реферат скачать
 

Анализ инвестиционной привлекательности предприятий металлургического комплекса

муниципальными и региональными организациями по делегированию им

ответственности, в том числе в области зонального планирования;

создание условий для объединения финансовых и материальных ресурсов,

установление приоритетов налогового регулирования (льготное кредитование и

др.);

определение форм ответственности местных органов за реализацию проекта и

возможные негативные последствия (нарушение экологической среды, зонального

земельного планирования и др.);

обеспечение связи с общественностью через средства массовой информации для

широкой демонстрации предлагаемого проекта с целью привлечения общественных

организаций и населения к участию в принятии решения о целесообразности его

реализации.

Правительства многих стран проводят активную региональную

инвестиционную политику, включая поддержку развития малоосвоенных и

депрессивных регионов, однако центр тяжести этой политики перемещается на

уровень местных органов власти.

Роль регионов в инвестиционной политике развития городских и сельских

территорий особенно усилилась в 70-80-е годы благодаря законодательному

наделению их широкими полномочиями. Цель региональной инвестиционной

политики – с помощью различных льгот привлечь внимание крупных корпораций и

других частных предпринимателей к данной территории.

Правительство оказывает содействие фирмам, ведущим строительство в

регионе, в правовой защите, использовании налоговых льгот и льготных

тарифов на транспорт и энергию. В ряде случаев осуществляется прямое

бюджетное финансирование проекта. Как правило, государство инвестирует

большие суммы на социальную и производственную инфраструктуру, создание

которой предшествует реализации крупного регионального проекта.

Впервые в США тенденция опережающего развития инфраструктуры

проявилась при освоении Аляски, сейчас это стало и во многих других странах

обычной практикой при реализации крупных региональных проектов и

реконструкции городских и сельских районов.

В Великобритании в 80-е годы были созданы три подобные государственные

корпорации, подчинённые министерству торговли и промышленности. Они имеют

сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами –

участниками регионального проекта земельные участки, занимаются подготовкой

территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций.

Одним из важных источников финансирования строительства на

региональном уровне является выпуск муниципальных облигаций.

В США, например, такие облигации, выпускают правительства штатов,

местные (городские и сельские) власти, а также их агентства и департаменты.

Привлекательность муниципальных облигаций для инвесторов состоит в

том, что доход по ним, как правило, не облагается федеральным налогом.

Более того, для резидентов (жителей штата) облигации, выпущенные властями

штата или муниципалитетами внутри них, освобождаются от штатных и местных

налогов.

В целом законодательные и финансово-экономические стимулы в

региональной инвестиционной политике стран Запада способствовали подъёму

депрессивных регионов, многофункциональному развитию городских и сельских

территорий, реконструкции и модернизации крупных городов, решению социально-

экономических и экологических проблем. Зарубежный опыт стимулирования и

регулирования капиталовложений на региональном уровне может быть полезен

для России сейчас.

Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна в связи с

тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами Федерации

имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих

экономическую и инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное

закрепление прав и ответственности федеральных, региональных и местных

властей, создание соответствующих механизмов стимулирования

капиталовложений являются необходимыми условиями саморазвития территорий.

Одними из важнейших макроэкономических процессов, тесно переплетённых

с инвестициями (а именно с большими капиталовложениями в начальный период),

являются структурные преобразования промышленности. Но структурной

перестройке промышленности в развитых капиталистических странах

предшествовал подготовительный период, в течение которого определялись

подотрасли, предприятия и производства, подлежащие свёртыванию в первую

очередь. Они классифицировались как структурно-депрессивные. В частности,

особое внимание уделялось свёртыванию экологически вредных, трудоёмких,

ресурсоёмких производств. Длительность подготовительного периода зависит от

масштабов промышленного потенциала страны, его текущего состояния и глубины

структурного кризиса. Также важны традиции структурных преобразований

промышленности в той или иной стране. Например, в США и Японии эти процессы

проходили значительно быстрее, чем в Западной Европе.

Крупномасштабное техническое перевооружение в США, Японии,

Великобритании и Германии сопровождались массовой ликвидацией устаревших

неперспективных предприятий и производств. Например, в США в 1981 году в

автомобильной промышленности, чёрной металлургии и текстильной

промышленности были закрыты на переоборудование или ликвидированы десятки

предприятий. Так, только с 1980 по 1985 года было закрыто 250 текстильных

предприятий. В сталелитейной промышленности США с 1978 по 1987 года было

ликвидировано 700 заводов, цехов, участков, на 25% сократился станочный

парк в металлообрабатывающих отраслях.

Аналогичные процессы происходили в Японии. Для отраслей, не

соответствующих общемировым тенденциям научно-технического прогресса,

государством были определены конкретные ориентиры для свертывания

производства. Сокращение мощностей проводилось согласно специальным

государственным пятилетним программам, принятым в рамках чрезвычайных

законов 1978 и 1988 годов, действие которых распространялось на 14 отраслей

(«Специальный чрезвычайный закон о структурно-депрессивных отраслях» и

«Временный закон для структурной перестройки ряда отраслей»). Ликвидация

устаревшей техники в структурно-депрессивных отраслях достигла огромных

масштабов. Только в алюминиевой промышленности она составила около 2/3

стоимости всего оборудования.

В Великобритании правительство М. Тэтчер сделало ставку на содействие

упорядоченному свёртыванию и реорганизации старых подотраслей и развитию

новых. Государственная помощь предоставлялась исключительно под проведение

модернизации, сокращение старых мощностей, расширение конкурентной среды.

В Германии структурные преобразования промышленности осуществлялись

через деконцентрацию, дедиверсификацию предприятий. Ликвидации подвергались

устаревшие производства в целых территориальных округах.

В целом государственная политика капиталовложений в развитых странах в

течение последних 20 лет направлена на структурную перестройку экономики на

основе ресурсосберегающих и новейших технологий, широкой компьютеризации, а

также новых систем управления, включающих повышение роли и ответственности

региональных властей. Местным властям отводится важная роль в региональном

планировании и зонировании территорий, экологической политике и управлении

инвестиционными программами. Именно они определяют социальный аспект

территориальных программ, составляют (с помощью научных учреждений),

демографические прогнозы регионов, разрабатывают планы создания рабочих

мест и необходимых объектов социальной и производственной инфраструктуры, а

также занимаются вопросами привлечения подрядчиков, проектировщиков,

инвесторов и деловых партнёров (спонсоров).

Итак, рассмотрев теоретические аспекты инвестиций в макроэкономическое

среде, можно сделать следующие выводы.

С макроэкономической точки зрения инвестиции – это использование денег

для получения больших денег, для извлечения дохода или достижения прироста

капитала либо для того и другого.

На развитие инвестиций в нашей стране огромное влияние оказывают

макроэкономические процессы, происходящие на региональном уровне.

Существует огромное количество макроэкономических проблем, влияющих на

инвестиционный рынок региона. Прежде всего, это непредсказуемость

институциональных изменений, существование препятствий к формированию

прочного экономического пространства, техническая и технологическая

отсталость, высокая степень физического износа производственного аппарата

большинства предприятий, низкий уровень платёжной дисциплины и собираемости

налогов и т.д. Здесь особое значение имеет разработка федеральной программы

помощи депрессивным и отсталым регионам.

В ситуации крайней дифференциации региональных условий для инвестора

первоочередное значение имеет именно выбор региона инвестирования. Механизм

же выбора региона – объекта инвестирования – практически отсутствует.

Для достижения стабильного экономического роста необходимо

стимулировать инвестиционную активность на государственном уровне. Среди

первоочередных мер инвестиционной политики можно выделить прямое

государственное участие в инфраструктурных проектах народнохозяйственного

значения и их финансовое стимулирование предоставлением налоговых льгот или

налогового кредита. Также в настоящее время очень важно государственное

вмешательство в инвестирование первичных отраслей и магистральной

инфраструктуры, где основную часть составляет зона естественной монополии.

Важным дополнением прямого государственного участия в инвестициях являются

решения по регулированию иностранных вложений. Имеются в виду юридические

акты, регламентирующие распределение доходов между отечественными и

зарубежными партнёрами, раздел продукции, а также законодательство о

собственности на землю (недра) и её долгосрочной аренде. Особое положение в

инвестиционной политике занимает депрессивный сектор. Здесь государству

необходимо брать на себя так называемые «реабилитационные» затраты,

связанные с сокращением мощностей.

Анализ мировой практики показывает, что прямая поддержка государством

уровня и интенсивности инвестиционных процессов в экономике приносит

конкретные результаты в виде достижения и поддержания стабильных темпов

экономического роста. Этот факт дает основания надеяться, что российское

правительство, опираясь на международный опыт, сумеет выстроить грамотную

инвестиционную политику.

II. МЕТОДОЛОГИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В

ПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

1. Классификация факторов, определяющих инвестиционную ситуацию

Реальный инвестиционный климат представляет собой систему социально –

экономических отношений, формирующихся под воздействием широкого круга

взаимосвязанных процессов на макро-, микро - и собственно территориальных

уровнях управления в промышленном комплексе, создающих предпосылки для

появления устойчивых инвестиционных мотиваций.

Следует выбрать такой круг показателей, которые будут классифицировать

факторы, определяющие инвестиционную ситуацию, и в силу своей специфики

будут отличаться либо достаточным постоянством, либо постоянной тенденцией

к изменению. Подобный подход реален при достижении определённой

стабильности общеэкономического положения как по стране в целом, так и на

уровне отдельных территорий региона. В условиях же продолжающегося

экономического кризиса, крайней неустойчивости, а главное –

непредсказуемости макроэкономической ситуации, когда большинство

качественных характеристик социально – экономического развития на

региональном уровне не только варьирует в широком диапазоне, но и

испытывает воздействие разнонаправленных тенденций, оценка перспектив

формирования инвестиционного климата на базе анализа и обобщении одинаковых

по каждой территории региона показателей затрудняется и искажается до такой

степени, что становится практически бесполезной. К тому же ни один из

инвестиционных показателей и даже их совокупность не дают оснований для

окончательного вывода о состоянии инвестиционного климата в целом по

региону, так как они складываются в значительной степени под влиянием

особенностей развития отдельных отраслей и поэтому отражают закономерности

развития именно их динамики и, следовательно, формирование отраслевого, а

не территориального климата.

Итак, методический аспект классификации факторов, определяющих

инвестиционную ситуацию в промышленном комплексе, заключается в обосновании

таких подходов, которые обеспечат учёт как чисто отраслевых и

территориальных изменений, так и их взаимовлияние. При этом необходимо

иметь в виду и традиционные факторы, определяющие ход инвестиционного

процесса, и собственно последствия рыночного реформирования всей системы

экономических отношений в целом по региону, а не только в инвестиционной

сфере.

В литературе экономическое состояние объекта обычно описывается с

помощью системы индикаторов. Отклонение от нормального состояния

определяется измерением значений индикаторов и определением их отклонений

от некоторых нормативов или эталонов. Поэтому задача оценки инвестиционного

потенциала региона состоит, по сути, в определении целесообразного набора

индикаторов и установлению эталонных значений.

Формирование набора индикаторов зависит:

1) от объектов сравнения. Состояние отраслей сферы материального и

нематериального производства описывается различными группами индикаторов,

поскольку целевые установки такого анализа различны. Диагностика состояния

базовых отраслевых комплексов в настоящее время на первое место выдвигает

проблему привлечения инвестиций в промышленность. Для отраслей

потребительского комплекса (лёгкой, пищевой, инфраструктурных), наряду с

инвестициями, не менее важны проблемы конкурентоспособности их продукции на

внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг.

2) от критерия нормы. Понятие нормы может быть охарактеризовано

индикатором, описанным:

средним арифметическим для совокупности объектов анализа;

значением, наиболее часто встречающимся в данной совокупности (модой);

срединным значением данного индикатора на всех объектах анализа

(медианой);

максимальным значением индикатора из исследуемой совокупности объектов

анализа.

3) от уникальности объекта анализа. Например, промышленные отрасли

хозяйственного комплекса Урала, связанные с переработкой уникальных по

составу минерально-сырьевых ресурсов, могут претендовать на нетипичную

парадигму экономического поведения, что также влияет на выбор системы

индикаторов.

Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, состояние

отраслевых комплексов может быть описано несколькими десятками (а может

быть и более) групп индикаторов, учитывающих влияние как внутренних

(внутриотраслевых), так и внешних (экономико-правовой среды) факторов

экономического роста.

В мировой литературе для определения инвестиционной привлекательности

территорий в качестве основных параметров используется ряд индикаторов:

уровень сбалансированности промышленного комплекса, интенсивность

выполнения базовых функций, региональный мультипликатор и др. Источниками

информации для расчёта этих показателей служат информационно-аналоговые

базы. Например, для сравнения конкурентных преимуществ территорий в

основном используется «Ежегодная статистическая карта США».

В последнее время в отечественной экономической литературе стали

появляться материалы, посвященные интегральным качественным показателям,

оценивающие изучаемые объекты. Например, «рыночная реакция» территории на

проводимые реформы. Принципиальная особенность данного понятия заключается

в том, что с его помощью можно охарактеризовать степень адаптации экономики

территории к новым условиям, в том числе и с точки зрения воспроизводства

капитала.

В настоящее время рыночную реакцию практически невозможно описать

количественно, но вполне реально на основе экспертных подходов оценить её с

качественных позиций и использовать как основополагающий критерий при

ранжировании регионов. В результате удастся избежать привлечения множества

не всегда достоверных показателей и максимально ограничить число

формируемых групп регионов.

Рыночную реакцию можно определить по наличию ряда элементов. Для

удобства использования при ранжировании регионов их можно сгруппировать

следующим образом[11]:

1) Стартовые условия вхождения регионов в рынок характеризуют

сложившиеся к началу проведения реформ объективные и субъективные

предпосылки, способствующие или препятствующие трансформационным процессам.

К таким условиям относятся:

наличие экспортного потенциала (ресурсов, котирующихся на мировом рынке);

территориальная удалённость и транспортная освоенность

интеллектуальный и инновационный потенциал (в том числе и невостребованный)

и его соответствие целям развития региона;

уровень развития социальной сферы и потенциальные возможности региона в

области её совершенствования с целью обеспечения нормального

воспроизводства трудовых ресурсов;

состояние производственного потенциала и сложившийся уровень инвестиционной

активности (объёмы инвестиций и качественные характеристики инвестиционной

деятельности);

2) Оценка стратегии и тактики проведения реформ на региональном

уровне с выделением направлений специальной федеральной поддержки

отдельных регионов невозможна без изучения следующих важнейших параметров:

особенностей реформирования экономики региона;

динамики рыночных преобразований, в том числе складывающихся под

воздействием как стартовых условий вхождения в рынок, так и создание среды

для благоприятного проведения реформ;

практики централизованной инвестиционной помощи и системы государственных

инвестиционных приоритетов как основы рыночной поддержки регионов со

стороны центра, ускорения (замедления) темпов рыночных преобразований;

политико-экономической ситуации в регионах и её влияние на ход реализации

стратегии реформ;

3) От результативности реформ и степени адаптации регионов к рыночным

отношениям зависят их место в рыночном пространстве, уровень готовности к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.