реферат скачать
 

Северо-западный район

уменьшается с северо-востока на юго-запад. Эксплуатационные запасы

древесины не превышают 200 млн. куб. м., несмотря на значительную

лесистость района. Большая часть лесных массивов района изъята из

промышленного использования, так как находится в окрестностях крупных

городов и имеет большое водо-охранное и рекреационное значение.

2. Водные ресурсы:

Северо-Западный район обладает значительными водными ресурсами –

подземными и поверхностными. Реки многоводны (Нева, Нарва, Луга, Волхов),

имеют суммарный сток в средний год – 124 куб. м. В районе имеется множество

крупных озер – Ладожское, Чудское, Ильмень, Псковское. Но, несмотря на

обилие водных ресурсов, их неравномерное размещение по территории района

ограничивает развитие в ряде городов водоемких производств.

3. Топливно-энергетические ресурсы:

Запасы топливно-энергетических ресурсов района малы – 6 млрд. Т.

условного топлива. Львиная доля ресурсов приходится на торф – 3млрд.т.,

который используется в сельском хозяйстве и в качестве топлива для

электростанций. Месторождения разрабатываются вблизи крупных городов. Район

имеет запасы горючих сланцев – 1, 8млрд.т. – сырье для химической

промышленности и для сельского хозяйства.

4. Гидроэнергетические ресурсы:

Гидроэнергетические ресурсы составляют 11,5 млрд. Квт*ч. Но вовлечение

в промышленную эксплуатацию гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за

равнинного и низменного характера рельефа, преобладающего в бассейнах

основных рек Северо-запада. От полного запаса энергии рек вырабатывается

41, 2% энергии ежегодно. Значительная часть экономически эффективных

гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время.

5. Сельскохозяйственные угодья:

По причине сложных почвенно-климатических условий и больших затрат на

окультуривание почв сельскохозяйственные угодья слабо распаханы занимают

всего лишь 18% территории района. Они имеют почвенную неоднородность,

удаленность отдельных участков от хозяйственных центров, значительную

разбросанность. Возможность использования сельскохозяйственных угодий

ограничивает обилие валунов, высокой степени заболоченности и

закустаренности земель. Обширные площади сенокосов, пастбищ,

высокопродуктивных лугов и других кормовых угодий имеют большое значение

для развития животноводства в районе.

6. Рекреационные ресурсы:

Северо-Западный район обладает уникальными рекреационными ресурсами:

выдающиеся памятники истории и архитектуры сочетаются с ценными для

организации зон отдыха и туризма природными ландшафтами. Зоны отдыха на

Карельском перешейке, Валдайской возвышенности, на побережье Финского

залива и Старорусский курорт имеют общероссийское значение. Всемирно

известны сеть дворцово-парковых ансамблей вокруг Санкт-Петербурга,

Пушкинский заповедник, города-музеи Новгород и Псков.

Необходимо заметить, что природно-ресурсный потенциал Северо-Западного

района позволяет использовать сочетание экстенсивных и интенсивных методов

экономического роста в течение реально обозримого периода. Кроме Санкт-

Петербурга, где полностью исчерпали себя возможности экстенсивного

развития.

5. Отрасли специализации.

Северо-Западный район специализируется на производстве промышленной

продукции, которая требует глубокой специализации в сочетании с

многочисленными и многообразными связями по внутри- и межотраслевому

производственному кооперированию и квалифицированного труда.

5.1. Машиностроение.

Ведущая роль в специализации принадлежит машиностроительному комплексу:

Машиностроительный комплекс – многопрофильный. Исторически развивается без

наличия металлургической базы тяжелое машиностроение. Пик развития

машиностроительного комплекса пришелся на 30-е годы – 40% машиностроения

дает Санкт-Петербургский промышленный узел. Машиностроение отличается

большой потребностью в труде массовых профессий (энергетика, сельское

хозяйство, полиграфическое машиностроение), предприятия машиностроения,

ориентированные на высококвалифицированные трудовые кадры, металлоемкие

(радиоэлектроника, приборостроение, электроника).

Машиностроение в Северо-западном районе имеет следующие стадии:

- Производство корпусов машин

- Производство узлов и деталей, запчастей

- Чугунное и стальное литье

- Сборка

Ведущие отрасли машиностроения:

- судостроение

- Электротехническое машиностроение

- энергетическое машиностроение

- Тракторное машиностроение

- Сельскохозяйственное машиностроение

- Приборостроение

- Станкостроение

- Электронная промышленность

Основная часть машиностроительных предприятий сосредоточена в Санкт-

Петербурге и Ленинградской области. На базе большинства предприятий созданы

производственные объединения. Крупнейшими машиностроительными предприятиями

являются завод «Электросила» (производство мощных генераторов для тепловых

и гидравлических электростанций, Кировский завод (производство мощных

тракторов), Адмиралтейский и Выборгский заводы (уникальные суда, рыболовные

суда, танкеры), Невский металлургический завод (штучные, малосерийные

машины, оборудование для АЭС, мощные экскаваторы). объединение «ЛОМО»

(оптико-механическая продукция), «Светлана» (электронное оборудование), а

также станкостроительные объединения, заводы точного машиностроения,

радиоэлектроники, вычислительной техники и приборостроения.

5.2. Химическая промышленность

Значительная роль в специализации района принадлежит химическому

комплексу: Нефтегазохимический комплекс представлен в районе верхними

этажами нефтехимического производства, включая переработку сланцев, и

зависит от ввоза сырья из других районов.

Большое развитие в районе получило производство:

- резинотехнических изделий

- шин

- синтетических смол

- удобрений

- пластмасс

- лакокрасочных изделий

- кислот

- реактивов

- химико-фармацевтических

препаратов

Горнохимический комплекс расположен вблизи добычи районов добычи и

имеет также отдельные цеха на Волховском и Кингисеппском заводе.

Производство фосфорных удобрений сосредоточено в Волхове и Санкт-

Петербурге, производство фосфоритной муки на основе местных фосфоритов в

Кингисеппе, производство азотных удобрений с использованием природного газа

на Новгородском комбинате, производство двойного суперфосфата на Волховском

комбинате, производство шин, резиновой обуви и других резинотехнических

изделий на объединении “Красный треугольник”, переработка сланцев в г.

Сланцы. Перспективна для развития синтетическая химия в силу того, что ее

продукция высокотранспортабельна. В целом химическая промышленность имеет

тенденции к сокращению особенно вредных в экологическом отношении

производств.

5.3. Лесная и целлюлозообрабатывающая промышленность

Получил развитие в районе лесной комплекс. Потребности комплекса в

древесине покрываются как местными лесозаготовками, так и в значительной

мере сырьем Карелии и других районов Севера.

Он представлен всеми стадиями:

- заготовка

- лесопиление

- деревообработка

- переработка древесины

и производит:

- пиломатериалы

- фанеру

- древесно-волокнистые плиты

- мебель

- бумагу и т.д.

Производства лесного комплекса сосредоточены во всех областях района,

но по большей части в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Крупнейшими

комбинатами целлюлозно-бумажной промышленности являются Светлогорский,

Советский, Приозерский, расположенные на Карельском перешейке. Основным

направлением развития лесного комплекса являются глубокая переработка

древесины, повышение качества ее продукции, восстановление лесных массивов.

Современная специализация Северо-западного района обусловлена, прежде

всего, наличием в регионе крупнейшего промышленного центра – Санкт-

Петербурга и во многом определяет темпы научно-технического прогресса во

всех отраслях народного хозяйства России.

Ведущее место в комплексе отраслей легкой промышленности занимает

текстильная, фарфоро-фаянсовая, кожевенно-обувная промышленность.

1. Характеристика состояния иных отраслей. (текстильная промышленность,

индустриально строительный комплекс, топливно-энергетический комплекс,

металлургический комплекс, агропромышленный комплекс.)

Текстильная промышленность

Развитию текстильной промышленности в районе способстовало приморское

положение, дающее возможность импорта, большая потребность района в тканях

и сосредоточение в Санкт-Петербурге высококвалифицированных кадров. До 90-х

годов предприятия тексильной промышленности работали на сырье из Средней

Азии и Египта. В районе развито ткачество, отделка, швейная

промышленность. Льняная промышленность развита в Пскове (Великолукский

завод), обувная промышленность в Санкт-Петербурге, фарфоро-фаянсовая

промышленность в Новгородской области.

Индустриально-строительный комплекс

В районе также получил развитие индустриально-строительный комплекс,

представленный стекольной промышленностью, производством железобетонных

изделий и конструкций и других строительных материалов. Предприятия

индустриально-строительного комплекса расположены во всех крупных городах

района.

Топливно-энергетический комплекс:

Основная часть топливно-энергетического комплекса –

теплоэлектростанции., которые работают на привозном топливе – Печорском и

Донецком. В энергетическом балансе района приобретает значение атомная

энергетика (Сосновоборская АЭС), газоснабжение.

Нефть поставляется из Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и

обрабатывается на нефтеперерабатывающих заводах.

Роль ГЭС в районе невелика, станции работают лишь в пиковом режиме

(Волховская ГЭС). Для снятия пиковых нагрузок приобретают значение

гидроаккумулирующие станции и газотурбинные теплофикационные установки

–ГТУ.

Энергетика района развивается относительно быстрыми темпами несмотря на

слабую базу.

Металлургический комплекс:

Почти весть материал для производства металла, конструкционного литья,

проката, стальных и чугунных труб, крепежных изделий, проволоки привозится

из других районов. Район обеспечен этими изделиями частично.

Развитие цветной металлургии сдерживается бедностью сырьевой базы и

напряженностью топливно-энергетического баланса. Добыча и первичная

обработка цветных металлов (прежде всего меди и никеля) сосредоточена в

Мурманской области, а переработка в Ленинградской области. Глиноземные

заводы располагаются в Тихвине, Пикалеве. Волхове. Имеет место

производство аллюминия в Ленинградской области, прокат никеля и меди.

Предприятия огнеупорных материалов работают на местном сырье. Развитие

отраслей металлургии требует решения проблем охраны окружающей среды,

повышения надежности работы нейтрализационных установок биологической

очистки, внедрения новых способов электротехнической очистки.

Агропромышленный комплекс:

Сельское хозяйство занимает центральное место в АПК района и имеет

подчиненную роль промышленности. Главная роль сельского хозяйства –

удовлетворение протребности своего населения и легкой промышленности в

сырье. Это обусловило территориальную организацию сельского хозяйства:

вблизи городов сконцентрированы молочные, свиноводческие, птичеводческие и

овощные хозяйства, а в пригородных зонах – картофелеводство, льноводство

(Псковская и Новгородская область) . Основные доля посевов зерновых культур

(льноводство) и животноводства приходится на Псковскую область.

До революции в сельском хозяйстве района значительную роль играло

производство скоропортящихся овощей и фруктов, мясопродукции, свеже- и

кисломолочной продукции, а также производство серых хлебов – ржи, ячменя и

овса.

В АПК Северо-западного района рост производства связан с:

- укреплением межрегиональных связей

- развитием предпринимательства на селе

- многообразием форм собственности

- созданием сети перерабатывающих предприятий малого и среднего

бизнеса.

1. Транспорт и экономические связи.

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района

приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург –

1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта

очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная

мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т.

грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-

западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение

уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных

портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта –

железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-

Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и

Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей

промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения,

химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а

ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и

стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием

специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение

железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с

Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство

высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и

модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой

автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и

реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие

трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется

сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты

экономические связи с Центральным районом.

2. Основные проблемы развития района.

Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила

значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует

расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление

создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные

выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна.

В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны

окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

В настоящее время сельское хозяйство региона осталось практически без

государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки

региональных органов государственной власти. Развитие товарного

индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне

производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана

долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать

в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-

Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней

интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения,

инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться

эффективным товарное крестьянское хозяйство ( в т.ч. разнообразные

товарищества, кооперативы).

В связи с тем, что в настоящее время район стал практически

единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что

этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный

морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской

области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной

контактной зоны необходимо решить задачи:

1. Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального крена в

экономике не только Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской

областей.

2. Стимулирование развития ряда относительно тех отраслей хозяйства,

которые являются или могут стать конкурентоспособными в условиях рыночной

экономики.

3. Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей

региональной инфраструктуры.

4. Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона,

способных играть роль «локомотива».

Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении

этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой

сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными

отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная

сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-

Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной

мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия

предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного

туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь

морского, создание современной инфраструктуры связи.

10. Использованная литература.

1. Региональная экономика.

Учебное пособие для вузов/Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и

биржи, ЮНИТИ, 1995г.

2. Регионоведение.

3. Учебник для вузов/ Под редакцией проф. Морозовой Т.Г. – М: Банки и

Биржи, ЮНИТИ, 1998г.

4. География промышленности. Хрущев А.Т.

5. Статистический сборник.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.