реферат скачать
 

Территориальная организация и районирование России

преимущественно сырьевой специализацией.

Природные ресурсы. ЕС — важная топливно-энергетическая база

европейской России: она концентрирует более 1/2 ее запасов топливных

ресурсов (нефти, газа, угля в Печорском бассейне, торфа, сланцев), 1/2

лесных и 40% водных ресурсов зоны. Крупные запасы горно-хим. сырья

(апатитов на Кольском полуострове и солей в Коми). Значительны ресурсы для

цв. металлургии (нефелины, кианиты, бокситы, медно-никелевые руды), пром-ти

строительных материалов и черной металлургии (Карелия, Кольский п-ов).

Хозяйство. ЕС специализируется прежде всего на произ-ве продукции

лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной пром-ти. Здесь

заготовляется 1/4 древесины России, производится более половины всей

газетной бумаги страны и 1/5 часть пиломатериалов.

Развитию лесозаготовок способствует удобное ЭГП р-на по отношению к

внутренним потребителям леса и внешнему рынку. Главные центры лесопиления и

целлюлозно-бумажной пром-ти — Архангельск, Сыктывкар, Кондопога. Северо-

запад экспортирует пиломатериалы, бумагу. Заготовка древесины идет в

бассейне Северной Двины, вдоль Беломорско-Балтийского канала, ж/д Вологда —

Архангельск, Котлас-Ухта.

В Кольско-Карельской части р-на хоз-во представлено начальными и

основными стадиями циклов цв. металлов. Это алюминиевые заводы (Кандалакша,

Надвоицы), Мончегорский медно-никелевый, горно-хим. комбинат «Апатит» на

Кольском п-ове и рыбоперерабатывающий в Мурманске.

В северо-восточной части р-на важная проблема — формирование Тимано-

Печорского ТПК на базе нефти, газа, угля, леса.

На северо-востоке созданы нефтяные, газовые промыслы, открыты

крупнейшие ресурсы на шельфе Баренцева моря. Ведутся проектные работы по

освоению крупнейшего на европейском Севере Штокманского месторождения газа

и др. нефтяных и газовых месторождений. Газ по газопроводу «Сияние Севера»

подают к С-Петербургу, Череповцу и в центральные р-ны. Нефть перерабатывают

близ Ухты, часть ее по нефтепроводу направляют в Ярославль и С-Петербург.

В южной части европейского Севера важную роль приобрел центр

металлургии и химии — Череповец. Это один из главных фокусов загрязнения

окружающей среды. Поэтому намечаются меры для улучшения охраны природы и

условий жизни жителей города. Центры машиностроения — Вологда и

Петрозаводск дают оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной и др.

отраслей пром-ти.

АПК развит слабо, хотя исторически это был важнейший р-н российского

молочного животноводства и маслоделия. Эти отрасли характерны для бассейнов

Северной Двины и Сухоны. Льноводство характерно на юге, а оленеводство — в

тундровой зоне.

Крупнейшие города европейского Севера — порты: город-герой Мурманск —

центр рыбной пром-ти и арктического судоходства и Архангельск — центр

лесоперерабатывающей пром-ти.

Близ Архангельска создан крупнейший оборонный центр, производящий

атомные подводные лодки, — Северодвинск. В настоящее время здесь

производится конверсия военного произ-ва: предполагается наладить выпуск

платформ, с которых будут добываться нефть и газ на шельфовых участках

Баренцева моря.

На Кольском п-ове и вблизи Мурманска находятся базы Северного военно-

морского флота России. Роль северных портов будет возрастать для внешней

торговли России в связи с уменьшением числа российских портов на Балтийском

и Черном морях. Намечается постройка новой ж/д из Карелии к портам

Финляндии. На европейском Севере близ г. Плесецка действует российский

космодром.

Европейский Юг (Северный Кавказ)

В общегосударственном разделении труда р-н выделяется отраслями АПК,

ТЭК, машиностроительного комплекса. Он широко известен в нашей стране и за

рубежом как р-н курортов и туризма.

Хозяйство. Более 50% продукции европейского Юга дает АПК. Территория

неравномерно обеспечена водными ресурсами лучше обеспечены влагой западные

части, северо-восток и восток р-на засушливы.

Главные с/х культуры — озимая пшеница, кукуруза и рис. Пшеницу

выращивают в Сальских степях, на кубано-приазовских равнинах и в

Ставрополье, кукурузу — в предгорных и горных р-нах, рис — в низовьях рек.

Среди технических культур главные — подсолнечник (Краснодарский край) и

табак (Черноморское побережье). Европейский Юг — р-н виноградарства (Нижний

Дон, Дагестан, Черноморское побережье).

Животноводство многоотраслевое. Особое значение имеет тонкорунное

овцеводство (Ростовская обл., Ставропольский край и равнины Дагестана).

В р-не есть почти все отрасли, перерабатывающие с/х сырье:

овощефруктовые, масложировые заводы, произ-во муки, круп, мясной продукции.

Близость металлургической базы и удобные транспортные связи определили

развитие металлоемких произ-ств машиностроительного комплекса. Центр

атомного машиностроения — Волгодонск (завод «Атоммаш»). Большая часть

электровозов России выпускается в Новочеркасске. Развито приборо- и

станкостроение. Важнейшая отрасль хоз-ва — с/х машиностроение. Здесь

производится 80% зерноуборочных комбайнов страны (Ростов-на-Дону,

Таганрог), машины для возделывания винограда, табака, оборудование для

пищевой пром-ти.

Топливно-энергетический комплекс хорошо обеспечен собственными

ресурсами. Предгорная полоса имеет запасы природного газа и нефти. В р-не

находится восточное крыло Донецкого угольного бассейна. Значительны

гидроресурсы горных рек. Имеются геотермальные ресурсы.

Добываемый природный газ поставляется в др. р-ны европейской части

страны. Часть его идет на собственные ТЭС. На реках работают ГЭС. Построена

Ростовская АЭС.

Общегосударственное значение приобрело курортное хоз-во (Пятигорск,

Сочи, Анапа и др.).

В связи с большим расходом пресной воды Кубани и Дона (для орошения)

изменилось качество воды в Азовском море и ухудшился породный состав рыбы.

В связи с этим в р-не необходима система работ по улучшению экол. ситуации.

Урало-Поволжье (У-П)

У-П расположено вдоль восточной оконечности европейской части России.

Площадь 1360тыс.км2 (8% российской территории), население 37млн. человек

(25% населения России).

Отличительная черта У-П — положение на «стыке» природных и экон. зон.

Она определяет многие особенности хоз-ва данной территории.

Оба р-на имеют исключительно выгодное ЭГП. Соединяя экон. зоны страны,

они обеспечивают бесперебойность ее внутренних связей и экон. единство.

Пять природных зон, сменяющих друг друга с севера на юг, обусловливают

огромное разнообразие природных условий.

Природные ресурсы У-П разнообразны, т.к. приурочены к различным

тектоническим структурам.

Запасы некоторых полезных ископаемых (руд черных и цв. металлов,

нефти) в настоящее время истощаются. Поэтому большое количество сырья и

топлива ввозится. В некоторых р-нах ведутся геологоразведочные работы. Так,

обнаружены новые залежи руд на Северном Урале, оренбургский и астраханский

газ.

Важная проблема — водная. Она связана с неравномерным распределением

водных ресурсов и обилием водоемких и загрязняющих воду произ-ств

(металлургии, химии и др.). Для решения водной проблемы, сохранения чистоты

рек У-П создаются очистные сооружения и системы оборонного водоснабжения

предприятий. Строятся крупные водохранилища и пруды. Их сейчас более 300.

Население. У-П расположено в пределах основной зоны расселения и хоз-

го освоения, поэтому его развитию способствует хорошая обжитость

территории. Плотность населения в три раза выше средней в России.

Но на севере и юге региона она ниже, чем в центральной части.

Подавляющая часть жителей (74%) — горожане. Крупные города и городские

агломерации как бы нанизаны на природные рубежи: Волгу с притоками,

Уральский хребет. Это делает У-П непохожим на др. р-ны страны.

Квалификация трудовых ресурсов У-П высока. Поволжье обеспечено

трудовыми ресурсами. На Урале их недостаток.

Хозяйство. Урал и Поволжье как бы роднит роль в нар. хоз-ве России. По

величине производимой продукции они занимают соответственно второе и третье

место среди р-нов страны. Здесь расположены крупнейшие центры научно-

технического прогресса и пром-ные узлы (Уфа, Пермь, Екатеринбург,

Челябинск, Казань, Самара и др.).

В У-П сформировались и достигли высокого уровня развития все основные

межотраслевые комплексы. Пром-ть р-нов, имея определенные общие черты,

довольно существенно различается.

АПК Поволжья играет общероссийскую роль, а Урал ввозит продукты

питания. Специализация с/х меняется как с севера на юг, так и с запада на

восток.

В северных и горных р-нах Урала встречаются только очаги земледелия и

животноводства. В Поволжье и Предуралье, к северу от Казани, развиты

льноводство и молочно-мясное животноводство. К югу, до широты Куйбышева,

расположен зерновой р-н (рожь, озимая пшеница) с мясомолочным

животноводством. От Куйбышева до Волгограда — посевы яровой пшеницы,

кукурузы, подсолнечника, горчицы и многоотраслевое животноводство (молочно-

мясное, свиноводство, птицеводство). К югу от Волгограда расположены

овцеводческие хоз-ва. В Волго-Ахтубинской пойме — овощебахчевой (арбузы,

кабачки, помидоры) р-н.

На юге Уральского р-на и в Зауралье всероссийское значение имеет произ-

во зерна. Основное население Урала занято в пром-ти, а зерновые культуры

менее трудоемкие, чем технические или огородные.

В У-П расположены крупные заводы по произ-ву продукции для АПК.

Тракторы выпускаются в Волгограде и Челябинске, орудия для обработки и

поливки почвы — в Кургане и Ульяновске, животноводческая техника — в Перми.

Значителен выпуск минеральных удобрений: калийных (Соликамск, Березники),

азотных (Салават, Тольятти), фосфорных (Пермь).

Из отраслей, перерабатывающих с/х сырье, выделяются мукомольно-

крупяная пром-ть, размещенная в приволжских городах и на больших ж/д

станциях, а также маслобойная из семян подсолнечника и горчицы. Основа

транспортного комплекса У-П — Волжская речная система и пересекающие ее

ж/д. Волга — центральное звено Единой глубоководной системы европейской

части России. Но этот путь сезонный. Из-за огромного потока транзитных

грузов широтные ж/д сложно использовать для внутренних связей. Поэтому для

собственных нужд У-П важны меридиональные транспортные пути. Однако их

недостает. Важный элемент транспортной системы — трубопроводный и

электронный транспорт.

Уральский район

Это типичный пром-ный р-н. Насыщенность пром-тью в три раза больше

общероссийской. Основа уральского хоз-ва — два взаимосвязанных комплекса:

конструкционных материалов и машиностроительный.

Черная металлургия — старейшая отрасль р-на. Она развивается

преимущественно на привозном сырье. Ввозится коксующийся уголь (Кузбасс,

Караганда) и 50% используемой руды (КМА, Кустанай). Крупнейшее собственное

месторождение — Качканарское — обладает бедными, но легкообогатимыми

рудами. Основные металлургические комбинаты — Нижнетагильский,

Магнитогорский, Челябинский, Орско-Халиловский.

Проблемы цв. металлургии схожи с проблемами черной. Главная —

недостаток сырья, ввозимого из др. р-нов страны. Урал — второй по

значимости р-н медной пром-ти (Красноуральск, Медногорск). На Урале

выплавляются алюминий, никель, магний, цинк. Перспективы развития отрасли

связаны с комплексным использованием руд цв. металлов.

Урал — один из ведущих р-нов хим. пром-ти. Это крупный поставщик

минеральных удобрений, прежде всего калийных (Березники, Соликамск). В

Уральском р-не есть также предприятия содовой пром-ти (Березники,

Стерлитамак), коксо- (Березники, Губаха), нефте- (Уфа, Салават,

Стерлитамак, Туймазы, Пермь), газо- (Оренбург), лесохимии.

В лесной пром-ти р-на ведущая роль принадлежит целлюлозно-бумажному

произ-ву.

По уровню развития машиностроительного комплекса Уральский р-н

занимает второе место в России после Центрального. В размещении

машиностроения выделяется горнозаводская полоса с традиционными уральскими

отраслями: тяжелое, транспортное, энергетическое машиностроение

(Екатеринбург, Нижний Тагил, Челябинск). Подобная география объясняется

тяготением предприятий к металлу и мощным ж/д магистралям. Машиностроение

Пред- и Зауралья менее металлоемкое.

АПК базируется на произ-ве зерна и развитом животноводстве.

Основные элементы терр-ной структуры хоз-ва — две меридиальные полосы:

Серов—Екатеринбург—Орск и Соликамск—Оренбург.

Поволжский район

Ядро хоз-ва р-на составляют несколько тесно взаимосвязанных

межотраслевых комплексов: машиностроительный, конструкционных материалов,

топливно-энергетический.

Центральное место принадлежит машиностроительному комплексу. Поволжье

— автомобильный «цех» страны. Автозавод «ВАЗ» (Тольятти) производит

легковые автомобили, Камский комплекс автозавода — большегрузные

автомобили, Ульяновский автозавод — вездеходы «УАЗ», в Энгельсе

изготавливаются троллейбусы. Машиностроение Поволжья сосредоточено в пром-

ных узлах (Самара, Саратов, Волгоград и др.).

Среди отраслей, производящих конструкционные материалы, ведущая — хим.

пром-ть. Она представлена горно-хим., добывающей серу, поваренную соль,

химией органического синтеза, которая развивается на базе нефтегазовой пром-

ти вблизи нефтеперерабатывающих предприятий и источников электроэнергии, а

также произ-вом и переработкой полимерных материалов. Выпускаются каучук и

полиэтилен, удобрения и кинофотопленка, резиновые изделия и бытовая химия.

Крупнейший в России производитель каучука и изделий из него — Нижнекамский

нефтехим. комбинат. Др. крупные центры — Тольятти, Волжский, Самара.

Разнообразен топливно-энергетический комплекс. Ведущее звено — добыча

нефти. Она в Поволжье обходится дешевле, чем в др. местах России, за

исключением Западной Сибири. Поволжье — важнейший р-н нефтеперерабатывающей

пром-ти России. Здесь перерабатывают не только свою, но и тюменскую и

мангышлакскую нефть. Предприятия расположены главным образом в Куйбышевской

обл.

Поволжье специализируется на произ-ве электроэнергии. Создание

энергосистемы европейской части России стало возможно только благодаря

строительству Волжских гидроэлектростанций. Построена Балаковская АЭС.

АПК Поволжья имеет большое значение для всей России. Дельта Волги и

Каспийское море — важные р-ны рыболовства.

Основной элемент терр-ной структуры хоз-ва — крупнейшие пром-ные узлы,

расположенные вдоль Волги.

ВОСТОЧНЫЙ МАКРОРЕГИОН РОССИИ

Восточный макрорегион занимает площадь 12,8млн.км2. Это более половины

(75%) страны и в то же время значительно больше территории любой страны

мира. Здесь проживает 32млн. человек (всего 22% населения России).

Огромная территория Восточного региона концентрирует основные топливно-

энергетические и сырьевые ресурсы страны, стала осваиваться последовательно

с запада на восток.

Разнообразие ЭГП, природных условий и ресурсов отдельных частей

Восточного макрорегиона в значительной мере определяет его экон.-геогр.

своеобразие, проблемы и перспективы развития. ЭГП частей Восточного

макрорегиона существенно различается. Разнообразные ресурсы Западной Сибири

(газ, нефть, уголь) активно используются в западных р-нах. Дальний Восток в

силу его чрезвычайной удаленности (от Москвы до Владивостока 9,5тыс.км)

может отправлять на межрайонный обмен лишь наиболее ценные или

остродефицитные для страны ресурсы (цв. и редкие металлы, рыбопродукты). В

то же время массовая продукция лесной, угольной и др. отраслей пром-ти

Дальнего Востока имеет большое значение для внешней торговли страны.

Резко различаются северные и южные р-ны. Обширные территории Севера с

суровыми условиями природы слабо заселены и освоены. Зона Севера занимает

более 1/2 территории Западной Сибири, 2/3 Восточной Сибири и более 3/4

Дальнего Востока. Зона Севера нормативна. Это значит, что все затраты

(нормативы) оцениваются здесь в зависимости от суровости природы и

удаленности территории от освоенных р-нов. Удорожание всех работ на Севере

в 2-5 раз. В последние годы наблюдается отток населения с азиатского

Севера, т.к. общий кризис в стране особенно сказался на ухудшении условий

жизни людей в северных р-нах с сырьевой специализацией.

Строительство ведется в условиях многолетней мерзлоты, обширных болот,

сильнейших зимних морозов.

Северные территории макрорегиона чрезвычайно богаты природными

ресурсами, но здесь легкоранима природа. На азиатском Севере

концентрируется более 3/4 энергетических ресурсов страны, запасов спелой

древесины, водных (и гидроэнергетических) ресурсов, преобладающая доля цв.

и редких металлов, запасы хим. сырья.

Население. За последнее столетие население Восточной зоны быстро росло

как абсолютно, так и относительно (т.е. в сравнении с населением страны): в

1897г. - менее 6млн. человек, в 1926г. - 12,3млн. человек, в 1990г. -

32,3млн. человек. Средняя плотность населения крайне низка. Население

концентрируется на юге — вдоль трассы Транссибирской ж/д магистрали. В то

же время темпы заселения были высоки, особенно в зоне Севера. Например,

если в 1925г. в Ханты-Мансийском а.о. проживало около 40тыс. человек, то в

1990г. — более 1,3млн. человек.

В Восточном макрорегионе резко преобладает городское население,

составляя в целом 74%; при этом на Дальнем Востоке оно достигает наивысшего

уровня — 76%.

В настоящее время здесь расположено около 230 городов и более 600

поселков городского типа — одно-функциональных поселений, связанных в

основном с добычей природных ресурсов. Это также отражает его специфику.

На Востоке есть города-«миллионеры» (Новосибирск — более 1,4 млн.

человек и Омск — более 1,2млн. человек).

Роль Восточного макрорегиона в экономике России постоянно возрастает.

Хозяйство. Восточный макрорегион — главная топливно-энергетическая

база страны, основной производитель алюминия, поставщик руд цв. металлов,

рыбы и лесопродуктов. В перспективе добыча ресурсов не будет возрастать.

Она должна сопровождаться их глубокой комплексной переработкой. Здесь в

перспективе должны динамично развиваться энергоемкие и малотрудоемкие

отрасли машиностроения при глубокой конверсии оборонных предприятий.

Восточный макрорегион при его громадной территории слабо обеспечен

транспортом. Поэтому именно здесь осуществлялось крупное транспортное

строительство (БАМ, дороги на западносибирский Север, Амуро-Якутская

магистраль — АЯМ и др.).

Современное геополитическое и экон.-геогр. положение России,

усложнение связей через порты Балтийского и Черного морей, ставшие портами

независимых государств, увеличивают значение портов Дальнего Востока.

Возрастание роли стран Азиатско-Тихоокеанского региона для

внешнеэкономических связей России еще более усиливает их значение.

При дальнейшем развитии экономики, учитывающем интересы охраны

природы, формировании новых ТПК в Восточной зоне требуется опережающее

развитие транспорта, соц. сферы, а также научных баз в Сибири и на Дальнем

Востоке на основе крупных академических центров — Новосибирска, Томска,

Красноярска, Иркутска, Владивостока, Хабаровска, а также конверсии научных

центров оборонного профиля.

В Восточной зоне три р-на: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский,

Дальневосточный. Все они различаются масштабами и степенью заселенности, а

также освоенности территории.

Территория и население районов Восточного макрорегиона

|Крупные районы |Территория, |Население, |Доля |Плотность |

| |млн. км2 |млн. чел |городского |населения, |

| | |(1993г) |населения, % |чел./км2 |

|Западно-Сибирски|2,4 |15,2 |73 |6,2 |

|й | | | | |

|Восточно-Сибирск|4,1 |9,2 |72 |2,2 |

|ий | | | | |

|Дальневосточный |6,2 |7,9 |76 |1,3 |

|Восточная зона |12,7 |32,3 |73,2 |2,5 |

Западно-Сибирский район

Западно-Сибирский р-н сосредоточивает почти половину населения (46%)

Восточного макрорегиона зоны, занимая 1/5 ее территории.

ЭГП р-на, расположенного на границах Западного и Восточного регионов и

Казахстана, достаточно благоприятно. Оно обеспечивается системой

транспортных магистралей, по которым осуществляются интенсивные связи: ж/д

— широтных и меридиональных (Транссибирской, Южно-Сибирской, Туркестано-

Сибирской), трубопроводных. Более 90% территории р-на занимает Западно-

Сибирская низменность и лишь 8% — горы. В недрах Западной Сибири

концентрируется нефть, газ — в р-нах Ближнего и Дальнего Севера (в основном

в Тюменской обл.), в Кемеровской обл. — Кузнецкий угольный бассейн.

Железные руды добывают в Горной Шории. В р-не имеются цв. металлы, запасы

соли (Кулундинские озера), крупные запасы леса и водные ресурсы.

Основное население сосредоточено на юге р-на (лесостепные и степные

пространства). Наибольшая плотность населения — в Кемеровской обл. (более

32 человек на 1км2). Крупнейшие города — Новосибирск, Омск, Барнаул,

Новокузнецк, Кемерово, Тюмень. Трудовые резервы р-на ограничены.

В экономике р-на главную роль играют топливно-энергетический комплекс

(добыча нефти, газа, угля), комплекс отраслей, перерабатывающих природные

ресурсы в конструктивные материалы (металлургическая, хим., лесная пром-

ть), и АПК (зерновое хоз-во).

Выделяются две крупные части: северная и южная. В северной (Тюменская

обл., север Омской и Томской обл.) формируется огромный Западно-Сибирский

ТПК. Основу хоз. специализации комплекса определяет нефтяная и газовая пром-

ть, а также лесная.

В Западной Сибири (преимущественно в Тюменской обл.) добыча нефти

росла до 1988г, составив 400млн.т. В последние годы происходит значительное

падение добычи нефти (в 93г - до 244млн.т - 70% России, 60% СНГ), что

связано с общим соц.-экон. кризисом в России, распадом связей с

поставщиками оборудования для нефтяной пром-ти, ухудшением условий жизни

нефтяников. Создан совет стран СНГ по топливному комплексу для модернизации

нефтяной пром-ти, улучшения снабжения промыслов и нефтяников.

Добыча газа медленно росла до 93г, особенно за счет месторождения

Ямбург. В перспективе будут использованы новые нефтяные и газовые базы на

Севере, в том числе на полуострове Ямал. От р-нов добычи нефти (Сургут,

Нижневартовск) и газа (Уренгой, Ямбург) протянулись системы трубопроводов —

преимущественно на запад России, в страны СНГ и Европы. Основные центры

северной части расположены в освоенной полосе.

Города. Омск расположен на Иртыше при пересечении с сибирской

магистралью, бывший центр казачества, торговый и административный город.

Крупный научно-промышленный узел (нефтехимия, машиностроение, в том числе

оборонное, в котором происходит конверсия). Томск — центр науки с развитым

машиностроением и хим. пром-тью. Находятся старейшие в Сибири вузы. Тюмень

— первый русский город в Сибири (1586г) наряду с Тобольском, центр

разнообразной пром-ти, организационный центр нефтегазовой пром-ти р-на.

В южной части Западной Сибири сформировался мощный Кузнецко-Алтайский

комплекс на основе угольных и рудных ресурсов, с/х освоения лесостепных

пространств. Он в настоящее время находится в стадии глубокого кризиса.

Центр металлургии Сибири — Новокузнецк и хим. центр Кемерово со сложной

экол. обстановкой (повышенное загрязнение атмосферы и р. Томь).

Крупнейший и в то же время молодой город Сибири — Новосибирск (1,5млн.

чел.) с выгодным ЭГП. Расположен близ Кузбасса на Оби с ж/д

(Транссибирской, Туркестано-Сибирской), центр многоотраслевого

машиностроения и науки (в пригороде Академгородок — система научно-

исследовательских институтов). К западу от Кузбасса находится житница

Сибири — Алтайский край (пшеница, сах. свекла, овощи, животноводство), к

югу — Горно-алтайская республика (переработка леса, горное животноводство),

транспортная ось которой — Чуйский тракт соединяет Россию с Монголией.

Восточно-Сибирский район

Р-н занимает 1/3 территории Восточной зоны, на которой проживает 29%

ее населения.

ЭГП. Восточная Сибирь удалена на огромное расстояние как от

Атлантического, так и от Тихого океана, что определяет континентальность

климата. Более 3/4 ее поверхности занимают горы и плоскогорье. Реки Енисей

и его притоки (Ангара, Нижняя и Подкаменная Тунгуска), Лена и др.

представляют собой крупнейшие в стране источники дешевой гидроэнергии и

воды.

Жемчужина Восточной Сибири — оз. Байкал, концентрирующее 1/5 часть

мировых ресурсов сверхчистой пресной воды. Восточная Сибирь сосредоточивает

50% угольных ресурсов стран СНГ (Тунгусский, Канско-Ачинский, Таймырский,

Иркутский бассейны). В Канско-Ачинском бассейне уголь добывают открытым

способом (здесь 80% углей России, которые можно добывать этим способом).

Имеются крупные потенциальные запасы нефти и газа. Уникальные

месторождения цв. металлов — в р-не Норильска (комплексные медно- никелево-

кобальтовые руды), на трассе БАМ — Удокан (медь), полиметаллов (низовья

Ангары), а также олова, молибдена, бокситов, нефелинов. Обнаружены залежи

железных руд по долине Ангары (разрабатываются Ангаро-Илимские

месторождения), в Забайкалье и на юге Красноярского края. В р-не много

нерудных полезных ископаемых: графита (р. Курейка — в низовьях Енисея),

слюды, асбеста, поваренных и калийных солей.

Преобладает городское население (72%). Русские составляют 80% жителей.

Коренное население — буряты, тувинцы, хакасы — живут в южной части р-на в

республиках (Хакасия, Тува, Бурятия) и бурятских а.о.; эвенки, долганы — на

севере в Таймырском и Эвенкийском а.о. Размещено население крайне

неравномерно. Основная его доля сосредоточена вдоль Транссибирской

магистрали, в лесостепных и степных котловинах, окруженных горами.

Население растет в значительной степени за счет миграций. Проблема трудовых

ресурсов остра. Требуется проведение трудосберегающей политики.

Экономика Восточной Сибири включает добывающие произ-ва и

электроэнергетику в топливно-энергетическом комплексе, а также

формирующиеся на их базе энергоемкие произ-ва цв. металлургии и хим. пром-

ти.

В р-не создано алюминиевое произ-во в Братске, Красноярске,

Саяногорске, Шелехове, медно-никелевое произ-во — в Норильске. Крупнейшие

центры хим. пром-ти — Красноярск, Ангарск, Усолье Сибирское. Созданы центры

по переработке древесины (Братск, Красноярск, Лесосибирск, Усть-Илимск,

Байкальск). В р-не Красноярска были созданы крупнейшие произ-ва оборонного

комплекса, в которых в настоящее время проводится конверсия.

В Восточно-Сибирском экон. р-не сложились взаимосвязанные произ-ва

мощных ТПК на основе гидроэнергетических ресурсов Енисея и Ангары

(построены Братская, Красноярска, Иркутская, Саяно-Шушенская ГЭС), запасов

угля, леса и различных руд. Сформировались Братско- Усть-Илимский ТПК (2

НЭС, алюминиевая, деревоперерабатывающая пром-ть, добыча железной руды) и

Иркутско-Черемховский ТПК (добыча угля, ГЭС, хим., лесная,

машиностроительная пром-ть). Формируются Саянский ТПК (ГЭС, машиностроение,

энергоемкие произ-ва, интенсивное с/х), Канско-Ачинский ТПК (энергетика на

базе угля, ГЭС, лесоперерабатывающая, хим., машиностроительная, алюминиевая

пром-ть), Нижнеангарский ТПК, где будут также использоваться

гидроэнергетические и лесные ресурсы, осваиваться месторождения цв.

металлов. В Забайкалье ведется подготовка к освоению крупнейшего медного

месторождения — Удокан.

АПК не удовлетворяет полностью потребности населения. С/х —

мясомолочное и мясное скотоводство, овцеводство.

Произ-во зерна сосредоточено в Минусинской котловине, Канско-Ачинской

и забайкальских степях. Оленеводство развито на Енисейском Севере.

Крупнейшие научные и пром-ные центры — Красноярск и Иркутск.

Особенно сложные проблемы экономики р-на связаны с чрезвычайной

концентрацией хим., металлургических, оборонных произ-ств в сверхмощных

пром-ных узлах и ТПК, созданием предприятий-загрязнителей в Байкальском

регионе.

В Восточной Сибири при слабом развитии тепловых электростанций создана

система крупнейших ГЭС. В итоге в засушливые годы ГЭС не обеспечивает

потребности р-на в энергии, а при избытке воды в реках сбрасывается

огромное количество воды, минуя турбины. К тому же создание ГЭС-гигантов

привело к затоплению больших площадей с/х и лесных угодий и экол. проблемам

в крупнейшем городе р-на — Красноярске.

В последние годы резко снизился уровень жизни как в северных р-нах,

так и в крупных пром-ных центрах на юге Восточной Сибири.

Решение этих проблем определяют задачи и перспективы развития

Восточной Сибири: это конверсия обороны предприятий; отказ от ориентации на

строительство крупнейших комплексов, в том числе энергетических; создание

верхних этажей произ-ств экологически чистых; переход от создания ТПК

ресурсного типа к научно-производственным комплексам; улучшение условий

жизни населения; решение экол. проблем; развитие сферы услуг, и особенно

рекреационной и туристской сфер.

Дальневосточный район

Крупнейший по территории в стране Дальний Восток занимает почти 1/2

площади Восточной зоны, где проживает менее 1/4 ее населения. Дальний

Восток — богатейший р-н по разнообразию природных ресурсов. Здесь есть цв.

и редкие металлы (олово, золото, вольфрам, полиметаллы), алмазы, уголь,

нефть, газ, гидроэлектроресурсы, минеральные ресурсы, богатства океана,

лес, пушнина. За исключением руд цв. металлов и редких металлов, ресурсы

слабо изучены и требуют больших геологических работ для подготовки их пром-

го освоения.

Р-н чрезвычайно контрастен по природным и экон. условиям. На юге

заселены плодородные равнины Амурской обл., Приморского и Хабаровского

края. Здесь муссонный климат, хорошие условия для с/х и жизни людей. Вдоль

Транссибирской магистрали концентрируются пром-ть, население и главные

города.

В Магаданской обл. и Саха (Якутия) в суровых условиях Севера

чрезвычайно затруднено освоение территории. На Тихоокеанском побережье,

Камчатке, Сахалине, Курильских островах хоз-ное освоение сдерживается

слабым развитием соц. сферы и транспорта. В Дальневосточном р-не

преобладают добывающие произ-ва цв. металлургии, лесная и

рыбоперерабатывающая пром-ть. Р-н находится на стадии формирования. В

перспективе намечается активное создание верхних основных этажей отраслей.

Если до последнего времени Дальний Восток, и особенно его северные

территории, быстро заселялся, то в настоящее время характерен отток

населения с Севера. Поэтому в настоящее время на Дальнем Востоке, особенно

в р-нах с экстремальными природными условиями, преимущественно сырьевой

специализации, требуются большие средства, в том числе для улучшения

условий жизни малочисленных р-нов.

На дальнем Востоке будет продолжено формирование ТПК, создание

технополисов. В р-не формируется Южно-Якутский ТПК (уголь,

электроэнергетика, в перспективе металлургия), ведутся работы по освоению

др. участков зоны Байкало-Амурской магистрали.

Основные транспортные оси зоны Севера — р. Лена и Северный морской

путь. На юге намечено опережающее развитие топливной пром-ти,

электроэнергетики, а в перспективе машиностроения. Для закрепления кадров в

этом труднодоступном р-не особое внимание уделяется развитию комплекса по

произ-ву товаров для населения и сферы услуг. Особое значение получает

конверсия оборонной пром-ти пром-ных узлов на юге р-на.

Важная роль Дальнего Востока в нар. хоз-ве страны связана с развитием

через его порты и границу внешней торговли России со странами Азиатско-

Тихоокеанского региона.

Крупнейший город — Владивосток, расположен на берегу удобной бухты

Золотой Рог, при подходах Транссибирской ж/д магистрали к морю, до

недавнего времени закрытый для гражданских судов и мировой торговли, —

становится важным торговым портом. Крупные порты — Восточный, Находка,

Ванино.

Сухопутная столица Дальнего Востока — Хабаровск — пром-ный и научный

центр. Комсомольск-на-Амуре — центр машиностроения, вокруг которого

формируется новый ТПК.

Главные с/х житницы — Зейско-Бурейская и Приханкайская низменности

(произ-во зерна, в том числе риса, а также сои, картофеля, овощей, мяса).

Пригородное хоз-во развито в Приморье и близ крупных городов, оленеводство

— на Севере.

|экономический р-н |удел. вес, % |состав субъектов РФ |

| |террит|населе|респуб|края|област|города |авт. |авт. |

| |ория |ние |лики | |и |фед. |обл. |окр. |

| | | | | | |знач | | |

|Европейская часть |22,5 |78,5 |16 |2 |38 |2 |- |1 |

|центральный |2,8 |20,5 |- |- |12 |1 |- |- |

|центрально-черноземны|1 |5,2 |- |- |5 |- |- |- |

|й | | | | | | | | |

|поволжский |3,1 |11,2 |2 |- |6 |- |- |- |

|волго-вятский |1,5 |5,7 |3 |- |2 |- |- |- |

|северный |8,7 |4,2 |2 |- |3 |- |- |- |

|северо-западный |1,2 |6,2 |- |- |4 |1 |- |1 |

|северокавказский |2,1 |11,5 |7 |2 |1 |- |- |- |

|уральский |4,8 |13,7 |2 |- |5 |- |- |- |

|Восточная часть |74,8 |21,8 |5 |4 |11 |- |1 |8 |

|западносибирский |14,2 |10,2 |1 |1 |5 |- |- |2 |

|восточносибирский |24,2 |6,2 |3 |1 |2 |- |- |4 |

|дальневосточный |36,5 |5,4 |1 |2 |4 |- |1 |2 |

|Итого: |100 |100 |21 |6 |49 |2 |2 |10 |

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.