются” банками через отделения ЦБ по мере предъявления спроса и

не могут использоваться для покрытия дефицита государственного

бюджета. Поэтому монополия на банкнотную эмиссию не подразумевает ее

жестокого контроля или увязки с макроэкономическими показателями.

Эмиссия банкнот в принципе отличается от выпуска долговых

обязательств государства только тем, что банкноты - простые векселя до

востребования - могут использоваться как законное платежное средство и

по ним не надо платить процент. Поскольку современные деньги имеют

кредитный характер, банковские счета по сути мало чем отличаются от

банкнот и представляют собой основной компонент денежной массы в

обращении.

Безналичная эмиссия составляет особую проблему. ЦБ не

располагает ни формальной, ни фактической монополией на такую

эмиссию, и она не равнозначна средствам на счетах коммерческих банков

в ЦБ. Банки держат в ЦБ главным образом обязательные резервы, которые

от них требуют власти в порядке денежно-кредитного регулирования, а в

меньшей степени - средства для клиринговых расчетов. Сумма таких

депозитов обычно не превышает 30 - 50% баланса ЦБ, а чаще имеет еще

более незначительный вес.[9] Безналичная эмиссия не совершается

исключительно ЦБ. Коммерческие и прочие банки могут создавать денежную

массу теми же методами, что и ЦБ. Разница лишь в том, что коммерческие

банки делают это для развития своих операций, а ЦБ - при нехватке

средств для регулирования ликвидности банковской системы. Анализ

балансов ЦБ показывает, что объем их безналичной эмиссии незначителен

по сравнению с деятельностью других банков.

Кроме банкнотной и безналичной эмиссии функции ЦБ очень

многообразны. Ими являются: денежно-кредитное регулирование

экономики; контроль за деятельностью кредитных учреждений;

аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных

учреждений; кредитование коммерческих банков; кредитно-расчётное

обслуживание правительства; хранение официальных золотовалютных

резервов.

Главной функцией ЦБ является кредитное регулирование.

ЦБ помимо административных методов (установление прямых

ограничений на деятельность коммерческих банков, проведение

инспекций и ревизий, издание инструкций, сбор и обобщение

отчётности и т.д.), располагает и экономическим инструментарием

для регулирования банковской сферы, основными составляющими

которого являются: политика минимальных резервов, открытого

рынка и учётная политика.

Политика минимальных резервов первоначально предназначалась

для страхования коммерческих банков.

Минимальные резервы - это вклады коммерческих банков в

ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в

определённом отношении к обязательным резервам. Может сложиться

такая ситуация, когда средства вкладчиков практически полностью

направлены банком на кредитование. При этом в силу каких –

либо обстоятельств вкладчики могут затребовать свои депозиты. В

таком случае банк окажется неплатёжеспособным. Чтобы этого не

произошло, ЦБ берёт на себя функцию аккумулирования

минимального, резервный не подлежит кредитованию. Другая функция

подобного резервирования заключается в том, что изменяя

процент резерва , ЦБ влияет на сумму свободных денежных

средств коммерческих банков, которые последние могут направить

в производство. В период бума для его “охлаждения” ЦБ

повышает норму резерва, а в период кризиса - наоборот.

Повышение нормы резерва на 1-2 процентных пункта - действенное

средство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма

минимальных резервов дифференцируется.

Другой инструмент кредитного регулирования - политика

открытого рынка. В период высокой конъюнктуры ЦБ предлагает

коммерческим банкам купить ценные бумаги по выгодным для них

ставкам, чтобы сократить их кредитные возможности. В период

кризиса, наоборот, ЦБ создаёт возможности рефинансирования для

коммерческих банков и ставит их в такие условия, когда им

выгодно продавать ЦБ свои ценные бумаги. Таким образом, путём

изменения объёма купли - продажи ценных бумаг и уровня цен,

по которым они продаются или покупаются , ЦБ может

осуществлять гибкое и быстрое воздействие на кредитную

активность коммерческих банков.

Ещё одним классическим инструментом в практике ЦБ

является политика учётной ставки, т.е. установление ставки

процента за кредиты, которые ЦБ предоставляет коммерческим

банкам. За получение этих кредитов коммерческие банки должны

платить. Коммерческие банки предоставляют ЦБ платёжные

обязательства - векселя. Это могут быть как собственные

векселя банков, так и обязательства третьих лиц, имеющиеся в

банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом

определённый процент в свою пользу. Средства, полученные от

ЦБ, предоставляются заёмщикам коммерческих банков. Цена этого

кредита - процентная ставка - должна быть выше учётной, иначе

коммерческие банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ повышает

учётную ставку, это приводит к удорожанию кредита для клиентов

коммерческих банков. Это, в свою очередь, способствует

уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций. Таким

образом, манипулируя учётной ставкой , ЦБ имеет возможность

влиять на капиталовложения в производство.

ЦБ сегодня является ключевым элементом финансово

-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает

проводником официальной денежно - кредитной политики. В свою

очередь , денежно - кредитная политика, наряду с бюджетной,

составляет основу всего государственного регулирования экономики.

Денежно-кредитная политика направлена главным образом на

воздействие на валютный курс, процентные ставки и на общий объем

ликвидности банковской системы и , следовательно, экономики.

Достижение этих задач преследует цель стабильности экономического

роста, низкой безработицы и инфляции. ЦБ обычно по уставу отвечает за

стабильность денежного обращения и курса национальной валюты и в этих

целях координирует свою политику с другими государственными органами.

Чаще всего денежно-кредитная политика представляет собой один из

элементов всей экономической политики и прямо определяется

приоритетами правительства.

Взаимоотношения ЦБ и правительства в проведении денежно-

кредитной политики обычно четко определены. Правительство ограничено в

своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность

банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.

Различают “узкую” и “широкую” денежно-кредитную политику. Под

узкой политикой имеют в виду достижение оптимального валютного курса с

помощью инвестиций на валютном рынке, учетной политики и других

инструментов, влияющих на краткосрочные процентные ставки. Широкая

политика направлена на борьбу с инфляцией через воздействие на

денежную массу в обращении. С помощью прямых и косвенных методов

кредитного контроля регулируется ликвидность банковской системы и

долгосрочные процентные ставки.

Денежно-кредитная политика должна быть четко увязана с бюджетом

и налоговой политикой и , соответственно, финансированием госбюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.