реферат скачать
 

Внешняя торговля Республики Молдова

местных товаров, в том числе для обеспечения участия в международных

ярмарках и выставках.

Прекрасно осознавая ограниченные возможности государства, экспортеры уже

давно особо на его помощь и не рассчитывают. А вот о приемлемых условиях

деятельности и стимулирования экспорта путем разумной налоговой политики

говорят все громче и громче. Поэтому многие из них с надеждой начали

изучать положение о возмещении (возврате) сумм НДС, принятое Минфином в

начале марта. Этот документ в первую очередь касается экспортеров,

уплачивающих НДС при закупке сырья у местных производителей.

Налоговое законодательство требует реформирования таким образом, чтобы

крупные экспортеры уже на стадии приобретения товаров и сырья пользовались

льготами. В развитых странах наиболее значимые экспортеры имеют специальный

статус по НДС, что позволяет не отвлекать финансовые средства из оборота

как производителю, так и экспортеру. Возможность введения такой системы уже

несколько раз обсуждалась и в Молдове, но каждый раз решение откладывалось.

Дело в том, что наличие дифференцированного статуса экспортеров

предполагает четкое налоговое администрирование, чем мы, к сожалению, пока

не можем похвастать. Поэтому в Минфине считают этот шаг пока

преждевременным.

Но то, что для продвижения своих товаров Правительство предпринимает

решительные меры говорит создание в Молдове специализированной организации

по продвижению экспорта из Молдовы (ОПЭМ).

ОПЭМ выступает в качестве государственного неприбыльного учреждения.

Деятельность организации в первую очередь будет направлена на оказание

помощи производителям республики в освоении новых рынков сбыта своей

продукции. В рамках ОПЭМ будут функционировать три департамента и четыре

управления, каждое из которых будет заниматься своим направлением деятельно-

сти. Департамент коммерческой информации призван осуществлять сбор данных

об экспортном потенциале республики: производимых товарах и их качестве,

возможностях для выпуска новых изделий, основных производителях в тex или

иных отраслях и т.д. Все это планируется размещать в специальных торговых

страничках Молдовы в Интернете, в базе данных Всемирной торговой

организации (ВТО) и других международных институтах в области торговли.

Естественно, что обмен информацией будет взаимным, что поможет ОПЭМ

правильно ориентировать и молдавских экспортеров. Кроме того, этот же

департамент должен аккумулировать все коммерческие запросы иностранных

партнеров и деловые предложения производителей Молдовы и по возможности

состыковывать возможных партнеров по интересам.

В рамках этого же департамента отдельное управление будет отслеживать

проведение всевозможных тендеров и конкурсных закупок в различных странах и

в случае их привлекательности выдавать рекомендации государственным органам

или отдельным производителям принимать в них участие. И, соответственно,

помогать им правильно сориентироваться в обстановке и составить необходимую

заявку. Задача другого управления - вести скрупулезный анализ

внешнеторгового законодательства разных стран и в случае необходимости

давать экономическим агентам полную характеристику торгового режима и

наиболее оптимальные пути торговли с тем или иным регионом.

Два других департамента ОПЭМ призваны оказывать производителям Молдовы

консалтинговые и маркетинговые услуги. Это как раз те два компонента, в

которых молдавские бизнесмены пока не так сильны. Консультанты ОПЭМ не

только помогут правильно составить контракт, но и дадут квалифицированные

советы по адаптации товаров к разным рынкам, наиболее оптимальным путям

финансирования сделки и т.д. А департамент маркетинговых исследований на

основе тщательного изучения всех факторов сможет выдавать прогнозы развития

ситуации на тех или иных рынках и перспективы продвижения молдавских

товаров на них.

Правительство нашло возможным взять на себя внутренние расходы ОПЭМ хотя

бы на первом этапе. В дальнейшем предполагается, что бюджет организации

будет формироваться как за счет государственных дотаций, так и собственных

доходов от платных услуг, оказываемых предприятиям. Кроме того, большая

надежда возлагается на доноров. Среди них особое место занимают ТАСИС и

германское агентство GTZ, которые давно уже реализуют программу продвижения

молдавского экспорта. Не случайно представители этих донорских организаций

войдут и в Совет ОПЭМ - руководящую структуру, в котором также будут

представлены пять основных министерств, две организации, поддерживающие

экспорт, и 10 бизнесменов из разных отраслей экономики. Такой состав

Совета, по мнению разработчиков положения, обеспечит баланс интересов

государства и частного бизнеса в разработке политики продвижения экспорта.

Ведь ОПЭМ призван реализовывать всего лишь операционный блок стратегии

государства в продвижении национальных товаров. Но при этом, исходя из

конкретного анализа и опыта, организация будет вырабатывать конкретные

выводы и предложения по совершенствованию законодательства в области

внешней торговли, устранению ненужных барьеров в этой области.

Подобные организации существуют в большинстве стран мира, и при разработке

положения об ОПЭМ внимательно изучался опыт деятельности многих из них и

все положительное нашло отражение в конечном варианте документа. Все

организа-ции по продвижению экспорта, которые существуют в Молдове, так и

будут работать в дальнейшем. Но если бизнес-центры призваны обслуживать

частные запросы клиентов, бюро в минсельхозе носит "узкопрофильный"

характер и т.д., то ОПЭМ призвана стать как бы "головной" организацией в

этом процессе и координировать работу всех этих структур, а не дублировать

их. Немаловажная роль в деятельности ОПЭМ отводится также субсидированию

участия молдавских фирм в различных выставках, семинарах, деловых поездках

- то, чем занимаются многие аналогичные организации за рубежом.

Таможенная статистика показывает, что экспорт до сих пор держится на трех-

четырех группах товаров. Все они основываются на сырьевой базе сельского

хозяйства, а значит так или иначе зависят от природных катаклизмов. На долю

трех основных групп экспортных товаров приходится более 60% поставок

молдавских товаров на зарубежные рынки. В нормальной экономике это

недопустимо. Поэтому как только упал спрос на алкогольную и

консервированную продукцию, сигареты и табак, экспорт остался на голодном

пайке. Заменить эти товары оказалось нечем - промышленность бездействует.

Начальник отдела экономики и финансового контроля Кишиневской таможни Петр

Костин отмечает, что в последнее время значительно увеличился экспорт

кукурузы, фасоли и орехов. Только во Францию и в Грецию в январе-феврале

экспортировано орехов на 1,5 млн $ в каждую. Но объемы экспорта этих

товаров никак не могут сполна компенсировать снижение поставок алкогольной

и табачной продукции. Кроме того, орехи и фасоль вывозят за рубеж в

основном посредники, скупающие его мелкими партиями у населения.

С другой стороны, местные предприниматели далеко не всегда исходят из

соображений ликвидации отрицательного торгового сальдо государства. У них

свои интересы. Поэтому часто экспортные цены на одни и те же товары

поражают своим разбросом и величинами. Например, цена на те же орехи

колеблется от тысячи долларов за тонну до 3,5 тысяч. Поставщики объясняют

это разным качеством товара и степенью его переработки: половинные дольки

ценятся куда больше, чем четвертинки, а нечищенные орехи в два-три раза

дешевле очищенных. Тем не менее, у таможни иногда возникают вопросы к

стоимости экспортируемых товаров, и тогда они требуют обоснования чересчур

низких цен. Но по сути у таможни не так много рычагов воздействия на

экспортные цены: ограничений на экспорт нет, а индикативные цены далеко не

всегда указ для экспортера. Поэтому единственное, что остается государству,

так это взять под контроль репатриацию валютной выручки за вывезенный

товар.

Кстати, проблема занижения экспортных цен характерна не только для Молдовы

- даже в Германии она весьма актуальна. Тем более, что в молдавском

экспорте довольно много места занимает бартер и поставки в счет погашения

задолженностей за импортируемые газ и электроэнергию. В этих случаях

довольно тяжело доказать невыгодность сделки и занижение цены.

По данным таможенных деклараций, Молдова ведет торговлю с более чем ста

странами мира. Но при этом на долю десяти основных торговых партнеров

приходится около 90% экспортно-импортных операций. Торговля с большинством

остальных стран носит случайный и эпизодический характер. Например, в

прошлом году в Бразилию экспортированы на 24 тыс $ микросхемы, в Австралию

- кожа и игрушки. Да и не всегда товар обязательно попадает в страну,

указанную в декларации - фирма-реципиент может быть зарегистрирована в

Великобритании, а товар она вправе отправить куда угодно. Отчасти этим

объясняется то, что среди импортеров молдавского зерна, например, можно

встретить США и Сингапур, а без наших табачных изделий никак не могут

обойтись в Англии или на Сейшельских островах. Но столь обширная

"география" не исключает и более нежелательного варианта-декларирования

"ложного экспорта", когда товар лишь по документам отправляется в дальние

страны, а на самом деле не покидает пределы Молдовы. Как бы то ни было,

экспорт Молдовы по-прежнему носит бессистемный и "полудикий" характер.

В апрельской встрече молдавской делегации с представителями стран

Евросоюза в ходе переговоров выявилось немало проблем, требующих скорейшего

решения со стороны Молдовы. Например, эксперты ЕС выразили обеспокоенность

расхождением статистических данных сторон по взаимному товарообороту. Это

не пустая формальность, а весьма злободневная проблема. Еще в 1993 году

Молдова и ЕС подписали отдельное соглашение по текстилю и текстильным

изделиям, в результате чего мы получили существенные льготы при экспорте

товаров этой группы в страны ЕС. Из всего объема поставок молдавских

товаров на западно-европейский рынок треть приходится именно на текстильные

изделия. При этом больше половины товаров экспортируется предприятиями

Приднестровья, что не находит отражения в статистических отчетах Молдовы

(однако сертификаты на экспорт текстиля и этом случае выдает Минэкономики

РМ). Проблема содержит в себе и другой аспект - продукция от "Тиротекс",

"Одемы", "Флоаре" и некоторых других приднестровских предприятий

реализуется в странах ЕС по явно демпинговым ценам, что не вписывается в

рамки двусторонних договоренностей.

Несмотря на это Европейская комиссия готова расширить спектр товаров из

Молдовы для их облегченного доступа на рынок Евросоюза. В частности,

большие перспективы связаны с возможностью поставок экологически чистых

продуктов, потребность в которых в ЕС удовлетворяется примерно на треть. В

то же время в Молдове, по определению западных экспертов, необычайно чистые

почвы, каких нет ни в одной стране Евросоюза. Поэтому наши партнеры

поставили вопрос о выработке Молдовой отдельной стратегии производства и

поставок в Европу такой продукции, обещая всяческую поддержку и помощь.

Более того, Евросоюз готов создать и финансировать генетический банк семян

растений, произрастающих в Молдове.

У Молдовы есть шансы намного эффективнее сотрудничать и торговать с

Евросоюзом по многим направлениям, но для этого нужно заниматься этими

проблемами не периодически, а каждодневно. Например, минсельхозпрод еще два

года назад подготовил список товаров, на которые мы бы хотели получить

преференции в торговле с ЕС. Но этот перечень так и не дошел до ЕС, а с

нашей стороны тоже почему-то забыли о нем. Между тем, страны ЕС готовы идти

навстречу по многим позициям, даже в поставке молдавских вин на свой рынок.

Но при этом требуют четкой позиции Молдовы по соблюдению всех требований,

касающихся сертификации, прав интеллектуальной собственности и т.д. В этом

случае Евросоюз может оказать техническую помощь для рекламы и продвижения

молдавских товаров, их патентования, сертификации.

КАЧЕСТВО КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ЭКСПОРТА

В конце прошлого года, после российского кризиса, Правительство Молдовы

предприняло ряд мер по диверсификации рынков сбыта товаров, продвижению

экспорта в новые страны. Но должных результатов это не дало и не могло дать

- новые рынки в течение нескольких месяцев не завоевываются.

Показатели работы Кишиневской таможни с начала нынешнего года вроде вполне

пристойны: в бюджет по состоянию на 22 марта перечислено свыше 53 млн леев,

что на 6% больше прошлогоднего и составляет более половины всех сборов

департамента таможенного контроля. Но во-первых, незначительный рост в 6%

достигнут в основном благодаря тому, что импорт из России и Белоруссии стал

облагаться НДС, а также за счет увеличения ставок акцизов. Но это же

сказалось на заметном снижении деловой активности молдавских предприятий.

Например, с начала года не зарегистрировано ни одной экспортной поставки

сигарет. В прошлые годы Кишиневский табачный комбинат активно торговал с

Россией и другими странами СНГ. Напрашивается вывод, что дела на табачном

комбинате не так хороши, новые ставки акцизов и кризис в России сильно

ударили по сигаретному производству. Себестоимость продукции стала выше, и

молдавский табак не смог выдержать конкуренцию более дешевой продукции.

Аналогичная ситуация и с молдавским алкоголем. Рынок России, поглощавший до

80% наших вин и коньяков, стал крайне непривлекательным - экспортерам очень

трудно "вытаскивать" оттуда деньги. И экспорт алкоголя резко сократился.

Доступность российского рынка в известной степени "испортила" молдавских

виноделов - туда поставлялась продукция, по качеству далекая от тех

образцов, которые демонстрировались на многочисленных выставках вин. А на

западный рынок с "монахами", "шепотами", "погребами" да "двориками"

протиснуться тяжело - там конкурентная борьба совсем иная и требования к

качеству вина соответствующие. Именно качество, а не низкая цена должно

стать главным конкурентным элементов молдавской продукции на западных

рынках. Ориентация на низкие цены, как считает представитель МВФ в Молдове

Марк Хортон, ведет к тупику, если Молдова хочет закрепиться на рынках и

увеличить свой экспорт, по его же словам, предприятия-экспортеры должны

уделять внимание внешнему виду товара, его упаковке и т.п. Сегодняшний

непрезентабельный вид многих товаров и низкие цены приводят к тому, что

молдавская продукция стоит на нижних полках в магазинах западных стран,

хотя по качеству порой нисколько не уступает другим товарам аналогам.

Одним из харавктеристик, подтверждающих качество товара, является

сертификат ISO-900. В Молдове сертифицированны по международным стандартам

ISO-9000 лишь 5 отечественных предприятий. По существу, только они могут

реализовывать сегодня свою продукцию на Запад не по демпиговым ценам.

Сертифицированная система управления качеством является одним из решающих

факторов в конкурентной борьбе. Наличие сертификата на систему качества

автоматически означает, что:

- внедренная система соответствует требованиям, мировых и европейских норм;

- технология работ тщательно расписана и в соответствии с ней

осуществляется производство;

- стабильность качества выпускаемой продукции гарантирована наличием

системы, качества;

- предприятие постоянно проверяет и совершенствует систему.

Еще два года назад в республике только Молдавский металлургический завод

(ММЗ) имел подобный сертификат. Сегодня качество продукции, выпускаемой

гигантом отечественной индустрии, известно во всем мире. Достаточно

сказать, что 60% всего экспорта Молдовы в США приходится на долю

металлопроката ММЗ. Получили международные сертификаты качества

тираспольские предприятия "Молдавизолит", "Тиротекс", "Электромаш", а также

бендерский завод "Молдавкабель".

Преимущества владения международным сертификатом очевидны. Многие

отечественные фабрики и заводы пытаются экспортировать свою продукцию. Но

все это удается продавать по ценам, намного ниже стоимости аналогичных

товаров зарубежных стран. Наличие же сертификата позволяет избавиться от

подобных дискриминационных мер.

Сертифицируя свою продукцию в обычном режиме - партиями - предприятие

платит тысячи леев в год. Наличие документированной системы управления

качеством позволяет предприятию перейти в другую зону сертификации, которая

для производителя является более льготной. Он получает единый сертификат на

три года и избавляется от необходимости сертифицировать каждую партию

продукции, тем самым сокращая общие затраты на сертификацию в несколько

раз. При этом, конечно, к предприятию предъявляются большие требования и

возлагается большая ответственность за качество изделий.

Сертифицирование системы качества начинается с подготовки к ней

предприятия. Это значит, что вся система управления должна быть описана

установленными регламентирующими документами в соответствии с требованиями

международных стандартов на систему качества ISO-9000. Эта работа сильно

отличается от обычной сертификации продукции, когда пришел, заплатил деньги

и через два дня после проведения испытаний получил сертификат на продукт.

Здесь необходима длительная подготовка, проведение психологической,

организационной и воспитательной работы. Материальные затраты на

сертификацию предприятия с численностью 1-1,5 тыс. работающих составляют

порядка $5-8 тыс. - сумма. Деньги вносятся не сразу, а поэтапно. Чем меньше

численность работающих на предприятии, тем меньше стоимость

подготовительных и сертификационных работ.

В течение трех лет после получения сертификата орган по сертификации

наблюдает, правильно ли работает система. Для этого один раз в год эксперты

выезжают на день на два на предприятие, чтобы посмотреть, не отступает ли

оно от требований стандарта.

По истечении трех лет проводится проверка системы. Если она подтверждает,

что предприятие работает в нормальной системе и совершенствует ее, то

подтверждается и сертификат, а его действие продлевается еще на три года.

Подготовку к сертификации уже начали Tutun, Rozmiar (Унгень), Оргеевский

консервный завод, Бендерская обувная фабрика Tigina, Чадыр-Лунгский

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.