реферат скачать
 

Акцизы: действенный механизм и проблемы его совершенствования

благосостояния, связанное с недопроизводством этих 2,5 млн. ед. продукции

показано треугольником abc. Этот треугольник указывает на избыточное

налоговое бремя или потерю эффективности для общества, которые являются

результатом введения налога.

Таким образом, все налоговое бремя, которое несет общество, превышает

12,5 млн. у.е., фактически полученных государством в виде налогов. Общие

издержки налогоплательщиков состоят из налоговых поступлений efac плюс

треугольник abc - чистую потерю для общества.

Во многих случаях задачи налогообложения могут быть более важными, чем

минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить

стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как

водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят

к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению

преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

Как и распределение налогового бремени, величина избыточного

налогового бремени зависит от эластичности спроса и предложения: чем

эластичней спрос или предложение, тем больше избыточное налогообложение.

Во многих случаях задачи налогообложения могут быть более важными, чем

минимизация избыточного налогового бремени. Ярким примером может служить

стремление сократить потребление таких общественно вредных продуктов как

водка и табак. Но и в этом случае слишком высокие акцизные ставки приводят

к нелегальному производству и продаже подакцизных продуктов, увеличению

преступности и переходу на потребление некачественных заменителей.

Любое обсуждение принципов платежеспособности и налогообложения

получаемых благ приводит, в конечном счете, к вопросу о налоговых ставках и

о способе изменения ставок по мере роста дохода плательщиков данного

налога.

Налоги обычно делятся на прогрессивные, пропорциональные и

регрессивные. Так, налог считается прогрессивным, если его средняя ставка

повышается по мере возрастания дохода, - регрессивным, если средняя

налоговая ставка понижается, и – пропорциональным, если ставка остается

неизменной, независимо от размера дохода. Это определение базируется на

соотношении между ставкой налога и доходом по причине того, что все налоги

– независимо от того объекта налогообложения, - в конечном счете,

выплачиваются из чьего-либо дохода.

На первый взгляд кажется, что акцизы являются пропорциональным

налогом. Однако на деле по отношению к доходу они являются регрессивными.

Причина регрессивности этого налога заключается в том, что он затрагивает

значительную часть дохода малообеспеченных слоев населения в отличие от

дохода высокооплачиваемых слоев. Последние могут избежать налога на часть

своего дохода, которая откладывается в виде сбережения, в то время как

бедная часть населения не имеет возможности делать сбережения.

С другой стороны существует некоторый набор подакцизных товаров,

покупаемых практически всеми. К таким относятся алкогольная и табачная

продукция, а также бензин, составляющие весьма внушительную долю в общем,

объеме собираемых акцизов. С ростом благосостояния расходы на данную

продукцию редко значительно увеличиваются и меняют свою структуру.

Состоятельные люди начинают, например, потреблять вино вместо крепких

ликероводочных изделий. При этом акцизы, выплачиваемые данными людьми, даже

сокращаются вследствие того, что акцизы на вино меньше, чем на водку. Можно

сказать, что с ростом благосостояния, доля акцизов в доходах в абсолютном

выражении не только не увеличивается пропорционально доходам, но может даже

уменьшаться.

3 Акцизы на бензин и дизельное топливо

Плательщиками акцизного сбора за бензин и дизельное топливо являются

предприятия, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие

оптовую и розничную реализацию бензина и дизельного топлива, состоящие на

учете в налоговых органах.

Реализация бензина и дизельного топлива относится к сфере оптовой

реализации, если по договору купли-продажи покупатель обязуется принять

указанные подакцизные товары и использовать их для дальнейшей реализации

при условии, что поставщиками по данному договору купли-продажи (мены)

являются:

. Производитель бензина и дизельного топлива;

. Налогоплательщик, осуществляющий приобретение либо импорт бензина и

дизельного топлива с целью их дальнейшей реализации.

Под розничной реализацией бензина и дизельного топлива понимается

реализация бензина и дизельного топлива:

. Физическим лицам;

. Юридическим лицам (в том числе иностранным юридическим лицам) и

индивидуальным предпринимателям для их производственных нужд;

. Использование на собственные производительные нужды приобретенного

для дальнейшей реализации бензина и дизельного топлива. ( Ст. 265

Налогового Кодекса).

Таким образом, на основании вышеизложенного подлежит обложению акцизом

всякая реализация бензина и дизельного топлива – как через автозаправочные

станции, так и на предприятиях, например, при отпуске бензина под

заработную плата работникам.

Например, если в течение месяца организация приобретала бензин или

дизельное топливо с целью дальнейшей продажи, то в счетах-фактурах на

приобретенные горюче-смазочные материалы, выставленные поставщиками, сумма

акцизного сбора указываться не должна, так как эти ГСМ предназначены для

дальнейшей перепродажи. Использование таких ГСМ на собственные нужды,

реализация своим работникам в счет заработной платы, то есть всякая другая

реализация также в обязательном порядке подлежит обложению акцизным сбором.

Исчисление суммы акциза на реализуемые в розничной сети нефтепродукты

юридическими и физическими лицами производятся ежедневно, исходя из

фактического объема реализации в натуральном выражении указанных

нефтепродуктов, путем применения установленной ставки акциза к налоговой

базе.

В настоящее время в соответствии с инструкцией «О порядке применения

установленных ставок акцизов на бензин (кроме авиационного) и дизельное

топливо, реализуемые юридическими и физическими лицами в розничной

торговле» № 308 от 06.04.2000 года и Постановлением Правительства

Республики Казахстан № 138 от 28.01.2000 года ставки акцизов на бензин

(кроме авиационного) и дизельное топливо, реализуемые в розничной торговле,

установлены за одну метрическую тонну:

. На бензин – 500 тенге;

. На дизельное топливо – 60 тенге.

Реализация бензина и дизельного топлива в розничной торговле

проводится в литрах.

Перевод литров в тонны осуществляется с использованием показателя

плотности, зависящего от температуры, при которой производятся замеры.

Установить фиксированные коэффициенты плотности для перевода литров бензина

и дизельного топлива в тонны невозможно, так как они зависят от температуры

окружающей среды, во время которой производятся замеры и поэтому, всегда

будут иметь разное значение.

Основными показателями при определении вида нефтепродуктов являются

пределы выкипания, октановые числа, цетановое число и содержание серы. В

практике плотность бензина и дизельного топлива должна определяться

прибором для измерения плотности – ареометром. Проверяющие качество и

плотность бензина и дизельного топлива должны иметь в наличии графики

зависимости плотности от температуры, следовательно, еще и должен иметься

градусник для замера температуры окружающей среды. Поэтому на практике в

целях налогообложения применяется усредненный показатель плотности бензина

и дизельного топлива для расчета суммы акциза, который составляет:

. Для всех видов бензинов – 0,730 кг/литр

. Для дизельного топлива – 0,769 кг/литр

Исходя из этого, объемы реализованного в розницу бензина и дизельного

топлива переводятся из литров в тонны с использованием усредненного

показателя плотности по следующим формулам:

По бензину М тонн = Vлитрах х 0,730 кг/литр: 1000;

По дизельному топливу М тонн = V литрах х 0,769 кг/литр: 1000;

где М тонн – объем реализованного бензина и дизельного топлива в тоннах;

V литр – объем реализованного бензина и дизельного топлива в литрах.

1 тонна бензина = 1000 кг: 0,730 кг/литр = 1370 литров

Таблица 1

|№ |Вид реализации |Бензин |Дизельное |

|п/п | | |топливо |

|1 |В розницу |1500 |10000 |

|2 |На собственные нужды |500 |100 |

|3 |Работникам под зарплату |100 |500 |

| |Итого: |2100 |11500 |

1 тонна дизельного топлива = 1000 кг: 0,769 кг/литр = 1300 литров

Для исчисления суммы акциза и включения его в цену реализации бензина

и дизельного топлива, реализуемых в розничной торговле, необходимо

применять расчетные ставки акциза на 1 литр, определяемые как отношение

установленных ставок акциза за одну метрическую тонну нефтепродуктов в

литрах.

Расчетные ставки акцизов составят:

V По бензину: 500 тг: 1370л = 0,37 тенге/литр

V По дизельному топливу: 60 тг:1300л = 0,005 тенге/литр.

Например, на предприятии за период с 1 по 10-е число месяца было

реализовано.

Так как в декларации по акцизу при исчислении сумм акцизов налоговой

базой является тонна, то необходимо общую сумму реализованного бензина и

дизельного топлива перевести в тонны и умножить на ставку.

Сумма акциза за первую декаду составит:

o По бензину – 766,50 тг(2100 литров х 0,73 кг/литр:1000 = 1,533 тонны х

500 тг/ тонну);

o По дизельному топливу – 530,61 тенге (11500 литров х 0,769:1000 =

8,8435 тонн х 60 тг/тонну)

Общая сумма акциза, подлежащая уплате в срок не позднее 13 числа,

составит 1297,11 тенге (766,50+530,61).

Всем предприятиям, объединениям и индивидуальным предпринимателям,

осуществляющим розничную реализацию бензина и дизельного топлива,

необходимо встать на учет в территориальном налоговом комитете как

плательщикам акциза, зарегистрировать объект налогообложения путем подачи

заявления формы 012.00.

После подачи вышеназванного заявления налоговый комитет производит

регистрацию объектов налогообложения в течение двух рабочих дней и выдает

«Регистрационную карточку учета объектов налогообложения (связанных с

налогообложением) по оптовой и розничной торговле бензином (кроме

авиационного), дизельным топливом»

Ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным,

необходимо представлять декларацию по акцизу (форма № 400.00 с приложением

№ 400.05).

Уплату акциза юридические и физические лица осуществляют в налоговый

комитет по месту регистрации головной организации (физического лица) не

позднее, чем на десятый день после дня, в течение которого произведена

реализация нефтепродуктов. Кодексом «О налогах и других обязательных

платежах в бюджет» установлены следующие сроки уплаты акциза:

1) на тринадцатый день месяца по операциям, совершенным в течение первых

десяти дней налогового периода;

2) на двадцать третий день месяца по операциям, совершенным в течение

вторых десяти дней налогового периода;

3) на третий день месяца, следующего за отчетным месяцем, по операциям,

совершенным за оставшиеся дни налогового периода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нами изучена тема Акцизы: действенный механизм и проблемы его

совершенствования, и пришли к выводу, что ставки акцизов утверждаются

Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах

(адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу

измерения (твердые) в натуральном выражении.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер,

когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на

бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные

налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше

увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и

любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения

и то, что более 20 % налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – это

очень тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный

сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях

затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет

собирать прямые налоги.

Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех

или иных акцизов на столько к регулированию производства и потребления тех

или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная

направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что

повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек

практически любого производства, следовательно, повышения общественно

необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к

снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее,

регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно

благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом,

государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень

потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной

продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы

индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок

приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения.

Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с

инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще не достаточно проработана. В

частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно

систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно,

так как в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это

позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в

положительную сторону не изменится.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акцизы//Финансы Казахстана 10.05.2003.

2. Акцизы//Финансы Казахстана 10.07.2003.

3. Акциз на бензин//Мир финансов 2003. №8

4. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана – 2003.-№6

стр.37-39

5. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая

система в Казахстане] // Юридическая газета - 2002. - 17 июля.

6. Бюллетень бухгалтера 01.01.2004. № 0(507-509)

7. Вестник МГД Республики Казахстан № 5 2000.

8. Дуканич Л. В. «Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс. 2000

9. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником

инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] //

Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.

10. Журнал " Финансы и кредит" № 11 1999 год.

11. Закон «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» от

01.01.2004.

12. Закон «Об акцизах Республики Казахстан» 01.01.2004.

13. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных

принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь

- 2001 - №3-4 с 17-21.

14. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.

15. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 2003.

16. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы 2000 .

17. Разовский Ю.В., Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих предпри-

ятий»//Финансы №8, 2003, стр.30-34

18. Скиба В. Маленькие компании и большой нефтяной бизнес // Деловой

экспресспресс 2003. №4

19. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТІ ЖАР?Ы,

1998 г.

20. Экономикс / Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Таллин. 1993.

21. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М,

1999

22. Gregory P.Lubkin, The Taxation of Alcohol and the Development of a

European Identity, Harvard Law School, 1996

23. Viscusi, W.K. (1992) “Smoking: Making the Risky Decision” New York:

Oxford University Press.

24. Viscusi, W. K. (1995) “Tax Policy and the Economy”

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Основные положения законодательства об кцизах………………….5

1.1. Объекты обложения кцизами…………………………………..5

1.2. Плательщики акцизов…………………………………………....6

1.3. Объект обложения подакцизных товаров……………………..7

1.4. Ставки акцизов…………………………………………………....9

1.5. Порядок исчисления и уплаты акцизов………………………10

II. Характер акцизного налогообложения, реальные

плательщики акцизов…………………………………………………..14

III. Акцизы на бензин и дизельное топливо………………………….19

Заключение…………………………………………………………………..24

Литература…………………………………………………………………...26

Приложения

АКЦИЗЫ: ДЕЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ И СПОСОБЫ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

-----------------------

[1] См. Приложение № 2

[2] См. Приложение № 3, 4, 5, 6

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.