реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения

платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и

искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня

безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства

многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и

доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению

заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает

административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда

достигает объявленной цели.

Многолетний опыт борьбы с инфляцией в развитых и развивающихся странах,

а также в тех, где экономика носит переходный характер, показывает, во-

первых, необходимость осуществления смешанных антиинфляционных программ,

включающих меры как монетаристского, так и немонетаристского плана; во-

вторых, целесообразность сочетания долговременной (стратегия) и

краткосрочной (тактика) политики.

Важнейшей частью антиинфляционной стратегии является гашение адаптивных

инфляционных ожиданий. Решение этой задачи требует существования

правительства, которое придерживается курса на постепенное искоренение

неуправляемой инфляции и пользуется доверием у населения.

При постоянном соблюдении обещаний со стороны правительства в течение

достаточно продолжительного срока начинает действовать так называемый

эффект обновления. Это весьма эффективный элемент антиинфляционной

стратегии в таких странах, как США, германия, Великобритания. Он технически

прост и требует лишь твёрдости и уверенности в правильности своих действий

Центрального банка и правительства.

Правительство должно постоянно предпринимать шаги, способствующие

укреплению механизмов рыночной системы. Среди них можно выделить следующие:

. установление конкурентно-рыночного климата в стране, включая всемерную

либерализацию внешней и внутренней экономической деятельности,

систематический контроль за состоянием рынков и пресечение фактов

монополистического поведения;

. отказ от государственных мер по поддержке и защите малоконкурентных

отраслей (в том числе и от международной конкуренции), а также

переориентацию усилий государства на поощрение малого бизнеса;

. стимулирование диверсификации производства и продаж и т.д.

Уже с середины 70-х годов в странах Запада широко применялась политика

таргетирования, предложенная монетаристами и направленная на введение

целевых ориентиров и установление жёстких лимитов прироста денежной массы.

Она предполагает, что в качестве ключевого момента в деле стабилизации

денежного обращения выступает контроль над изменением денежной массы со

стороны Центрального банка (ЦБ). Последний должен регулировать её,

воздействуя на денежную базу. Однако следует учитывать, что последствия

такого регулирования неоднозначны. Сокращение темпов роста денежной массы

может привести к снижению цен, особенно в условиях монополистической

структуры рынка.

Уменьшения расходов государственного бюджета можно добиться, прибегая к

таким «классическим» методам кредитной политики, как изменения учётной

ставки процента и нормы обязательных резервов. Оба метода сокращают ресурсы

коммерческих банков и общую ликвидность банковской системы, что

способствует «отсасыванию» лишних денег из обращения и его стабилизации.

Мероприятия по регулированию учётной ставки обычно сопровождаются

операциями ЦБ на открытом рынке, которые влияют на размеры свободных

ресурсов банковской системы. Причём наряду с продажей государственных

ценных бумаг ЦБ может также продавать валюту коммерческим банкам, с одной

стороны, с целью сокращения их кредитных возможностей, а с другой – с целью

стимулирования этих банков к инвестициям за границей.

Однако повышение процента имеет пределы, так как его следствием

является сокращение инвестиционной активности и производства. Кроме того,

высокие процентные ставки привлекают из-за границы значительные валютные

средства, что служит стимулом для развития импортируемой инфляции.

Противодействие ей и ослабление влияния внешних факторов в целом – ещё одна

стратегическая задача антиинфляционной политики.

Единая антиинфляционная стратегия должна включать любые неденежные

элементы, оказывающие понижающий эффект на цены со стороны предложения.

Среди них стоит выделить:

. государственное стимулирование научно-технического прогресса и

структурной перестройки производства;

. переориентацию инвестиционных потоков на секторы, обеспечивающие

товарами потребительский рынок;

. демилитаризацию и конверсию военных секторов экономики.

Однако в отдельных случаях ситуация в экономике требует немедленных

шагов по снижению темпов инфляции, на что направлена краткосрочная политика

(антиинфляционная тактика). Используя её методы, можно ослабить

инфляционное давление на цены и подготовить экономику к более радикальным

антиинфляционным мерам. Главной задачей в данном случае является сокращение

инфляционного разрыва между спросом и предложением. Этого можно добиться,

либо расширяя совокупное предложение без увеличения совокупного спроса,

либо снижая текущий спрос без соответствующего уменьшения предложения. В

первом случае предоставляются налоговые льготы предприятиям, которые

диверсифицируют производство и продажи, а также выпускают побочные товары и

оказывают дополнительные услуги.

Внушительный антиинфляционный потенциал может иметь приватизация

государственной собственности. Если её умело организовать, то она способна

оказать положительное влияние на состояние государственного бюджета, причём

сразу по двум направлениям: с одной стороны, пополнится его доходная часть,

а с другой – ослабнет напряжение в расходной части. Кроме того, появление

на фондовом рынке акций приватизируемых предприятий приведёт к оттоку

свободных ресурсов с денежного рынка.

На начальных этапах оставить раскручивание маховика инфляции спроса

помогает массированный импорт потребительских товаров, а также реализация

предприятиями и государством товарно-материальных запасов, скопившихся в

предыдущие годы.

Целью антиинфляционной тактики является повышение процентных ставок по

вкладам, удлинение их сроков, уменьшение уровня ликвидности сбережений в

целом. В крайних случаях вводится временное замораживание вкладов до

востребования или проводится реформа той или иной степени жёсткости.

III. Инфляция для экономики России, её анализ, причины и особенности

борьбы с ней

Анализ инфляции и принятых антиинфляционных мер

В

условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли

структурные изменения. В результате приватизации сформировался частный

сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую

спекулятивную игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и

снижение курса рубля. Возникли сомнительные финансовые пирамиды типа МММ на

частном уровне и ГКО-ОФЗ на государственном. Нарождающуюся рыночную

экономику периодически сотрясают финансовый, биржевой, валютный, банковский

кризисы в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, проявлявшаяся

прежде в товарных дефицитах, стала явной. Неэффективные рекомендации МВФ в

духе либерализма и монетаризма без учета специфики России стимулировали

длительный спад производства и сильную инфляцию.

С 1992 г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание

экономического спада - стагнации - с инфляцией). Розничные цены выросли в

1992 г. в 26,1 раза, в 1993 г. - 9,4 раза, 1994 г. - 3,2 раза, 1995 г. -

2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и

инвестиций[12].

Спад производства в России (в 1992 - 1996 годах) почти вдвое превысил

рекорд мирового экономического кризиса 1923 – 1933 годов. Доля убыточных

предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998 г.),

строительстве - 42,3%, на транспорте 59,2%. Фактическое банкротство

производственного сектора и разбалансированность экономики стали

фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение

рубля.

Новое явление в России - снижение темпа инфляции с 1996 г. до конца

августа 1998 г. (21,8% в 1996 г., 11% в 1997 г.) Инфляция была подавлена,

но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее

воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект

антиинфляционной политики состоял в том, что в России впервые в мировой

практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях

экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем

самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За

рубежом дефляционная политика обычно проводится в условиях «перегрева»

экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста

заработной платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению

социально-экономических противоречий, которые в конечном счете усугубили

инфляционный процесс.

Одной из причин дефляционной политики явилось возведение в ранг

официальной догмы либерализма и монетаристской концепции без учета

трудностей перехода России к рыночной экономике и вопреки опыту зарубежных

стран. Там давно отказались от безоглядного либерализма и чистого

монетаризма и

комбинируют их постулаты с рецептами кейнсианства о необходимости

государственного регулирования.

Российские реформаторы опирались на прямолинейную монетаристскую

интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег,

бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали

эффективность рыночного регулирования (рынок якобы лучше проведет свою

работу, чем государство).

В этой связи с 1994 г. монетаристская антиинфляционная политика

осуществлялась тремя методами:

1) ограничение эмиссии денег Центральным банком РФ,

2) сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных

расходов,

3) сдерживание колебания курса рубля по отношению к инвалютам путем

установления их пределов и использования валютной интервенции.

Но оказалось, что монетаристскими методами невозможно подавить

неденежные факторы инфляции, коренящиеся в сфере воспроизводства. Поэтому

снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой

стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис

неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а

главное - застой в экономике и инвестициях.

Основанная на монетаристских рецептах антиинфляционная политика

усугубила экономический спад, разрушение производственного и научного

потенциала, экспроприацию народа. В 1998 г. Россия заняла 72-е место (среди

174 стран) по качеству жизни, которое зависит не только от доходов

государства, но и способов перераспределения национального дохода в

интересах большинства народа, а не привилегированной кучки[13]. Валютно-

финансовый кризис, разразившийся вслед за другими странами в России в

августе 1998 г, Обнажил эфемерность официально объявленной финансовой

стабилизации и победы над инфляцией, вызвал глубокие экономические и

социальные потрясения. В их числе: замораживание выплат по внутренним и

внешним долгам, в том числе государственным; крах рынка ценных бумаг и

финансовых пирамид, включая ГКО-ОФЗ; блокирование вкладов в крупных банках,

кризис банковской системы и безналичных расчетов; приостановка или

прекращение работы тысяч фирм и банков; увеличение безработицы; удвоение

темпа «бегства» капитала за рубеж; девальвация рубля; паника на

потребительском рынке. Следствием разбалансированности экономики и

политической нестабильности явилось усиление инфляции с 11% в 1997 г. до

84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских цен составлял 8,5%, в феврале -

4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением

платежеспособного спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных

доходов населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997

г.), контролем за денежной эмиссией и динамикой денежных агрегатов

относительной стабилизацией валютного курса рубля. Однако за первые восемь

месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год составила 36,5%. Но не

смотря на то, что в 2000 году инфляция составила 20,2%[14] не стоит

считать, что инфляция побеждена и находится под контролем. Для сдерживания

инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с

учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией

воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами.

Антиинфляционная модель для России

Ц

ель предлагаемой антиинфляционной модели - не подавление инфляции любой

ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными и государственными

методами) в интересах подъема национального производства и экономической

безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция,

если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует

экономический рост. Страны с цивилизованной рыночной экономикой научились

регулировать темп инфляции. Характерно, что к числу жестких критериев

вступления стран ЕС в зону евро с января 1999 г. относится согласованный

низкий Уровень инфляции.

Мировой опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования

антиинфляционной стратегии экономического роста.

Антиинфляционная стратегия экономического роста требует проведения

поэтапных мер, направленных на регулирование инфляции. Необходимо выстроить

«дерево целей» для сдерживания ее основных факторов.

Общеэкономические меры.

1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной,

налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных

рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с

подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального

производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной,

банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная

модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее

стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат

обеспечением рубля.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса

инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств

на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования

свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного

сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска.

«Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и

иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли

государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль за ее

выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки

инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на

Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для

стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и

частные инвестиции.

Важную роль в регулировании инвестиции призваны сыграть принятые в

конце 1998 г. нормативно-законодательные документы, в частности по

лизинговым операциям. Должна активизировать деятельность комиссия по

инвестиционным конкурсам, рассматривающая проекты под частичные

государственные гарантии (от 40 до 85%).

Важно найти выход из «ловушки ликвидности» (Кейнс), в которой оказалась

Россия. Это проявляется в спаде инвестиций при наличии сбережений

населения. России предстоит разработать компенсирующий механизм

перераспределения инфляционных доходов в приоритетные отрасли, в частности,

путем налогового регулирования.

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых»

капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным

каналам. Для этого необходимы решительные меры.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций

для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный

приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых,

иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из

боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-

третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции

в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции

(80% иностранных инвестиций в первом полугодии 1998 г.) в государственные и

корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во

время кризиса в России в августе 1998 г.

Принятые после кризиса меры, направленные на восстановление доверия

зарубежного бизнеса к России, могут стимулировать в перспективе привлечение

прямых иностранных инвестиций, но в 1998 г. и 1999 г. (оценка) их ежегодный

объем составил 3-4 млрд. долл., или 63% к 1997 г. Общий объем накопленных

прямых инвестиций составил около 12 млрд. долл. в январе 1999 г.

Сдерживание финансовых факторов инфляции.

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление

бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления

бюджетного кризиса в России:

• неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме;

позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов

в зависимости от реального наступления доходов распространяется на

незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку,

здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для

погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

• нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная

«черная касса»);

• финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.