реферат скачать
 

Внешнеэкономические связи

Внешнеэкономические связи

4

Глава 1. Внешнеэкономические связи как одно из важнейших средств экономики.

Возникновение и развитие экономических отношений между государствами есть

результат общественного разделения труда в международном масштабе.

Международные экономические связи являются важным фактором, воздействующим

на уровень и направление хозяйственного развития страны и ее регионов.

Разделение труда способствует широкому использованию

высокопроизводительных орудий производства, внедрению в производство

новейших достижений науки и техники, обеспечивает подъем производительности

общественного труда.

разделения труда, выражающаясяя Разделение труда между странами — является

одной из форм общественного территориального разделения труда, выражающей

специализацией трудовой деятельности в международном масштабе.

Процесс международного территориального разделения труда вовлекает в него

все страны, и, чем глубже он, тем выше темпы и экономическая эффективность

развития хозяйства мира, регионов и стран. Определяющим фактором выступает

способ производства материальных благ, и, прежде всего характер

производственных отношений, поскольку международные экономические отношения

принадлежат к сфере производственных отношений.

В то же время на развитие разделения общественного труда и экономических

отношении между странами существенно влияют и такие факторы, как:

• уровень экономического развития и хозяйственная специализация тех или

иных государств;

• различие и исторически сложившихся производственных навыков населения

разных стран.

В настоящее время на углубление международного разделения общественного

труда все большее воздействие оказывает научно-технический прогресс.

Международное разделение общественного труда находится также в определенной

зависимости от международной обстановки и политических взаимоотношений

между различными государствами.

Целью международного разделения общественного труда является сотрудничество

в интересах общества и наиболее полного удовлетворения его потребностей,

которое может

5

быть достигнуто только при непрерывном повышении эффективности производства

па базе новейших научно-технических достижений, при росте

производительности труда.

Интеграция способствует установлению глубоких, устойчивых экономических

связей и разделению труда, ведет к образованию хозяйственных международных

комплексов в рамках, близких по уровню развития экономики групп государств

с одинаковым социально-экономическим строем. Экономическая интеграция имеет

место между отдельными предприятиями и отраслями. Большую роль в

регулировании интеграционных процессов играют межгосударственные институты.

Интеграция связана с глубокими структурными сдвигами в экономике стран, на

ее основе складываются новые хозяйственные пропорции, ведущие к повышению

производительности труда.

Международная экономическая интеграция наиболее активно начала развиваться

в Западной Европе в рамках созданного в 1957 г. Европейского экономического

сообщества (ЕЭС, или «Общий рынок»); эта организация в настоящее время

называется Европейский Союз (ЕС). Она объединила национальные рынки

европейских стран в единый рынок.

В 1960 г. образовалась Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

Данная ассоциация создавалась как противовес «Общему рынку». В отличие от

последнего ЕАСТ дает право своим членам самостоятельно устанавливать

торговые отношения с «третьими странами». Некоторые государства образовали

также ряд интеграционных группировок в Азии, Африке и Латинской Америке.

Так, страны — экспортеры нефти в противовес Международному нефтяному

картелю теми монополистических компаний, владеющему нефтяными концессиями в

развивающихся странах мира, создали Организацию стран — экспортеров нефти

(ОПЕК). В Южной Америке созданы Латиноамериканская ассоциация интеграции

(ЛППИ), Латиноамериканская организация по вопросам энергетики. В Африке —

Восточноафриканское сообщество, Таможенный и экономический союз Центральной

Африки, Экономическое сообщество 15 западноафриканских государств и многие

другие.

Создание развивающимися странами интеграционных объединений — сопутствовало

их национальной экономики. Взаимовыгодное сотрудничество отвечает

интересам всех стран. Оно способствует решению важных проблем в интересах

всего человечества.

Проведенное в июле 1975 г. в г. Хельсинки Совещание по безопасности и

сотрудничеству в Европе одобрило принципы, которыми государства-участники

(33 страны из Европы,

6

США и Канада) будут руководствоваться во взаимных отношениях. Это принципы

равенства государств и их суверенных прав, неприменение силы или угрозы

силой,

нерушимость границ, территориальная целостность государств, мирное

урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав

человека и основных свобод, равноправие и право народов распоряжаться своей

судьбой, сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение

обязательств по международному праву. Совещание также определило

направления и конкретные формы сотрудничества в области торговли,

промышленности, науки и техники, защиты окружающей среды, культуры,

образования, контактов между людьми, учреждениями, организациями.

Характерной чертой современного мирового развития является быстрый рост

внешнеэкономических связей, опережающий темпы роста валового внутреннего

продукта стран — участниц международной торговли. В процесс международного

географического разделения труда вовлечены практически все страны земного

шара. Многие из них благодаря экспорту товаров и услуг обеспечивают

значительную часть своих доходов. Такие государства принято называть

государствами с открытой экономикой. К их числу относят, прежде всего,

страны Западной Европы, на долю которых приходится свыше половины всего

мирового товарооборота.

В последние десятилетия под влиянием НТР в товарной структуре международной

торговли произошли глубокие изменения. Они связаны с падением роли сырьевых

товаров и повышением значения готовых изделий, в том числе наукоемкой

продукции машиностроения.

Активному участию в мировых хозяйственных связях бывшему СССР

препятствовали противостояние и противоборство капиталистических стран,

железный занавес, созданный на пути нормальных партнерских отношений в

сфере международной торговли. После распада СССР геополитическое положение

России как его преемницы существенно усложнилось. Лишившись половины

морских портов и торгового флота, она потеряла возможность отстаивать свои

торгово-экономические интересы как в странах бывшего СЭВ, так и на

традиционных рынках дальнего зарубежья.

Сложившаяся ситуация потребовала взвешенного анализа при формировании

действенной стратегии внешнеэкономической деятельности и ее политического и

институционального обеспечения, роль которых в современных условиях

существенно возрастает. Следует также учитывать, что торгово-политические

условия за последнее время в отношении России усложнились, тогда, как для

основных партнеров они стали благоприятнее.

7

Курс на создание открытой экономики предусматривался прежде всего развитием

торгово-экономических отношений России с Западом, откуда предполагалось

получать необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты,

инвестиции в обмен на

экспортные товары, не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и

продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Этой

задаче служил также процесс реформирования внешнеэкономической

деятельности, ее децентрализация и либерализация.

Внешнеэкономическая деятельность России по существу не привела к

расширению и

совершенствованию торгово-экономических отношений с Западом. Либерализация

внешней торговли расширила круг ее непосредственных участников, но, не

усовершенствовав структуру экспорта или импорта, существенно ухудшила и то,

и другое, на что наложилось падение уровня производства, прекращение

инвестиционной деятельности, развал прежних кооперационных связей,

существовавших в рамках бывшего СССР и СЭВ. Выход на мировой рынок

многочисленных неподготовленных и неориентированных на интересы страны

производителей и посредников, ослабление контроля за стратегическим

экспортом сопровождался хаотическим развитием экспортно-импортных операций

преимущественно спекулятивного характера, подорвавшим репутацию страны как

солидного делового партнера, расхищением национальных ресурсов, наводнением

внутреннего рынка зачастую некачественными товарами, утечкой за рубеж

многомиллиардных и валютных средств, кране необходимых для расширения рынка

и решения внутренних проблем.

Все это можно было бы отнести на счет трудностей переходного периода. Но к

сожалению, при сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение

ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при

дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения до 8 % (в торговле

с западными странами она вообще приближается к нулю); в импорте возросла

доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса

оборудования и технологий (именно технологии являются основным фактором

образования существенного активного сальдо во внешней торговле за последнее

время), стагнации инвестиционного процесса в стране.

Важной составной частью стратегического курса на современном этапе

социально-экономических реформ страны является коренная перестройка

внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего

анализа внутренних проблем страны

8

и тенденций в современном мире раскрывается принципиально новая роль

внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода к

рыночной экономике, необходимость проведения в жизнь более активной,

целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на

одной из наиболее

существенных объективных общемировых тенденций современности — углублении

международного разделения труда, росте хозяйственного общения между

странами.

В настоящее время для каждого государства важным условием эффективного

развития своих производительных сил является использование тех выгод,

которые заложены в международном разделении труда. В связи с этим назрела

необходимость активного использования внешнеэкономического фактора, решения

задач интенсификации общественного производства па основе научно-

технических достижений. Коренным образом пересмотрены прежние положения о

внешнеэкономических связях как второстепенной сфере. Внешнеэкономическому

комплексу в условиях перестройки отводится активная, преобразующая роль, он

становится важной неотъемлемой частью российской экономики.

Внешнеэкономические связи рассматриваются как равноценный, наряду с

другими, фактор экономического роста, экономии хозяйственных затрат,

ускорения научно-технического прогресса, повышения уровня жизни населения,

учи пения роли и влияния России в мировой экономике и политике.

Начало рыночных реформ в России положило конец существовавшей в бывшем СССР

государственном монополии на внешнеэкономическую, в том числе

внешнеторговую, деятельность, когда право выхода на внешние рынки имел лишь

весьма ограниченный круг специализированных государственных внешнеторговых

организаций.

Фактически экономика СССР — одной из крупнейших индустриальных держав мира

— развивалась в отрыве от мирового хозяйства: его доля в мировой торговле

не превышала во второй половине 80-х годов 4 %.

9

Широкое вовлечение России в международное разделение труда и мировую

экономику является одним из необходимых условий превращения нашей страны в

передовое демократическое государство с рыночной экономикой.

Указом Президента РФ в ноябре 1991 г. внешнеэкономические связи были

либерализованы, что явилось началом радикальной рыночной реформы. Участие

во

внешнеэкономических операциях разрешалось всем заинтересованным юридическим

и физическим лицам. Это означало ликвидацию государственной монополии

внешней торговли как одной из основ социалистической экономики бывшего

СССР. Одновременно были ликвидированы и такие ее функции, как

централизованное планирование внешнеэкономических связей, их осуществление

небольшой группой (около 50) государственных монопольных экспортно-

импортных объединений. На смену им пришли общепринятые в мировой практике

национальные инструменты регулирования внешней торговли: лицензирование,

контингентирование, таможенная политика.

Под контролем государства остались 1/4 экспорта и 1/3 импорта для

централизованных нужд. Но преобладающим во внешнеторговых операциях стал

частный сектор.

Одновременно внешнеэкономическая деятельность принимает все более открытый

характер. Заметно расширилось число участников внешнеторговых операций. В

соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации и Федеративным

договором право на внешнеэкономическую деятельность получили

непосредственно субъекты Федерации — республики, края, области, автономные

образования, а также отдельные предприятия и компании.

Согласно экспертным оценкам, во внешнеторговых операциях среди субъектов

Российской Федерации лидируют Тюменская, Самарская, Нижегородская,

Иркутская, Ростовская, Пермская области, Красноярский край, республики

Татарстан и Башкортостан, города Санкт-Петербург и Москва, а также

Московская и Мурманская области.

Включению России в мировые хозяйственные связи благоприятствует изменение

политического климата на планете. Существовавшие ранее по отношению к СССР,

а \

10

затем и его преемнику — Российской Федерации — жесткие, дискриминационные

ограничения на развитие торговли со странами Запада практически сняты.

Наметившийся в последние годы значительный рост удельного веса стран с

развитой рыночной экономикой во внешнеторговом обороте России отражает те

изменения в ориентирах внешнеэкономической деятельности нашего государства,

которые складываются под влиянием таких факторов, как изменение

политических режимов и переход к рыночному хозяйству бывших

социалистических стран Восточной Европы, последовавший затем роспуск Совета

экономической взаимопомощи (СЭВ) и разрушение

сложившейся более чем за сорокалетний период существования системы

международного социалистического разделения труда, переход к расчетам в

торговле с большинством стран в конвертируемой валюте и др.

Распад СССР оказал значительное влияние на геополитическое положение России

и на возможности развития внешнеэкономической деятельности. В России

осталось девять морских пароходств, 39 морских портов. Из восьми балтийских

портов бывшего СССР в России осталось только три — Санкт-Петербургский,

Выборгский, Калининградский (единственная незамерзающая российская морская

гавань на Балтике). Два последних порта имеют небольшую мощность. Санкт-

Петербург становится основным центром связи России с Европой, международных

транзитных перевозок из Западной Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского

региона.

Россия также лишилась 2/3 береговой линии на Черном море. Из десятков

важнейших южных портов на Черном море в пределах Российской Федерации

осталось лишь два — Новороссийск и Туапсе. Наряду с изменением морских

границ изменились и сухопутные западные границы, а следовательно,

уменьшились внешнеторговые возможности железнодорожного транспорта.

Современная Россия имеет лишь два международных железнодорожных перехода из

25 в бывшем СССР — на северо-западе (в Финляндию) и на западе — в

Калининградской области (в Польшу).

Современное геополитическое положение России благоприятствует укреплению

внешнеэкономических связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского

региона, что позволит усилить позиции страны и в Европе.

11

Глава 2. Формы внешнеэкономических связей:

Российская Федерация в своей внешнеэкономической деятельности

использует многообразие форм внешнеэкономических связей: торговлю

лицензиями, лизинг, банковскую систему и кредитование, информационные

услуги, торговлю, свободные экономические зоны.

К перспективным формам научно-технического сотрудничества относят

торговлю лицензиями, т. е. Разрешениями на передачу прав на применение

изобретения, использования промышленного образца, товарного знака, а также

продажу не защищенных патентами технологий (ноу-хау). Во всем мире обмен

научной продукцией растет быстрыми темпами и уже достиг внушительных

размеров. Наша страна в этом направлении делает первые шаги.

Одной из форм внешнеэкономического сотрудничества между Россией и

другими странами является лизинг, т. е. долгосрочная аренда машин и

оборудования. Преимущество лизинга как формы предоставления во временное

пользование определенных видов машин и оборудования заключается в том, что

позволяет арендатору получать необходимые ему технические средства до

выплаты полной стоимости, избегать расходов на ремонт и в условиях растущих

темпов морального износа осуществлять замену арендованного оборудования на

новое.

Важное место в развитии экономики и внешнеэкономических связей

занимает формирование банковской системы и кредитования. Российская

Федерация устанавливает тесные контакты с основными международными

финансовыми институтами - Международным валютным фондом, Мировым банком,

Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР).

ЕБРР принял обязательства о предоставлении кредитов, в основном

совместным предприятиям, на сумму более 600 млн. долл., приступил к

созданию ряда региональных фондов в размере до 50 млн. долл. каждый, в том

числе в Смоленске, Мурманске, на Урале. Одна из наиболее крупных

организаций мира в области страхования иностранных частных инвестиций –

“Оверсиз прайвит инвестмен корпорейшен” ( ОПИК ) предоставила России

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.