реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом

рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от

избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои

резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке,

изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным

регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.

Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически

дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме

селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в

рассрочку и увещевания.

Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной

политики.

Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической

системе, называют передаточным механизмом. Рисунок 5 иллюстрирует работу

этого механизма в ситуации, когда экономическая система подвергается

воздействию одномоментного изменения количества денег.

Первоначально рынок денег, модель которого изображена в части а рисунка

5 находится в состоянии равновесия в точке Е1. Кривая предложения денег

занимает положение МS1, а кривая спроса на деньги находится в положении

МD1; следовательно, равновесное значение номинальной нормы процента равно

R1. При этом значении будут осуществлены реальные плановые инвестиции в

объеме, обозначенном в части б рисунка символом I1. Данный уровень плановых

инвестиций, наряду с заданными условиями, касающимися объемов потребления,

государственных закупок и чистого экспорта, учитывается в качестве

структурообразующего элемента при построении кривой совокупного спроса АD1

в части в. Таким образом, точка е1, в которой пересекаются кривые

совокупного спроса АD1 и совокупного предложения АS, является точкой

первоначального равновесия экономической системы. Уровень равновесия

реального объема производства обозначен символом у1, а Р1 соответствует

равновесному уровню цен.

Фиксируя в качестве исходного положения экономической системы точку Е2

(рынок денег), центральный банк пересматривает тактическую цель своей

денежно-кредитной политики и уменьшает количество денег в обращении.

Графически это можно интерпретировать в виде сдвига кривой предложения

денег влево. Растущая норма процента вызывает сокращение объема плановых

инвестиций. Оно с свою очередь, сдвигает кривую совокупного спроса влево,

заставляя снижаться уровни цен и реального объема производства. Это

означает уменьшение величины номинального дохода, что заставляет кривую

спроса на деньги также сдвинуться влево, но не настолько, чтобы избежать

некоторого повышения нормы процента. Новое равновесие на краткосрочном

временном интервале устанавливается тогда, когда рынок денег возвращается в

состояние Е1, а экономическая система в целом вновь оказывается в точке е1.

Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах

последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики

состоят в следующем:

1. Повышение нормы процента.

2. Уменьшение уровня реального объема производства.

3. Понижение уровня цен.

Обратившись к политике дорогих денег для ограничения инфляции , мы

обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового

дефицита. (Проблема: инфляция ( политика дорогих денег – более высокая

процентная ставка – ( возросший спрос на национальную валюту за границей (

стоимость национальной валюты повышается ( чистый экспорт

сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих

денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке

дефицита торгового баланса.

2.3 Монетаризм

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере

конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень

макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она

не подвергается государственному вмешательству в функционирование

экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.

Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное

управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и

содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:

MV = PQ,где М – предложение денег, V – скорость обращения денег в

кругообороте доходов; P – уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой

продается каждая единица физического объема производства; Q – физический

объем производимых товаров и услуг.

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор,

определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические

рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного

предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем

производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все

факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег

стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в

ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения

денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень

номинального ЧНП (=PQ).

Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные

изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок

приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М

воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный

механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель.

Монетаристский передаточный механизм схематически изображен на рисунке 6. С

точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на

номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение

уровня цен.

Рисунок 6

Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство

перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная

беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом

вытеснения. Предположим государство создает бюджетный дефицит, продавая

облигации, то есть занимая деньги у населения. Но занимая деньги,

государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды.

Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную

ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений,

которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат

воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или

несуществен.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и

дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки

зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее

неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней

неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное

правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в

соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.

С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или

влево главным образом в результате соответственного расширения или

сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного

предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти

вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма.

С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет

преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный

ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк

придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все

время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают

политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся

напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 к AD2 мы

получаем скромный рост реального объема производства, но значительный рост

уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятости

экономика платит высокую цену в виде инфляции.

2.4 Гипотеза естественного уровня

Гипотеза естественного уровня ставит под вопрос само существование

нисходящей кривой Филлипса в том виде, в котором она изображена на рисунке

3. Этот подход дает вывод, что экономика является устойчивой в долгосрочном

плане при естественном уровне безработицы.

В соответствии с гипотезой естественного уровня, неправильно

ориентированная кейнсианская политика полной занятости, исходящая из тезиса

о существовании кривой Филлипса, приведет к росту уровня инфляции. В

соответствии с гипотезой естественного уровня, всякий данный уровень

безработицы совместим с естественным уровнем безработицы в экономике.

Гипотеза естественного уровня имеет два варианта – это теория

адаптивных и теория рациональных ожиданий.

2.4.1 Теория адаптивных ожиданий

Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому,

что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь

от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем

году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных

экономических моделях нередко предполагается, что ожидания основаны на

некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих

лет. Однако все эти предположения суть не что иное как вариации на одну и

ту же тему: генералы всегда готовятся к прошедшей войне.

Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование

кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на

краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных

интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для

вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду

причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2.4.2 Теория рациональных ожиданий

Концепция рациональных ожиданий является одним из самых молодых

направлений современной экономической теории. Вследствие использования

методологических принципов классической экономики теория рациональных

ожиданий получила также название «новая классическая экономика».

Одна из центральных идей неоклассиков состоит в том, что экономические

агенты, используя информацию, в состоянии самостоятельно прогнозировать

экономические процессы и принимать оптимальные решения. На основе доступной

информации экономические агенты принимают решения о текущем и перспективном

потреблении, исходя из прогнозов относительно будущего уровня цен на

предметы потребления. При этом потребители стремятся к максимизации

полезности.

Другим основным положением ТРО является идея о том , что рынки товаров

и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной

платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения

в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации

потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и

в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция

потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит

на нет результаты стабилизационной политики.

Однако экономические агенты могут принимать и неверные решения из-за

неадекватной оценки имеющейся информации. Это имеет место, когда

правительством принимаются неверные решения, влияющие на переменные,

участвующие в определении объема совокупного спроса и предложения. Поэтому

правительства должны отказаться от конъюнктурной антициклической политики.

Не отрицая необходимости участия государства в экономических процессах,

сторонники концепции рациональных ожиданий считают неэффективной любую

экономическую политику как кейнсианскую, так и монетаристскую.

Неэффективность кейнсианской политики и в меньшей степени монетаристской,

заключается в ее нестабильности, непредсказуемости факторов, определяющих

принятие решений экономическими агентами.

Значение рациональных ожиданий в экономической политике

Теория рациональных ожиданий имеет весьма важное значение для

экономической политики. Она предполагает, что последствия ожидаемого

события существенно отличаются от последствий события неожиданного.

В мире адаптивных ожиданий (рисунок 8) мероприятие в рамках

экспансионистской экономической политики, вызывающее сдвиг кривой

совокупного спроса из AD0 на AD1, на краткосрочном временном интервале

заставит экономическую систему переместиться из Е0 на Е1. Впоследствии

кривая совокупного предложения сдвинется вверх на AS1, а экономическая

система, пройдя путь, указанный на диаграмме изогнутой стрелкой, достигнет

равновесия на долгосрочном временном интервале в точке Е2.

Если же принять за основу теорию рациональных ожиданий, то изменение в

рамках экспансионистской политики, полностью ожидаемое фирмами и семейными

хозяйствами , немедленно вызовет сдвиг совокупного предложения вверх на

AS1. Экономическая система будет поступательно двигаться вверх вдоль линии

N к точке Е2. Никакого промежуточного периода, в течение которого реальный

объем производства поднимается выше естественного уровня, в этом случае не

будет зарегистрировано. Экспансионистская экономическая политика, если и

окажет воздействие на реальный объем производства, то лишь весьма

незначительное; вместо этого она подтолкнет цены вверх – и очень быстро.

Согласно рассуждениям сторонников теории рациональных ожиданий,

экономическая система будет следовать по положительно наклоненной кривой

совокупного предложения на краткосрочном временном интервале тогда и

только тогда, когда сдвиги в совокупном спросе являются своего рода

«сюрпризом».

Согласно теории рациональных ожиданий, кривая совокупного предложения

экономической системы в случае изменения в экономической политике является

одной и той же как на краткосрочном, так и на долгосрочном временных

интервалах- вертикальной линией, совпадающей с естественным уровнем

реального объема производства. Следовательно, ожидаемые изменения в

макроэкономической политике не будут оказывать даже временного воздействия

на реальный объем производства или занятость.

Тот же механизм действует в те периоды, когда происходит сжатие

совокупного спроса, при условии, что причины этого сжатия были всем хорошо

известны. В данном случае экономическая система переместилась бы вниз к

новому состоянию равновесия при естественном уровне реального объема

производства. Никакого неблагоприятного воздействия на реальный объем

производства или занятость при этом не возникло бы. Такой вариант развития

событий является крайностью, противоположным полюсом которой является тезис

«Общей теории» Кейнса о том, что самопроизвольно экономическая система

никогда бы не вернулась к естественному уровню реального объема

производства после сжатия спроса. Если теория рациональных ожиданий

адекватно описывает происходящее в экономической системе процессы, то она

приводит нас к классическому представлению об экономической системе,

которая в своей основе является устойчивой при естественном уровне

реального объема производства. Однако процесс стабилизации – по крайней

мере в случае полной предсказуемости изменений в совокупном спросе –

происходит даже с еще более высокой скоростью, чем предполагали классики.

Рассуждая аналогичным образом, теория рациональных ожиданий не только

доказывает принцип нейтральности денег, но и допускает, что он соблюдается

на краткосрочных временных интервалах, равно как и на долгосрочных, по

крайней мере, когда изменения в количестве обращающихся денег являются

полностью предсказуемыми. Вследствие указанного сходства с воззрениями

экономистов классической школы сторонников теории рациональных ожиданий

нередко называют « новыми классиками».

2.5 Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Экономисты признали также, что фискальная политика, особенно изменение

налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять

на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении

уровень цен – реальное производство.

Некоторые экономисты убеждены, что сокращение налогов приведет к

сдвигу кривой совокупного предложения значительно вправо. Более низкие

налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом

увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на

предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные

подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после

уплаты налогов, то есть той цены, которая выплачивается за работу, и

следовательно, усиливают стимулу к труду. По всем этим каналам снижение

налогов переместит кривую совокупного спроса направо от AS1 к AS2 на

рисунке 9, что сократит инфляцию и обеспечит дальнейший рост реального ЧНП.

В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов

снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и

увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что

сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно

обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Сторонники теории, ориентированной на предложение, заявляют, что рано

или поздно большая часть налогов (уровень налогов в данном случае высокий)

трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на

потребителей в форме более высоких цен. Налоги вызывают эффект ускорения

инфляции издержек.

Сторонники теории экономики предложения считают, что существование

большого разнообразия государственных трансфертных программ подрывает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.