реферат скачать
 

Антиинфляционная политика государства

тяжелыми непредвиденными обстоятельствами. Конечно, почти все формы

сбережений приносят процент, но, тем не менее, стоимость сбережений будет

падать, если уровень инфляции превысит процентную ставку.

Инфляция и кредитные отношения

И

нфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В

частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду дебиторам (получателям

ссуды) за счет кредиторов (ссудодателей). Когда цены растут, стоимость

денег падает, Таким образом, из-за инфляции получателю ссуды дают “дорогие”

деньги, а он возвращает ее “дешевыми“ деньгами. Инфляция двух последних

десятилетий была неожиданным счастье для тех, кто покупал, например, дома в

середине 60-х годов под залог с фиксированной процентной ставкой. С одной

стороны, инфляция значительно облегчила реальное бремя задолжности по

закладным. С другой стороны, номинальная стоимость домов возрастала

быстрее, чем общий уровень цен.

Номинальный национальный доход, а, следовательно, и налоговые сборы

растут при инфляции; размеры же государственного долга не увеличиваются.

Это значит, что инфляция облегчает правительству бремя государственного

долга. При том, что инфляция приносит такую выгоду правительству, некоторые

экономисты открыто задают вопрос: может ли общество рассчитывать на то, что

правительство проявит рвение в своих попытках приостановить инфляцию?

Действительно, некоторые страны, такие, как Бразилия, когда-то

настолько широко использовали инфляцию, чтобы уменьшить реальную стоимость

своих долгов, что теперь кредиторы вынуждают их брать займы не в своей

валюте, а американских долларах или какой-нибудь другой относительно

устойчивой валюте. Это не позволяет использовать инфляцию внутри страны,

чтобы избежать “невыполнения обязательств“ по долгам. Любая инфляция внутри

страны приводит к уменьшению реальной стоимости ее валюты, но не стоимости

долга, который необходимо выплатить.

Последствия ожидаемой инфляции

П

оследствия инфляции в сфере распределения были бы не такими тяжелыми и даже

устранимыми, если бы люди могли предвидеть инфляцию и иметь возможность

скорректировать свои номинальные доходы с учетом предстоящих изменений в

уровне цен. Если предвидеть наступление инфляции, то можно также внести

изменения в распределение доходов между кредитором и дебитором, о которых

мы только что говорили. Предположим, что кредитор и получатель ссуды

договариваются о том, что 5% являются умеренной процентной ставкой по займу

сроком на один год в том случае, если уровень цен останется неизменным. Но

вследствие инфляционных процессов как кредитор, так и получатель ссуды

полагают, что есть основания ожидать 6%-ного повышения цен в течение

будущего года. Если банк дает заемщику ссуду в 100 руб. при 5%-ной ставке,

то в конце года он получит 105 руб. Но если инфляция действительно

достигнет 6% в течение этого года, то покупательная способность этих 105

руб. упадет примерно до 99 руб.

Фактически получается, что кредитор заплатит получателю ссуды один

рубль за то, что последний в течение года пользовался его деньгами.

Кредитор может избежать выплаты такой странной субсидии, если повысит

процентную ставку в соответствие с предполагаемой уровнем инфляции.

Например, назначив ставку в 11%, кредитор в конце года получит 111 руб.,

которые с учетом 6%-ной инфляции имеют реальную стоимость, или

покупательную способность, примерно 105 руб. В этом случае за пользование

100 руб. в течение года происходит приемлемая для обеих сторон передача 5

руб., или 5%, от дебитора кредитору. Уместно отметить, что сберегательные и

ссудные учреждения ввели закладные с изменяющейся процентной ставкой, чтобы

защитить себя от негативного воздействия инфляции.

Между прочим, эти примеры показывают, что высокие номинальные

процентные ставки являются скорее следствием инфляции, а не ее причиной.

Наш пример указывает на различие между реальной процентной ставкой, с

одной стороны, и денежной, или номинальной, процентной ставкой - с другой.

Реальная процентная ставка - это выражение в процентах увеличение

покупательной способности, которые кредитор получает от заемщика. В нашем

примере реальная процентная ставка составляет 5%. Номинальная процентная

ставка - это выражение в процентах увеличение денежной суммы, которую

получает кредитор. В нашем примере номинальная процентная ставка равна 11%.

Разница между этими двумя понятиями состоит в том, что, в отличие от

номинальной процентной ставки, реальная процентная ставка корректируется,

или “дефлируется“, в соответствии с уровнем инфляции. Другими словами,

номинальная процентная ставка равна сумме реальной процентной ставки и

премии, выплачиваемой для компенсации предполагаемого уровня инфляции.

Инфляция и налоги

Д

ругой важный элемент издержек от инфляции (в условиях верных ожиданий, но

неполной приспособленности институтов) возникает из-за трудностей адаптации

налоговой системы к инфляционным процессам. Здесь существуют две крупные

проблемы.

Во-первых, с ростом уровня цен доля налоговых выплат в общей величине

реальных доходов увеличивается, рождая, таким образом, эффект

прогрессивного роста налогов. Если бы налоги находились в постоянной

пропорции к номинальным доходам независимо от величины последних, в этом не

было бы никакой проблемы, поскольку в таком случае люди выплачивали бы

одинаковый, не зависящий от уровня цен процент своих доходов в виде

налогов. Но так как норма налогообложения при использовании его

прогрессивной формы имеет тенденцию расти вместе с уровнем номинальных

доходов, то инфляция, приводя к росту номинальных доходов, тем самым

увеличивает и долю налогов в реальных доходах.

Вторая проблема связана с налогообложением капитала. Налогообложение

доходов на капитал являлось сложной проблемой и в лучшие времена. При этом

основным был вопрос, должны ли прибыли от капитала облагаться налогом как

доходы или же по специальной, более низкой ставке. При появлении в

экономике инфляции эта проблема ещё более усложняется, так как рост

капитала, связанный с приращением рыночной стоимости активов, реагирует на

инфляцию более оперативно, чем реальные прибыли. Ни одной стране не удалось

добиться существенного успеха в нейтрализации последствий влияния инфляции

на налогообложение капитала. Некоторые специалисты в области налогов даже

считают, что наибольший ущерб от инфляции заключается именно в том, что она

увеличивает фактическое налогообложение капитала.

Кривая Филлипса

И

нфляция оказывает сильное воздействие на занятость. Эмпирические

исследования показали, что между уровнем занятости и инфляцией существуете

определенная взаимосвязь. Инфляция держится на низком уровне при высокой

безработице, и наоборот. В 1958 году английский экономист А. Филлипс

предложил графическую модель инфляции спроса, выражающую связь между

уровнем безработицы и темпами роста средней заработной платы. Используя в

своей работе данные английской статистики за 1850-1860 гг. он построил

кривую, наглядно показывающую обратную зависимость между изменением ставок

заработной платы и уровнем безработицы. Позднее из этой зависимости

американскими экономистами П. Самуэльсоном и Р. Солоу был сделан вывод, что

кривая Филлипса описывает выбор между инфляцией и безработицей, когда

уменьшить одну можно лишь увеличив другую[10]. Причиной такой зависимости

заключается в том, что при высокой безработице заработная плата держится на

низком уровне, что вызывает замедление роста цен. По кривой А. Филлипс

установил, что увеличение безработицы в Англии сверх 2.5-3% приводило к

резкому замедлению роста цен и заработной платы. Таким образом,

правительство может использовать увеличение инфляции для борьбы с

безработицей. Позднее этот вывод теоретически аргументировал экономист Р.

Липси.

Также Р. Солоу и П. Самуэльсоном была создана модификация кривой

Филлипса для разработок экономической политики. Они заменили в этой кривой

ставки заработной платы на темп роста товарных цен, или инфляцию. При

помощи этой кривой стало возможным рассчитывать равновесие между достаточно

высокими уровнями занятости и производства и определенной стабильностью

цен.

Если правительство рассматривает уровень безработицы U1 (ему

соответствует темп роста цен Р1) в стране излишне высокий, то для его

понижения проводятся бюджетные и денежно кредитные мероприятия,

стимулирующие спрос (см. рис.3).

Так, увеличивая поток инвестиций, государство может побудить

предприятия к расширению производства и сбыта, а значит, увеличению рабочих

мест. Норма безработицы снижается до уровня U2, но одновременно темпы

инфляции возрастают до Р2. Такие манипуляции могут вызвать "перегрев"

экономики и как следствие кризисные явления. Такая ситуация вынуждает

правительство ввести кредитные ограничения, сократить расходы из

государственного бюджета и т.д. В результате этих возвратных действий

правительства уровень цен снизится до уровня РЗ, а безработица возрастет и

ее норма составит U3.

Неоднократная практика экономического регулирования показала, что этот

метод может быть применен только на короткие периоды, поскольку в

долгосрочном плане (5-10 лет) несмотря на высокий уровень безработицы,

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым рядом обстоятельств.

Среди этих обстоятельств необходимо выделить политику стимулирования

совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции "купить" более

низкий уровень безработицы успешны только тогда, когда у хозяйствующих

агентов удается создать так называемые "ложные ожидания": а попросту -

обмануть. Пока потенциальные работники не поймут, что условия, на которые

они согласились, на самом деле не лучше тех, которые они раньше отвергали,

занятость будет расти. Но она тут же упадет до первоначального уровня, как

только занятые обнаружат, что возросшая привлекательность рабочих мест -

иллюзия, порожденная инфляцией. Таким образом, долговременного сокращения

безработицы не произойдет, а инфляция останется. Особое внимание на эти

взаимосвязи обратил еще в 60е гг. американский экономист М. Фридман,

который подчеркивал неэффективность борьбы с безработицей путем

"накачивания" совокупного спроса инфляционными мероприятиями. Ведь в

момент, когда население преодолевает свои ложные ожидания, трезво

оценивает, что повышение номинальных ставок не адекватно повышению

покупательной способности их заработной платы, инфляция станет

сопровождаться не ростом предложения труда, а наоборот - его сокращением -

т.е. растущей безработицей.

Именно М. Фридману принадлежит идея построения "вертикальной кривой

Филлипса". В случае если государство пытается поддержать уровень

безработицы на высоком уровне, повышаются инфляционные ожидания и

требования к зарплате - кривая Филлипса сдвигается вверх. Вновь возрастает

инфляция, снова усиливаются инфляционные ожидания рабочих и повышаются их

требования к зарплате.

Кривая Филлипса продолжает перемещаться вверх. Теперь при всяком

уровне безработицы кривая Филлипса будет выше и выше, что графически

отображается "вертикальной кривой Филлипса" (см. рис.4).

Установлено, что кривая Филлипса может быть использована для борьбы с

безработицей лишь в условиях умеренной инфляции с постоянным темпом. Кривая

не работает при неожиданных потрясениях - темп инфляции возрастает так же

неожиданно и может сопровождаться ростом безработицы. Иными словами,

соотношение, установленное кривой Филлипса не действительно для длительных

периодов времени.

Итак, взаимосвязь между безработицей и инфляцией, которую иллюстрирует

кривая Филлипса, оказалась крайне нестабильной, так, в 60-е и 70-е годы во

многих странах мира одновременно росли как безработица, так и инфляция

(стагфляция). Переливание безработицы в инфляцию опасно для экономики из-за

непредсказуемых последствий. Вследствие этой негативной черты -

"компромисса между инфляцией и безработицей", - правительства большинства

западных стран, перешли к теории естественного уровня безработицы, которая

используется по сей день.

Суть теории состоит в том, что в долгосрочном плане приемлемый уровень

инфляции возможен только при естественном уровне безработицы. "Естественный

уровень безработицы - это доля безработных, которая соответствует

целесообразному уровню полной занятости в экономике"[11]. Идея того, что

при полной занятости должна быть некоторая безработица, кажется странной до

тех пор, пока мы не вспоминаем, что экономика постоянно изменяется,

создаются новые рабочие места, а старые ликвидируются, люди пополняют рынок

труда и покидают его. Естественный уровень безработицы должен определяться

структурой рынка рабочей силы с учетом информации о потребностях в

различных отраслях. Необходимо заметить, что и эта политика, т.е.

обеспечение естественного уровня безработицы и снижение уровня инфляции до

умеренных и стабильных не всегда достигает своих целей. При всех

положительных факторах этого метода у него существует довольно-таки важный

недостаток: при достижении естественного уровня безработицы инфляция

продолжает некоторое время как бы по инерции усиливаться - ее темпы не

могут быстро сократиться. Также необходимо заметить, что естественный

уровень безработицы не всегда является социально приемлемым, и, как

показывает опыт западных стран, постоянно повышается.

Почему нужно боятся инфляции?

К

аковы бы ни были якобы «позитивные» функции инфляции, выходя из-под

контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает

на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных,

негативных влияний. Отметим кратко лишь некоторые из них.

Инфляция (и это общепризнанно) сужает мотивы к трудовой деятельности,

ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.

Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную

дифференциацию населения, разрыв между «крайними» группами получателей

доходов.

Негативная функция инфляции состоит также в том, что она сужает

возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично

принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между

потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону

потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо

оказывается не в состоянии «связать» деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление

государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные

средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост

недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях

увеличения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. Снижается

доверие к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым

правительством. Реакция населения на ухудшение условий на потребительском

рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

V снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте

номинальных доходов);

V обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады,

как правило, не компенсирует падение реальных размеров

сбережений);

V потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных

товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества,

сокращается производство относительно дешевых товаров);

V усиление диспропорций между производством промышленной и

сельскохозяйственной продукции;

V ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения

заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;

V ухудшение условий жизни преимущественно у представителей

социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих,

студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

Антиинфляционная политика

Н

егативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают

правительства разных стран проводить определенную экономическую политику.

Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной

массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых

разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ

стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три

общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного

кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -

маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на

платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает

налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако,

одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может

привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным

целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада.

При недостаточном спросе осуществляются программы государственных

капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного

бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом

расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование

спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы,

может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают

правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в

экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное

регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию.

Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству

центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в

обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.