реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

возросший уровень цен сопровождается растущей безработицей. Считается

также, что кривая Филлипса может быть использована для экономического

анализа альтернативы инфляции и безработицы лишь в условиях умеренной

инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических потрясениях

темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким

увеличением безработицы.

1.5 Последствия инфляции.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы

содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором

временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается

в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и

социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный

экономический ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде

всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет

проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный

рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает

структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную

функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот

процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимулы к

денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы,

возрождает бартер.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут

банки и учреждения, предоставляющие кредит. Интернационализация

производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя

международные валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению

национального дохода, является как бы сверхналогом на население, что

обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной

зарплаты от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции

терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий,

пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают

темпами меньшими, чем темпы инфляции.

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный

вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к

ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса

специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном

уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны

разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два

подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители

современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика –

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои

расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы

инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может

привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению

безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.

Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги

устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких

доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким

образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако

стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран

в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные

дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами

и расходами.

Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления,

выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и

гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования

проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком,

который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента,

воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты

считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для

ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование

экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения

естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру,

поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный

дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные

ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по

внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию

нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель

сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее

масштабов.

2.1 Фискальная политика

Фискальная политика – это манипулированием государственным бюджетом

(правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых

целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.

Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой

понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными

расходами с целью контроля над инфляцией. Она включает в себя: (1)

уменьшение правительственных расходов, или (2) увеличение налогов, или (3)

сочетание (1) и (2). Во всех этих случаях наблюдается сокращение

равновесного чистого национального продукта.

Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор

должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные

погрешности рыночной системы, могут рекомендовать ограничение совокупных

расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные

экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и

неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период

роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная

фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может

опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный

сектор.

В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни

государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так

называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в

рассмотрение дискреционной фискальной политики.

Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП,

то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во

время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной

инфляции.

Налогово-бюджетная политика и инфляция.

Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией.

Предотвращение прогнозируемой инфляции. Экономическая система какое-то

время находится в состоянии равновесия в точке Е1 (реальный объем

производства поддерживается на естественном уровне). Проект

государственного бюджета на будущий финансовый год пессимистичен: по мнению

экспертов, вероятно усиление инфляционных моментов, которое обусловливается

предполагаемым ростом следующих компонентов совокупного спроса: резким

повышением спроса на экспортные товары, бума потребительских расходов,

повышением уровня планируемых инвестиций и затрат. Без принятия неотложных

мер такое положение вещей сдвинет экономическую систему вправо-вверх (т.е.

вызовет движение вдоль кривой совокупного предложения АS1 к точке Е2).

Результатом явится общее повышение уровня цен с Р1 до Р2, но рост

инфляции на этом не закончится. Общий рост цен на товары и услуги заставит

фирмы со временем изменить свои ожидания относительно заработной платы и

цен на привлекаемые факторы производства и другие ресурсы. Вследствие этого

на краткосрочных временных интервалах кривая совокупного предложения

сместится вверх в положение АS2. Когда реальный объем производства вновь

упадет до своего естественного уровня, уровень цен будет продолжать

увеличиваться до тех пор, пока не достигнет состояния нового долгосрочного

равновесия Р3. Использование «сдерживающей» налогово-бюджетной политики –

один из путей устранения угрозы инфляции. Государственный бюджет на

следующий год может быть составлен таким образом, чтобы сокращение объема

государственных закупок и заказов сочеталось с увеличением чистых налогов,

компенсируя ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе

экономики. Правильное сочетание сокращения объема государственных заказов,

трансфертных платежей и повышения налогов удержит кривую совокупного спроса

в желаемом положении АD1, а экономическую систему – в состоянии

стабильности.

Экспансионистская фискальная политика как генератор инфляции. В

предыдущем примере представители власти корректируют бюджет для

предотвращения роста инфляции и пекутся о благосостоянии своего народа.

Однако люди бывают разные. Например, экономическая система находится в

равновесии в точке Е1, и эксперты рассчитывают на стабильность ситуации в

обозримом будущем. Но приближаются выборы. Члены Конгресса, желая угодить

избирателям, намерены увеличить выплаты из государственного бюджета,

снизить налоги и незамедлительно внедрить дорогостоящие проекты для

создания новых рабочих мест. Президент накануне перевыборов тоже хочет

провести свою избирательную кампанию в атмосфере роста реального объема

производства и сокращения безработицы. Сознавая общность своих интересов,

Конгресс и Президент составляют проект нереально расширенного

государственного бюджета на год предстоящих выборов. Как только эти планы

начнут реализовываться, экономическая система выйдет из стационарного

состояния (переместится из точки Е1 в Е2). Как и хотелось, реальный объем

производства возрастает, безработица сократится, повышение уровня цен при

этом будет незначительным. Избиратели останутся очень довольны, а

результаты выборов – практически предопределенными.

Однако в следующем году заработная плата, цены на ресурсы и

привлекаемые факторы производства начнут увеличиваться как по мановению

волшебной палочки. И по мере того, как фирмы будут приспосабливать свои

ожидания к новым условиям, вздувая цены с целью компенсации затрат, резко

вырастут не только цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение

объема производства, сопровождаемое увеличением безработицы.

Автоматическая фискальная политика

Тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся

государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных

платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется

дискреционной налогово-бюджетной политикой.

Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и

уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо

изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие

законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов,

составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически

изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения

государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются

автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с

изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и

процентных ставок.

Изменения реального объема производства. Уровень реального объема

производства – один из базовых экономических параметров – в данном случае

приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от

поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение

реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных

источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги , отчисления на

социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота.

В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные

расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за

счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает

безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение

реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета

как в реальном, так и в номинальном его измерении.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе

части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном

уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные

государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки

не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов

инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов.

(Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные

налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся

дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время

повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит

отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в

зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает

цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках

госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят»

по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к

тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при

росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

Если все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак

не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет

индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры

налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем

номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом,

повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем

дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение

еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок

увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это

увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов

государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных

ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает

как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической

системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается,

уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений

приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то

есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов,

либо к обоим этим процессам одновременно. Какие бы вопросы формирования

государственного бюджета мы ни рассматривали, заложенные в налогово-

бюджетной политике механизмы всегда направлены на сдерживание совокупного

спроса во время оживления и подъема экономики. Наоборот, при наступлении

экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются,

и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если

сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать

значительное снижение уровня цен. Посему во время рецессии и

экономического спада реальный дефицит государственного бюджета возрастает.

Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны

компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и

инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата

пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти

механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения

объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-

импортных операций.

Проблемы фискальной политики:

Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между

началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.

Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно

медленно.

Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом,

когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры

начнут оказывать воздействие на уровень цен.

Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической

арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей

стабилизации экономики.

Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.

Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.

Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая

фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом

этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту,

обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта

(совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей

фискальной политике).

2.2 Кредитно-денежная политика.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для

того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется

политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов

коммерческих банков. Это делается следующим образом:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.