реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

стимулы к труду. Они предлагают снизить предельные ставки налогов на

сбережения, также они призывают ввести более низкие налоги на доходы от

инвестиций, для того чтобы быть уверенными в наличии достаточных

инвестиционных возможностей для возрастающих сбережений в экономике.

Большинство экономистов с большой осторожностью относятся к описанной

выше трактовке сокращения налогов с позиций экономики предложения. Во-

первых, они чувствуют, что ожидаемое позитивное воздействие сокращения

налогов на стимулы к труду. Сбережению и инвестициям, а также стимулы к

риску могут быть на самом деле не столь сильны, как надеются сторонники

экономики предложения. Во-вторых, любые сдвиги кривой совокупного

предложения вправо по своему характеру имеют долгосрочный характер, тогда

как воздействие на спрос станет ощущаться в экономике намного быстрее.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах

показывает целесообразность сочетания долговременной и краткосрочной

политики. Обратимся к важнейшим задачам долговременной политики

(антиинфляционной стратегии).

2.6 Антиинфляционная стратегия

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает

изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед

обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить

проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того,

как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике

антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух

условий:

всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить

цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение

психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов.

Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое

количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;

существование правительства национального согласия, пользующегося доверием

большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом

правительств ставит перед собой вполне определенные, практически

осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно

информируя об этом население.

Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции,

который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста

денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы

нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и

потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы

с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем

охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе,

сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост

денежной массы.

Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению

инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым

запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением

денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен. Как видно,

эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал

действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании,

Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных

ожиданий.

Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее

ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с

уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe

Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный

период времени;

Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за

соответствующий период;

Ре – предполагаемый темп роста цен.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной,

указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени

независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса,

уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект

объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть

главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной

обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной

массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие

современной банковской системы, где центральный банк независим от

исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную

денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная

банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней

мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что

государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью

поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от

намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику

избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные

ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или менее

последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте

Р.Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской

экономике.

Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного

стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные

ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше

склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет

решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше

прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче

проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех

денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного

осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим

регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью.

Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение

антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким

подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов подобные действия

Федеральной резервной системы США стали одной из причин волны банкротств, а

в 1981 – 1982 годах способствовали спаду, охватившему всю американскую

экономику.

В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный

сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на

прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к

сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика

должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией,

развитием рыночной инфраструктуры.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться

двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести

краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика

оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития.

Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы

доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система

развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот

эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах

федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося

покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у

экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент

антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную

стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает

дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной

перспективе следует ждать увеличения производств и занятости,

следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете

вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных

сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей.

Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического

развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения

инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в

центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот стал

реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе

прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц

с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у

малоимущих.

Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы

налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная

нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение

государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним

и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно

продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей

бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия

государственного бюджета.

Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет

средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим,

что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно

последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что

нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить

государственные расходы, связанные с социальным обеспечением

дополнительного количества безработных, их переквалификацией,

трудоустройством и т.д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за

счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога.

Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный

результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции.

Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем:

постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства,

которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного

вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема

бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий,

частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.

Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному

наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной

стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием

научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики,

ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией

военной экономики и т.п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь

сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со

стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию

военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного

предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к

инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы,

государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг

(бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых

рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены,

тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую

технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и

уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так,

чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних

инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы

краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если

страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса

положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему,

переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты,

увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к

правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои

облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно

устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных

ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую

денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные

резервы.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой

экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

2.7 Антиинфляционная тактика

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать

тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования.

Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее

механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление

инфляции. резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут

заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном

терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее

к более радикальному лечению инфляционного недуга.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на

инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет

увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет

способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения

предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший

эффект.

Краткосрочные резервы роста предложения.

Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду

льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты

производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и

торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных

дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует

приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных

перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до

определенного предела.

Поддержка формирования новых рынков, особенно в тех секторах экономики, где

совершается переход от натурального к товарному производству. Примером

может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в

стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на

30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных

корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка.

Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными

достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными

затратами, связанными с финансированием научных исследований и

технологических разработок. Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет

с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного

предложения. Кроме того, от многих других товаров и услуг информация

отличается тем, что на протяжении своего жизненного цикла не исчезает в

сфере конечного потребления, а возвращается оттуда, вновь превращаясь в

объект купли-продажи. Происходит многократное увеличение предложения без

адекватного повышения спроса.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности

несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличения государственных

доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует

преодолению дефицита. Более того, эта форма разгосударствления дает эффект

прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий

отвлекает часть инфляционного спроса.

4. Действенными средствами краткосрочной антиинфляционной политики

могут стать массированный потребительский импорт и частичная реализация

государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой

возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части

накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного

назначения.

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять

на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению

сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не

меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий.

В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики,

передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь.

Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как

повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может

отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

Повышение процента по государственным облигациям, распространение

акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь

значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный

эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

Для понижения уровня ликвидности сбережений практикуется повышение нормы

процента по срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы

подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное

замораживание вкладов до востребования.

Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части

принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный

радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и

способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.