реферат скачать
 

Внешняя торговля Республики Молдова

табакфермзавод, Raut (Бэлць), Carmez, Moldavhidromas, Hidro-ротра, Piele и

еще 18 предприятий виноделия и консервной промышленности.

Молдова и ВТО

ВТО – ГАТТ является основной организацией по либерализации торговли. Оно:

устанавливает правила переговоров; контролирует реализацию их решений.

Наиболее значительная работа по либерализации торговли после второй мировой

войны проводилась через Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ),

начавшее свою деятельность в 1947 году. ГАТТ дало миру основной комплекс

правил, по которым проводятся торговые переговоры, и механизм контроля за

их реализацией. В 1996 году ГАТТ переименовывается в ВТО. ВТО имеет более

150 участников, среди которых все развитые страны мира, что говорит о

важности вступления Молдовы в эту организацию, поскольку данные страны

являются главными участниками мировой торговли, и, поскольку Мы хотим

интегрироваться в мировые структуры, стать равным партнером со всеми

странами цивилизованного мира, для чего Молдова должна играть по тем же

правилам, что и все страны, с которыми Молдова имеет или хочет иметь тесные

экономические связи. Без вступления в эту организацию Республика может

остаться на обочине мирового рынка. Кроме того, вступление в ВТО создаст

четкую, ясную таможенную политику Молдовы, что позволит экспортерам и

импортерам осуществлять долгосрочную политику без боязни изменения условий

осуществления внешнеэкономических операций со стороны Государства по

нескольку раз в год.

Страны, принадлежащие к ВТО, должны соблюдать положение о режиме

наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ означает, что если страна,

скажем Чехия, снижает таможенный тариф какой-то одной стране, например

Франции, с 25% до 5% на яблочный сок, то Чехия делает такую же уступку всем

другим странам мира. Для Молдовы это означает, что, вступив в ВТО, никто из

стран-членов ВТО не сможет вести какую-то протекционисткую политику по

отношению к молдавским товарам, что сразу поставит Молдову в равные условия

со всеми странами, вступившими в ВТО.

Хотя, конечно, нельзя забывать о том, что воспользоваться преимуществом

членства в ВТО будет не так легко, поскольку рынок этих стран отличается

сильной конкурентной борьбой, поэтому нужно предпринемать определенные

усилия со стороны местных экспортеров, чтобы пробиться с молдавской

продукцией на рынок этих стран даже в режиме РНБ, для чего нужно создавать

конкурентноспособные товары, проводить грамотную маркетинговую политику.

Принятие Молдовы в члены ВТО возможно лишь после присоединения к базовым

кодексам и соглашениям ВТО - ГАТТ, регулирующим отношения между членами

этой организации. Среди них - Кодекс по таможенной оценке, Кодекс по

субсидиям и компенсационным пошлинам. Антидемпинговый кодекс. Соглашение по

регулированию рынков. Соглашение об интеграции рынков труда. Соглашение по

техническим препятствиям в торговле. Выполнение этих документов входит в

компетенцию различных ведомств и министерств Молдовы. Так, в частности, в

задачу Департамента стандартов, метрологии и технического надзора входит

выполнение Соглашения о технических препятствиях в торговле. Одно из

положений предусматривает создание в Молдове электронного информационного

центра, в котором находились бы данные о системе стандартов страны.

Целью вступления в ВТО Молдова поставила с времени обретения Независимости.

Но основные, наиболее обширные и напряженные переговоры, которые реально

приближают Молдову к вступлению в эту организацию, Республика начала

проводить с 1998 года.

Так в 1998 году, в августе, состоялся второй раунд переговоров в Женеве по

таможенным тарифам, предложенным Молдовой для вхождения во Всемирную

торговую организацию, который оказался куда тяжелее первого. Однако в

результате трехдневных дискуссий удалось снять многие спорные моменты и

приблизить позиции сторон по большинству обсуждаемых вопросов. Двусторонние

переговоры на этот раз велись с представителями 7 членов ВТО - Японии,

Швейцарии. Евросоюза, Турции, Чехии. Словакии и Болгарии. В основном

обсуждались предложенные Молдовой таможенные пошлины на импорт промышленных

товаров, т.к. тарифы на сельхозпродукцию взаимоувязаны с субвенциями

сельскому хозяйству и эти два вопроса будут обсуждаться вместе.

До этого раунда переговоров у некоторых членов ВТО была довольно жесткая

позиция относительно импортных пошлин на некоторые товары, заявленных

Молдовой. В частности, Швейцария требовала значительно снизить тарифы на

табачные и алкогольные изделия, а Евросоюз - на пиво. В принципе, если

исходить из норм и правил ВТО, их позиция вполне обоснованна. Но молдавской

стороне удалось убедить партнеров по переговорам, что на данном этапе наши

производители этих товаров нуждаются в поддержке и защите. Они согласились

с приведенными аргументами и сочли приемлемым вариантом отложить снижение

пошлин на 5-10 лет.

В целом в результате проведенных дискуссий образовались три сектора по

группам товаров. В первый вошли товары, на которые Молдова подтвердила

нулевую таможенную пошлину. Это оборудование и запчасти для гражданской

авиации, медицинское оборудование, черные металлы, фармацевтическая

продукция, рыба и рыбопродукты, научное оборудование, детские игрушки и

т.д. По другой группе товаров Молдова согласна также установить нулевую

пошлину, хотя это и может нанести определенный ущерб местным

производителям, зато будет во благо потребителям. Сюда вошли оборудование

для сельского хозяйства и строительной индустрии, а также бумага. Что

касается пива, мебели, спирта, семян масличных культур и текстильной

продукции, то здесь наша страна пока не может примкнуть к соответствующим

секториальным соглашениям ВТО и тем самым снизить тарифы до уровня,

практикуемого в торговле между членами этой организации. Молдова, как уже

отмечалось, попросила отсрочки по выполнению данных требований и получила

понимание со стороны своих партнеров.

Молдова должна предоставить вариант обязательств в сфере услуг с учетом

замечаний после первого раунда переговоров и свои предложения по субвенциям

в сельском хозяйстве. В последнем случае особая роль отводится

государственным программам поддержки отрасли, где четко должны быть

расписаны льготы, инвестиции, варианты прямого и косвенного

субвенцирования, а также убедительные расчеты по получению реальной отдачи.

От этого во многом будет зависеть и поддержка членами ВТО просьбы Молдовы о

предоставлении переходного периода для снижения пошлин на последнюю группу

товаров. В ходе переговоров было прямо заявлено, что наши аргументы их

окончательно не убедили в том, что протекционистская политика не будет

вестись слепо и что это поможет отрасли встать на ноги и выйти из кризиса

Государственные программы и должны переломить это мнение.

Очередной раунд переговоров состоялся в апреле 1999 года. Результатом

стал вывод, что присоединение Молдовы к ВТО не состоится в середине лета,

как на это рассчитывали в Правительстве. Это стало очевидным после

прошедшего 16 апреля заседания рабочей группы в Женеве.

Как и на прошлом заседании, основными партнерами Молдовы на переговорах

выступили США, Австралия, Евросоюз, Швейцария, Болгария, Турция и некоторые

другие страны. В центре внимания по-прежнему оставались субвенции сельскому

хозяйству и некоторые требования по таможенным тарифам и услугам. Удалось

полностью снять проблемы по пошлинам с Турцией, сблизить позиции с Чехией,

Словакией и Польшей. Но остаются нерешенными проблемы с Болгарией, а также

с Евросоюзом и Австралией.

Но особенно тяжело Молдове отстоять свои позиции по вопросу субвенций в

сельском хозяйстве. Отсутствие четких программ и обоснованных механизмов

поддержки сельхозпроизводителей встречает неприятие со стороны многих

членов ВТО. Чтобы сблизить позиции сторон, секретариат ВТО предложил

провести 10 мая в Женеве ’’круглый стол" по вопросам сельского хозяйства в

Молдове с участием всех заинтересованных стран. Многие партнеры по

переговорам выразили желание, чтобы в этом мероприятии приняли участие и

высшие должностные лица Молдовы, от которых зависит принятие решений и

проведение реформ в сельском хозяйстве.

Молдавская делегация, которую возглавлял вице-министр экономики и реформ

Дмитрий Брагиш, надеялась в ходе нынешних переговоров разрешить все

противоречия и что на рабочем заседании будет утвержден рапорт о

присоединении Молдовы к ВТО. Рапорт секретариатом подготовлен, но его

представление теперь переносится на следующее заседание рабочей группы в

июне. И то в случае успеха на двусторонних переговорах по нерешенным еще

проблемам.

Помимо этих ключевых позиций, которые необходимо разрешить, чтобы вступить

в ВТО, необходимо упомянуть и о такой сфере внешнеэкономических связей, как

рынок услуг. И здесь Молдова также должна выполнить ряд обязательств

необходимых для принятия в ВТО.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) было разработано и

принято в рамках ГАТТ одним из последних. Лишь в конце 70-х годов наиболее

развитые страны, и в первую очередь - Соединенные Штаты, начали активно

продвигать идею открытия мировых рынков для торговли услугами.

Политика большинства стран в сфере услуг до сих пор характеризуется

пристрастием к протекционизму. Это обусловлено как социальной значимостью

некоторых видов услуг (медобслуживание, почта, образование, транспорт), так

и их влиянием на экономику страны и даже ее безопасность (банковско-

финансовая сфера, телекоммуникации и т.д.). Но, с другой стороны, именно

это и стало в конечном итоге главной составляющей успеха переговоров.

Развивающиеся страны вынуждены были признать, что сфера услуг - слишком

важная составляющая национальной экономики. В наиболее развитых странах,

например, сфера услуг обеспечивает на две трети занятость населения. И

внедрение принципов открытой конкуренции, единых "правил игры" только

обеспечит рост как этого сектора, так и экономик развивающихся стран в

целом, скажется на увеличении потока инвестиций в Молдову.

Таким образом, с принятием ГАТС в истории мировой торговли впервые была

создана система правил и принципов в области регулирования рынка и

деятельности международных поставщиков услуг. Соглашение призвано

обеспечить либерализацию торговли услугами. Однако, учитывая слишком

высокий уровень регулирования в этой сфере и множественность различных

видов услуг, с самого начала участники переговоров согласились на то, чтобы

не устанавливать общего моратория на любые ограничения в этой сфере, а

ограничиться предоставлением права каждой стране определить сектор для

исключения из единого режима. И хотя наиболее развитые страны и некоторые

развивающиеся сразу отказались от этой привилегии, многие участники

соглашения пользуются правом льгот для той или иной отрасли.

Столь подробный рассказ о ГАТС и условиях его заключения необходим для

того, чтобы более отчетливо показать значимость присоединения Молдовы к

этому соглашению. Вступление в ВТО означает, что с этого момента наша

страна принимает на себя общепринятые правила игры в мировой торговле, в

том числе и в сфере услуг. Это, однако, вовсе не значит, что до сих пор мы

"играли" по другим правилам. Если внимательно изучить специфические

обязательства Молдовы, то нетрудно заметить, что в этой части уже сегодня

не существует ограничений в национальном законодательстве.

Начальник управления ВТО Минэкономики Евгений Христеа считает, что

длительная подготовительная работа позволила Молдове подойти к рубежу

изменения своего статуса "естественным путем". Поэтому резких изменений

внутреннего рынка и поведения на нем местных или иностранных фирм ждать не

приходится. Более того, национальное законодательство в отдельных сферах

становится уже достаточно "тесным" для местных фирм и они сами предлагают

отменить те или иные ограничения, которые еще действуют. Например,

страховые компании, которые раньше выражали определенные опасения в связи с

возможной экспансией зарубежных страховщиков в случае открытия рынка,

теперь сами уже предлагают изменить законодательство и разрешить создание

СП в этой сфере. Обязательства Молдовы в сфере услуг вполне укладываются в

нормы, заложенные в ГАТС. Поэтому переговоры по ним прошли без особых

проблем и практически завершены. При этом Молдова воспользовалась своим

преференциальным правом в рамках соглашения. Например, оговорена монополия

°Молдтелекома" на предоставление услуг до 2003 года. После этого срока

рынок телекоммуникаций придется открыть. А структурные преобразования

"Молдтепекома" необходимо провести до вступления в ВТО. Сохранена и жесткая

регламентация деятельности филиалов иностранных банков на территории

республики, но эти меры вполне вписываются в требования ГАТС. В то же время

в ходе переговоров наша страна взяла на себя обязательство в

законодательном порядке четче обозначить статус филиалов и рамки их

деятельности, как и провести реструктуризацию банковско-финансового сектора

в целом.

Остается пока в силе и ограничение на продажу иностранцам земель

сельхозназначения. Они могут быть взяты в аренду сроком на 99 лет, но

продажа земли иностранным гражданам по-прежнему будет запрещена молдавским

законодательством. Значимость этой проблемы можно показать на примере

Словении, где тоже действует запрет на продажу земли иностранцам.

Ликвидация этого ограничения стала одним из основных требований со стороны

ЕС для ведения переговоров о вступлении Словении в Союз. И это стало

предметом острых дискуссий внутри самой Словении. Но в рамках присоединения

Молдовы к ВТО ограничение права продажи земли иностранным гражданам не

стало серьезным барьером.

Отдельно необходимо сказать о секторах, обладающих в рамках ГАТС как бы

особым статусом. Это почтовая связь, которая практически во всех странах

остается исключительной монополией государства. Как и аудиовизуальное

вещание, регламентируемое правительством каждой страны в соответствии с

собственным видением положения. До конца не определены в ГАТС обязательства

стран в сфере транспортных услуг, особенно воздушного сообщения. Переговоры

в этой сфере намечены на следующий год, так что если Молдова поспешит,

сможет принять участие в них уже в качестве полноправного члена ВТО.

Исходя из всего этого, специфические обязательства Молдовы в сфере услуг

для вступления в ВТО важны прежде всего не с точки зрения какого-то резкого

изменения внутренней конъюнктуры или внешнего воздействия на наш рынок. А

именно с позиции присоединения к общепринятым нормам и правилам. В

результате экономические субъекты будут в выигрыше от установления более

стабильных и предсказуемых законодательных рамок, а потребители получат

больше гарантий предоставления им услуг высокого качества и наиболее

широкого спектра.

Заключение

В данной рабооте была освещена внешняя торговля Республики Молдова. Были

изучены проблемы и успехи, которые имели место за последние годы во

внешнеэкономической деятельности страны. В начале работы дается

фактический, цифровой материал, на основе которого сделан анализ экспорта,

импорта, географии торговли Молдовы.

Основной напор в работе делается на проблеме развития экспортных отношений.

Раскрываются причины негативных тенденций в экспорте Республики. Выявлены

пути изменения этих отношений в сторону увеличения экспорта, показаны шаги,

предпринемаемые Правительством и Экономическими Агентами в этом

направлениии. Отдельная глава посвящена вступлению Молдовы в ВТО –

организацию, способствующую либерализации внешней торговли и

устанавливающая общие правила поведения для ее членов, что, в конечном

итоге, ведет к четкой и ясной политики в сфере внешнеторговой политики для

местных и иностранных экономических агентов, а также открывает Республики

Молдова выход на западные рынки сбыта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. “Экономическое обозрение” , N 16,17,21 1998 г. , N. 1,4,5,7,16, 1999 г.

2. “ЭКОНОМИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА”, Рошка П.И., Кишинев 1997 г.

3. “МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС”, Джон Д.Д., Радеба Л.Х., Москва 1994

4. “Банки и Финансы”, N 1-2, 1999 г.

5. INTERNET

-----------------------

[pic] EMBED Excel.Sheet.8 [pic]

[pic]

[pic] EMBED Excel.Sheet.8 [pic]

[pic]

ВНП

ИМПОРТ

ЭКСПОРТ

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.