реферат скачать
 

Волго-Вятский экономический район

комбинатах Кирова, Йошкар-Олы, Нововятска. Достаточно высокое развитие в

регионе получила целлюлозно-бумажная промышленность. По производству бумаги

Волго-Вятский район занимает 3-е место в России, уступая Северному и

Уральскому. Крупнейшим предприятием отрасли является Балахнинский

целлюлозно-бумажный комбинат, использующий древесину не только хвойных

пород, но и лиственных. ЦБК размещены также в Волжске и Правдинске. [8,

с.101]

Отсутствие собственной топливно-энергетической базы поставило в

сильную зависимость развитие топливно-энергетического комплекса региона от

обеспеченности энергоносителями из других регионов России. В топливно-

энергетическом балансе района велика доля дорогостоящих углей, поступающих

из Печоры и Кузбасса. Изменения в структуре топливно-энергетического

баланса были связаны с вводом в эксплуатацию Нижегородского

нефтеперерабатывающего завода и поступлением газа из Уренгоя. Это позволило

сократить использование твердых видов топлива. Основная часть

электроэнергии в регионе вырабатывается тепловыми электростанциями

небольшой мощности. Гидроэнергетика представлена двумя электростанциями:

Чебоксарской (1 430 тыс. кВт) и Нижегородской (520 тыс. кВт).

Энергетический дефицит покрывается поступлением электроэнергии из

Объединенной энергетической системы европейской части страны.

К отраслям, дополняющим промышленный комплекс региона, относят и

черную металлургию, которая частично обеспечивает потребности

машиностроительных предприятий региона в металле. Металлургический комплекс

представлен передельными заводами в Выксе, Кулебаках, Омутнинске, Нижнем

Новгороде и малой металлургией крупных машиностроительных предприятий,

например АО «Красное Сормово» и др.

Регион имеет развитую базу строительного комплекса. Предприятия по

производству строительных материалов размещены главным образом в

Нижегородской области и Республике Мордовия. Из местных сырьевых ресурсов

наиболее широко используются стекольные пески. Борский стекольный завод

специализируется на производстве дефицитного стекла для автомобилей и

оконного стекла.

Планируется строительство гипсово-ангидридного комбината в Чувашии.

Мощность его составит 1 млн т в год. По количеству добываемого гипса он

будет занимать 2-е место в мире. Потребность строительства в ряде

строительных материалов за счет местного производства покрывается не

полностью. Особенно остро ощущается дефицит прогрессивных строительных

материалов и конструкций — легких бетонов, асбоцементных панелей,

деревянных, клееных, а также стальных конструкций. [8, с.102]

Легкая промышленность региона опирается на местную сырьевую базу.

Кожевенное производство сложилось в Нижегородской области (Богородск),

меховое и овчинно-шубное — в Кировской (Слободское). Предприятия по

производству пеньки и шпагата размещены в Нижегородской области (Горбатов)

и Мордовии (Саранск), льняных тканей — в Нижнем Новгороде. Используя

привозной хлопок, развивается хлопчатобумажная промышленность в Чувашии.

Далеко за пределами региона известны изделия декоративно-прикладного

искусства из дерева — хохломская, Городецкая роспись (Нижегородская

область), глины — дымковская игрушка (Киров).

4.2. Сельскохозяйственный комплекс

Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным

потенциалом. Занимая 4,6% сельскохозяйственных угодий, регион производит

6,4% валовой продукции сельского хозяйства России. Он специализируется на

молочно-мясном животноводстве, картофелезерновом растениеводстве,

льноводстве.

В связи с переходом экономики к рыночным отношениям происходят

изменения и в сельскохозяйственном производстве. Получают развитие новые

формы хозяйствования на селе: арендные отношения, фермерское движение.

Созданию фермерских хозяйств способствовало принятие законов о земле и

землепользовании в Российской Федерации. Наибольшее развитие фермерское

хозяйство получило в Нижегородской области. Вклад фермерских хозяйств в

производство товарной продукции сельского хозяйства пока невелик и

составляет не многим более 1% от валовой продукции сельского хозяйства

региона. Однако продуктивность скота и урожайность сельскохозяйственных

культур в них значительно превышают производительность в общественном

секторе. [4, с.15]

Сельскохозяйственные угодья региона занимают 40% общей площади. На

долю пашни приходится 75% сельхозугодий, 25% занимают луга и пастбища.

Наибольшее развитие сельское хозяйство получило в правобережной части

региона, где площади пашни в два раза превышают пахотные земли Заволжья. В

структуре посевных площадей Волго-Вятского региона доля зерновых культур

составляет почти 55%, что в значительной степени определяет характер всего

сельскохозяйственного производства. Наибольший зерновой клин приходится на

Кировскую область — больше половины и Республику Мордовия — около 3/5 всей

их посевной площади. Среди продовольственных культур лидируют озимая и

яровая пшеница, а также рожь. Фуражные культуры представлены ячменем и

овсом. В перспективе предполагается усиление специализации региона на

производстве более продуктивных фуражных зерновых культур, таких, как

озимая рожь, ячмень, овес, наиболее приспособленных к климатическим

условиям региона. Широкое развитие получило картофелеводство. Производство

картофеля в регионе отличается низкой себестоимостью, невысокими затратами

труда, что позволяет расширить площади возделывания данной культуры.

Из технических культур главной является лен-долгунец. Вместе с тем в

последние десятилетия отмечаются сокращения посевных площадей под этой

культурой, что вызвано низкой урожайностью и высокими затратами труда. Для

производства льна необходимы специализированная техника, применение

интенсивных технологий.

Важное значение в регионе имеет животноводство, которое широко

представлено во всех административно-территориальных единицах района.

Агропромышленный комплекс Волго-Вятского региона располагает сетью

перерабатывающих предприятий. Существенное расширение сырьевой базы

перерабатывающих предприятий было связано как с ростом производства сырья,

так и с увеличением доли закупок в общем объеме производства. Однако

предприятия перерабатывающих отраслей АПК региона имеют высокую степень

изношенности основных промышленно-производственных фондов, слабую

техническую оснащенность. Подавляющая часть предприятий построена до 1975

года, а свыше трети из них — в довоенный период.

Развитие перерабатывающих отраслей АПК требует крупных инвестиций на

реконструкцию и техническое перевооружение. [4, с.16]

Характерные процессы замедления развития экономики страны за

последние 20 лет отразились и на хозяйственной деятельности региона.

Экономический кризис 1990-х годов определил существенный спад производства

во всех отраслях и сферах Волго-Вятского региона.

4.3. Транспорт и экономические связи

Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта —

железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным.

Наибольшее значение имеет железнодорожный транспорт, на долю которого

приходится свыше 2/3 всех межрайонных перевозок. Бедность Волго-Вятского

региона минерально-сырьевыми и топливными ресурсами определяет особенности

транспортно-экономических связей. В структуре грузоперевозок значительный

удельный вес занимают топливо, особенно уголь, а также черные металлы и

сырье для химической промышленности. На внутрирегиональные связи приходится

около 20% всех грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. За пределы

региона вывозятся: древесина, нефтепродукты, разнообразная продукция

машиностроения, цемент. Во внутрирегиональных перевозках преобладают

древесина и строительные материалы. Система широтных железнодорожных

магистралей, представленная в регионе, обеспечивает интенсивно растущий

транспортно-экономический обмен между восточными и западными регионами

России. Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным,

Поволжским, Уральским районами России. [11, с.131]

Географическое положение Волго-Вятского района на Волжской магистрали

с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает

благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его

взаимодействия с железнодорожным. Нижегородский водно-транспортный узел

является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную

дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,

строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского,

Центрального и других регионов европейской части. С железной дороги на

водную магистраль идет перевалка леса, лесопродуктов, разнообразных

химических грузов, металлического лома, различных видов машин и

оборудования.

Во внутренних грузоперевозках района широко используется

автомобильный транспорт. Однако недостаточная протяженность автомобильных

дорог с твердым покрытием, особенно в сельской местности, сдерживает

развитие внутрирегиональных перевозок.

Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный

транспорт. По территории района проходят три нефтепровода, проложенные от

Альметьевска (Татарстан) до Нижнего Новгорода, по которым поступает не

только поволжская, но и сибирская нефть.

Проложенная сеть газопроводов позволяет транспортировать природный

газ из Западной Сибири и Поволжья.

Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности

определило превышение ввоза продукции над вывозом. [11, с.132]

Волго-Вятский регион имеет недостаточно развитую внешнеэкономическую

деятельность. Главным экспортером региона выступает Нижегородская область,

на долю которой приходится 58% всех экспортных поставок. Активному выходу

района на международные рынки препятствуют такие факторы, как невысокий

уровень научно-технического развития производства, несовершенство форм и

методов включения хозяйства региона во внешнеэкономические связи. Почти

половина экспортных поставок региона приходится на машиностроение, что

соответствует структуре его промышленного производства. Вместе с тем

выпускаемая продукция машиностроительных предприятий района в большинстве

случаев имеет невысокое качество и не отвечает высоким требованиям мировых

стандартов. В настоящее время создается новый механизм участия республик,

краев и областей в международном разделении труда, более полно учитывающий

местные особенности и интересы в увеличении экспорта и рассчитанный на

широкое использование местных ресурсов во внешнеторговом обороте России.

5. Территориальная организация хозяйства

Характерной особенностью территориальной организации хозяйства

Волго-Вятского экономического района является значительная неравномерность

в размещении производительных сил. Ядром экономического развития региона

выступает Нижегородская область. Ее производственный профиль определяют

автостроение, судостроение, станкостроение, дизелестроение и связанные с

ними предприятия других отраслей промышленности. Однако отмечается снижение

удельного веса области в хозяйственном комплексе Волго-Вятского региона.

Это связано с тем, что высокие темпы промышленного развития отмечались в

республиках региона. Так, в Чувашской Республике определяющими темпами

развивались отрасли квалифицированного машиностроения — электротехника и

приборостроение; в Республике Мордовия — светотехника, цементное и

резинотехническое производство; в Республике Марий Эл — приборостроение и

радиоэлектроника.

Кировская область по объемам промышленного производства занимает

второе место в районе. На долю ее приходится 18% объемов промышленного

производства Волго-Вятского района. Основными отраслями специализации в

области являются машиностроение, в том числе электронное, производство

бытовой техники, станков, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-

бумажная, химическая и пищевая.

В экономике Республики Марий Эл преобладает промышленность. В

структуре промышленного производства на долю машиностроения приходится

свыше 1/4 объемов промышленного производства республики. В структуре

машиностроения наибольший удельный вес приходится на сложные и наукоемкие

отрасли, такие, как радиоэлектроника и приборостроение. В республике

производится 61% всего отечественного торгово-холодильного оборудования. На

долю лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности

приходится 13%. [5, с.254]

Республика Мордовия относится к индустриально-аграрным. В ней наряду

с промышленностью высокий уровень развития имеет и агропромышленный

комплекс. Ведущей отраслью промышленности в республике является

машиностроение, на долю которого приходится более 50% объемов производимой

продукции промышленности республики. Среди отраслей машиностроения

выделяются приборостроение, светотехника, производство полупроводников.

Велика доля пищевой промышленности — почти 1/5 всей промышленной продукции

республики.

В Чувашской Республике в структуре производства промышленной

продукции на долю машиностроения приходится свыше 1/3 объемов промышленного

производства. Здесь производятся ткацкие станки и электропогрузчики,

бульдозеры. Среди машиностроительных предприятий Республики выделяется АО

«Промтрактор» — единственное в России и Европе предприятие по производству

мощных тракторов многопрофильного использования, применяемых в

угледобывающей, золотодобывающей промышленности и газовой отрасли. В

структуре промышленного комплекса выделяются также легкая, пищевая и

химическая отрасли.

Основное промышленное производство сконцентрировано в республиках в

столичных городах. Малые и средние города Волго-Вятского района развиты

слабо.

На территории Волго-Вятского региона в последние годы получили

развитие промышленные узлы. Так, Саранско-Рузаевский промышленный узел

сформировался в Республике Мордовия на базе развития светотехники,

приборостроения и других отраслей машиностроения. Формированию

Чебоксарского промышленного узла в Чувашской Республике'способствовало

строительство Чебоксарской ГЭС, тракторного завода и химического комбината

с сопутствующими производствами. Волжский промышленный узел в Республике

Марий Эл возник на базе развития деревообработки и различных видов

машиностроения. [5, с.255]

Заключение

Проведение экономических реформ и формирование рыночных отношений,

предоставление большей самостоятельности областям и республикам требуют

учета региональной специфики во всех направлениях экономического и

социального развития районов.

Одними из главных задач регионального развитая являются изменение

промышленной структуры, особенно в Нижегородской области с высокой

концентрацией предприятий оборонного комплекса, а также реконструкция

предприятий тяжелой индустрии путем конверсии оборонных гражданских

отраслей.

Необоснованно низкий уровень в отраслевой структуре легкой и пищевой

промышленности требует изменений в инвестиционной политике, т. е.

увеличения капиталовложений на развитие этих отраслей, что могло бы

обеспечить потребности населения в необходимых товарах народного

потребления и продуктах питания.

С развитием рыночных отношений в АПК шире используются новые формы

хозяйствования: появляется больше фермерских хозяйств, внедряются арендные

формы, получают развитие личные подсобные хозяйства. Усиливается

специализация региона на более продуктивных зерновых культурах, активнее

проводится приватизация перерабатывающих предприятий района и

восстанавливаются нарушенные хозяйственные связи.

Необходима модернизация инфраструктурных объектов, современное

состояние которых не обеспечивает в должной степени развитие рыночных

структур в районе.

Стимулирование развития экспортных и импортзаменяющих производств

позволит усилить внешние и внутренние экономические связи Волго-Вятского

района.

Регион располагает большими возможностями для создания технополисов

как региональных центров внедрения достижения отечественной и мировой

науки.

Список литературы

Бизнес-карта – 95. Промышленность. Регион Россия. Волго-Вятский район.

Т.12. – М.: Бизнес-карта, 1995.

Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. – М.: Академия, 1998.

Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1997. - №14, июль.

– С. 23-25.

Волго-Вятский экономический район. //Вестник экономики. 1998. - №5, март. –

С. 15-16.

Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С. Экономическая география России. –

М.: ЮНИТИ, 1999.

Прогнозы, проблемы, мнения. Волго-Вятский экономический район.

//Информационно-аналитический журнал Дайджест - Финансы. 1998. - №1 (37),

январь. – С. 22-24.

Региональная экономика. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф.

Морозовой Т.Г. – М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1995.

Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е

изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000.

Регионоведение. Учебное пособие для вузов. /Под ред. проф. Морозовой Т.Г. –

М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1998.

Регионы России: Информационно-статистический сборник. В 2 томах.

/Госкомстат России. – М., 1997. – 666 с.

Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина,

С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.

Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А.,

Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра

- М», 1999.

Экономическая и социальная география России. Учебник для вузов. /Под ред.

проф. Хрущева А.Т. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.