реферат скачать
 

Транснациональные корпорации

отечественной экономики, поскольку корпорации демонстрируют высокую

производительность труда и капитала, «приводят» в страну новые технологии и

эффективный менеджмент. С другой стороны – транснациональные корпорации

абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в целом, потому

что ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов украинской

экономики в систему международного разделения труда. Такой подход угрожает

депрессией менее прибыльным отраслям экономики.

В условиях кризиса платежеспособности украинского рынка именно

отечественная промышленность и нефтегазотранспортная инфраструктура

становятся объектом «посягательств» российских компаний («Газпрома»,

«ЛукОйла», РАО «Единые энергетические системы России», группы «Альфа»,

«Сибирский алюминий» и др.)

Таким образом, в Украине постепенно формируется такая экономическая

структура, в которой значительную роль играет транснациональный капитал

(западный или российский). Присутствие ТНК почувствуют не только сегменты и

части рынка, транснациональная политика повлияет и на украинскую экономику,

и на политику в целом.

«Организационным отступление может стать разработка комплексной

системы законодательства, которое регламентирует деятельность ТНК в Украине

и определит взаимные права и обязанности между ТНК и Украиной».[15.C.4 – 8]

Выводы по 2 разделу

Таким образом, можно выделить следующие модели поведения ТНК:

- либеральная,

- империалистическая,

- модель прямого господства ТНК,

- неомеркантильная,

- модель многонациональной ассоциации.

Среди крупнейших компаний мира американские занимают первые позиции в

производстве вычислительной техники и программного обеспечения, в авиации и

нефтепереработке, а также в производстве напитков и табачных изделий. Сфера

доминирования японских промышленных ТНК – электроника, электротехника и

металлургия. ТНК западноевропейских стран находятся в группе лидеров в

области химической промышленности и автомобилестроения. [приложение 1,

карта-схема 1]

Выделяют следующие сферы воздействия ТНК на человеческое общество:

1. экономическая,

2. финансовая,

3. социальная,

4. политическая,

5. географическая. [приложение 1, таблица 3]

Наличие ТНК – это положительный показатель для украинской экономики,

поскольку корпорации демонстрируют высокую продуктивность труда и капитала,

«приводят» в страну новые технологии и эффективный менеджмент. А с другой –

корпорации абсолютно равнодушны к украинскому экономическому комплексу в

целом, так как ориентируются на включение лишь высокоприбыльных сегментов

украинского рынка в систему международного разделения труда. Такой подход

угрожает полной депрессии менее прибыльным отраслям экономики. То есть,

транснациональный капитал повлияет и на украинскую экономику и на политику

в целом.

Раздел 3. Факультатив – как средство формирования профессиональных

интересов старшеклассников.

Объект – факультативные занятия как форма учебного процесса в школе.

Предмет – факультатив – как средство формирования профессиональных

интересов старшеклассников.

Цель – обоснование возможностей факультатива в формировании

профессиональных интересов старшеклассников и повышении качества их

знаний; разработка методических рекомендаций в помощь учителю

географии по повышению результативности факультативных занятий.

Гипотеза – в своем исследовании мы исходили из предположения о том, что

воспитательные функции факультатива будут успешно реализованы, если:

- будут формировать у старшеклассников положительные мотивы учения,

умение соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии,

- осуществлять межпредметные связи,

- дифференцировать учебные задания и использовать разнообразные методы

учебной работы, стимулирующие профессиональный интерес,

самостоятельность и познавательную активность страшеклассников.

Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили необходимость решения

следующих задач:

1) изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и

практике школы;

2) показать зависимость между методическими условиями проведения

факультатива и уровнем сформированности профессиональных интересов

старшеклассников;

3) разработать методические рекомендации в помощь учителю географии по

проведению факультативных занятий.

Для достижения поставленных целей и задач дипломного исследования мы

использовали следующие методы и методологии:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической и географической

литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы: беседа, интервью, анкетирование, наблюдение,

педагогический эксперимент.

3. Количественная и качественная обработка и обобщение экспериментальных

данных.

3.1. Теоретическое обоснование преимуществ использования факультативных

занятий в практике общеобразовательной школы.

Проблемой изучения методов и форм организации факультативных занятий

занимались такие педагоги, как Панчешникова, Грюнберг Г.Ю., Голова В.П.,

Лисовский Л.Я., Стрезикозин В.П.

Разработкой целей и содержания факультативных курсов занималась

Алферьева И.Н.

Определением путей внедрения факультативных занятий – Волков Н.П. и

многие другие.

Разработкой факультативных курсов по экономической и социальной

географии – Паламарчук Л., Половчина И.П., Ильин С.И. Они показали, что

формирование знаний и умений неразрывно связано с всесторонним и глубоким

развитием школьника как личности, с обработкой таких логических операций

как синтез, анализ, сравнение, установление межпредметных связей и т.д.

Одна из целей внедрения факультатива – удовлетворение интересов

учащихся или - его формирование – к изучению темы дипломного исследования и

в обеспечении дифференциации в обучении..

Существует несколько определений понятия факультатив, вот некоторые их

них [26.C.419]:

Факультатив (лат. facultatis - необязательный) – учебный курс,

необязательный для посещения.

Факультативный курс – необязательный учебный предмет, изучаемый

учащимися высших и средних учебных заведений по их желанию для расширения

общекультурного и теоретического кругозора или получения дополнительной

специальности.

Факультативное занятие в школе – необязательные занятия, организуемые

для углубления и расширения знаний по отдельным курсам, темам или вопросам.

В соответствии с желаниями и интересами учащихся.

Факультативные занятия введены с 1967 – 68 гг. в соответствии с

Постановлением КЦ КППС и Совета Министров «О мерах дальнейшего улучшения

средней общеобразовательной школы».

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что факультативный курс –

это совокупность факультативных занятий определенной тематики, т.е. это

более широкое понятие и оно охватывает больший объем учебной информации и

учебного времени.

Классификация факультативов [25.C.278]:

1. По образовательным задачам (т.е. по содержанию образования):

- по углубленному изучению учебных предметов,

- по изучению дополнительных дисциплин, по изучению дополнительных

дисциплин с приобретением специальности,

- межпредметные факультативы.

2. Каждый из факультативов делится в зависимости от дополнительных целей

на:

- теоретические

- практические

- комбинированные

3. факультативы по развивающей цели делятся на:

- те, которые раскрывают развитие человеческой цивилизации и ее проблемы,

место и значение человечества в мире,

- те, которые раскрывают содержание разных видов человеческой

деятельности в сфере материальной и духовной культуры,

- те, которые знакомят со способами, техникой выполнения конкретного вида

деятельности, с сущностью и способами творческой деятельности,

- те, которые раскрывают структуру личности, условия развития ее

психических функций, значения и способы самопознания и

самосовершенствования,

- те, которые раскрывают сущность и значение человеческого общения,

определяют уровень развития личности, ее наклонности, способности.

Анализ педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что

факультативные занятия способствуют формированию устойчивости

профессиональных интересов старшеклассников, дают возможность реализации

межпредметных связей, дифференциации учебных заданий, использованию

разнообразных форм и методов учебной работы.

Более глубокое, чем в обычных предметах, содержание факультативных

курсов требует иных методов и организации учебных занятий, в известной мере

приближающихся к вузовским. Правомерность и реальность такой постановки

вопроса подтверждается и тем, что факультативные занятия будут проводиться

только с учениками, желающими более полно удовлетворять свои научные

интересы и обнаружившими определенные способности в изучении избранных

наук. Общеизвестно, что такие ученики обладают и большими познавательными

возможностями.

Для организации факультативных занятий исходя из указанных выше их

особенностей, характерно сочетание лекционного изложения материала с

семинарами, лабораторно-практическими занятиями и лабораторными

практикумами. Поэтому, не только по содержанию, но и по своим методам и

организации факультативные занятия благоприятствуют подготовке старших

школьников к обучению в высшей сколе по избранной ими специальности.

. На факультативных занятиях несколько иное место, чем на обычных уроках,

отводится лекции. При изучении факультативных курсов, лекция в большей

мере выступает как способ передачи научной информации. Эта функция лекции

будет особенно важной на первых порах, когда еще не изданы пособия для

факультативных занятий. Правомерно поэтому значительную часть учебного

времени факультативных занятий отводить лекционному изложению новых

знаний. Лекция позволяет глубже раскрыть основные вопросы каждой темы, с

меньшей затратой времени сообщить ученикам больший объем научных знаний.

Но, как известно, высокий теоретический уровень обучения достигается не

описательным сообщением фактов, а выявлением отношений изучаемых явлений,

причинно-следственных связей и закономерностей. в ходе лекции учитель

может сопоставлять, анализировать научные факты, ставить проблемы и

направлять мысль учеников на их решение, рассуждать, доказывать,

опровергать и т.д.; и все это способствует не только глубокому усвоению

материала, но и развитию теоретического мышления старшеклассников.

Лекционный метод на факультативных занятиях применим в 10 – 11 классах.

Углубленное изучение программного материала факультативных курсов требует

работы учащихся не с учебником, а с несколькими источниками. Здесь нужно

и умение отбирать материал в соответствии с предложенным заданием, и

выделять наиболее существенное, и конспектировать.

В одних случаях она будет предшествовать лекции, вооружая учащихся

знанием фактического материала по теме лекции и готовя их к усвоению

излагаемых учителем теоретических выводов и обобщений, а в других

-–знания, полученные школьниками на лекции, будут углубляться в процессе

их самостоятельной работы над литературой.

. Одной из форм организации факультативных занятий могут быть семинары.

Семинарское занятие – это итог большой целенаправленной самостоятельной

работы школьников по заданиям учителя. В докладах и выступлениях учащихся

обобщаются результаты их работы над учебной и дополнительной литературой

и самостоятельных наблюдений. Большое обобщающее и развивающее значение

семинарских занятий состоит в том, что они приучают старшеклассников

свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвигаемые в их

докладах и выступлениях положения, полемизировать с их товарищами,

теоретически объяснять жизненные явления.

По своему содержанию семинарские занятия можно разделить на три основные

группы. В одном случае, их целью является углубленное изучение отдельных

наиболее важных вопросов той или иной темы, в другой – всей темы, если

материал ее не представляет больших трудностей, в третьем – обобщение

всего изученного материала по большим темам или даже разделам учебной

программы. [34.C.91] Семинарские занятия следует чаще проводить для

обобщения результатов самостоятельного изучения отдельных тем программы

факультативных курсов.

. Трудно переоценить роль в системе факультативных занятий лабораторно-

практических занятий и практикумов. Задача их при этом не может сводиться

к иллюстрированию усвоенных иными методами научных понятий, они

становятся одним из самостоятельных источников новых знаний, добываемых

учащимися экспериментальным путем. Целесообразно, чтобы практикумы

завершали изучение больших тем и разделов программы факультативного

курса.

Теоретический уровень позволяет последовательное сочетание лабораторных

работ и практикумов с лекционным изложением знаний и семинарскими

занятиями.[34.C.117 – 120]

«Гибкой формой отражения в школьном образовании современных достижений

науки и техники является введение в школьную практику факультативных

занятий. Поэтому развитие факультативных занятий во много определяет

углубленное приобретение знаний, способствует развитию индивидуальных

интересов школьников, выполняет роль начального звена в подготовке

подрастающего поколения к общественно полезному труду».[1.C.100 – 119]

В литературе указывают, что факультативы способствуют развитию

творческой деятельности и основательной активности обучения. Основу

творческой деятельности составляет самостоятельный перенос ранее усвоенных

знаний, готовность искать альтернативу способа решения, способность

комбинировать ранее усвоенные и известные способы деятельности в новый

способ. Занятия позволяют шире использовать индивидуальный подход в

обучении, тем самым повышать уровень успеваемости, заинтересованности в

изучении географии и всесторонне развивать подрастающее поколение для

профессиональной деятельности.

3.2. Использование факультативов в курсе экономической и социальной

географии мира в целях формирования профессиональных интересов

старшеклассников.

Для изучения состояния проблемы, в практике современной школы был

проведен констатирующий эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводился на базе СШ № 36 Жовтневого

района г.Кривого Рога. В нем принимали участие учащиеся 10-х классов (32

человека).

Цель констатирующего эксперимента – определение эффективности и

целесообразности использования факультативных занятий в становлении

профессиональных интересов старшеклассников.

На уроках учитель не имеет возможности способствовать формированию

профессиональных интересов в силу действия разных причин: ограниченностью

во времени, нежеланием, спецификой программы, методики подачи материала и

других.

Учащихся в географии привлекает новизна изучаемых фактов и явлений и

изучение регионов и стран мира. Это позволило сделать вывод о том, что у

старшеклассников есть определенный интерес к изучению географии.

Факультативы по географии учащиеся не посещают, так как они не проводятся.

Анкетирование дает возможность предположить, что профессиональные интересы

старшеклассников не сформированы или же неустойчивы, поскольку уроки

географии не позволяют эффективно и целенаправленно использовать

необходимые методы и подходы, способствующие формированию профессиональных

интересов старшеклассников, в отличие от возможностей факультативного

курса.

Чтобы выявить начальный уровень знаний старшеклассников, по теме

дипломного исследования, была проведена самостоятельная работа по следующим

вопросам:

1. Что такое ТНК?

2. Чем ТНК отличается от фирмы в нашем городе?

3. Приведите примеры ТНК

4. Определите значение ТНК и их развития для мирового хозяйства в целом.

Ответы были рассмотрены в ракурсе 3 уровней знаний, которые

предполагают:

. Высокий уровень – полное и точное знание специфики деятельности ТНК, с

конкретными примерами. Реализация творческого подхода к заданиям, умение

сравнивать, давать анализ, делать выводы.

. Средний уровень – довольно глубокое знание основных понятий и процессов,

с подтверждением и подкрепления их фактами, но без конкретизации.

. Низкий уровень – поверхностная ориентация в основных понятиях,

непоследовательность ответов, связанная со слабой теоретической базой

знаний.

Результаты изложены в таблице № 2.

Таблица 2. Начальный уровень знаний учащихся по теме дипломного

исследования

|Уровни |Кол-во учеников |% соотношение |

|Высокий уровень |6 |20% |

|Средний уровень |8 |25% |

|Низкий уровень |18 |55% |

Анализируя результаты таблицы № 2, можно сказать, что начальная база

учащихся по теме дипломного исследования слабая, так как преобладают ответы

низкого уровня – 55%, а высоким и средним уровнем знаний не владеет даже

половина класса – 45%.

Следовательно, знания требуют улучшения результатов путем внедрения

факультативного курса по теме: «Историко-географические особенности

становления и развития транснационального капитала».

3.3. Программа и ход опытно-экспериментальной проверки результативности

факультативных занятий в становлении профессиональных интересов учащихся.

В основу экспериментальной работы были положены результаты

констатирующего эксперимента, то есть анализ причин, которые объясняют

низкий уровень мотивации и отсутствие интереса у большей части к географии,

низкий уровень знаний по теме дипломного исследования у старшеклассников, а

в связи с этим – практической необходимостью углубленного изучения данной

темы.

По ходу формирующего эксперимента были поставлены такие задачи:

1) разработка курса факультативных занятий по данной теме,

2) углубленное изучение темы с целью формирования профессиональных

интересов и географического мировоззрения,

3) стимулирование профессионального интереса путем привлечения разных

методов обучения.

Суть формирующего эксперимента состояла в том, что были проведены

факультативные занятия по теме дипломного исследования среди учеников,

интересующихся изучением географии.

Работая над экспериментальной программой, мы исходили из положения о

развивающем характере обучения, направленного на саморазвитие личности,

сотрудничество учителя и ученика и индивидуализацию обучения, чтобы

обеспечить творческое развитие каждого ребенка.

Для повышения эффективности изучения этой темы факультативы подходят

благодаря своим организационным возможностям:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.