реферат скачать
 

Транснациональные корпорации

1) добровольный выбор учеником,

2) маленькая группа,

3) психолого-педагогические особенности учеников,

4) возможности использования индивидуального подхода,

5) высокая активность деятельности,

6) возможность реализации межпредметных связей.

В дидактике установлена следующая закономерность: «способствование

факультативных занятий формированию у учащихся знаний, умений и навыков, а

также овладению приемами учебной работы необходимых для дальнейшего

образования и самообразования, позволяют учеников почувствовать себя

мастерами выбранного дела…».

При разработке экспериментальной программы были учтены такие принципы,

как: научность, перспективность, последовательность, наглядность,

доступность, индивидуальность.

При выборе и сочетании методов обучения мы руководствовались

следующими критериями:

1. Соответствие целям и задачам обучения.

2. использование и привлечение методов, позволяющих формировать

профессиональные интересы старшеклассников.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим,

психологическим), уровню подготовленности (образованности,

воспитанности, развития), особенностям возрастных интересов.

5. Реализация дифференциации обучения и повышение познавательной

активности.

Все это дало возможность преодолеть традиционные подходы в обучении и

разработать программу занятий факультативного курса по теме «Историко-

географические особенности становления и развития транснационального

капитала» (для учащихся 10 класса из 8 занятий, 1 час в неделю). Они

представлены в таблице 3. Данная программа может быть расширена с целью

более глубокого изучения, что связано со спецификой данной темы, - может

быть использована во всех темах курса социальной и экономической географии.

Таблица 3. Программа факультативных занятий.

|№ |Тема факультативного занятия |Форма занятия |Кол-во |

|занятия | | |часов |

|1 |Вводное: «Определение ТНК. |Мини-лекция |1 |

| |Модели поведения. Причины | | |

| |возникновения». | | |

|2 |«Типология ТНК и ее |Практическая работа |1 |

| |усовершенствование». | | |

|3 |«Этапы исторического развития и |Комбинированный урок |1 |

| |формирования транснационального | | |

| |капитала» | | |

|4 |«Влияние ТНК на экономику |Комбинированный урок |1 |

| |развитых и развивающихся стран. |с элементами | |

| |Формы деятельности ТНК». |нестандартного | |

|5 |«Корпоративные гиганты XXI |Пресс-конференция |1 |

| |века». | | |

|6 |«Взаимосвязь деятельности ТНК с |Беседа за круглым |1 |

| |проблемами безработицы и |столом | |

| |занятости». | | |

|7 |«Страны базирования ТНК. |«Лекция с ошибками» |1 |

| |Региональный аспект». | | |

|8 |«Тэньэшка» |Игра |1 |

Разработки факультативных занятий приведены в Приложении 2.

3.4. Результаты экспериментально-исследовательской работы.

О результатах проведенной работы свидетельствуют такие показатели:

1. повышение интереса к изучению географии,

2. активная работа на уроках,

3. умение выражать свое мнение и привести аргументы в защиту своего

решения,

4. позитивное отношение к изучению ТНК и тем курса, тесно с ними связанных,

5. проявление профессиональной заинтересованности в географии,

После проведения формирующего эксперимента была проведена

диагностическая контрольная работа по следующим вопросам:

1. Что такое ТНК? Этапы становления транснационализации.

2. Функции, которые выполняют ТНК для мирового хозяйства (положительные,

отрицательные, нейтральные).

3. Влияние ТНК на общество.

4. Связь ТНК и рыночных отношений.

5. Назовите примеры ТНК и сферы влияния, отрасли базирования.

6. В какой сфере вы бы предпочли занять место? Ответ обоснуйте.

Проследим результаты из таблицы 4.

Таблица 4. Уровни знаний старшеклассников после эксперимента.

|Уровни |Контрольная группа |Экспериментальная группа |

| |Кол-во учеников |% |Кол-во учеников |% |

|Высокий |3 |20 |9 |56 |

|Средний |4 |25 |6 |38 |

|Низкий |9 |55 |1 |6 |

Таблица показывает возросшее количество верных ответов на вопросы

контрольной работы у старшеклассников экспериментально группы, что

свидетельствует о возросшем качестве знаний учеников и положительной

мотивации обучения, о самостоятельности и познавательной активности

старшеклассников.

Предложенный курс создает условия для повышения уровня и качества

знаний учащихся, формированию устойчивых профессиональных интересов,

задействованию резервных возможностей учеников, что позволяет говорить о

результативности данного вида работы:

Диаграмма 2. Сравнительные результаты педагогического эксперимента.

Среди учащихся экспериментальной группы большинство имеют высокий и

средний уровни знаний. Ответы на вопросы контрольной работы были глубокими

и полными, учащиеся проявляли творческий подход при написании.

Тогда как старшеклассники контрольной группы имеют ответы с

преобладанием среднего и низкого уровня знаний. При этом ответы были

поверхностными и не конкретными.

Учащиеся экспериментальной группы стали охотнее работать

самостоятельно, используют полученные знания в курсе географии. Улучшилось

эмоциональное настроение на уроках. У ребят развились такие черты как

любознательность, логика высказывания мыслей, эрудированность,

самокритичность, - именно эти качества составляют профессиональную

наклонность учеников к географии.

Результаты повторного анкетирования показали формирование устойчивых

интересов к изучению географии, положительного отношения к факультативным

занятиям, и становлению устойчивых профессиональных интересов

старшеклассников. Следовательно, факультатив дает возможность для

реализации воспитательных функций, что и требовалось подтвердить в ходе

педагогического эксперимента.

Выводы по 3 разделу.

В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к

следующим выводам:

1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее

теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-

урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты

географической науки и сформировать профессиональную направленность

старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии

невелико,

2. факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью

его углубления и расширения, что повышает уровень географического

мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и

исследовательские способности учеников, что мы экспериментально

подтвердили,

3. нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного

исследования из 8 занятий.

Следовательно, программа факультативных занятий может быть приемлемой

для использования в практике общеобразовательной школы.

Таким образом, в ходе проведенного эксперимента была подтверждена

поставленная гипотеза, тем не менее, использование факультативных занятий

представляет собой широкое поле деятельности для дальнейших исследований.

Выводы

Исходя из теоретического и экспериментального анализа можно сделать

следующие выводы:

Первое – В истории развития ТНК можно выделить следующие этапы:

1. этап - Конец 19 века – зарождение ТНК (колониальный тип)

2. этап - С начала 40-х гг. 20 века – становление ТНК (ЭРС)

3. этап - 60 – 80-е годы 20 века – развитие транснационального капитала

4. этап - 80-е годы 20 века – господство корпоративных гигантов (весь

мир)

Второе - Каждому этапу эволюции соответствует определенная организационная

форма ТНК:

- ТНК первого поколения – колониально-сырьевые, в виде картелей,

синдикатов и первых трестов;

- ТНК второго поколения – военно-технические, трестового типа;

- ТНК третьего поколения – технико-потребительские, в форме концернов

и конгломератов;

- ТНК четвертого поколения – глобальные ТНК.

Существуют следующие модели поведения ТНК:

- либеральная,

- империалистическая,

- модель прямого господства ТНК,

- неомеркантильная,

- модель многонациональной ассоциации.

Третье – Для реализации поставленной задачи нами была разработана типология

ТНК по различным принципам, некоторые приведем ниже

I. По количеству «стран-хозяев»

1) разделенные:

Нидерланды/Великобритания «Роял-Датч_Шелл»,

Нидерланды/Великобритания «Юнилевер»,

2) собственные:

Япония «Сони, Франция «Рон-Пуленк», США «Ай-Би-Эм» и другие.

II. По количеству отраслей специализации

1) односпециализированные:

США «Дженерал Моторс» - автомобильная промышленность;

2) ТНК смежной специализации (комплексные):

Швейцария «Нестле» – пищевая промышленность и производство

напитков;

США «Мобил» - нефть (добыча, переработка, продажа);

3) универсальные ТНК

США «Филип Морис» – пищевая и табачная промышленность;

Швейцария «Новартис» – торговля и машиностроение;

III. По процентному соотношению занятых за рубежом

1) от 10 до 25% от общего количества занятых сосредоточено за рубежом

(червертичные ТНК),

2) от 26 до 50% (пограничные ТНК): США «Дженерал Электрик» (40%),

3) от 51 до 75% (кардинальные ТНК): Нидерланды/Великобритания «Роял-

Датч-Шелл» (61%),

4) от 76 до 95% (заграничные ТНК или управленческие): Великобритания

«Диагео» (82%),

IV. По месту продажи выпускаемой продукции

1) внешнеориентированные:

США «Ксерокс» – 50% продается за рубежом,

Канада «Сиграм» – 97% продается за рубежом,

2) ориентированные на внутренние потребности:

Япония «Иточу» – 59% продажи в стране базирования,

США «Дженерал Моторс» – 80% продажи в стране базирования,

Перчень крупнейших ТНК представлен в таблице 1.

Четветое – Нами были установлены различия отраслевой структуры ТНК по

основным регионам:

Среди крупнейших компаний мира США первые позиции в производстве

вычислительной техники и программного обеспечения, в авиастроении и

нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера

доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и

металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в

области химической промышленности и автомобилестроения.

В целом на экономически развитые страны приходится большее число

крупнейших ТНК мира (95%), среди которых особо выделяются компании США,

Японии, Франции, Германии, Великобритании (и по числу в списке крупнейших и

по объемам продаж). Растет и число крупных ТНК развивающихся стран

(Республики Корея, Австралия, Тайвань, Бразилия.) (Изображены на карте-

схеме 1, см. приложение 1)

Пятое - Нами были выделены последствия деятельности ТНК на человеческое

общество:

1. экономическая,

2. финансовая,

3. социальная,

4. политическая,

5. географическая.

(см. приложение 1, таблица 3)

Шестое – Нами были рассмотрены моменты развития транснациональных

корпораций на Украине. Было выявлено, что наилучшим образом украинский

рынок осваивают ТНК индустриально развитых стран – США, Германии,

Великобритании и Франции, а также в условиях кризиса платежеспособности

украинского рынка именно отечественная промышленность и

нефтегазотранспотрная инфраструктура становится объектом влияния российских

компаний(«Газпром», «ЛукОйл», «Группа «Альфа», «Сибирский алюминий» и лр.)

Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики,

поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала,

«приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой –

корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в

целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов

украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход

угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть,

транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику

в целом.

В результате проведенного педагогического эксперимента мы пришли к

следующим выводам:

1. Изученное состояние данной проблемы в практике школы не отвечает ее

теоретическому изложению в научно-педагогической литературе. Классно-

урочная система не позволяет полностью раскрыть все аспекты

географической науки и сформировать профессиональную направленность

старшеклассников, а количество уже введенных курсов по географии

невелико,

2. Факультативный курс позволяет целенаправленно вести обучение с целью

его углубления и расширения, что повышает уровень географического

мировоззрения, развивать коммуникативность, творческие и

исследовательские способности учеников, что мы экспериментально

подтвердили,

3. Нами разработана программа факультативных занятий по теме дипломного

исследования из 8 занятий,

4. Программа факультативных занятий может быть приемлемой для

использования в практике общеобразовательной школы.

Литература

1. Баринова Н.И., Елховская Л.И., Николина В.В. Внеурочная работа по

географии. – М.: Просвещение, -1988, - 145с.

2. Башинская А. Влияние международной экономической интеграции на

функционирование транснациональных корпораций» // Экономика Украины. –

1997. - № 7. – с.25-29

3. Волкова Н.П. Педагогіка: посібник для студентів вищих навчальних

закладів. – К.: Академія, - 2001. – 576с.

4. В.В.Волошин. Справочник экономиста-международника. – М.: АПН. – 1984. –

785с.

5. Данченко А. Время сливаться в экстазе // Бизнес. – 2000. -№ 36. – с.60

6. Деримов М.. Шпагат между этикой и прибылью // «Капитал. – 1997. - № 3. –

с.19-20

7. Деримов М. Афоризмы босса из «Нестле» // Капитал. – 1997.- № 7-8. –с.8 -

10

8. Деримов М. Босой босс компании «Адидас» // Капитал. – 1997. - № 9. –

с.14 – 16

9. Деримов М. Властелины мира // Капитал. – 1998. - № 1. – с.70-75

10. Дидактика современной школы: пособие для учителей / Б.С. Кобзарь,

Г.Ф.Кумарина, Ю.А.Кусый и др. Под ред. Онищука. – К.: Родник, 1987. –

(Пед. б-ка). – 351с.

11. Ильин С.И. Деловые игры к факультативному курсу «Человек и рынок» //

География и основы экономики в школе. – 1999. – № 1. – с.21-27

12. Костинский Д. А теперь про чэболи и ни о чем более // Еженедельник

«География». – 2002. - № 7. – с.4

13. Курпас А., Боронецкий В. Под чужую Дэу Дудку // Капитал. – 1997. - № 9.

– с.89-90

14. Коценко В.И. Педагогические функции и содержание факультативного

обучения в основной школе // Педагогика и психология. – 1997. - № 2 .-

с.24-31

15. Лупаций В. Від геополітики до геоекономіки // Крєзнавство. Географія.

Туризм.-2002. -№ 9, -с.4-8

16. Методика обучения географии в средней школе: Учебное пособие для

студентов педагогических институтов по географической специальности /

под. Ред. А.М.Панчешниковой. – М.: Просвещение, - 1983. – 320с.

17. Мовсесян А. Информационные аспекты транснационализации // МЭМО. – 1998.

- № 2. –с.32-38.

18. Мовсесян А., Огнивцев С.. Транснациональный капитал и национальные

государства // МЭМО. – 1999. - № 6. –с.13-21

19. Моесеев П.М. Модели глобализации // География в школе.–2002.-№ 2 –с.3-

11

20. Мясникова Л. Глобализация экономического пространства и сетевая

несвобода // МЭМО. – 2000. - № 8. – с.3-10

21. Мясникова Л. Военная экономика: упор на эффективность и экономию

средств» // МЭМО. – 2002. - № 8, с. 27-35

22. Окопова Е.С. и др. Мировая экономика и международные экономические

отношения / Е.С.Окопова., О.М. Воронкова, Н.Н.Гаврилка. – Ростов-на-

Дону.: Феникс, - 200. – 416с.

23. Островская Е. Рыночная система воспроизводства: развитие и

неравномерность // МЭМО. – 2001. - № 3. – с.15-22

24. Паламарчук Л. Факультативные занятия «География населения с основами

демографии» / География и основы экономики в школе. – 2002. - № 2. –

с.10-14

25. Педагогический словарь: В 2-х т. – М.: АПН, - 1960. – Т-2. – 766 с.

26. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах / Гл. ред. И.А.Когеров,

Ф.Н.Петров. – М.: Советская энциклопедия. Т-4, -1966, -911с.

27. Подлосый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. Для студ. Пед.Вузов: В 2-х

кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр. ВЛАДОС. – 1999. –Т-2, Процесс воспитания.

– 256с.

28. Половина И.П. Экспериментальная программа факультативных занятий по

географии для 11 класса общеобразовательной школы // География и основы

экономики в школе. – 1997. - № 2. – с.11-13

29. Родионова И.Н. Макрогеография промышленного мира. – М.: Московский

лицей. – 2000. – 239с.

30. Саликова А. Эта агрессивная «Бульгари»… //Капитал.–1997.-№ 9 –с.56-57

31. Саликова А. Головокружительная нехватка персонала // Капитал. – 1998. -

№ 7-8. – с.110-113

32. Саликова А. Движение вперед в тумане // Капитал. – 1998. - № 1.– с.67-

69

33. Смирнов В.З. Хрестоматия по истории педагогики. – М.: Уч.Пед.Гиз, –

1961. – 590с.

34. Стрезикозин В.П. Организация процесса обучения в школе. –М.:Академия, -

1978. –277с.

35. Социально-экономическая география зарубежного мира / Под. Ред.

Вольского. – М.: Крон-Пресс. – 1998. – 592 с., с илл.

36. Филипенко А.С. Экономика зарубежных стран. – М.: Издательский центр

«Академия», – 1992. – 260с.

37. Фіцула М.М. Педагогіка. Посібник. – К.: Академія, - 2000. – 433с.

38. Форми навчання в школі. Книга для вчителя за ред. Ю.Мальованого – К.:

Освіта, 1992. – 160с.

39. Чернышова Я., Яковлев А. Монополизм поневоле, или рассказ о том, как

административная система управления, хронический дефицит, чрезмерная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.