реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

ликвидности;

• слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует

строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс

необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного Дефицита, хотя

формально за счет секвестирования он доведен До уровня (3,5% ВВП в 1997 г.,

3,2% в 1998 г.), приемлемого Международным валютным фондом для

предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его

покрытия без инфляционных последствий.

С 1995 г. до валютно-финансового кризиса в августе 1998 г.

господствовала официальная концепция покрытия бюджетного дефицита за счет

эмиссии не денег, а государственных ценных бумаг, размещаемых на рыночных

условиях среди резидентов и нерезидентов. В России впервые появился не

только внутренний, но и внешний долг по отношению к иностранным держателям

ГКО-ОФЗ. Кризис и реструктуризация ГКО-ОФЗ привели к сокращению

возможностей рыночных заимствований. В результате новации ГКО-ОФЗ объем

внутреннего государственного долга России уменьшился почти на 30% с 750

млрд. руб. на 17 августа 1998 г. до 550 млрд. руб. к 1 мая 1999 г. Почти

все российские держатели этих ценных бумаг обменяли их на новые, которыми

можно оплатить налоги. Однако 60% иностранных держателей российского

внутреннего долга пока отказываются от участия в новации и требуют лучших

условий обмена ГКО. Чрезмерное использование государственных заимствований

(внутренних и внешних) для финансирования бюджетного дефицита всегда

становится инфляционным фактором при отсутствии реальных источников их

погашения. Поэтому необходимо не только устанавливать, но и соблюдать лимит

государственного долга.

В сложившейся ситуации в конце 1998 г. стал неизбежным возврат к

эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита, которая официально не

практиковалась с 1995 г. по ноябрь 1998 г. В 1994 г. кредиты Центрального

банка РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых покрывали 50% бюджетного

дефицита. Возобновление выпуска денег в порядке кредитования государства с

ноября 1998 г. чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться

установленный лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов[15].

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать

экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии

к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от

реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая

политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую»

экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на

фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому

опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его

усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение

налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой

собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные

налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение

от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового

законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание

Временной чрезвычайной комиссии (ВЧК) и ужесточение контроля за сборщиками

налогов. В этой связи взятый с конца 1998 г. курс на перераспределение

налогового бремени необходимо дополнить эффективным механизмом

ответственности налогоплательщиков.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной политики

является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего

экономическому подъему. Сумма неплатежей в экономике (1,5 трлн. руб. в

октябре 1998 г.) в четыре раза превысила денежный агрегат М; (365,8 млрд.

руб.), в 1999 г. (июнь) - в 2,6 раза, хотя неплатежи составили 1,49 трлн.

руб. (45% обязательств предприятий и организаций).

В этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-

расчетной системы, нормализация денежных расчетов, ликвидация взаимной

задолженности предприятий друг другу и бюджету. При помощи государства

предстоит урегулировать задолженность путем проведения клиринговых

многосторонних зачетов.

Что касается предложения ввести «второй» рубль для безналичных

расчетов, то это увеличит число денежных суррогатов, подорвет принцип

государственной монополии на выпуск денег и создаст источник

неконтролируемой денежной эмиссии[16].

Регулирование денежных факторов инфляции.

1. В условиях товарного производства все хозяйственные связи

опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции приобретают денежную форму,

хотя их причины коренятся в процессе общественного воспроизводства. В этом

проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы

ошибочно отвергать роль денежных факторов в ее развитии. Поэтому

антиинфляционная политика предусматривает регулирование эмиссии денег и

скорости их обращения.

Однако в России, резкое ограничение денежной эмиссии по рецептам

монетаристов привело к сужению официальной денежной массы. Судя по

коэффициенту монетизации, в России низкий показатель насыщенности ВВП

рублевой массой (М2/ВВП):

12% - 19% (против 80 - 120% на Западе). В итоге для удовлетворения

потребностей хозяйства в деньгах появились тысячи неофициальных эмиссионных

«центров», выпускающих денежные суррогаты, которые обслуживают 70 - 80%

хозяйственного оборота. В этом проявляется стихийная реакция рыночного

хозяйства на дефляционное сжатие денежной эмиссии в условиях нехватки

оборотных средств предприятий и огромных неплатежей.

Предстоит восстановить денежные отношения субъектов рыночной эмиссии,

очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой и

рассчитывать денежный агрегат М2 с учетом реальных потребностей

хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

В результате пересмотра макроэкономической политики с конца 1998 г.

Центральный банк РФ взял курс на некоторое расширение денежной массы, что

важно для повышения монетизации ВВП и ликвидности экономики[17].

Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по

трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост

официальных золотовалютных резервов. Однако аргентинская модель «валютного

управления», поднятая на щит некоторыми российскими экономистами во время

резкого усиления инфляции под влиянием валютно-финансового кризиса в

августе 1998 г., неприемлема в условиях России. Во-первых, нет надежды на

пополнение резко сократившихся (до 10,8 млрд. долл. в марте 1999 г.)

официальных золотовалютных резервов за счет масштабного западного кредита

(на 10 - 20.млрд. долл.). Во-вторых, эмиссия денег только под прирост

чистых международных резервов без учета потребностей реального

хозяйственного оборота в соответствии с законом денежного обращения

приведет к дефляционному сжатию денежной массы в обращении.

Характерное для кризисной ситуации повышение экономической роли золота

проявляется не только в стремлении увеличить эмиссию денег под прирост

официальных золотых резервов, но и в выпуске в 1999 г. золотых

сертификатов, червонцев, пятикопеечных монет по 6 г 583-й пробы.

Следовательно, практика лишний раз подтвердила, что золото не просто ценное

сырье, а валютный металл, используемый для государственной и частной

тезаврации. По некоторым оценкам, на руках у населения России сосредоточено

7 т золота. За 1998 г. коммерческие банки продали 500 кг золотых

слитков[18].

Но это не дает основания для внеисторических проектов восстановления в

России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX в. Речь

идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве альтернативы

доллару может привлечь сбережения населения в условиях подрыва доверия к

рублю и банковским вкладам.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной

массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе (30

- 40% против 5 - 10% в развитых западных странах). Снижению потребности

оборота в наличных деньгах будут способствовать: развитие различных

платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата

заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое место принадлежит регулированию

скорости обращения одноименной денежной единицы, так как увеличение ее

равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная статистика и

внедрение экономико-математической модели денежного обращения в ценах

анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной

политики и стратегии экономического роста политики является санация и

реструктуризация банковской системы, основательно подорванной валютно-

финансовым кризисом. «Замораживание» 1/3 банковских активов, вложенных в

ГКО-ОФЗ, парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, что

привело к кризису неплатежей в банковской сфере, вызвало натиск вкладчиков,

изымавших свои рублевые и валютные средства со счетов. Все свободные

средства банков хлынули на валютный рынок. Оставшиеся деньги многие банки

перевели на Запад, создали новые финансовые структуры. В итоге многие банки

фактически оказались банкротами. Количество банков сократилось с 3 тыс. до

1,4 тыс. в середине 1999 г. Причем парадокс заключается в выживании средних

банков, у которых меньше спекулятивных амбиций и больше ответственности.

Кризис банковской системы выявил ее узкие места:

1) деятельность крупных банков-трейдеров, которые бесконтрольно и

безответственно осуществляли спекулятивные валютные и фондовые операции,

разбазаривая средства вкладчиков;

2) недостаточно жесткий контроль Центрального банка РФ за коммерческими

банками;

3) изъяны банковского законодательства (например, в отношении процедуры

банкротства, эффективной работы Временной администрации, арбитражных

управляющих и др.).

Для восстановления платежеспособности банков Центральный банк РФ принял

меры. В их числе: проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда

обязательного резервирования; стабилизационные кредиты, которые оказались

менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по

реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и

стабилизации.

Банковская система должна, на наш взгляд, включать три уровня:

центральный банк, коммерческие банки; специализированные кредитно-

финансовые институты. Целесообразно повысить роль региональных банков.

Требует особого внимания регулирование и контроль центрального банка

над деятельностью банковской системы в целях ориентации ее на кредитно-

расчетное обслуживание реального сектора экономики.

Банкирам предстоит трудная работа по возвращению доверия ограбленных

вкладчиков, особенно валютных. Для этого необходимо введение реальной

гарантии вкладов с учетом мирового опыта.

Регулирование цен и заработной платы - составная часть многофакторной

антиинфляционной стратегии. Шоковая либерализация цен в 1992 г. под

влиянием требований МВФ раскрутила инфляционную спираль заработной платы и

цен. Предприятия монополисты предпочитают повышать цены, а не увеличивать

производство. Торговые посредники также взвинчивают цены.

Практика России подтвердила, что рыночное регулирование цен

недостаточно в условиях несовершенной конкуренции и однозначной зависимости

динамики цен от курса рубля к доллару в связи с высокой долей импорта. Даже

при снижении курса доллара к рублю цены не снижаются. В мировой практике

при кризисной ситуации принято дополнять рыночное регулирование цен

государственным в виде лимитирования их роста. Характерно, что в условиях

валютно-финансового кризиса в отдельных регионах России были попытки

ограничить в пределах 10 - 20% рост цен во время паники на потребительском

рынке (за август - сентябрь 1998 г. цены выросли на 43,5%).

Состояние фондового рынка также влияет на инфляционный процесс.

Российский рынок цепных бумаг бурно развивался и по количественным

показателям приближался к статусу развитого рынка. По итогам 1996 г. и

первому полугодию 1997 г. он вышел на первое место в мире по увеличению

курсовой стоимости корпоративных ценных бумаг. Индекс Российской торговой

системы (РТС) повысился с 200 до 400 пунктов, за первое полугодие 1997 г.

объем капитализации достиг 80 млрд. долл., а торги - 100 млн. долл. в

отдельные дни (без сделок, заключенных вне РТС)[19].

Подобный бум на фондовом рынке в условиях экономического спада,

продолжающегося десятилетие, таил опасность кризиса. В частности, угрозу

представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая сравнялась с объемом денежной массы.

Безусловно, рынок государственных ценных бумаг необходим, в частности, для

покрытия бюджетного дефицита, как это принято в мировой практике. Но

выплата высоких доходов по ним «съедала» 1/3

бюджетных расходов в конце 1998 г. - начале 1999 г. Чрезмерный рост сектора

государственных ценных бумаг на фондовом рынке ведет к инфляционным

последствиям, подрывая инвестиции, истощая кредитный рынок.

Выход российских правительственных облигаций (евробондов) на мировой

финансовый рынок позволил привлечь инвалюту по более низким ставкам. Но не

было обеспечено эффективное использование этих валютных заимствований (не

для латания бюджетного дефицита). Отсутствие реальных источников их

погашения усугубили кризис фондового рынка.

Финансовый кризис, поразивший российский фондовый рынок в августе 1998

г., парализовал его. Лишь с октября постепенно росли торговые обороты и

ликвидность на этом рынке. Предстоит преодоление кризиса фондового рынка и

налаживание эффективного регулирования и контроля за его деятельностью.

В комплексе мер по возрождению фондового рынка важное место занимает

слияние инвестиционных и банковских структур. Так, в результате объединения

инвестиционно-банковской группы «НИКойл» и компании «РИНАКО Плюс» эта

группа стала контролировать 20% рынка ценных бумаг в первом квартале 1999

г. Перспективным инструментом привлечения российских инвесторов становятся

корпоративные ценные бумаги.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и

его внешние факторы. Поспешная отмена монополии внешней торговли и валютной

монополии, интеграция России в мировую экономику - все это открыло шлюзы

внешних факторов инфляции, которые переплелись с внутренними. Индекс

открытости экономики России с учетом неорганизованной торговли выше, чем в

США и Японии, и отражает уязвимость и зависимость России от конъюнктуры

мировых рынков.

Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного

роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского

рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в

повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной

конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и

граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что

Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших

банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.

Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда

рубль плохо выполняет свои функции. Поэтому призыв запретить хождение

доллара утопичен и чреват появлением «черного» валютного рынка. Но

целесообразно и возможно ограничить функции доллара.

Вместо фиксации цен в условных единицах надо применять цивилизованные

методы страхования инфляционного и валютного риска. Повышенный спрос на

доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на повышение курса

доллара и снижение курса рубля, порождая валютный кризис (типа «черного

вторника» 11 октября 1994 г., в августе 1998 г.).

Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета

1995 г. ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в

частности ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному

изменению) валютному коридору, совершенствование порядка котировки

официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской

межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем.

Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в

декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.)

вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму

свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс

рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике

преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в

условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых

колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по

мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с

большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит

ослабить инфляционные ожидания.

Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является

регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.

Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля

к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки

колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для

стран, переживающих экономические и политические трудности. Тем самым

Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для

экономического роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная

программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она

должна включать меры против:

а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями

юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;

б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.