реферат скачать
 

Социально-экономическая характеристика Республики Узбекистан

яблок, персиков, винограда, дынь, арбузов, экологически чистой воды,

имеющей большой спрос в Центральной Азии и России, производстве плавленых

сыров и животного масла, расфасованных в мелкую упаковку, а также в

мороженном и колбасных изделиях, детских молочных продуктах,

стерилизованном молоке, в молоке с различными ароматизаторами ассоциация

подготовила около 30 инвестиционных проектов для их реализации до 2005 г.

Производство хлебопродуктов. Государственно-акционерная корпорация

"Узхлебопродукт" образована в 1994 году для обеспечения закупок, хранения,

переработки зерна и производства продукции и бесперебойного снабжения

населения хлебом и хлебопродуктами.

В состав корпорации входят 283 структурных хозяйственных единиц. Из них 118

акционерные общества открытого типа, 12 - дочерние предприятия, 63 -

коллективные предприятия, 49 - частные, 3 - совместные предприятия с

участием иностранного капитала, 4 общества с ограниченной ответственностью,

34 - государственные предприятия.

В настоящее время корпорация располагает хранилищами колосовых на 3

млн. тонн зерна. Корпорацией планируется строительство в ближайшее 3-4 года

крытых емкостей на 800,0 тыс. тонн зерна каждое с рабочими очистительными

комплексами

В мукомольной промышленности корпорации функционируют 54 мельниц с

суточной производительностью от 50 до 500 тонн в сутки, общей

производственной мощностью мельниц свыше 3 млн. тонн в год выработки муки.

Крупяная промышленность располагает 13 заводами с суточной

производительностью от 30 до 360 тонн, общей мощностью 296,5 тыс. тонн

продукции

Комбикормовая промышленность отрасли имеет производственные мощности по

выпуску более 3 млн. тонн комбикормов для всех типов сельскохозяйственных

животных, птиц и рыбы.

Хлебопекарная промышленность включает 183 предприятия, производственная

мощность составляет около 3 тыс. тонн в сутки. Корпорацией разработана

долгосрочная программа технического переоснащения и развития мельничных

предприятий передовым зарубежным оборудованием, которое позволит выпускать

конкурентоспособную продукцию.

ТРАНСПОРТ

Важнейшим фактором привлекательного геостратегического положения

Узбекистана является наличие развитой системы транспортных коммуникаций. В

настоящее время транспортная система страны практически удовлетворяет

внутренние потребности в перевозках.

Республика имеет самую высокую в Центральной Азии плотность сетей

железнодорожных и автомобильных дорог. Протяженность железных дорог

превышает 6,7 тыс. км, причем многие дороги электрифицированы. Свыше 80%

всех автомобильных дорог имеют твердое покрытие. Преобладающая часть

автомобильных дорог в республике - это дороги международного и

государственного значения с усовершенствованными типами покрытий.

Существующая сеть железнодорожных и автомобильных транспортных

коммуникаций не только надежно связывает между собой самые отдаленные

районы и населенные пункты республики, обеспечивает выход в международные

транспортные системы, но и обеспечивает широкий доступ к основным

источникам природных и минерально-сырьевых ресурсов страны.

Узбекистан выгодно расположен и в плане развития международных авиационных

коммуникаций. Находясь между Европой и Восточной Азией, республика может

служить весьма перспективным международным транспортным узлом,

обеспечивающим транзитные воздушные перевозки грузов и пассажиров.

Узбекская национальная авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" имеет в

своем составе, помимо Ташкентского, еще 12 региональных аэропортов, из

которых три приспособлены для приема самолетов международного класса.

техников, диспетчеров.

В настоящее время действует 36 представительств за рубежом.

Парк Национальной авиакомпании насчитывает более 350 самолетов и

вертолетов.

Освоена эксплуатация современных аэробусов А-310. Начало его эксплуатации

способствовало новому пониманию и новому отношению к авиационному бизнесу,

применять необходимые в новых условиях подходы, критерии и оценки своей

работы, профессиональной подготовленности. В настоящее время авиакомпания

эксплуатирует ТРИ самолета А-310.

С ноября 1996 года начата эксплуатация воздушных судов "Боинг-767". При

поддержке правительства авиакомпания пополнила парк своих самолетов тремя

такими самолетами. Эксплуатация на авиалиниях компании воздушных судов

"Боинг-767" позволит существенно увеличить поток пассажиров и будет

способствовать расширению позиций компании на Международном рынке

авиаперевозок.

С осени 1997 года обеспечена эксплуатация еще одного нового для

республики типа самолетов - европейского лайнера "RJ-85".

Эти современные, комфортабельные и экономичные воздушные суда совершают

полеты внутри страны, что позволило привести уровень услуг, предоставляемых

пассажирам на местных линиях, в соответствие с требованиями международных

стандартов. В то же время, эти самолеты выполняют и международные рейсы в

Алматы, Ашгабад, Баку, Екатеринбург.

При существующем парке воздушных судов западного производства на них

выполняется более 80% объема международных перевозок.

Приобретение этих самолетов производится на основе современных моделей

и механизмов финансирования сделок по поставкам воздушных судов.

Наработанный опыт позволил стать достойным партнером крупных иностранных и

международных финансовых структур:

Эксимбанк, Чейз Манхетен банк (США), банк "КФВ" (Германия), ОЕСФ (Япония),

Европейский банк реконструкции и развития и т.д.

Руководствуясь принципами развития сотрудничества, Национальная

авиакомпания расширяет и укрепляет контакты с авиаремонтными предприятиями

Киева (Украина), Минска (Беларусь), Казани, Омска, Рыбинска (Россия).

Постоянное внимание уделяется прямым контактам с ведущими

авиастроительными конструкторскими фирмами им. Антонова, им. Туполева.

В структуре Национальной авиакомпании 12 аэропортов. Ведется

непрерывная работа по их модернизации. Завершены работы по реконструкции

двух взлетно-посадочных полос в Ташкентском аэропорту по II категории-

ИКАО. Ведутся работы по реконструкции аэропортов в Самарканде, Бухаре и

Ургенче. Работы предполагаются в два этапа: реконструкцию взлетно-

посадочных полос, средств аэронавигации, светосигнального оборудования и

зданий аэровокзалов. Реализация этого этапа проекта завершена. Второй этап

включает работы по реконструкции рулежных дорожек и модернизации средств

управления воздушным движением

Строится новый аэропорт в самом центре основных запасов минеральных

ресурсов - г. Учкудуке. В настоящее время прямые авиалинии связывают

Узбекистан с крупнейшими городами многих стран мира - Нью-Йорком, Лондоном,

Франкфуртом-на-Майне, Афинами, Тель-Авивом, Бангкоком, Сеулом, Дели и

другими.

В республике особое внимание уделяется международным системам

транспортных связей с целью создания кратчайших надежных транспортных

путей, обеспечивающих выход в соседние государства и к Мировому океану.

Открыта железнодорожная линия Теджен - Серахс - Мешхед, которая

является составной частью Трансазиатской магистрали, соединяющей Пекин со

Стамбулом. К 2000 году по этой линии ожидаются грузопотоки в обоих

направлениях до 6-8 млн. т, а в дальнейшем увеличение их вдвое.

Движение по этому транспортному коридору обеспечит Узбекистану

дополнительные внешнеторговые связи как на восток - в страны Азиатско-

Тихоокеанского региона, так и на запад - Турцию и далее в Европу. При этом

дальность перевозок в обоих направлениях сокращается более чем в два раза.

Огромное значение в коммуникационном и транспортном обеспечении Узбекистана

имеет реализация проекта ТРАСЕКА по линии оказания технического содействия

Европейского союза в рамках программы ТАСИС, предусматривающей формирование

транскавказской магистрали, проходящей через территории Центрально-

азиатских стран, Азербайджана, Грузии к портам Черного моря.

Наряду со строительством железных дорог, Узбекистан заинтересован в долевом

участии в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан- Ош-

Иркештам - Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара - Серахс

- Мешхед - Тегеран и Термез - Герат - Кандагар - Карачи, позволяющих выйти

к Индийскому океану. Использование этого транспортного коридора сокращает

путь в страны Организации экономического сотрудничества (ЭКО) в три раза.

С завершением формирования и укрепления технического состояния этих

трансконтинентальных магистралей создаются благоприятные возможности для

осуществления внешнеэкономических связей Узбекистана и стран Центральной

Азии, расширения транзитных перевозок грузов и пассажиров из стран Азиатско-

Тихоокеанского региона, Индии и Китая в страны Ближнего Востока, Турцию, а

также Европу. Кроме того, по этим коммуникациям, практически совпадающим с

направлением "Великого шелкового пути", возможно осуществление регулярных

культурных, и туристических связей со многими странами мира.

В целях создания благоприятных условий для развития и укрепления

международных транспортных и экономических связей, Узбекистан уже сегодня

осуществляет ряд организационно-правовых и практических мер в самой

республике.

За счет собственных ресурсов начато строительство двух крупных

стратегически важных железнодорожных магистралей: Навои - Учкудук -

Султаноиздаг - Нукус, протяженностью 342 км, и Гузар - Байсун - Кумкурган,

протяженностью 223 км, а также реконструкцию автомобильной дороги Ангрен -

Коканд. Введение их в эксплуатацию позволит не только открыть доступ к

богатейшим запасам природных минералов, снизить затраты на транспортные

перевозки внутри республики, но и обеспечит выход к морским портам и

международным транспортным коммуникациям.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА

Андижанская область. Андижанская область расположена в восточной части

Ферганской Долины. Площадь её примерно равна 4200 квадратным километрам,

климат является типично континентальным, с довольно сильными температурными

различиями между зимой и летом. Население Области - 1899 000 человек,

средняя плотность - 499 человек на квадратный километр. Область разделена

на 14 административных районов. Административный центр Области - город

Андижан, население которого составляет 303 000 жителей. Другие главные

центры в Области - Асака, Шакурган, Ханабад и Карасу. Минеральные ресурсы

Области представлены обширными депозитами нефти, изокерита и извести . На

данный момент на территории области действуют 85 совместных предприятий.

Внешний Товарооборот на 1997 год составлял 1164,4 миллионов долларов США.

Основные направления индустриальной деятельности включают механическое

конструирование, обработку металла, химическое производство, електро-

механику, очистку хлопка. Также промышленный сектор включает в себя

производство пищевых продуктов, мукомольную и фуражную промышленность.

Первый производственный комплекс по выпуску автомобилей в Центральной Азии

был открыт в городе Асака Андижанской области. Узбекско-Корейское

совместное предприятие, UzDaewooAuto, выпускает автомобили Nexia и Tico, А

также микроавтобусы Damas. На территории Андижанской области активно

добываются сырая нефть, естественный и связанный газ. Газопроводы,

проходящие по трассам Ханабад-Андижан-Асака и другим частям долины

функционируют эффективно и надежно. Культивирование зерновых культур

присутствует исключительно в орошаемых частях долины. Основные

сельхозкультуры области включают хлопок, пшеницу, фрукты и овощи. Действует

обширная система ирригации, основанная на большой системе искусственных

каналов. В животноводстве доминируют, разведение рогатого скота и

шелководство. Программа для индустриального развития в Области

предусматривает модернизацию существующих индустриальных предприятий, а

также создание новых предприятий сфокусированных на использование местного

сырья. Приоритетные отрасли промышленности - легкая промышленность,

химическая и обрабатывающая промышленность. Область механического

производства должна знаменательно увеличить электромеханическое и кабельное

производство. Местная легкая промышленность постепенно модернизирует

хлопковое, шерстяное, прядильное и другое текстильное производство.

Развитие малых и средних частных предприятий должно активно поддерживаться,

учитывая местные условия и существующие технологии. Сельскохозяйственное

производство должно иметь наиболее высокий приоритет. Общий бюджет

проектов, которые должны быть осуществлены к году 2000, составляет 62,8

миллионов долларов США, включая иностранные инвестиции. Общая протяжённость

железных дорог в Области - 200 км, а также более чем 6 200 км автомобильных

дорог. В области действуют регулярные авиарейсы в другие города на

территории Узбекистана.

Бухарская область. Бухарская область расположена в юго-западной части

Узбекистана. Пустыня Кизил-Кум занимает достаточно большую часть территории

Бухарская области. Общая область области - 39 400 квадратных километров.

Область имеет типично континентальный засушливый климат. Население области

приблизительно равно 1384 700 человек, из которых приблизительно 68 % живут

в сельских районах, а 32 % в городах. Область состоит из 11

административных районов. Административный центр области - город Бухара,

население которого приблизительно равно 263 400 человек. Другие города в

области - Гиждуван, Ромитан, и Каган. Бухарская область имеет богатые

минеральные ресурсы, мрамора, гранита, гипса, серы, извести и другого сырья

для строительных материалов. Предприятия для производства строительных

материалов топливных ресурсов действуют на территории области, используя

местные ресурсы. Существуют 52 совместных предприятия, действующих на

территории области. Наиболее активные индустриальные направления - очистка

хлопка, текстильная и шёлковая промышленность. Был реставрирован ряд

традиционных узбекских ремесел типа золотой вышивки, керамики и ганджа.

Имеются большие месторождения нефти природного газа на территории

прилегающей к Кандиму, Оккуму, Парсонкулу и другим районам, с

приблизительным объёмом запасов нефти около 10 миллионов тонн и природного

газа в объёме 220 миллиардов кубических метров. Самый большой нефтяной

перерабатывающий завод оперирует с этим залежами на территории области.

Данный аспект должен быть интересен для иностранных инвесторов так как

имеет большой потенциал развития на базе данных месторождений, по схеме

создания совместных предприятий с местными компаниями. Город Бухара имеет

кожевенную фабрику ориентированную на переработку и выпуск изделий из

каракулевой шкуры и также серьёзно развитую пищевую промышленность.

Наиболее важная сельхозпродукция - хлопок и пшеница, каракулевая овца и

шелководство. Сельскохозяйственная деятельность возможна исключительно на

орошаемых участках территории области. Планы развития бизнеса и

использования иностранных инвестиций сосредоточатся на областях типа

реконструкции шёлковой промышленности, развития производства

стройматериалов, улучшение развития коммуникационной инфраструктуры,

развитие сельскохозпроизводства и последующей обработки сельхозпродукции,

развития туризма обслуживающего сектора. Малый и средний бизнес также

нуждается в иностранной инвестиции, для модернизации существующих

предприятий и создания небольших рабочих групп. Общая потребность области

во внешних инвестициях в части предложенных проектов- 772 миллиона сум и

106,56 долларов США. Бухара известна как " живой музей " и центр

международного туризма. В городе и на окраине имеются многочисленные

исторические и архитектурные памятники. Великий Шёлковый Путь и другие

караванные маршруты проходили через древний город Бухара. Уникальные

восточные здания были тщательно восстановлены. Туристская инфраструктура

города отвечает международным стандартам, включая аэропорт, который был

восстановлен в 1997 году к моменту празднования 2500-ой годовщины основания

города.

Джиззакская область. Джиззакская область находится в центральной части

Узбекистана. Общая область области - 20 500 квадратных километров. Климат

типично континентален, засушлив, с горячим летом и умеренными зимами.

Население - 910, 500 человек, средняя плотность - 108 человек на квадратный

километр. Область разделена в 11 административных районов с Джиззаком в

качестве административного центра. Этот город имеет население численностью

127 200 человек. Другие крупные города - Гагарин, Галиарал, Пахтакор,

Дустлик и Марджанбулак. В области действуют 34 совместных предприятия.

Общий бюджет их производства в 1997 году насчитывал 159,9 миллионов сум.

Экономика области основана на сельском хозяйстве. Наиболее ценными

сельхозкультурами являются хлопок и пшеница. Имеются десятки тысяч гектаров

целины, которые исследовались для сельскохозяйственных целей. Эта земля

имеет адекватную оросительную инфраструктуру, которая была создана в за

прошедшие несколько лет. Джиззакская область - один из главных

производителей пшеницы и других хлебных злаков в Узбекистане. Помимо

хлебных злаков культивируется кормовые культуры, овощи, дыни и тыквы.

Животноводство базируется на разведении овец, коз и свиней. Строительные

материалы, используемые прежде всего для оросительных потребностей являются

доминирующей промышленностью в этой области. Имеются также пластмассовые

фабрики и хлопкоочистительные установки. Область имеет многочисленные шахты

в которых добывается свинец, цинк, железо, известь и извлечения известняка.

В Джиззакской области активно развиваются химическое и машиностроительное

производство, также электромеханическая индустрия, текстильная

промышленность и сельскохозяйственное производство. Главная цель

машиностроительной промышленности - реконструкция и модернизация

существующих предприятий и реконструкция производства до уровня мировых

стандартов, с использованием современных технологий. Лёгкая промышленность

области должна модернизировать фабрики, производящие хлопковую пряжу,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.