реферат скачать
 

Альтернативные пути выхода из кризиса РФ

Альтернативные пути выхода из кризиса РФ

1. Введение 3

2. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике. 3

3. Экономические реформы в России. 9

3.1 Кредитно-денежная политика. 9

3.2 Налоговая система в России. 11

3.3 Приватизация в России. 13

3.4 Структурный кризис в российской экономике. 14

3.4.1 Проблема организации рынка. 16

3.4.2 Общая нехватка платежных средств. 17

3.4.3 Отрыв финансового рынка от реального сектора экономики. 17

3.4.4 Межотраслевое и внутреотраслевое рассогласование цен. 17

3.4.5 Утрата предприятиями оборотных средств. 18

4. Альтернативные пути выхода из кризиса. 19

5. Нотложные меры по выходу из финансово-экономического кризиса. 23

5.1 Концептуальные предложения. 23

5.2 Меры по стабилизации ситуации 24

5.2.1 Обеспечение устойчивости рубля: 24

5.2.2 Регулирование цен: 25

5.2.3 Преодоление бюджетного кризиса и жизнеобеспечение: 25

5.2.4 Расширение системы государственных закупок в целях натурального

обеспечения соответствующих направлений бюджетных расходов. 26

5.2.5 Национализация неплатежеспособных предприятий и банков, имеющих

стратегическое значение для экономики страны. 26

5.3 Оживление производства и инвестиционной активности, преодоление

платежного кризиса 26

5.3.1. В бюджетно-налоговой сфере: 26

5.3.2. В сфере управления государственными активами: 26

5.3.3. В денежно-кредитной политике: 27

5.3.4. Во внешней торговле: 27

5.3.5. Переход к активной промышленной и научно-технической политике.

27

6. Заключение. 30

7. Список используемой литературы: 31

1. Введение

Двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих

экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического

общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах

виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистическую экономику. Это

далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые

годы. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в

экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры,

перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись

без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые

экономические программы предоставляли такую возможность («500 дней»

например).

История сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать

экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной

задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а

хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-

административными методами экономику ужу было невозможно, а новых

механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали

концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический

либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию

мoнетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется

возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали

положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских

условиях, и что было ошибочным с самого начала.[3.c 133-157; 7. C 3-11]

2. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике.

Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-

административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики

является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных

субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не

действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные

реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование,

приватизацию и структурные реформы.[1 c18-38]

Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут

осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики. Она

заключается в поддержании объема производства и занятости на естественном

уровне. Правительство должно по возможности нейтрализовать колебания (шоки)

совокупного спроса или совокупного предложения, не допускать перегрева

экономики или глубокого спада.

Это, однако, характерно для стран с уже сформировавшейся рыночной

экономикой. В странах, переходящих к рынку или восстанавливающих его

функционирование под макроэкономической стабилизацией понимается прежде

всего преодоление кредитно-денежной и налогово-бюджетной

диспропорциональности. Самое яркое ее проявление - высокая инфляция

(галопирующая или гиперинфляция). Во всех странах, переходящих к рынку – в

России, странах СНГ, государствах Восточной Европы, а также Чили, Мексике,

Бразилии – наблюдается (или наблюдалось) сильнейшее расстройство финансовой

системы, обесценение национальной валюты и спад производства. Причина таких

явлений – гипертрофия государственного вмешательства в экономику.

Часто можно встретиться с утверждением, что финансовая и кредитно-денежная

система СССР была сбалансированной, а инфляция – это результат начатой в

1992 г. реформы. Однако инфляция может проявляться как в открытом, явном

росте цен, так и быть подавленной. Подавленная инфляция выражается в

дефиците, ухудшении качества товаров, очередях. Из-за постоянного дефицита

товаров у населения появляются вынужденные сбережения, ввиду невозможности

потратить деньги. Это способствует образования денежного навеса -

избыточной денежной массы, что способствует инфляции. Таким образом, в

январе 1992 г., в связи с либерализацией цен инфляция в России перешла из

подавленной формы в открытую.[11 c133-140]

При разнообразии теоретических подходов и программ экономической

стабилизации, можно выделить два основных сценария: ортодоксальный и

неортодоксальный.

Ортодоксальный сценарий стабилизации – совокупность макроэкономических

мероприятий, включающих минимизацию бюджетного дефицита, проведение жесткой

кредитно-денежной политики и фиксирование номинальной денежной массы или

обменного курса валюты в качестве «якоря» для уровня цен. Если эти

мероприятия проводятся быстро, то они называются «шоковой терапией».

Согласно этому сценарию, данные меры должны не растягиваться на много лет,

а проводиться за 1-2 года, чтобы не дать сформироваться устойчивым

инфляционным ожиданиям. Во-вторых, предполагается устранение или

минимизация дефицита государственного бюджета. Опасен не только сам

дефицит, но и инфляционные методы его финансирования. Этот подход

предполагает отказ от эмиссионного покрытия дефицита. В-третьих,

предполагается проведение жесткой кредитно-денежной политики, контроль над

объемом денежного предложения, прекращение раздачи льготных кредитов. В-

четвертых, предполагается вести борьбу с инфляцией и инфляционным ожиданием

при помощи так называемого номинального «якоря». Номинальный «якорь» – это

макроэкономический показатель, который фиксируется на определенном уровне

при осуществлении стабилизационных программ. В качестве «якоря» могут

фиксироваться обменный курс валюты, предложение денег «номинальная денежная

масса», номинальная заработная плата.

Однако ортодоксальный подход далеко не всегда оказывается эффективным. Это

зависит от экономических особенностей стран. В связи с этим необходимо

рассмотреть другой сценарий макроэкономической стабилизации.

Неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации – это жесткая

кредитно-денежная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В

сущности, этот подход включает в себя методы ортодоксального сценария, но

она дополняется контролем над заработной платой и ценами, т.е.

использование зарплатного «якоря» (фиксируется уровень номинальной

заработной платы).

При переходе к рыночной экономике наряду с макроэкономической стабилизацией

и структурными реформами важнейшим элементом является приватизация –

переход государственного имущества в частный сектор экономики.

В странах с развитой рыночной экономикой приватизация осуществляется в

случае кризиса государственного сектора экономики, т.е. неэффективного

распределения ресурсов при помощи государственного вмешательства.

Приватизация Проходит только в тех секторах экономики, где после перехода

собственности в частный сектор эффективность экономики возрастает (так

неразумно, например, приватизировать железнодорожный транспорт).

В бывших социалистических странах иная ситуация. Здесь речь идет даже не о

государственном секторе, а о монополизме государственной собственности –

тотальном огосударствлении всех сторон хозяйственной жизни. Вот следствия

этого явления:

- затратный характер материального производства;

- снижение или отсутствие стимулов к повышению производительности труда;

- застой в развитии техники и технологии;

- иждивенчество, патернализм, как в сфере производственной деятельности,

так и на уровне домашних хозяйств;

- разрастание теневой экономики.

Таким образом, приватизация в переходной экономике служит реализации

нескольких целей:

1. Экономической (повышение эффективности функционирования хозяйства)

2. Фискальной (увеличение доходов госбюджета за счет продажи

государственных предприятий в частные руки)

3. Социальной (обеспечение социального мира, особенно когда идет речь о

бесплатной приватизации)

При проведении приватизации в России выделяют два основных подхода: платная

и бесплатная приватизация.

Бесплатная приватизация. Практическая реализация ее состоит в том, что

каждый гражданин страны наделяются приватизационными чеками – «ваучерами».

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит

продаже по различным схемам. Главная идея – продажа государственного

имущества на аукционах за деньги.

В экономике России за годы господства командно-административной системы

Советского Союза произошли серьезные структурные деформации:

- практически полная монополизация всех отраслей предприятиями

государственного сектора, вследствие чего многие из них неэффективны;

- милитаризация промышленности и гипертрофия тяжелой индустрии;

- отсутствие ценовых и прочих рыночных индикаторов, сделавших невозможным

процесс саморегуляции уровней спроса и предложение;

- административная система распределения инвестиционных и прочих ресурсов:

застой сельского хозяйства, неразвитые сфера услуг и социальная

инфраструктура.

Таким образом, реформирование экономики осуществляется с целью ликвидации

этих дисбалансов. Основные разногласия возникают, когда идет речь о методах

реформирования. Есть два подхода: в первом упор делается на

сформировавшиеся рыночные механизмы, которые и без государственного

вмешательства определят направление структурных реформ. Этот подход

критикуют за то, что рыночные механизмы в переходной экономике весьма

слабые и часто искажены пережитками командно-административной системы.

Поэтому, если пустить на самотек процессы переориентации экономики на

производство потребительских товаров и услуг, демилитаризацию, повышение

эффективности использования ресурсов, формирование новой экспортной базы,

то это может привести к катастрофическим последствиям: глубокому спаду

производства, массовой безработице, потере страной научного потенциала,

криминализации общества. В конечном итоге это приведет к консервации еще

недоразвитой рыночной структуры и свертыванию реформ.

Согласно второму подходу, государство должно принимать активное участие в

проведении структурных реформ. Оно должно взять на себя разработку и

решительное проведение в жизнь мер по приданию рыночным процессам

направленного характера. Являясь единственным мощным институтом в

постсоветском обществе, государство должно принять ответственность по

выполнению следующих задач:

1. поддержание производства на жизнеспособных предприятиях, при этом

одновременно должны свертываться заведомо нежизнеспособные предприятия;

2. антимонопольное регулирование и содействие предпринимательству;

3. стимулирование экономически прогрессивных структурных сдвигов в

экономике;

4. поддержание частных инвестиций и банковского инвестиционного кредита;

5. содействие формированию внутренних инвесторов и привлечение иностранных

инвестиций

6. организация эффективного использования иностранных кредитов;

7. постепенное сближение структуры мировых и внутренних цен, а также

активное продвижение отечественной продукции на мировой рынок;

8. сохранение научно-технического потенциала и закладывание основ

дальнейшего экономического роста.

Таким образом, государство должно проводить весьма жесткую политику для

последующего осуществления рыночных преобразований. [1 c74-265; 7 c3-11;

14]

3.Экономические реформы в России.

3.1 Кредитно-денежная политика.

Беспрекословное следование монетаристским концепциям привели к

неправильному пониманию многих идей.

Позиция о том, что эмиссия денег неизбежно ведет к инфляции, а сокращение

денежной массы позволяет остановить инфляцию и добиться противоположного

эффекта привело к тому, что реформаторы стали рассматривать любое

сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо, когда

существует избыточная денежная масса, дальнейшее сокращение денежной массы

ведет к возникновению дефицита платежных средств, появлению денежных

суррогатов, бартера. Возникает рынок без денег, а это в свою очередь ведет

к распаду самого рынка. Производители, лишаются экономических ориентиров,

без денег начинает неправильно работать система ценообразования:

предприниматели руководствуются не доходами, спросом на товары, а

инфляционными ожиданиями, неэкономическими мотивами.

Вторая причина провала кредитно-денежной политики реформаторов – монополизм

системы, в которой проводится либерализация цен. Рыночная экономика не

существует без либерализма цен, но она не существует и без конкуренции. В

экономике России в то время были и такие сферы, где уже существовала

конкуренция, и где достаточно было освободить от контроля цены. В других

отраслях демонополизация требовала месяцев, только после ее проведения было

допустимо снятие контроля над ценами. В отраслях, где демонополизация

растягивалась на годы или была вообще вредной, (естественные монополии),

следовало сохранять контроль над ценами или вводить налог на сверхприбыль.

Правительство эти факторы не учитывало, и, похоже, проводило либерализацию

цен ради ее самой, как самоцель. В меморандуме российского правительства об

экономической политике за 92 г. провозглашалось: «Важно немедленно

осуществить либерализацию цен на энергоносители», то есть позволить

естественным монополиям устанавливать цены.

Что произошло в результате? Предприятия-монополисты, на которых в то время

не хватало специалистов, разбирающихся в рыночной экономике, повысили цены

в несколько раз и заняли выжидательную позицию, не зная, как отреагирует

рынок. [16 c20-35]

Накопление кризисного потенциала происходило постепенно параллельно с

кажущейся стабилизацией. Борьба с инфляцией путем ограничения денежной

массы привела к недостатку наличных денежных средств для обслуживания

товарооборота: монетаризация экономики составила всего 10% ВВП (для

развитых стран 70-75% ВВП).

Снижение текущей инфляции компенсировалось за счет сокращения социальных

расходов и роста «отсроченной инфляции» (девальвации, неплатежей,

внутреннего и внешнего долга и т.д.)

В России рост отсроченной инфляции происходил на фоне постоянного повышения

реальных ставок налогов и снижения их собираемости. Вследствие

непродуманной фискальной политики все большее число предприятий переходило

в теневую экономику.

В 1997 г. около 40% экономики оказалось в теневом секторе. Вывоз капитала

за рубеж составил 10-12 млрд. долларов ежегодно.

Все это время баланс бюджета поддерживался за счет роста «отсроченной

инфляции». Каждый задержанный рубль бюджетных выплат оборачивался в 5-6

рублей неплатежей. Общий объем неплатежей в 1998 г. составил более 1,4

трлн. руб. Только 16% российских предприятий платят налоги полностью. 70%

сделок осуществляется через бартер и взаимозачеты.

Высокие ставки ГКО-ОФЗ, рост фондового индекса быстрыми темпами (в 8 раз за

96-97 гг.) привели к тому, что инвестиции вытеснялись из реального сектора

экономики и направлялись в финансовый сектор, который существовал

независимо от производства.

Искусственное поддержание курса рубля способствовало неадекватному

соотношению экспорта и импорта. Цены на экспорт оказывались завышенными,

что мешало притоку валюты в Россию. Цены на импорт, наоборот, были

заниженными, что подрывало конкурентноспособность российских товаров.[5 c26-

32;16 c20-35]

3.2 Налоговая система в России.

В реализации курса на реформирование экономике России правительство уделяло

большое внимание бюджетно-налоговой политике. Правительство с одной стороны

действовало монетарными методами удержания инфляции, с другой стороны ему

приходилось проводить меры по остановке спада производства.

Налоговые поступления являются важнейшей статьей доходной части бюджета

России, и их значение возрастало. Если в 1992 г. налоги составили 40%

доходной части бюджета, то в 1994 г. – 90% доходной части.

В ноябре 1991 г. был принят закон «Об основах налоговой реформы в

Российской федерации», налоговая система в России стала приобретать черты

присущие рыночной экономике (при командно-административной системе

государство получает доходы не за счет явных налогов, а за счет контроля

над ценами, заработной платой и пр.).

К началу 1996 г. пять основных налогов обеспечивают налоговые поступления в

бюджет: НДС, налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, таможенные

пошлины. Налоги разделены на федеральные; республиканские, краевые,

областные; местные. Основные федеральные налоги: налог на прибыль с

предприятий 32% (позднее повышена до 38%) и налог на добавленную стоимость

20%. Эти налоги пропорциональны. Подоходный налог с физических лиц носил

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.