реферат скачать
 

Социально-экономическая характеристика Республики Узбекистан

развитое производство минеральных удобрений, прежде всего азотных и

фосфорных, на долю которых приходится более половины валовой продукции

отрасли. Ускоренными темпами в последние годы развивается производство и

переработка синтетических материалов и полимеров, а также производство

товаров народного потребления.

Правительством республики утверждена развернутая Программа комплексного

развития предприятий химической промышленности республики на 1998-2002

годы. Важной особенностью принятой Программы является то, что преобладающая

часть инвестиционных проектов будет осуществлена путем широкого привлечения

иностранных инвестиций и капиталов под гарантию Правительства республики.

Выполнение правительственной программы позволит увеличить производство

химической продукции в целом по отрасли более чем в 3 раза (примерно с 400

млн. долл. США в 1997г. до 1,2-1,3 млрд. долларов США в 2002 г.), в том

числе на задействованных объектах и производствах - до 5 раз. Существенно

изменится отраслевая структура химической промышленности. Удельный вес

выпуска новых видов продукции составит около 40 процентов. При абсолютном

росте выпуска минеральных удобрений их доля в структуре производства

отрасли в настоящее время снизилась до 60-65% и предусматривается

дальнейшее снижение до 45 - 47% к 2002 году.

Создание сырьевой базы для устойчивого развития химической

промышленности и других отраслей народного хозяйства предусмотрено

осуществить за счет завершения строительства до 2002 г., крупнейшего в

Центральной Азии Кунградского содового завода, который решит не только

проблему полного обеспечения потребностей республики, но и экспорта в

другие страны кальцинированной и каустической соды, поваренной соли.

Строительство второй очереди Кызылкумского фосфоритного комбината

призвано решить проблему создания собственной надежной сырьевой базы для

производства фосфорных удобрений и полного удовлетворения в них

потребностей республики в ближайшие два года.

Разработка Тюбегатанского месторождения калийных солей уже к 2002-2003

годам позволит обеспечить сельское хозяйство республики и стран Центральной

Азии калийными удобрениями отечественного производства. Разработка технико-

экономического обоснования проекта, стоимость которого составляет 187 млн.

долл. США (без расходов на финансирование), выполнена французской группой

"Софремин".

Производство фосфорных удобрений будет развиваться с использованием

технологии азотнокислого разложения фосфатов. Предусматривается создание

производств фосфороорганических соединений на базе глубокой переработки

Кызылкумских фосфоритов. В этих целях намечено проведение коренной

реконструкции и модернизации действующих производств Самаркандского

химического завода и Алмалыкского производственного объединения "Аммофос".

Программой предусматривается коренная реконструкция и модернизация

предприятий азотной промышленности - производственных объединений "Фергана

Азот", "Навои Азот" "Электрохимпром".

Авиационная индустрия. Государственно-акционерное общество

"Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. Чкалова" -

крупный промышленный комплекс, оснащенный самой передовой технологией,

высокопроизводительным оборудованием, с высокой культурой производства.

Объединение является единственным в СНГ производителем различных

модификаций широкофюзеляжных воздушных грузовых судов ИЛ-76. Свыше 900

крылатых машин этого типа обеспечивают и сейчас грузовые перевозки на всех

континентах земного шара. На протяжении 25 лет с начала эксплуатации

самолет ИЛ-76 постоянно модернизировался и был создан широкий спектр его

модификаций, каждая из которых имеет свое назначение. Это А-50 - самолет

радиолокационного дозора: летающий командно- измерительный пункт Ил-76

СКИП; заправщик Ил-78; авиационный поисково-спасательный комплекс Ил-76

МДПС; противопожарный самолет Ил-76 ГП; самолет-госпиталь "Скальпель" и

"Айболит"; тренажер для космонавтов Ил-76 МДК; самолет-ретранслятор 65С324

и целая серия военно-транспортных и гражданских вариантов этой машины.

Сегодня предприятие выпускает самолеты марки Ил-76 ТД (МД) и Ил-76 (ТФ) МФ.

Ключевая базовая модель - самолет Ил-76 ТД. Грузоподъемность - 40 тонн.

Практическая дальность полета 4800 км. Имеет ряд важных преимуществ перед

зарубежными аналогами: самолет обеспечен бортовой системой управления,

позволяющей осуществлять полеты в любых погодных условиях, обладает

способностью приземляться и взлетать с грунтовых взлетно-посадочных полос,

имеет высокие аэродинамические характеристики, позволяющие посадить самолет

даже при неработающих двигателях. Он может перевозить крупногабаритные

грузы, в том числе контейнеры, при этом погрузка и выгрузка осуществляется

с помощью бортовых механизмов. Грузовой отсек герметичен, с управляемым

температурным режимом. Объединение обеспечивает заказчиков запасными

частями к ранее выпущенным самолетам АН-8, АН-12, АН-22, Ил-76 всех

модификаций, осуществляет гарантийный и капитально-восстановительный ремонт

и гарантийное обслуживание Ил-76 ТД. Право на выполнение капитально-

восстановительного ремонта самолетов типа Ил-76 подкреплено сертификатом

авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (МАК). В

последнее десятилетие в сферу авиастроения на первый план выдвинулись такие

факторы, как экономичность и комфортабельность, в том числе установка

двигателей с высоким ресурсом, низким расходом топлива и низким

показателями по шуму, установка современного пилотажно-навигационного

оборудования и авионики отвечающим международному стандарту. Вместе с

генеральным разработчиком самолетов - фирмой ОАО "Ильюшин" в Ташкентском

объединении создан модернизированный самолет Ил-76 МФ с удлиненным на 6,6

метра фюзеляжем, оснащенный новыми, прошедшими международную сертификацию

ИКАО, двигателями ПС-90А-76 и улучшенными летно-техническими и

эксплуатационными качествами. Между правительством Республики Узбекистан и

правительством Российской Федерации подписано соглашение о дальнейшем

сотрудничестве в области совместного создания, серийного производства

самолетов Ил-76, Ил-78 и их модификаций. Второе направление - это серийное

производство нового пассажирского самолета Ил-114 на 64 места и

разработанных на базе транспортного и грузопассажирского вариантов. Эти

лайнер характеризуется простотой конструкции и высокими экономическими

показателями работы на земле и в воздухе, в том числе низким расходами на

эксплуатацию. Создана акционерная лизинговая компания "Узавиализинг", что

создает дополнительные условия для наращивания экспортных поставок

авиационной техники, формирования и развития платежеспособного спроса на

нее. В рамках международного сотрудничества и кооперации, в целях

расширения и развития экспортного потенциала объединением ведутся работы по

созданию совместного предприятия по коммерческим перевозкам самолетами

объединения, организации совместных производств радиаторов и амортизаторов

для автомобилей "УзДЭУавто", организации производств дисков колес для

автомобилей "УзДЭУавто".

Автомобильная промышленность. Зарождающаяся автомобилестроительная

промышленность Узбекистана относится к группе отраслей, призванных сыграть

важную роль в осуществлении глубоких структурных преобразований в ходе

экономических реформ. Работу в этой сфере координирует созданная по решению

Правительства ассоциация "Узавтосаноат". Сегодня отрасль объединяет более

100 предприятий в республике и за рубежом. Для развития отрасли уже

инвестировано около 1 млрд. долл. США.

Развитие базовой инфраструктуры предполагает, в первую очередь,

развитие сырьевых, перерабатывающих и связанных с автомобилестроением

отраслей.

Так, потребность в корпусных деталях для моторостроения стимулирует

развитие высокотехнологичного литейного производства, дающего импульс к

развитию черной металлургии.

В свою очередь, производство кузовов, рамы и мостов автомобиля развивает

спрос на прокат и инструментальную сталь. Исходя из этого,

нефтеперерабатывающая, химическая, электротехническая и ряд других отраслей

обеспечиваются гарантируемыми заказами.

Важное значение в развитии отрасли имеет ввод в эксплуатацию совместного

узбекско-южнокорейского предприятия "УзДЭУавто" по выпуску легковых

автомобилей "Нексия" и "Тико", микроавтобусов "Дамас". В странах СНГ

организовано 26 дочерних торговых компании предприятия.

Ряд авторемонтных заводов республики в скором времени освоит сборку

грузовых автомобилей малой и средней грузоподъемности, пассажирских

автобусов. Со второй половины 1997 года в г. Самарканде ведутся работы по

строительству узбекско-турецкого совместного предприятия "СамКОЧавто" по

производству автобусов и легких грузовиков.

Узбекистан закупает большие городские автобусы компании "Мерседес-Бенц

АГ". Планируется создание совместного предприятия по их эксплуатации и

сервису в республике. Разрабатывается проект по производству городских и

магистральных пассажирских автобусов в рамках центрально-азиатского

региона.

В целях дальнейшего развития автомобилестроения, проводятся работы по

локализации производства определенных видов запасных частей и комплектующих

изделий: создаются совместные предприятия по выпуску сидений, бамперов и

панелей приборов, лакокрасочных материалов, деталей внутренней отделки,

глушителей и выхлопных труб, топливных баков и комплектов деталей для

сидений.

Золотодобывающая отрасль. Отрасль включает 5 золотодобывающих рудников,

3 золотоизвлекательные фабрики и одну дробильно-шихтовальную установку по

производству флюсового сырья для медного производства.

Золотодобывающими предприятиями эксплуатируются месторождения Кочбулак,

Кызылалмасай, Пирмираб, Гузаксай, Каульды, Марджанбулак, Зармитан и

Каракутан.

В целях повышения инвестиционного потенциала отрасли, обеспечения

дальнейшего развития золотодобычи на период до 2005 года разработана

Программа развития экспортного потенциала производства драгоценных

металлов.

Основными перспективными направлениями в области наращивания

золотодобычи на период 1998-2005 годы являются:

- развитие горных работ и обеспечение перерабатывающих мощностей

золотосодержащим сырьем, что предопределяет работы, в первую

очередь, по вводу в эксплуатацию запасов участка Южный Каульды,

месторождения Актурпак, II шахтного горизонта месторождения

51армитан, горизонта штольни 57 месторождения Пирмираб;

- проведение работ по реконструкции хвостового хозяйства на

Марджанбулакской и Чадакской золотоизвлекательных фабриках,

очистных сооружений и реконструкции водоотлива на Зармитанском

руднике;

- привлечение иностранных инвестиций и создание

совместных предприятий.

На Марджанбулакском золотодобывающем руднике планируется проведение

реконструкции золоизвлекательной фабрики с целью вовлечения в переработку

упорных сульфидных золотосодержащих руд

Намечается увеличение объемов производства золотосодержащей флюсовой

руды Каульдинским золотодобывающим рудником за счет строительства и пуска в

эксплуатацию участка Актурпак и второй линии дробильного участка.

Перерабатывающая мощность рудника будет доведена до 120 тыс. т флюсов в

год.

На базе Ангренского золотодобывающего рудника создано совместное

предприятие "Ангрен Голд Компани", деятельность которого направлена на

увеличение мощности рудника по добыче и переработке руды до 1200 тыс. т и

производства золота до 10 т в год к 2003 году.

На базе Зармитанского золотодобывающего рудника и месторождения

Гужумсай СП ведется проработка создания совместного предприятия "Зармитан

Голд Компани

В 2000 году предусмотрено окончание реконструкции хвостового хозяйства

-на Чадакском руднике, где с 1994 года поэтапно ведутся работы и

планируется вскрытие в 1999-2000 годы запасов горизонта 1046-метрового

участка Южный Пирмираб с вводом по добыче руды 30 тыс. т в год.

На Каульдинском руднике с вводом участка Южный Каульды в 2001

году предполагается увеличить мощность рудника по добыче на 40%. В этом же

году на Зармитанском руднике необходимо построить очистные сооружения

шахтных вод и вскрыть запасы руды на 2-м шахтном горизонте для обеспечения

добычи руды

Легкая промышленность. Узбекистан относится к крупнейшим в мире

производителям хлопка, шелка, каракуля. Из производимых 1300 тыс. тонн

хлопкового волокна на предприятиях республики перерабатывается около 15%. В

целях увеличения эффективности использования хлопкового волокна намечено к

2000 г. увеличить переработку хлопка - волокна в республике до 300 тыс.

тонн.

Легкая промышленность Узбекистана, располагает 200 крупными

предприятиями и объединениями, сетью филиалов, 3 центрами моделирования

одежды и трикотажа, проектно-конструкторским бюро, сетью фирменной

торговли, отраслевым банком, которые обеспечивают около 20% общего объема

промышленного производства, производя 130 тыс. тонн пряжи, свыше 500 млн.

метров тканей, более 70 млн. шт. трикотажных и 80 млн. чулочно-носочных

изделий.

За счет переоснащения действующих производств современным

технологическим оборудованием, действующая в республике ассоциация

"Узбеклегпром" намерена осуществить программу повышения качества и

увеличения объемов продукции, расширения ее ассортимента, организовав

глубокую переработку хлопкового волокна на основе привлечения инвестиций

как республиканских, так и иностранных банков, а также путем создания

совместных предприятий.

Главными направлениями развития отрасли определены следующие:

в прядильном производстве - обновление цехов безверетенного прядения на

базе оборудования нового поколения;

в ткацком производстве - применение основомотальных автоматов с

безузловым соединением нитей, основопроборных автоматов, замена ткацких

станков первого поколения на бесчелночные станки второго поколения;

в отделочно-красильном производстве - внедрение нового оборудования с

электронным контролем и регулированием процессов.

Мебельная и бумажная отрасль. Государственно-акционерное объединение

"Узбекмебель" включает 62 предприятия по производству целлюлозы, бумаги,

упаковочных материалов и мебели различного назначения и ассортимента.

Головное предприятие объединения - "Узбум" является крупнейшим и

единственным предприятием по выпуску бумаги и бумажных изделий в

республике. Мощность - 30 тыс. тонн продукции. Крупные предприятия

объединения в Фергане и Ташкенте обеспечивают выпуск кухонной и др. мебели

для нужд республики.

Мебельные фабрики работают в основном на привозном сырье. Учитывая

возросшие потребности различных отраслей и населения в поставке продукции,

отвечающей мировым стандартам, объединением предусмотрено осуществить

реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий,

разработать и внедрить принципиально новые конструкции мебели с доведением

качества выпускаемой продукции до уровня мировых стандартов.Программа

предусматривает развитие собственного целлюлозного производства на основе

местных сырьевых ресурсов и создание системы заготовки хлопкового линта,

гузапаи, рисовой и пшеничной соломы. Это позволит ежегодно получать сырье

для производства свыше 50 тыс. тонн целлюлозы, 100,0 тыс. куб. м. плит типа

ДСП и МДФ, 2,7 млн. кв. м. мебельных щитов

Металлургия.

Алмалыкский горно-металлургический комбинат. Одной из ведущих отраслей

промышленности республики является цветная металлургия, которая базируется

на местных ресурсах.

Отрасль сформировалась в 40-50 годы и представлена медной, свинцово-

цинковой промышленностью, производством редких и драгоценных металлов,

сосредоточенных в основном в Ангрен - Алмалыкском горнопромышленном районе

(Ташкентская область).

Стратегия развития металлургического комплекса направлена на

рациональное сочетание добычи и производства драгоценных, цветных, черных,

редких и редкоземельных металлов.

К числу крупнейших предприятий отрасли принадлежит Алмалыкский горно-

металлургический комбинат.

В состав комбината входят 4 горнорудных предприятия, 2 обогатительные

фабрики, 2 металлургических завода.

Производство Алмалыкского горно-металлургического комбината

ориентировано по двум направлениям: медно - молибденовое и свинцово-

цинковое, с законченным производственным циклом и выпуском готовой

продукции в виде рафинированной меди, аффинированных драгоценных металлов,

металлического цинка

Медное производство включает в себя горнодобывающие подразделения -

рудники Кальмакыр и Сары-Чеку, медную обогатительную фабрику,

медеплавильный завод.

Месторождение медно - порфировых руд Кальмакыр открыто в середине 20-х

годов. На нем добываются руды, содержащие медь, золото, серебро, молибден,

рений, селен, теллур и другие.

Первичные сульфидные руды представлены, в основном, следующими минералами:

халькопирит, молибденит, пирит и халькозин. Золото и серебро связаны с

кристаллической решеткой халькопирита и частично пирита, небольшая часть

находится в самородном виде. Сульфидные РУДЫ данного месторождения

легкообрабатываемые, извлечение меди из руды составляет от 75 до 80%.

С целью сокращения затрат на транспортировку породы и руды, а также

улучшения экологической ситуации в карьере, предполагается сооружение двух

импортных высокопроизводительных дробильно-конвейерных комплексов, из

которых один предназначается для транспортировки породы, а другой - руды.

Месторождение медно-порфированных руд Сары-Чеку открыто в начале 30-х

годов. Обогащаемость руд высокая и колеблется в пределах 80-85%.

В настоящее время руды месторождения Сары-Чеку перерабатываются на

свинцово-цинковой обогатительной фабрике. На руднике добываются медные

руды, содержащие медь, молибден, серебро, рений, селен, теллур, серу и др.

элементы. Запасы балансовой руды в карьере обеспечивают работу карьера на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.