реферат скачать
 

Социально-экономическая характеристика республики Коми

тепличными овощами и зеленью, диетическим яйцом, продукцией оленеводства.

В связи с преобладанием в республике городского населения подавляющая

часть производимой сельскохозяйственной продукции идет на снабжение

промышленных узлов и центров. В этой связи все большее значение получают

птицеводство на промышленной основе и откормочное свиноводство на базе

крупных животновод. комплексов.

Перерабатывающая промышленность агропромышленного комплекса Республики

Коми представлена предприятиями по переработке мяса, молока и зерна,

которые относятся к мясной, маслосыродельной, молочной, мукомольно-крупяной

и комбикормовой промышленности. В структуре промышленного производства

республики на их долю приходится 7,2% товарной продукции, 5%промышл.

персонала и 1,7% промышленно-производственных фондов.

Крупными многопрофильными центрами производства пищевых продуктов и

кормовых добавок являются Сыктывкар и Печора. Переработка молока ведется на

85 заводах, мяса - на 19, рыбы- на 2. Одиночными предприятиями представлены

производства макаронных изделий (Печора), кондитерских изделий и

комбикормов (Сыктывкар),переработка грибов и ягод (Визинга). В ближайшие

годы планируется построить небольшие мощности по переработке мяса и молока

в сс. Усть-Кулом, Усть-Цильма, Ижма, Брыкаланск и Замежное, цех по

производству жидких пастообразующих продуктов детского питания в составе

Сыктывкарского гормолзавода, Ухтинскую фабрику мощностью. 6млн. бройлеров в

год.

С учетом особенностей ведения сел. и промыслового хозяйства уже к 2000

Республика Коми будет в состоянии за счет собственного производства

обеспечить себя картофелем на 95-96% от научно обоснованных норм

потребления, овощами на 28-30%, молоком, мясом и молочно-мясными продуктами

- на 43-44%, яйцом - на 93%. Для этого необходимо довести площадь

сельскохозяйственных угодий до 418-425 тыс. га, в т.ч. пашни - до 107-111

тыс. га, а урожайность картофеля, овощей и кормовых культур -до уровня

передовых хозяйств республики.

Ориентация на собственное производство основных видов

сельскохозяйственной продукции предусматривает и то, что занятие сельским

хозяйством составляет жизненный базис и сохранение традиционной среды

обитания коренного населения республики, сохранение рабочих мест в сельской

местности, доход наших сограждан, гарантию социальной стабильности,

закрепление сел. населения. Нужно иметь в виду, что сельскохозяйственное

предприятие и село представляют комплексную многофункциональную систему.

Эта система обеспечивает не только производство и воспроизводство

сельскохозяйственной продукции, но и воспроизводство человека, в т.ч.

рабочей силы, обществ, отношений, уклада и образа жизни.

Выход из кризисного состояния сельскохозяйственного производства

видится в экономических преобразованиях на макро-уровне АПК, в

последовательной корректировке курса в осуществлении аграрной реформы, в

создании экономической среды, стимулирующей рост производства

продовольствия, в частности, в усилении государственного регулирования

развития рыночных отношений на селе, в восстановлении паритета цен на

промышленные товары и сельскохозяйственную технику.

|Основные показатели сельского хозяйства |

|(все категории хозяйств) |

VI. Транспорт

До 1917 Коми край практически не имел дорожной сети. Основными

путями сообщения были рр. Печора, Мезень, Вычегда и их притоки. В 1940 на

территории республики, помимо судоходных путей, имелось лишь 20 км железных

дорог общего пользования и практически отсутствовали асфальтированные

дороги. Ныне транспортный комплекс Республики Коми представлен всеми видами

современного транспорта. По сравнению с 1960 в 1995 протяженность

железнодорожных путей увеличилась в 1,5 раза, трубопроводов - в 9,8 раза,

автомобильных дорог с твердым покрытием - в 10 раз. Несмотря на это,

густота транспортной сети республики и категорийность путей сообщения

остаются на низком уровне. В настоящее время плотность автомобильных дорог

общего пользования на 1000 кв. км равна 11,5 км, железных дорог - 4,1 км,

судоходных путей - 8,9 км, что составляет 42, 80 и 162% соответственно от

средних показателей по России.

Вследствие спада производства, неудовлетворительного состояния

подвижного состава и путей сообщения, высоких тарифов и недостатков в

организации перевозок сохраняется тенденция снижения грузо- и

пассажиропотока. В 1995 транспортом общего пользования было отправлено 102

млн. т грузов и 242 млн. пассажиров. По отношению к 1992 наибольшее

сокращение объемов перевозок грузов произошло на речном (на 81%) и

авиационном (на 75%) транспорте. На 32% снизился объем грузоперевозок

железнодорожным транспортом. По сравнению с 1994 сокращение объемов

перевозок грузов произошло в 1995 на автомобильном транспорте (на 40%),

внутриводном (на 29%), железнодорожном (на 8%). В структуре грузоперевозок

большую роль играет железнодорожный транспорт, на долю которого приходится

29,4% от общего объема отправления грузов. Удельный вес автомобильного

транспорта - 2,9%, трубопроводного (перекачка нефти и газа с учетом

транзитного) - 66,6%, речного - 0,7%, воздушного - менее 0,1%. В 1995

несколько замедлилось сокращение пассажиропотока на всех видах транспорта.

В структуре отправления пассажиров удельный вес автомобильного транспорта

составил 98%, железнодорожного - 12%, воздушного - 0,1%, речного - 0,1%.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей народного хозяйства

достигает 3,0 тыс. км, в т.ч. общего пользования - 1726 км. Основу

железнодорожной сети республики образует магистраль Котлас - Воркута,

входящая в состав Северной железной дороги. От нее отходят тупиковые

железнодорожные ветки: Микунь - Сыктывкар, Микунь - Вендинга, Сосногорск -

Троицко-Печорск, Сыня - Усинск, Чум - Лабытнанги. Имеется значительное

количество дорог ведомственного пользования. В соответствии с планами

комплексного транспортного освоения территорий республики начинается

дальнейшее развитие железнодорожных путей. Первоочередными объектами нового

железнодорожного строительства признаны участки железных дорог Вендинга -

Карпогоры (общая протяженность 222 км, в пределах республики - 55 км),

Троицко-Печорск - Соликамск (общая протяженность 350 км, в пределах

республики - 150 км), Ухта (или Чиньяворык) - Четлас. В качестве

альтернативных вариантов этим дорогам предлагаются участки железных дорог

Троицко- Печорск - Полуночное, Сыктывкар - Пелес и Кослан - Четлас. В

перспективе предполагается развитие железнодорожной сети в северном

направлении - к портам морей бассейнов Северного Ледовитого океана с

выходом на Северный морской путь. В качестве возможной альтернативы

рассматриваются варианты строительства участков железных дорог Усинск -

Индига, Усинск - Нарьян-Мар, Хальмер-Ю - Амдерма и Хальмер-Ю - Усть-Кара.

Огромные затраты, связанные с предстоящим железнодорожным строительством,

потребуют организации ассоциированного капитала с участием государства,

местных предпринимательских структур и иностранных инвесторов.

Протяженность трубопроводного транспорта общего пользования,

использующегося для перекачки углеводородов от места добычи к потребителям

внутри республики и из др. регионов России и ближнего зарубежья, составляет

4,0 тыс. км. В Республике Коми берут начало магистральный нефтепровод Возей

- Ухта - Ярославль и магистральный газопровод “Сияние Севера”, по которым

нефть и газ поставляются в центральные и северо-западные районы европейской

части РФ, а также в Белоруссию и государства Балтии. Создана разветвленная

сеть межпромысловых трубопроводов. Часть трубопроводов внутрирайонного

значения обеспечивают нефтью и газом внутренних потребителей: Ухтинский

НПЗ, Сосногорский ГПЗ, Печорскую ГРЭС, Сосногорскую ТЭЦ-2 и коммунальные

хозяйства городов и поселков. Строительство 2-й и 3-й ниток системы

газопроводов “Сияние Севера” и продление газопровода до Пунги, а затем

Медвежьего и Уренгоя превратило республику в транзитный регион. Эта функция

окончательно закрепится за ней после завершения строительства и ввода в

эксплуатацию мощной системы газопроводов Ямал - Запад (Центр), которая

пройдет по территории Республики Коми вдоль железнодорожной магистрали

Котлас - Воркута.

Недостаточное развитие или отсутствие в ряде районов

железнодорожных и автомобильных дорог отчасти восполняется водным

транспортом. Общая длина судоходных рек в пределах республики составляет

6,1 тыс. км, внутренних водных судоходных путей - 3,7 тыс. км. Однако

только на 1 тыс. км судоходство возможно в течение всего навигационного

периода (р. Печора ниже с. Дутово и Вычегда ниже устья р. Локчим). На всю

республики приходится 2 крупных порта - Печорский и Сыктывкарский, которые

относятся к Печорскому и Северному речным пароходствам. По берегам

судоходных рек расположены многочисленные, но небольшие пристани и причалы.

Важнейшей целью дальнейшего развития речного транспорта республики является

обустройство судоходных рек и увеличение габаритов судового хода и их

нижнего течения.

Наиболее динамично развивающийся вид транспорта Республики Коми -

автомобильный. Он обеспечивает в основном внутриреспубликанские перевозки

грузов и пассажиров. Длина автодорог народного хозяйства республики равна

14,6 тыс. км, в т.ч.: общего пользования - 4,8 тыс. км, необщего

(ведомственного) - 9,8 тыс. км. Общая протяженность дорог с твердым

покрытием достигает 8,6 тыс. км, из них 47,7% - общего пользования, 52,3% -

необщего. Сеть автодорог общего пользования наиболее развита в южной части

республики. В крупных леспромхозах, на нефте- и газопромыслах построены

внутрихозяйственные дороги с улучшенным покрытием. Для вывоза леса и

снабжения отдаленных поселков создаются сезонные дороги (“зимники”),

действующие в течение полугода. Первоочередными объектами в строительстве

автодорог признаны участки Усть-Кулом-Войвож, Ухта-Инта-Воркута. Идет

проектирование и намечается строительство автодорог с твердым покрытием

Сыктывкар-Троицко-Печорск, Айкино-Кослан, Ухта- Вуктыл.

Бурное развитие авиационного транспорта началось в республике в 1960-е

гг. Ныне Республика Коми имеет разветвленную сеть аэропортов и авиалиний.

Наиболее крупные из существующих аэропортов находятся в Сыктывкаре,

Воркуте, Ухте, Печоре, Усинске, Инте, Вуктыле, Ижме, Кослане и Усть-Цильме.

В ближайшие годы намечено ввести в строй действующих аэропорты "Соколове"

(Сыктывкар) и "Советский" (Воркута).

|Основные показатели транспорта |

|1985 |1990 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Эксплуатационная длина путей

сообщения общего пользования, тыс.км | | | | | | | |

|железнодорожные пути |1,7 |1,7 |1,7 |1,7 |1,6 |1,7 |1,7 |

|автомобильные дороги с твердым покрытием |2,0 |2,3 |4,1 |4,4 |4,7

|4,8 |4,9 | |внутренние водные

судоходные пути |4,7 |4,9 |3,1 |2,8 |2,9 |3,0 |2,8 | |Перевезено

грузов предприятиями транспорта, млн.т |273,0 |299,6 |175,1 |166,0 |151,5

|143,7 |141,0 | |железнодорожным |55,9 |55,7 |29,1 |28,9 |27,2 |23,0 |23,1

| |автомобильным (включая ведомственный) |132,9 |151,8 |77,5 |64,0 |53,3

|48,5 |45,9 | |трубопроводным |73,5 |81,6 |67,8 |72,0 |70,6 |71,9 |71,8 |

|внутренним водным |10,5 |10,3 |0,7 |1,1 |0,4 |0,3 |0,2 | |воздушным,

тыс.т |180,5 |184,2 |12,7 |9,4 |2,9 |2,0 |1,4 | |Грузооборот

предприятий автомобильного транспорта (включая

ведомственный), млн.т-км |2353,5 |3061,9 |1557,4 |1076,9 |988,8 |894,1

|1059,1 | |Перевезено пассажиров предприятиями транспорта - всего,

млн.человек |310,5 |357,1 |249,5 |245,0 |232,5 |231,0 |235,6 |

|железнодорожным |5,1 |4,6 |4,3 |3,0 |4,3 |4,2 |3,0 | |автомобильным

|302,7 |349,3 |244,6 |241,6 |227,9 |226,5 |232,4 | |внутренним водным,

тыс.человек |650,0 |608,5 |30 |37 |18 |19,2 |16,5 | |воздушным |2,1

|2,6 |0,6 |0,4 |0,3 |0,2 |0,2 | |Пассажирооборот предприятий автомобильного

транспорта, млрд.пассажиро-км |1,7 |2,1 |1,7 |1,6 |1,5 |1,4 |1,5 | |

VII. Экономическое районирование

Республика Коми располагает уникальными (по запасам, условиям

залегания, разнообразию и качеству) сочетанием минерально-сырьевых

ресурсов. На территорию республики приходится около 1/2 запасов нефти и 1/3

газа, половина площади и запасов спелых и перестойных лесов Европейского

Севера.

Доминирующие отрасли промышленности: топливная, электроэнергетика,

лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

Предприятия топливно-энергетического комплекса производят 54,2%

товарной продукции промышленности, из них 20,5% приходится на угольную

промышленность, 17,5% - нефтедобывающую, 9% - нефтеперерабатывающую, 3,1% -

газовую, и 14% на электроэнергетику.

В настоящее время шахты Печорского угольного бассейна дают 7,5% всего

угля, добываемого в Российской Федерации подземным способом, и 22%

коксующихся углей. В 1995 г. 16 действующих шахт республики добыли 22,2

млн. т угля.

Сырьевые возможности позволяют довести добычу коксующихся углей до 40-

50 млн. т, а энергетических - до 100 млн т/год.

На территории республики находятся в разработке 36 месторождений нефти

и 9 газа. За 1995 г. на них было добыто 6,6 млн. т нефти, 3,2 млрд. кбм

природного газа и 270 тыс. т конденсата.

Ключевым звеном топливно-энергетического комплекса республики является

электроэнергетика. Производство электроэнергии составляет 9,2 млрд кВт·ч.

Вторым по значению в экономике Республики Коми является

лесопромышленный комплекс, представленный предприятиями лесозаготовительной

(38,8%), деревообрабатывающей (27,7%), целлюлозно-бумажной и гидролизной

промышленности (34%).

В 1995 г. производство деловой древесины составило 6,7 млн.куб.м,

пиломатериалов - 933,5 тыс. куб.м.

Среди деревообрабатывающих предприятий крупнейшим является

Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, Жешартский фанерный комбинат,

Княжпогостский завод древесно-волокнистых плит. За 1995 г. на Сыктывкарском

лесопромышленном комплексе произведено 381,7 тыс. т бумаги.

Сельское хозяйство республики специализируется на молочно-мясном

скотоводстве, производстве овощей и картофеля.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют 1% всех земель

республики. В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают

естественные сенокосы (53,3%), пашня составляет 30,2%, пастбища - 16,5%.

Оленеводство - наиболее эффективная отрасль животноводства, она

обеспечивает население относительно дешевым мясом. В республике

сосредоточена треть общего поголовья оленей европейского севера.

Перерабатывающая промышленность представлена предприятиями по

переработке мяса, молока, зерна; в структуре промышленного производства

республики эта отрасль составляет 7,2% от общего объема товарной продукции.

Транспортный комплекс республики представлен почти всеми видами

современного транспорта. Основу железнодорожной сети составляет магистраль

Котлас - Воркута. Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего

пользования - 1,7 тыс. км, автомобильных дорог с твердым покрытием - 4,1

тыс. км. В республике берет начало нефтепровод Усинск - Ухта - Ярославль.

[pic]

VIII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Государственные символы Республики Коми (герб, флаг, гимн) / Гос. Совет

Респ. Коми; Редкол.: Марков В. П. и др. - М. : КомИстВест, 1998. - 29 с. :

ил.

Где ты живешь : Населенные пункты Респ. Коми : Ист.- демогр. справ. / И. Л.

Жеребцов. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 2000. - 444 с.

Население Коми Края в конце XV- начале XX века: численность, миграции,

этнический состав / И. Л. Жеребцов; Рос. акад. наук. Ур. отд-ние. Коми

науч. центр. Ин-т яз., лит. и истории. - Сыктывкар : Коми науч. центр УрО

Рос. АН, 2000.

Республика Коми : Энцикл. : В 3 т. / Коми науч. центр УрО РАН; Рощевский М.

П., (гл. ред.) и др. - Сыктывкар : Коми кн. изд-во, 1997.

Республика Коми: природные ресурсы и производительные силы : Материалы

науч.-практ. конф. (Сыктывкар, 10-12 нояб. 1993 г.) / [Отв. ред. Н. П.

Юшкин и др.]. - Сыктывкар : КЕПС при Главе Респ. Коми : ИЭСПС Коми НЦ УрО

РАН, 1999. - 194 с.

Республика Коми: демография, социальная политика, занятость / [Фаузер В.

В., Ныркова С. В., Терентьев А. И. и др.; Отв. ред. А. И. Терентьев];

Сыктывк. гос. ун-т, Коми регион. отд-ние Акад. соц. наук. - Сыктывкар :

Сыктывк. гос. ун-т, 1996. - 130 с.

Республика Коми: природные, ресурсные и исторические возможности развития

экономического потенциала = The Komi Republic: natural, resource and

historical possibilities for economic potential development / Рос. АН Урал.

отд-ние, Коми науч. центр. - Сыктывкар : Коми НЦ УрО РАН, 1995.

http://www.rkomi.ru/main.htm - [Официальный сайт Республики Коми].

Региональная экономика: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.:

ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2000. – 463 с.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.