реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

условия для экономического развития. Признак подлинной инфляции – индекс

цен обгоняет рост процентных ставок, что означает обесценение ссудных денег

и проедание основного капитала.

Скорость денежного обращения рассчитывается путем деления ВВП на М2.

Экономически вполне корректно сказать: если деньги обслуживали долгосрочные

обороты, связанные с инвестициями и платежами в реальном секторе экономики

в 1996 г. на уровне 1990 г., то скорость денежного обращения уменьшилась бы

при прочих равных условиях в 5 раз, т.е. при прочих равных условиях можно

было бы инвестировать в реальный сектор экономики в несколько раз большую

сумму денег, чем их было в обороте в 1996 г., не рискуя получить инфляцию

выше уровня 1990 г.

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках

является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению

курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не

допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост

внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены

– валютный курс – цены. В России подобная спираль активно действовала в

1991 – 1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару,

происходившее в 1992 –1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен. В

результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной

из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и

Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы

прироста курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2

раза. Это положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг.

Положение в экономике России достаточно очевидно объясняется при

сравнении с экономической политикой промышленно развитых стран. Их

антиинфляционная политика в отличие от российской строится не просто на

снижении индексов абсолютных цен, а на одновременном устранении

диспропорций относительных цен. В России отход от мирового опыта состоит в

отрыве проблемы подавления инфляции от задач борьбы диспаритетами

относительных цен. Можно снизить уровень инфляции до нуля, но это не

приведет к оживлению экономики, если не будут ликвидированы непомерно

большие диспаритеты товарных цен – цены труда, процентной ставки – цен

инвестиционных ресурсов – рентабельности реального сектора и т.д.

По данным Госкомстат РФ, в мае 1997 г. начисленная среднемесячная

заработная плата возросла на 12% по сравнению с маем 1996 г. За этот же

период индекс потребительских цен увеличился на 14,6%. Если учесть, что в

1996 г. относительный рост потребительских цен к среднемесячной заработной

плате составил 2,8 раза к базовому 1991 г. (таблица 2), то приходится

констатировать: в первой половине 1997 г. задача ликвидации диспаритета

потребительских цен с ценой труда не решалась.

Учетная ставка Центрального банка снизилась в мае 1997 г. до 36%

годовых, в июле она сократилась до 24 %. Соответственно должна складываться

тенденция снижения процентных ставок. Но для того чтобы начался массовый

процесс инвестирования в реальную экономику, норма рентабельности в сфере

реального производства должна стать выше процентных ставок. В январе-мае

1997 г. промышленные предприятия отгрузили продукцию на 620 трлн. руб. Их

прибыль за этот период была равна 30,5 трлн. руб., т.е. рентабельность в

промышленности по отгруженной продукции составляла 4,9%, что явно ниже

процентных ставок.

Таким образом, в сложившейся ситуации России требуется перейти от

политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному

регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и

законодательной властью стоят конкретные задачи:

1. повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности

из федерального и местного бюджетов соответствующим группам работников;

2. привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с

потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и

бюджетных выплат;

3. сократить, а в перспективе ликвидировать, диспаритеты цен по основным

ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-эергетическому

комплексу, транспорту и т.д.

решение названных задач осложняется наличием в экономике России

инфляционно-перераспределительных “синдикатов”, теневых и криминальных

механизмов. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с

задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и

т.д. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведение денежной массы в

соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны

структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и

от спекуляции денежными ресурсами. Очевидно, что без принятия жестких мер в

денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет

иметь негативные последствия из-за нецелевого использования денежных

средств.

Наибольшую сложность представляет недопущение всплеска инфляции при

неизбежном увеличении массы платежных средств в экономике. Задолженность

бюджета по заработной плате на начало августа 1997 г. составляла примерно

52 трлн. руб. По данным Госкомстата РФ, в январе-мае 1997 г. около 70%

семейных расходов населения составляли покупки товаров и оплата платных

услуг. Можно предположить, что среди работников массовых профессий

бюджетной сферы, которым задерживается заработная плата, эта доля достигает

90%. Из общего объема денежных доходов в январе-мае 1997 г. население

израсходовало на покупку товаров и оплату услуг 433 трлн. руб., т.е. в

месяц в среднем 86,6 трлн. руб. Таким образом, если немедленно вернуть

долги по заработной плате военным, врачам, учителям, работникам

коммунального хозяйства и другим получателям бюджетных денег, то сумма в

46,8 трлн. руб. будет противостоять примерно половине месячных покупок

товаров и услуг. Правительство озабочено сбалансированием бюджетных выплат

с доходами бюджета. При этом предпринимаются бесперспективные попытки

пополнить доходы, не обеспечивая экономический рост и не задевая интересы

непроизводительного антисистемного перераспределения доходов. Такой подход

не решает проблемы сбалансированности денежных выплат и их товарного

обеспечения. Если Госкомимущество передаст в федеральный бюджет в 1997 г.

7,7 трлн. руб. доходов от продажи государственного имущества, то это не

лучше эмиссии денег на ту же сумму, поскольку никак не связано с

увеличением товарной массы.

Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной

эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для

финансирования капитальных вложений в подъем экономик, а также для

кредитования оборотных средств. Последнее для России очень важно в силу ее

природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные

затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в

строительстве. В мировой практике под сезонное кредитование создаются

специализированные банки и кредитные учреждения. В России этот элемент

рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно,

нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций,

либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и

региональных ассоциаций товаропроизводителей.

Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег

способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли

безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом

направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь

велики.

3.2 Основные направления экономической политики РФ на 1998 г.

Основное содержание социально-экономической политики в 1998 г.

заключается в осуществлении комплекса широкомасштабных реформ для решения

таких острых социально-экономических проблем, как низкая инвестиционная

активность, сокращение производства, высокий уровень неплатежей и другие.

Отмечена необходимость достижения прогрессивных структурных сдвигов в

производстве и экспорте, повышения на этой основе эффективности

производства и конкурентоспособности продукции, сокращения доли

неэффективных производств.

Для достижения указанных целей необходимо осуществить комплекс мер,

включающих в себя:

проведение реформы предприятий с целью существенного повышения

эффективности их управления в рыночных условиях;

продолжение структурных реформ и совершенствование механизмов

государственного регулирования цен в сферах естественных монополий;

проведение реформы социальной сферы с целью значительного повышения ее

эффективности, включая прекращение субсидирования через цены на товары и

услуги и замещение его адресными пособиями нуждающимся;

поэтапный переход к реализации системы минимальных социальных стандартов в

сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры;

осуществление налоговой реформы, предусматривающей упрощение налоговой

системы, повышение собираемости налогов при снижении налогового бремени для

предприятий.

Переход к экономическому росту может быть обеспечен только при

дальнейшем развитии тех позитивных тенденций, которые были характерны для

последних лет. Задачей является снижение инфляции до уровня ниже 10% в год

и сохранение стабильности валютного курса.

При сохранении общей направленности денежно-кредитной политики

необходимо обеспечить решение ряда конкретных задач в сфере финансовой

политики. В качестве приоритетных выделены задачи сокращения объемов

государственных заимствований и обеспечения увеличения их срочности,

снижения доходности государственных ценных бумаг, снижения среднего уровня

процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение капитала в реальный

сектор. В программе Правительства Российской Федерации намечается достичь

решения проблемы неплатежей на не инфляционной основе и за счет этого

существенно сократить использование бартера и денежных суррогатов в

хозяйственном обороте.

Разрабатывая прогноз развития экономики на 1998 г., Банк России исходил

из того , что этот год имеет принципиальные отличия от предшествующего

периода реформирования российской экономики. С позиции развития

экономических процессов в среднесрочной перспективе 1998 г. должен

закрепить наметившуюся тенденцию преодоления экономического спада, создать

предпосылки для будущего стабильного роста. Должны быть сформированы

условия для экономического роста и повышения инвестиционной активности.

В этих условиях для Банка России главной задачей, которая определяет

основные направления проводимой им денежно- кредитной политики, является не

только придание процессу финансовой стабилизации долгосрочного характера,

но и создание в рамках своих функций предпосылок для притока капитала в

сектор нефинансовых предприятий российской экономики.

При разработке прогноза Банк России принимал во внимание намерение

Правительства сократить в 1998 г. дефицит федерального бюджета до 4,7% от

ВВП (по новой методологии).

Банком России учитывалось также то, что снижение инфляции и

стабильность финансовой ситуации в 1998 г., развитие инфраструктуры

финансового рынка капиталов будут способствовать созданию благоприятных

условий для привлечения предприятиями заемных ресурсов за счет банковских

кредитов для пополнения своих оборотных средств.

В прогнозе на 1998 г. в качестве сценарного условия принято , что в

условиях достаточно низкой инфляции существуют предпосылки для роста в 1998

г. реальных располагаемых денежных доходов населения на 3% по сравнению с

1997 г. Это должно способствовать реализации потребительского спроса и

формированию более эффективной структуры использования доходов населения,

стимулированию сбережений в секторе домашних хозяйств. Рост реальных

доходов населения послужит также фактором, способствующим увеличению

внутреннего спроса, что является одним из главных условий устойчивого роста

производства.

При формировании ориентиров по темпам инфляции Банк России предполагал,

что в 1998 г. будут действовать условия для сохранения относительного

паритета в динамике цен не только в потребительском секторе, но и на рынках

товаров производственно-технического назначения, инвестиционных товаров, а

также в сфере рыночных и нерыночных услуг, выражающегося в согласованной

тенденции к их снижению. По прогнозу, прирост цен в капитальном

строительстве в 1998 г. составит 6-8%.

Одним из факторов, определяющих возможности сокращения темпов инфляции

на потребительском рынке в 1998 г., является зависимость этого рынка от

импорта. Динамика потребительских цен будет испытывать влияние конъюнктуры

мирового рынка и складывающегося изменения цен на импортные товары.

Сдерживающее воздействие на динамику цен приобретения импортной продукции в

1998 г. может оказать укрепление реального курса рубля, тогда как реальная

девальвация рубля ведет к удорожанию импортных товаров.

В зависимости от степени воздействия рассмотренных факторов

прогнозируемый прирост инфляции составит в 1998 году 5-8% ( декабрь 1998 г.

к декабрю 1997 года.).

В этих условиях в 1998 г. номинальный валовой внутренний продукт

прогнозируется в объеме 2840-2930 млрд., руб., а темп роста его объема в

сопоставимых ценах при таком развитии экономических процессов составит 100-

102% к уровню 1997 года.

Бюджетная политика в 1998 году.

Федеральный бюджет на 1998 г. составлен с учетом международной

методологии классификации бюджетных расходов и доходов, расчета дефицита

бюджета , предусматривающей отражение всех расходов бюджета по обслуживанию

государственного долга в расходной части бюджета, а расходов по погашению

долга – в источниках финансирования дефицита бюджета.

Внутренние источники финансирования дефицита бюджета предусматриваются

в размере 102,0 млрд. руб. (77,3% от общего размера дефицита федерального

бюджета), внешние источники – соответственно 30,0 млрд. руб.(22,7%). В

составе внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета

основное место занимает выручка от реализации ГКО, ОФЗ, облигаций

государственного сберегательного займа. Не допускается привлечение прямых

кредитов Центрального банка Российской Федерации для финансирования

дефицита федерального бюджета.

Ситуация последних двух лет показывает, что собираемость налогов

остается едва ли не самой большой проблемой для Правительства Российской

Федерации и фактором, во многом определяющим развитие экономической

ситуации в стране. Собирая в качестве налогов не более 10% ВВП, имея

достаточно жесткие ограничения по дефициту федерального бюджета,

Правительство оказывается неспособным выполнить все обещания по расходам

бюджета.

В этой ситуации Правительство Российской Федерации должно четко

обозначить свою главную задачу в области финансовой политики на ближайшие

годы – существенное повышение собираемости налогов.

Ориентиры денежно-кредитной политики на 1998 год.

В 1998 г. Банк России продолжит осуществление денежно-кредитной

политики, нацеленной на обеспечение стабильности внутренней и внешней

покупательской способности национальной денежной единицы, считая это

условие необходимым для достижения устойчивого экономического роста,

повышения общественного благосостояния.

В основе ориентиров денежно-кредитной политики на 1998 г. лежат

параметры, определяющие контуры общей макроэкономической стратегии, в

соответствии с которыми в 1998 г ВВП в реальном выражении составит 100 –

102% к уровню предыдущего года, а инфляция снизится до 5- 8% в целом за

год.

Опыт Банка России по реализации денежно-кредитной политики

свидетельствует постепенном снижении роли денежного таргетирования как

метода формирования и проведения денежной политики с точки зрения

эффективного достижения конечных целей. Причиной этого являются меньшая

определенность взаимосвязей денежных агрегатов и основных

макроэкономических показателей в период финансовой стабилизации и

ремонетизации экономики, слабо предсказуемые темпы снижения скорости

обращения и удлинения временных лагов между изменениями денежных агрегатов

и возникающими по этой причине изменениями уровня инфляции. Это

обуславливает растущее значение качественных индикаторов для реализации

стоящей перед Банком России задачи обеспечения стабильности внешней и

внутренней покупательской способности рубля. В то же время динамика

денежного предложения всегда является одним из важнейших индикаторов,

характеризующих развитие экономики в целом и денежной сферы в частности.

Начиная с середины 1995 г. Банк России ежегодно устанавливал две

промежуточные цели: предельные темпы прироста денежного агрегата М2 и

предельные границы девальвации обменного курса рубля по отношению к

доллару. Такая политика оказалась эффективной с точки зрения достижения

конечных целей и позволила добиться значительного снижения инфляции. В то

же время достижение одной промежуточной цели может привести к несоблюдению

параметров предельных изменений другого целевого показателя. В условиях

переходного периода это в значительной степени связано с проблемами

прогнозирования платежного баланса. Так, уже отмечавшийся значительный

приток в Россию иностранных инвестиций в первой половине 1997 г. в условиях

стабильности текущей политики Банка России привел к ускорению в этот период

роста денежной массы по сравнению с расчетным среднемесячным целевым

значением этого показателя.

Несмотря на ослабление связи между денежной массой и конечными целями

денежной политики, установление количественных ограничений роста

предложения денег пока еще остается наиболее надежным методом снижения

инфляции. Банк России считает целесообразным и в 1998 г. использовать

контроль за темпами прироста денежного предложения. В 1998 г. Банк России

видит свою задачу в достижении соответствия динамики денежного предложения

( денежный агрегат М2) и не инфляционного роста ВВП.

Денежная масса

Опыт экономического развития России в пореформенное время

свидетельствовал о том, что важным фактором снижения инфляции являлось

постепенное замедление темпов прироста денежного предложения. Так, с 1992-

го по 1996 г. среднемесячные темпы прироста М2 снизились с 18,5 до 2,5%,а

темпы инфляции –с 31,2 до 1,7%. Причем до 1995-1996 гг. отмечалось

уменьшение эластичности снижения инфляции по темпам денежного сжатия. Если

в 1993г. уменьшение среднемесячных темпов прироста М2 ( по сравнению с

предыдущим годом) на 1 процентный пункт сопровождалось снижением инфляции

на 2,7 процентного пункта, то в1995 и 1996 гг. снижение темпов денежного

предложения на 1 процентный пункт вызывало уменьшение темпов инфляции на

1,2 процентного пункта.

В 1997 г. наметилась новая среднесрочная тенденция дальнейшего снижения

инфляции при увеличении темпов прироста денежной массы.

По оценкам Банкам России, в 1998 г. сохранятся основные предпосылки для

дальнейшего замедления скорости обращения денежной массы, роста монетизации

ВВП. Это соответствует общим закономерностям мирового развития. В

соответствии с которыми степень монетизации экономики, то есть количество

денег ( в принятом определении ), приходящееся на единицу произведенного

продукта, возрастает по мере достижения финансовой стабилизации, замедления

темпов прироста цен. В этом случае речь идет о долгосрочном процессе, при

котором рост монетизации не вызывает последующего увеличения инфляции,

ведущего, в свою очередь, к автоматическому росту скорости обращения,

снижению монетизации ВВП. Хотя сформировавшиеся экономические тенденции

свидетельствуют о продолжении снижения скорости обращения денег в 1998 г.,

Банк России отмечает некоторую степень неопределенности масштабов этого

процесса.

Процесс укрепления доверия к национальной валюте обусловил также

развитие с 1996 г. тенденции роста денежной массы в реальном выражении. В

1996 г. среднемесячные темпы прироста денежной массы М2 превышали темпы

инфляции на 0,8 процентного пункта, в 1997 г. это превышение, по

предварительным оценкам, будет не менее 1,4 процентного пункта.

Этот факт отражает процесс снижения эластичности инфляции по денежной

массе. В 1992 г. прирост денежной массы в обращении на 1% сопровождался

ростом потребительских цен на 1,7 процентного пункта. В 1996 г. приросту

денежной массы на 1% соответствовал прирост потребительских цен на 0,7%. По

оценкам Банка России , в 1997 г. эластичность инфляции по денежной массе

сократится до 0,4%, а в 1998 г. эта тенденция получит свое дальнейшее

развитие.

Фактором существенного повышения спроса на деньги и, следовательно,

роста неинфляционного денежного предложения со стороны Банка России может

стать политика Правительства, направленная на повышение собираемости

налогов и окончательный отказ от приема в качестве уплаты налогов разного

рода денежных суррогатов.

За последние годы Банком России созданы основные необходимые условия

для развития процесса дедолларизации экономики: происходит постепенное

снижение покупательной способности иностранной валюты на внутреннем рынке

(в среднесуточном плане темпы снижения обменного курса рубля не превышают

темпов инфляции), доходность сбережений в рублях превышает доходность

сбережений в иностранной валюте.

В 1998 г. Банк России будет стремиться к сохранению условий ,

необходимых для развития процесса дедолларизации экономики и снижения

спроса на иностранную валюту как средство сбережений. Прежде всего этому

будет способствовать поддержание реальных процентных ставок на

положительном уровне и политика в области валютного курса. Ограничение

доходности операций с иностранной валютой создает условия для сокращения

спроса на нее со стороны коммерческих банков и нефинансовых экономических

агентств, изменения структуры их активов, роста спроса на национальную

валюту. Кроме того, с этой целью Банк России считает необходимым при

снижении общего уровня обязательных резервов осуществлять постепенное

сокращение разницы между нормативами обязательного резервирования по

депозитам в рублях и депозитам в иностранной валюте.

Определенную роль в развитии процесса дедолларизации может сыграть

также либерализация российского рынка золота. Установление на золото

продавцами будет способствовать повышению ликвидности этого вида актива,

росту интереса к нему со стороны коммерческих банков. Этому будет также

способствовать развитие операций Банка России с золотом.

Обменный курс

Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы,

что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на

состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило

эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к

количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения

темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках

системы валютного коридора.

Банк России считает, что проводимая с середины 1995 г. курсовая

политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса

рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в

России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком

России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на

несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне

проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной

политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-

1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и

населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной

деятельности.

В последние годы происходило интенсивное развитие российского

финансового сектора, и с том числе его валютного сектора, обороты которого

выросли в несколько раз, что привело к существенному повышению его

внутренней устойчивости. Окончательное подавление инфляции и экономическое

оживление обусловили новое качество экономической ситуации в России. Все

это дает основание полагать, что в ближайшие годы курс российского рубля по

отношению к основным мировым валютам будет сохранять накопленную

стабильность. Нельзя не отметить возросшую степень интеграции России с

мировыми финансовыми рынками, которые стали оказывать существенное влияние

на экономические процессы в нашей стране. В результате последовательного

снятия ограничений на движение капитала операции иностранных инвесторов на

внутреннем финансовом рынке стали важным фактором, определяющим текущее

состояние внутреннего валютного рынка. Экономика России стала реагировать и

на происходящее изменение географии российской внешней торговли, на

взаимное движение курсов основных мировых валют. Наряду с темпами инфляции

и соотношением спроса и предложения на внутреннем валютном рынке эти

факторы стали определять текущую стоимость рубля по отношению к иностранным

валютам.

Следуя курсу на предсказуемость и преемственность своей политики,

Правительство и Банк России заявили о переходе от практики краткосрочных

ограничений на изменение курса российского рубля к определению

среднесрочных ориентиров динамики курса российской национальной валюты.

В 1998 г. сохранится порядок ежедневного установления Банком России

официального курса рубля на базе текущих котировок российского рубля на

межбанковском и биржевом валютном рынках.

Таблица 4

|Номинальный ВВП, млрд. руб. |2840-2930 |

|Реальный ВВП,% |100-102 |

|Инфляция (среднемесячные темпы прироста потребительских |0,4-0,6 |

|цен), % | |

|Рост потребительских цен за год, % |105-108 |

|Среднемесячные темпы прироста денежной массы М2, % |1,7-2,2 |

|Рост денежной массы М2, % |122-130 |

|Среднее значение обменного курса рубля к доллару США |6,1 |

В существующих условиях наиболее целесообразным вариантом курсовой

политики на 1998 г. является поддержание неизменного курса рубля в его

реальном выражении.

Процентные ставки

В 1998 г. существенно возрастает роль процентных ставок в достижении

целей экономической политики. В связи с этим Банк России свою задачу видит

в создании условий для постепенного снижения общего уровня процентных

ставок в экономике. Важную роль в этом процессе должно сыграть дальнейшее

снижение цены государственных заимствований, адекватное снижение инфляции.

Происходит постепенное уменьшение значения количественных денежных

ориентиров в процессе формулирования и осуществления денежно-кредитной

политики и усиление роли качественных индикаторов, например процентных

ставок.

В последние годы в российской экономике отмечается интенсивное развитие

новых финансовых инструментов, появляются новые сегменты финансового рынка.

Развитие финансовых инноваций оказывает значительное воздействие на

динамику скорости обращения, затрудняет возможности ее прогнозирования. В

этих условиях снижается эффективность использования методов, основанных на

контроле за динамикой денежных агрегатов.

Каналы денежного предложения

Реализация планов Правительства по снижению бюджетного дефицита окажет

значительное воздействие на процесс формирования структуры денежного

предложения. Можно ожидать, что заимствования Правительства РФ и

государственного сектора экономики в целом у банковской системы будут расти

медленнее, чем заимствования частного сектора. это позволит увеличить ту

часть денежной массы, которая формируется за счет роста кредитов банков

сектору нефинансовых частных предприятий. Банк России продолжит проведение

политики, направленной на постепенное снижение общего уровня процентных

ставок в экономике.

Развитие инструментов денежно-кредитной политики в 1998 году

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка

России на 1998 г. будут являться: рефинансирование банков; процентные

ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; операции

на открытом рынке с государственными ценными бумагами.

Рефинансирование банков будет осуществляться путем дальнейшего

совершенствования действующих и внедрения новых рыночных механизмов, что

позволит банкам более эффективно управлять своей ликвидностью. В 1998 г.

операции Банка России на открытом рынке сохранят за собой роль важнейшего

инструмента денежно-кредитной политики.

В 1998 г. Банк России продолжит работу по совершенствованию механизма

обязательных резервов. Предполагается дальнейшее выравнивание нормативов

обязательных резервов по всем привлеченным средствам путем снижения

нормативов по привлеченным средствам в валюте РФ с одновременным

увеличением норматива по привлеченным средствам в иностранной валюте.

В 1998 г. Банк России будет совершенствовать систему процентных ставок

по своим операциям, принимая во внимание повышающуюся роль цены на

финансовые ресурсы в реализации целей денежно-кредитной политики.

Официальная ставка рефинансирования будет максимально приближаться к

действующим ставкам финансового рынка. В условиях, когда еще не достигнут

оптимальный для экономического роста и достаточно стабильный уровень

процентных ставок на денежном рынке и в экономике, Банк России будет

устанавливать процентные ставки по своим инструментам и на аукционной

основе.

Заключение

В современном мире существует немало проблем, которые мы модем со всеми

основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала

со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась

сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран: развитых и

развивающихся. Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила

немало усилий для борьбы с ней, но инфляция окончательно побеждена не была,

т.к. появились новые и более сложные ее формы. В некоторых странах

определенные успехи уже достигнуты, другие как и Россия, находятся в начале

этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя

накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако

копирование действий других стран, пусть даже и успешно вышедших из

инфляционного кризиса, как правило, ведет к плачевным последствиям. Поэтому

при формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать

уникальные особенности экономики государства:

1. Монопольный ее характер.

2. Развал прежней кредитно-денежной и финансовой системы страны и

сложности с формированием новой, адекватной российским условиям.

3. Неконвертируемость рубля и вытеснение его на внутреннем рынке страны

были сильными валютами.

4. Наличие мощной теневой экономики, развившейся во время подавленной

инфляции.

5. Слабость спирали "зарплата - цены" и огромная роль спирали "цены

сырья - общий уровень цен".

Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование

административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в

структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас

нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр

кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на

пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные,

управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.

В конце работы хочу подчеркнуть, что Россия имеет все возможности для

выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без

всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и

в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.

Список литературы.

1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2

т.: Пер. с англ. Т. 1.–М, 1996.

2. Долан Э, Линдсей Д Макроэкономика.–СПб, 1996.

3. Курс экономической теории: Учеб. Под ред. М.Н. Чепурина.–Киров, 1997.

4. Основы экономической теории и практики рыночных реформ в России: Учеб.

пособие. Под ред. М.М. Загорулько.–М., 1997.

5. Протас В.Ф. Макроэкономика. Структурно-логические схемы: Учеб.

пособие.–., 1991.

6. Введение в рыночную экономику: Учеб. Под ред. А.Я. Лифшица, И.Н.

Никулина.–М., 1994.

7. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей //

Экономист.–1998.–№1.

8. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм

реализации // Экономист.–1995.–№3.

9. Проблемы антиинфляционной стратегии и политики в России // Деньги и

кредит.–1995.–№1, 2, 3.

10. Шенаев В.Н. Особенности инфляционного процесса в России. // Деньги и

кредит.–1995.–№2.

11. Денежно-кредитная политика: прогноз на 1998 год. // Деньги и

кредит.–1997.–№12.

-----------------------

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

Изменение кредитно-денежной политики

Изменение резервов коммерческих банков

Изменение денежного предложения

Изменение совокупного спроса

Изменение номинального ЧНП (PxQ)

Монетаристский передаточный механизм кредитно-денежной политики

Рис. 5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.