реферат скачать
 

Альтернативные пути выхода из кризиса РФ

прогрессивный характер. Лица с доходами до 5(потом 12) млн. руб. в год

уплачивали налог по ставке 12%, лица с доходами свыше – по возрастающей

ставке до 30%.

В принципе, налоги в России (% от ВВП) далеко не самые высокие в мире:

[pic]

Однако, в России самые высокие налоги на прибыль предприятий, что не

стимулирует инвестиции. Кроме

того в России налог включает в себя так называемый бюрократический налог,

мафиозный налог и инфляционный налог. Учитывая эти три скрытые

составляющие, приостанавливается период роста налоговых поступлений и

налоговые поступления – сокращаться. Это искажает информацию, ведет к

неправильному ценообразованию не только на конечный продукт, но и на

факторы производства.

Также, статистика легального налога в % ВВП еще не говорит о реальном

положении предприятий. Платежеспособные предприятия вынуждены платить

налоги за всю остальную экономику. В виде легальных и скрытых налогов в

среднем изымается 75-90% прибыли, а по некоторым видам деятельности 100% и

больше(!).

В результате капитал, который устремляется в области наиболее эффективного

применения, будет выбирать наименее налогооблагаемые сферы, которых

становится все меньше. Это приводит к следующим явлениям:

- отток капитала за границу (10-12 млрд. долларов ежегодно)

- становится нецелесообразным не только начинать новое производство, но и

реформировать, модернизировать старое. Растет импорт, увеличивая базу

налогообложения, свертывается производство отечественных товаров;

- производство загоняется в государственно-корпоративные рамки. Душится

среднее и малое предпринимательство, которое занимает значительное место

в структуре рыночной экономики;

- усиливается бегство от производства, происходит отток средств из

производственного сектора в финансовый. Разрастается рынок финансовых

услуг, часто чисто спекулятивного характера;

- непомерно высокими налогами экономика загоняется в тень, усиливается

криминализация экономики и всего общества. Нелишне будет напомнить, что

осуществление реформ сталкивается еще и с эффектом Танзи-Оливера,

т.e.обесценение налоговых поступлений в госбюджет из-за высоких темпов

инфляции.[16 c20-35; 4 c20-35; 2; 6 c4-19 ]

3.3 Приватизация в России.

К 1 июля 1994 г. в России полностью завершился этап ваучерной приватизации.

Приватизации подлежали большинство государственных предприятий. Программа

1992 года предусматривала четыре способа приватизации: аукцион,

коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.

В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятия. По

этому признаку предприятия делились на три категории: мелкие, средние и

крупные. Мелкие предприятия подлежали продаже с аукциона, к ним не

применялась процедура корпоратизации. На средних и крупных предприятиях

приватизация происходила, как правило, в два этапа. Сначала проводилось

акционирование, затем выпускались акции, которые распределялись между

членами коллектива, руководством предприятия и третьими лицами в

определенных пропорциях. Было несколько подходов к распределению акций, в

большинстве своем членов коллектива предприятий собственниками они не

делали - через небольшой промежуток времени акции скупались чаще всего

руководством предприятия или внешними акционерами.

Приватизация в России принесла с собой такой институт, как чековые

инвестиционные фонды, которые собрали более трети всех ваучеров, среднее

количество акционеров в них составило 22,8 млн. чел. Предполагалось, что

ЧИФы будут заинтересованы в развитии производственного сектора и будут

заниматься вопросами инвестирования производства. Однако российская

практика показала, что ЧИФы в большинстве своем представляли «пирамиды» и

были заинтересованы в максимизации дивидендов, а не в развитии предприятий.

Всего 15% средств чековых инвестиционных фондов были вовлечены в инвестиции

в акции предприятий, зато около 75% вложений было направлено в

краткосрочные и среднесрочные спекуляции.

Был принят курс на приватизацию заводов, фабрик, торговых и складских

помещений, газо- и нефтедобывающих предприятий и других предприятий,

связанных с переработкой полезных ископаемых и эксплуатацией месторождений,

являющихся по существу естественными монополиями. Природные же богатства –

общественная собственность, но никак не частная, они должны принадлежать

обществу, и использоваться его органами управления, а не отдельными лицами.

В результате приватизации вместо обещанного эффективного собственника

Россия получила группу коммерческих банков, занимающихся непрерывно

переделом собственности. Таким образом основная цель приватизации –

создание эффективного собственника достигнута не была, наоборот, Россия

была отброшена от решения этой задачи на несколько лет.[15 c46-57; 11 c3-

11]

3.4 Структурный кризис в российской экономике.

В целом за годы реформ Россия претерпела гигантский промышленный спад.

Особенно сильным явилось падение промышленного производства 1993-1994

годов, его темпы приобрели катастрофический масштаб, и спад приобрел

самовоспроизводящийся инерционный характер. Лишь к 1995 году спад

существенно замедлился, в 1996-1997 годах держался на достаточно низком

уровне, и снова усилился к осени 1998 года из-за финансового кризиса.

Этот структурный сдвиг определялся ускорением спада в обрабатывающей

промышленности: легкой промышленности, машиностроения, химической

промышленности. Основное направление структурных сдвигов – спад

производства продукции высокой степени переработки. Со второй половины 94

года структурные сдвиги определялись дальнейшим спадом промышленности

высокой степени переработки и стабилизация, а потом и рост промышленности

низкой степени переработки (в основном сектор добывающей промышленности),

ориентированной на экспорт.

В результате вместо того, чтобы стимулировать свою промышленность, в ходе

реформ был достигнут противоположный эффект. Производство средств

производства и товаров потребительского назначения претерпело дальнейшее

сокращение, Россия получала доход за счет нефтедолларов, получаемых за счет

поставок российского сырья за границу.

В агропромышленном комплексе сложилась следующая ситуация. Монополия

государства на владение землей была отчасти устранена. Была предоставлена

возможность частным лицам выходить из составов колхозов и совхозов и

создавать фермерские хозяйства. Однако это мало помогло, сельское хозяйство

финансировалось государством по остаточному принципу, также российская с/х

продукция была неконкурентноспособной. Это происходило отчасти из-за

устаревшего оборудования, и в большой степени из-за отказа поддержки

государством аграрного сектора экономики. Таким образом, начиная с 1991

года, в российской экономике прослеживается устойчивая тенденция к

сокращению производства. Основными причинами спада можно считать

нижеследующие:

1. Снижение оборонного заказа и оборонных расходов государства на 70%, при

непродуманности конверсионных программ. Это обусловило около 25% всего

абсолютного снижения производства.

2. Сокращение государственной инвестиционной программы. Общее уменьшение

капитальных вложений в российскую экономику в 92-93 гг. на 60%. Это дало

примерно 15% абсолютного сокращения объема производства.

3. Уменьшение поставок, ранее осуществлявшихся в страны СНГ и бывшие

социалистические страны.

4. Сокращение конечного платежеспособного спроса населения.

5. Другие факторы, такие как разрыв хозяйственных связей, неадекватное

поведение предприятий и их руководителей в рыночной ситуации,

несовершенство законодательства и т.д.

Кризис платежей в современной российской экономики – одно из наиболее

опасных проявлений общего экономического кризиса. Из-за финансового кризиса

и обвала банковской системы в августе 98 года эта проблема еще более

обострилась. Вопрос стоит остро – либо более или мене нормальный платежный

оборот в хозяйстве, либо преобладание административных рычагов, либо

разрушение единой экономической системы в России.

Основные причины неплатежей таковы:

1) трудности сбыта конечной продукции отечественных товаропроизводителей;

2) общая нехватка платежных средств в народном хозяйстве;

3) отрыв финансового рынка от реального сектора экономики – производства и

сбыта продукции, инвестиций в народное хозяйство;

4) межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен;

5) утрата предприятиями оборотных средств, как вследствие их обесценения,

так и в результате изъятия через налогообложение в условиях инфляции;

6) неплатежи государства предприятиям и стран СНГ – России;

7) нарушение платежной дисциплины и институциональное несовершенство

организации приватизированных и государственных предприятий,

исключающее действенный контроль над администрацией.

8) Дисбаланс банковской системы в России

Следует более подробно остановиться на некоторых из этих факторов.[12 c10-

18; 13 c124-135]

3.4.1 Проблема организации рынка.

Основная масса неплатежей сконцентрировалась в базовых отраслях,

первопричина неплатежей заключена в отраслях, работающих на конечного

потребителя и столкнувшихся с подавленным потребительским спросом.

Накопление неплатежей в базовых отраслях определяется утяжеленной

структурой российской промышленности и тем, что именно в ней сосредоточена

основная часть неплатежей государства.. Государство должно установить

контроль за импортом и экспортом, пресечь контрабандный импорт.

3.4.2 Общая нехватка платежных средств.

За годы реформ денежная масса в обороте по отношению к ВВП сократилась

более чем в 6 раз.

3.4.3 Отрыв финансового рынка от реального сектора экономики.

В настоящее время операции с ГКО приостановлены, и краткосрочные

обязательства государства конвертированы в долгосрочные. До августа 98 года

операции с ГКО отвлекали массу средств и кредитных ресурсов от обслуживания

текущего хозяйственного оборота и инвестиций. Валютные операции продолжают

это делать и сейчас.

Вторичный рынок ГКО привлекал средств на порядок больше, чем получал бюджет

от первичного размещения этих бумаг. Уровень ссудного процента фактически

оказался в зависимости не от спроса и предложения ссудного капитала, а от

динамики доходности операций с валютой, ГКО и другими финансовыми

инструментами. Для восстановления связи финансового рынка с реальным

сектором необходимы серьезные институциональные преобразования, такие как:

- ограничение валютной спекуляции путем разрешения доступа на валютный

рынок лишь юридическим лицам, имеющим лицензию на вывоз капитала;

- обязательная продажа валюты экспортерами Центробанку;

- переориентация кредитных ресурсов из финансового сектора на обслуживание

текущего хозяйственного оборота;

- привязать процентную политику Центробанка к темпам инфляции и спросу на

кредит реального сектора, а не к уровню доходности валютных операций.

3.4.4 Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен.

В условиях массовых неплатежей предприятия не в состоянии ни определить

реальный спрос на свою продукцию, ни нащупать адекватной рыночной цены, ни

выявит собственные финансовые возможности. В результате ценообразование на

сегодняшний день нельзя назвать рыночным: во многом оно носит произвольный

характер, отражает не равновесие спроса и предложения, а инфляционные

ожидания производителей и потребителей.

Для решения проблемы согласования цен государство должно взять на себя

регулирование цен в масштабах народного хозяйства. Предприятия остро

нуждаются в ориентирах ценообразования. Учитывая различие в экономике,

технологии России и западных стран, ориентация на мировые цены подходит

далеко не всегда.

3.4.5 Утрата предприятиями оборотных средств.

Резкий рост цен за годы реформ привел к обесценению денежных средств

предприятий и их амортизационных фондов. Предприятия могли бы их

восстановить, если бы они эти фонды не изымались в виде налогов. Проблема

должна решаться изменением налогового законодательства, Чтобы

налогообложению подвергалась реальная прибыль, а не ее инфляционная

составляющая. Также должно производиться пополнение оборотных средств

предприятий в основном за счет среднесрочных кредитов.

Существует еще одна – чисто российская проблема, которая во всех развитых

странах была бы невозможна. Это невыплаты заработной платы работникам

предприятий, финансируемых из государственного бюджета. Весьма странный

способ избрало правительство для сведения дефицита бюджета к минимуму –

просто не платить людям заработную плату. Нередко ее задержки превышают

один год. Вот динамика задолженности по заработной плате за 1997-1998 годы

(см. график).[3 c197-221,222-239; 12 c10-18; 13 c124-135; 11 c133-140; 14 ]

4. Альтернативные пути выхода из кризиса.

Государственная политика по выходу из экономического кризиса.

Ниже в общих чертах дается характеристика трех вариантов социально-

экономического развития в зависимости от выбранной стратегии экономической

политики.

Первый - инерционный сценарий(использованный в недавнем прошлом)

исходит из того, что основные направления экономической политики остаются

неизменными. Прежде всего, это касается макроэкономической и

институциональной политики, так как при их сохранении невозможна активная

промышленная, научно-техническая, социальная политика и другие направления

экономической политики. Этот сценарий следует рекомендациям МВФ.

Реализация такого сценария означает сохранение ограничений реализуемой

макроэкономической политики, которые не позволяют устранить главные барьеры

на пути подъема инвестиционной активности и экономического роста. Ее

продолжение закрепит сложившиеся тенденции ухудшения финансового положения

производственной сферы, сокращения производства и инвестиций.

Сохранение крайне низкого уровня производственных инвестиций (в 5 раз

меньше докризисного уровня и вдвое меньше уровня, минимально необходимого

для поддержания простого воспроизводства) означает неизбежное ускорение

процессов деградации производственного потенциала страны, дальнейшего

старения основных фондов, износ которых в промышленности уже составляет

около 50%.

Как указывается в Материалах Центра экономической конъюнктуры при

Правительстве, "по оценкам специалистов, сегодня рынком реально

востребовано только 50-55% всего основного капитала промышленности,

остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и

требует замены. При этом коэффициент выбытия неиспользуемого и устаревшего

оборудования в России в 4-5 раз ниже, чем в промышленно развитых странах"

[10]. Это, в свою очередь, означает продолжение тенденций быстрого роста

безработицы (темпы которого устойчиво держатся на уровне около 40 % в год)

и снижения уровня жизни.

Второй - мобилизационный сценарий (входит в государственную программу

по выходу из кризиса)исходит из того, что под влиянием растущего

социального напряжения власти будут вынуждены принять административные меры

по распределению жизненно обеспечивающих ресурсов, а также установить

административный контроль над монополизированными секторами экономики в

целях предотвращения массового обнищания населения. Этот вариант

предполагает также, что меры инфляционной "накачки" экономики деньгами

применяться не будут и денежную политику удастся удержать под контролем.

Этот сценарий соответствует требованиям левой оппозиции и многих

представителей местных органов власти.

Отмеченный сценарий экономической политики предполагает, прежде всего,

мобилизацию бюджетных доходов в целях преодоления бюджетного кризиса за

счет:

- принуждения привилегированных сырьевых супермонополий к внесению

положенных обязательных платежей в бюджет (которые уже не первый год

вносятся не более чем в половинном размере) и возвращения в страну сокрытой

валютной выручки;

- установления контроля за естественными монополиями, использующими

разнообразные ухищрения для завышения издержек в целях завышения цен и

ухода от налогообложения;

- введения в соответствии с принятым в 1996 году законом госмонополии

на оборот и импорт спирта и алкогольной продукции;

- пресечения хорошо известных способов уклонения от налогообложения в

торговле и финансовом секторе;

- ликвидации неорганизованной торговли;

- ликвидации льгот по импорту, в том числе для иностранных

инвесторов;

- пресечения массовой контрабанды;

- ужесточения налоговой дисциплины за счет компьютеризации и

использования современных информационных технологий надзора над крупнейшими

налогоплательщиками;

- отмены необоснованных решений по увеличению государственных

расходов, непредусмотренных в бюджете;

- введения государственного финансового планирования с усилением

ответственности соответствующих государственных ведомств, расширение сферы

контроля налоговых органов надзором за платежеспособностью хозяйствующих

субъектов;

- ограничения мер государственной поддержки только предприятиями,

неукоснительно соблюдающими налоговую дисциплину;

- ограничения расчетов наличными деньгами;

- решительной борьбы с коррупцией и заменой скомпрометировавших себя

кадров.

В рамках данного сценария могут быть приняты меры по укреплению

платежной дисциплины:

- переход на учет реализации продукции по методу начислений, а затрат

на производство - по мере постановки приобретенных ценностей на учет;

- расширение форм расчетов, гарантирующих их своевременность и полноту

(аккредитивные, с использованием банковских гарантий, пр.);

- создание на неплатежеспособных предприятиях комитетов кредиторов с

передачей им прав контроля над управлением предприятием;

- установление ограничений на расходование средств на потребление в

отношении неплатежеспособных предприятий;

- формирование государственно-общественной системы мониторинга

неплатежеспособности предприятий.

Дополнительно в рамках данного сценария с большой вероятностью будут

приняты меры по существенному усилению защиты внутреннего рынка, что даст

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.