реферат скачать
 

Страны ОПЕК

Страны ОПЕК

Министерство Общего и Профессионального Образования РФ

Тамбовский Государственный Технический Университет

Кафедра «Экономики и управления»

Реферат по мировой экономике

на тему:

«Страны ОПЕК и их внешнеэкономические связи»

выполнила студентка

экономического

факультета

группы Ф – 31

Борисова М. В.

Проверил: Молибог Ю. И.

Тамбов.

1999.

Содержание.

1. Введение

2. Экономическая и политическая деятельсть ОПЕК.

3. Взаимоотношения между странами Персидского залива.

* Страны Персидского залива

* Ирано-иракский конфликт.

* Система безопастности.

* Западная Европа и Персидский залив

4. Иран – страна ОПЕК.

5. Заключение.

Введение.

Почти в центре Вены на берегу реки расположилась штаб-квартира

Организации стран — экспортеров нефти, которую хорошо знают в мире по

сокращенной аббревиатуре — ОПЕК.

Для тех, кто входит в здание Секретариата ОПЕК, первое, что

привлекает внимание, это 2,5х5 метров настенное панно "Вода жизни"

(гравировка по тиковому дереву), ставшее своеобразным мифологическим

воплощением деятельности организации. В 1994 году Индонезия преподнесла его

в дар ОПЕК. На панно изображено индонезийское божество Бхима (воплощение

ОПЕК), держащее сосуд с "водой жизни" (воплощение нефти) в окружении

многочисленных персонажей (страны мира). В соответствии с легендой,

духовный наставник поручил Бхиме отыскать "воду жизни", и последнему

пришлось предпринять множество усилий, прежде чем поручение было выполнено.

Создатели произведения считают, что трудности, с которыми пришлось

столкнуться Бхиме в своих поисках, во многом созвучны с проблемами,

возникавшими перед ОПЕК за годы ее существования в плане нахождения смысла

ее деятельности во благо народов стран — членов организации и

международного сообщества в целом.

Для многих ОПЕК по-прежнему остается и загадкой, и символом больших,

а в конце 70-х годов очень больших денег, когда цена на нефть достигала

более 20 долларов за баррель.

ОПЕК была создана в соответствии с резолюцией конференции

представителей правительств Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и

Венесуэлы, состоявшейся в Багдаде в сентября 1960 года. Поэтому число пять

в ОПЕК символизирует пятерку стран — основателей этой международной

организации. Позднее ее членство выросло до II за счет Катара, Объединенных

Арабских Эмиратов, Ливии, Алжира, Нигерии и Индонезии.

Устав ОПЕК, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью

пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.

Все одиннадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов

своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран,

представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные

доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для

остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от

самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами

до 97 процентов в Нигерии.

На долю ОПЕК сейчас приходится добыча 29 млн. баррелей нефти или

около 40 процентов ее мирового производства. По оценкам генсекретаря ОПЕК,

эта доля возрастет к 2010 году до 45 процентов и достигнет более 50

процентов к 2020 году. Организация преследует следующие цели:

— Координация и унификация нефтяной политики государств-членов.

— Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных

средств защиты их интересов.

— Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на

мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб

колебаний.

— Постоянное уделение должного внимания интересам стран —

производителей нефти и необходимости обеспечения: — устойчивых доходов

стран — производителей нефти; — эффективного, рентабельного и регулярного

снабжения стран-потребителей;

— справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;

— охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.

Иными словами, речь идет о том, чтобы объединенным фронтом защищать

свои экономические интересы. По сути, ОПЕК положила начало

межгосударственному регулированию в энергетической сфере применительно к

мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны,

чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в значительных размерах экспортирующая сырую

нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов,

может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено

большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Высшим органом является Конференция министров нефти стран ОПЕК,

созываемая не реже двух раз в год. Она, как правило, привлекает к себе

самое пристальное внимание не только прессы, но и ключевых игроков на

мировом нефтяном рынке. Конференция определяет основные направления

политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает

решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а

также по бюджету. Она поручает Совету подготовку докладов и рекомендаций по

любым вопросам, представляющим интерес для организации. Конференция

образует и сам Совет управляющих (по одному представителю от страны, как

правило, — это министры нефти, добывающей промышленности или энергетики).

Она же выбирает президента и назначает генерального секретаря организации.

В настоящее время влиятельный пост президента Конференции занимает

министр энергетики и шахт Алжира Ю.Юсфи. Генеральный секретарь,

возглавляющий Секретариат ОПЕК, — Р.Лукман, бывший министр иностранных дел

Нигерии, а также нефтяных ресурсов этой страны. Политик, сильный экономист,

умелый и тонкий дипломат.

Ввиду растущего глобального спроса на нефть в абсолютном выражении,

во все большей степени удовлетворяемого производителями нефти, не

являющимися членами ОПЕК, организация в интересах достижения своих целей и

реализации инициатив по содействию стабилизации международного рынка нефти

обсуждает вопросы взаимодействия и с нечленами ОПЕК.

С 1991 года ОПЕК, ИПЕК (независимые страны — экспортеры нефти),

Европейский союз и Международное энергетическое агентство проводят встречи

по обмену информацией в области энергетики, промышленного сотрудничества,

экологических проблем, использования рыночных механизмов и транспарентности

нефтяного рынка. Неформальные контакты осуществляются ОПЕК также с ведущими

транснациональными нефтяными компаниями и их ассоциациями на различных

конференциях и форумах. Важную роль в поддержании таких контактов играет

Центр глобальных стратегических исследований ОПЕК в Лондоне.

Экономическая и политическая деятельность ОПЕК.

На волне высоких доходов от нефти в 1976 году ОПЕК создала Фонд

международного развития ОПЕК — многосторонний финансовый институт в области

развития. Его штаб-квартира также расположена в Вене. Фонд призван

содействовать сотрудничеству между государствами — членами ОПЕК и другими

развивающимися странами. Международные институты, чья деятельность приносит

пользу развивающимся странам, и все не входящие в ОПЕК развивающиеся страны

могут пользоваться помощью фонда. Фонд ОПЕК предоставляет займы (на

льготных условиях) трех видов: для проектов, программ и поддержки

платежного баланса. Ресурсы состоят из добровольных взносов государств-

членов и прибылей, полученных за счет инвестиционных и кредитных операций

фонда.

Роль ОПЕК в мировых нефтяных делах общеизвестна. Кстати, 2000 год для

ОПЕК во многом этапный — страны-члены планируют отпраздновать сорокалетний

юбилей своей организации.

Разведанные запасы нефти в мире к началу 1999 года превышают триллион

баррелей[1]. Правда, существуют и другие цифры. На долю стран ОПЕК, по

имеющимся оценкам, приходится 77 процентов этих запасов. По мнению

опековских экспертов, при нынешнем уровне производства нефти запасы в

странах ОПЕК могут быть исчерпаны через 85—90 лет, в то время как у других

производителей — в ближайшие 20 лет. Этот прогноз, разумеется, может

претерпеть изменения в случае наращивания интенсивного применения новейших

технологий. Однако дает представление о тенденциях.

Как следует из оценок мирового энергетического обзора (МЭО-98), нефть

будет продолжать доминировать в мировом потреблении энергии, причем

возрастет доля ее использования на транспорте. Потребление природного газа,

как предполагается, существенно увеличится и к 2020 году сможет достигнуть

уровня потребления угля. Производство и потребление ядерной энергии

стабилизируется; доля гидро- и иных возобновляемых источников будет

неуклонно расти, но при этом оставаться на достаточно низких уровнях.

Ожидается, что общий спрос на энергию будет расти на 2 процента в год, а

экономическая активность — на 3,1 процента в год. Выбросы 002 в атмосферу

будут увеличиваться вместе с ростом первичного спроса на энергию, но при

этом несколько быстрее, чем это наблюдалось раньше. Факторами,

способствующими этому увеличению, следует считать стабилизацию производства

ядерной электроэнергии и продолжающийся быстрый рост использования угля в

Китае и других странах Азиатского региона.

Механизм регулирования ОПЕК мирового рынка нефти схематично предельно

прост. Он заключается в установлении суммарного лимита добычи нефти для

стран-членов, корректировки этого лимита с учетом положения дел с ценами на

мировом нефтяном рынке, распределения общего лимита между странами-членами

и контроля за соблюдением установленных квот.

В марте 1999 года на Конференции был принят лимит добычи в 22 976 000

баррелей в день. Разбивка по странам представляет собой следующую картину:

Саудовская Аравия — 7 438 000, Иран — 3 359 000, Венесуэла — 2 720 000, ОАЭ

— 2 000 000, Нигерия — 1 885 000, Кувейт - 1 836 000, Ливия — 1 227 000,

Индонезия — 1 187 000, Алжир — 731 000, Ирак — сейчас не квотируется, Катар

— 593000.

Такая схема, учитывая роль стран ОПЕК в мировых нефтяных делах,

призвана держать рынок стабильным.

Однако в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году

мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис. Аналитики и эксперты

приводят множество различных причин этого резкого падения цен на нефть.

Многие склонны возлагать всю вину на решение ОПЕК, принятое в конце ноября

1997 года в Джакарте (Индонезия), о повышении потолка добычи нефти,

вследствие чего на рынки якобы были выброшены дополнительные объемы нефти,

и произошло понижение на нее цен.

Однако, по мнению генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана, подобный

упрощенный и имеющий своей целью ввести в заблуждение подход представляет

собой не что иное, как попытку сделать из ОПЕК "козла отпущения". Он

приводит следующие цифры: в 1998 году (с января по октябрь) производство

нефти странами — членами ОПЕК в среднем составило 27,8 млн. баррелей в

день, причем в октябре оно упало ниже 27 млн. баррелей в день. Тот факт,

что эти показатели, даже с учетом больших, чем ожидалось, объемов нефти из

Ирана, оказались ниже уровня производства ОПЕК в октябре — ноябре 1997 года

(то есть до упомянутой встречи в Джакарте), наглядно, по мнению

генсекретаря ОПЕК, свидетельствует о том, что это решение ОПЕК никак не

способствовало накачиванию рынков избыточной нефтью.

Р.Лукман считает, что на самом же деле проблема заключается в том,

что ценовой кризис в нефтяной индустрии имеет непосредственное отношение

как к предложению, так и спросу. Азиатский финансовый кризис привел к

резкому падению темпов роста спроса на нефть в регионе, который ранее в

этом отношении являлся мировым лидером. Кризис этот приобрел такие

масштабы, что показатели прогнозов мирового экономического развития на 1998

год были пересмотрены и понижены с 3,5 процента (прогноз, сделанный в конце

1997 года) до 2,2 процента в настоящее время, причем тенденция к их

дальнейшему пересмотру в нижнюю сторону вполне может сохраниться и дальше.

Результатом такого падения явилось снижение спроса на нефть в мировом

масштабе. Видимо, с этой логикой можно согласиться.

Есть также и ряд других факторов, влияющих на динамику изменения цен,

среди которых можно назвать погодные условия и уровень имеющихся запасов

нефти в странах-потребителях. Например, зима 1997/1998 года, выдавшаяся в

северном полушарии теплее, чем обычно, повлекла за собой определенное

снижение спроса на топливо. Более того, с расчетом на холодную зиму были

сделаны соответствующие запасы нефти, однако, поскольку эти ожидания не

оправдались, отпала необходимость в их полном использовании, в результате

чего в 1998 году эти запасы оказались на рекордно высоком уровне, тем

самым, в свою очередь, оказав понижающее давление на динамику цен. К тому

же возросший уровень экспорта нефти из Ирака, ставший возможным в

соответствии с мандатом ООН, также оказался выше, чем ожидалось ранее.

Весьма интересны оценки опековских специалистов тех изменений,

которые происходят в нефтяном мире за последние годы. Меняется сам рыночный

механизм, в котором фьючерсные сделки играют все большую роль. Этому

активно способствует компьютеризация. Детальная информация со всех уголков

мира сейчас, как никогда, доступна для анализа. В результате рынки стали

транспарентными. Компьютеры революционизировали точность оценки уровней

запасов, переработки, выпуска конечной продукции, а также отслеживание

передвижения нефтяных танкеров. Все эти изменения в сочетании со

стремлением минимизировать "связанность капиталов" привели к заимствованию

нефтеперерабатывающей промышленностью у автомобильной принципа "брать,

когда нужно". По мнению экспертов ОПЕК, это тоже внесло свою лепту в

понижение цен на нефть за последние 18 месяцев и добавило неопределенности

в инвестиционный климат.

В результате цены на нефть упали до 9—10 долларов за баррель. По

неофициальным данным, потери стран ОПЕК за это время составили 50 млрд.

долларов, России — около 9 млрд. долларов.

На 1997 год пришлись первые контакты постпредства России при

международных организациях в Вене с руководством ОПЕК. Дополнительно

изучалась политика организации, прошли углубленные беседы с руководством

организации. Объективно Россия, являясь одним из крупнейших в мире

производителей и экспортеров нефти, была заинтересована в поддержании

стабильности на мировом нефтяном рынке. Таким образом, для диалога была

основа.

Контакты показали, что страны ОПЕК открыты для взаимодействия. Более

того, они заинтересованы в подкреплении своих усилий по стабилизации рынка

со стороны нечленов ОПЕК — стран крупных производителей и экспортеров

нефти.

24 июня 1998 года состоялась 105-я конференция стран — членов ОПЕК.

Россия впервые приняла участие в этом мероприятии в качестве наблюдателя. В

этом же качестве были Мексика и Оман.

Обмен мнениями с аналитиками Секретариата ОПЕК показал, что низкий

уровень цен на нефть с некоторым повышением может сохраниться до конца

года, если сокращения стран ОПЕК, как и не входящих в эту организацию

стран, не будут достаточно глубокими. Ситуация на рынке была такова, что

практически полностью заполненные хранилища стратегических и торговых

запасов стран — основных потребителей создавали дополнительные трудности на

пути стабилизации рынка нефти.

Страны ОПЕК заявили о сокращении объема производства нефти на 1,355

млн. баррелей в день. Мексика — на 100 тыс. баррелей в день. Россия со

своей стороны объявила о решении сократить свой экспорт на 100 тыс.

баррелей в день. Цифра включала в себя объявленные в Москве сокращения в

размере 63 тыс. баррелей в день, а также учитывала сокращение экспорта

наших нефтепродуктов в Европу. Таким образом, общий объем сокращений стран

ОПЕК с марта 1998 года составил 2,6 млн. баррелей в день, нечленов ОПЕК —

500 тыс. баррелей в день. Всего — 3,1 млн. баррелей в день. Решения

вступили в силу с 1 июля 1998 года и действуют в течение года, то есть до 1

июля 1999 года.

На двустороннем уровне в ходе июньской конференции была достигнута

договоренность об углублении практического сотрудничества Россия — ОПЕК,

включая обмен информацией. В частности, речь шла об организации круглого

стола по перспективам развития мирового нефтяного рынка. Эта договоренность

была конкретизирована в ноябре 1998 года в ходе 106-й конференции. Тогда же

было решено начать издание при поддержке ОПЕК и Минтопэнерго специального

ежемесячного бюллетеня "Интерпетролеум": обзор мировых энергетических

рынков". Как ни странно, при некотором перенасыщении российского рынка

разного рода информацией аналитических материалов ОПЕК, содержащих

серьезный анализ мирового нефтяного рынка и его тенденций, до сих пор не

было.

В приветственном послании генерального секретаря ОПЕК Р.Лукмана

изданию высказывались пожелания "успехов в предпринимаемых им усилиях по

обеспечению руководящих кругов российской нефтяной индустрии новейшей

информацией о ходе развития нефтяных рынков мира, что, в свою очередь,

будет способствовать росту взаимопонимания и созданию позитивных

возможностей для дальнейшего и более тесного сотрудничества в предстоящие

годы.

В феврале 1999 года в Вене был проведен первый "круглый стол"

"Россия—ОПЕК" с участием министра топлива и энергетики и генсекретаря ОПЕК.

В центре дискуссии находились вопросы, связанные с перспективами развития

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.