реферат скачать
 

Северный экономический регион

сельскохозяйственная освоенность территории. Сельскохозяйственные угодья

составляют менее 2,3 процентов, в том числе пашня - около 1 процента

площадей района, при неравномерном, вследствие природно-климатических

особенностей, распределении по его территории, 95 процентов всех

сельскохозяйственных угодий района приходится на Вологодскую и южную часть

Архангельской области, где сельское хозяйство получило наибольшее развитие

и представлено рядом подотраслей растениеводства и животноводства.

На остальной территории Северного района, в Мурманской области,

Карельской республике и республике Коми, отрасль представлена местным

сельским хозяйством с ограниченной структурой, главным образом

овощеводством в закрытом грунте и отдельными видами животноводства.

Развитие этих подотраслей сельского хозяйства определяется необходимостью

удовлетворить потребности населения в мало транспортабельных и

скоропортящихся продуктах питания. Создание, например, близ Мурманска

крупного тепличного хозяйства при высокой урожайности выращиваемой

продукции позволяет обеспечивать население этого крупного промышленного

центра свежими овощами местного производства круглый год.

РАСТЕНИЕВОДСТВО

Растениеводство Северного района представлено производством зерновых и

технических культур, картофеля, овощей в основном на территории Вологодской

и Архангельской областей. Из общей посевной площади района, составляющей

около 1,3 млн.га., кормовыми культурами занято немногим менее 60 процентов,

зерновыми (рожь, ячмень, овес) - 1/3, картофелем и овощами - около 5

процентов и техническими культурами (главным образом льном-долгунцом) - 3

процента. Низкое естественное плодородие почв, сложные климатические

условия не позволяют обеспечить высокую урожайность зерновых культур, в то

время как по урожайности картофеля и овощей Вологодская область не уступает

средне широтным районам страны.

ЖИВОТНОВОДСТВО

Животноводство является ведущей отраслью сельского хозяйства района и

обеспечивает более 80 процентов производства валовой сельскохозяйственной

продукцией. Отрасль представлена молочным животноводством, развиты

свиноводство и птицеводство. На территории Мурманской и Архангельской

областей, республике Коми развито оленеводство. В сельской местности южной

части района, главным образом Вологодской области, широкое развитие

получили молочные фермы, специализированные свиноводческие и птицеводческие

хозяйства на промышленной основе, которые характеризуются высокой

продуктивностью и рентабельностью.

Современный уровень развития сельского хозяйства Северного района

обеспечивает некоторое увеличение производства основных продуктов питания:

мяса и мясопродуктов, яиц, рыбы и рыбопродуктов, овощей и бахчевых культур.

Однако удовлетворение потребностей населения в соответствии с рациональными

нормами питания вызывает необходимость завоза сельскохозяйственной

продукции из других районов страны. Из средне широтных и южных районов

страны сюда завозят зерно, мясо, картофель, овощи, фрукты, свежее молоко и

молочные продукты. \к\1.2\д

РАЗМЕЩЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕВЕРНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.\о +----------------------------------------------

---------------+ |

| Административно- | Наименование | |

Отрасль

| территориальная | промышленного | | промышленности |

единица

|

центра

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Черная

| Вологодская обл. | Череповец | | металлургия |

|

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Цветная

| Мурманская обл. | Мончегорск, Кан- | | металлургия |

| далакша.

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Надвоицы | +--------------------+--------------

-------+------------------| | Машиностроение | Вологодская обл.

|Череповец,Вологда.| |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл. | Архангельск. | |

+---------------------+------------------| |

| республика Коми | Инта,Воркута,Сык-| |

|

| тывкар,Щельяюр | |

+---------------------+------------------| |

| Мурманская обл. | Мурманск

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Петрозаводск | +--------------------+------------

---------+------------------| | Нефтеперераба- | республика Коми | Ухта

| | тывающая

|

|

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Химическая

| Вологодская обл. | Череповец

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Коми | Сосногорск

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Лесная и дерево- | Мурманская обл. | Мурманск, Канда- | | обрабатывающая |

| лакша, Умба. | |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Петрозаводск, | |

|

| Южкозеро,Кестень-| |

|

| га, Кемь.

| |

+---------------------+------------------| |

| Вологодская обл. | Белозерск, Сокол,| |

|

| Великий Устюг. | |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл.| Архангельск,Онега| |

|

| Карпогоры,Котлас,| |

|

| Коноша.

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Коми | Сыктывкар,Воркута| |

|

| Нарьян-Мар.

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Целлюлозно -

| республика Карелия | Суоярви,Кондопога| | бумажная

|

| Питкяранта.

| |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл. | Кодино,Новодвинск| |

|

| Коряжма.

| +--------------------+---------------------+------------------| |

Рыбная

| Мурманская обл. | Мурманск

| |

+---------------------+------------------| |

| республика Карелия | Беломорск, Петро-| |

|

| заводск.

| |

+---------------------+------------------| |

| Архангельская обл. | Архангельск,Ме- | |

|

| зень,Шойна,Индига| +-------------------------------------------------

------------+ \*\д Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СЕВЕРНОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЙОНА.\о

Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта:

железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90%

грузооборота. Большое развитие получил трубопроводный транспорт. В

Ухтинском нефтепромысловом районе функционирует система нефтепроводов,

подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный

магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский

нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса Ухта -

Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку

на Московский НПЗ. Два магистральных газопровода (Белоусово - Санкт-

Петербург, Ухта - Вологда Череповец - Санкт-Петербург) обеспечивают подачу

газа Санкт-Петербургскому и Череповецкому промышленным узлам. С вводом в

действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта -Рыбинск - Торжок

увеличилась подача газа этим промышленным центрам, а также стала возможным

часть сибирского газа направить в Финляндию. Этот газопровод, получивший

название "Сияние Севера", соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с

газовыми месторождениями севера Тюменской области.

Перевозки грузов морским транспортом внутри района относительно

невелики. Однако велика роль морского транспорта в осуществлении

внешнеторговых связей как самого района (вывоз лесоматериалов, апатитов,

железной руды), так и других районов страны.

Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной

транспорт. Грузооборот Северного, Беломорско-Онежского и Печорского

пароходств составляет около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных перевозках

преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно

увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного

пути.

Северный район слабо обеспечен благоустроенными автомобильными

дорогами. Основная сеть дорог сосредоточена в южной части района, где они

играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. Большое

значение имеют автомагистрали Санкт-Петербург - Мурманск, Вологда -

Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

Основу транспортной сети района составляют железные дороги,

обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими

районами страны. На долю железнодорожного транспорта приходится около 80%

грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы, направляемые на юг

и запад европейской части страны, апатиты, продукция цветной и черной

металлургии; во ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты (из Поволжья) и

хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

Архангельская область и республика Коми слабо обеспечены железными

дорогами. Многие районы здесь не имеют железнодорожных путей и

обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и

Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас, Архангельск,

Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

Наиболее крупные грузопотоки связаны с лесопромышленным освоением

района.Древесина к железнодорожным магистралям поступает из более удаленных

лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и

автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе

находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины

осуществляется на станциях Бакарица, Вычегда, Архангельск, Пукса, Микунь,

Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные

и южные районы страны.

Для печорского направления характерен большой грузопоток воркутинского

каменного угля. Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и

Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат (около 10

млн.т в год), в Санкт-Петербург, Архангельск и другие промышленные центры

страны. Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов

Ухтинского района.

Важным условием развития производительных сил Северного экономического

района является новое железнодорожное строительство. Здесь построены

лесовозные линии Архангельск - Карпогоры и Микунь - Кослан - Ертом. В

верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в

эксплуатацию новые железнодорожные линии Ядриха - Красавино Великий Устюг и

Сыня - Усинск. Электрифицированы наиболее грузонапряженные участки: Данилов

- Вологда, Буй - Вологда Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров -

Ярославль - Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и

специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы на восток и

обратно. \д

Глава 5. СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА.\о

Северная дорога обслуживает значительную часть Северо-Западного района

и соединяет его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским

Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727 тыс.км, или 4,3%

эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная

часть Северо-Западного района, значительная часть Центрального и небольшая

часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-

Западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-Западного

района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района

приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую,

Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми

и частично Владимирскую и Кировскую.

Северная дорога граничит на востоке и юге с Горьковской, на юге - с

Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района

тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного

меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на

Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей

с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорк -

Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий:

Обозерская - Маленга далее Баломорск, связывающий Северную и Октябрьскую

дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров

Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее

значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково -

Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта -

Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов.

Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

Северная дорога взаимодействует со всеми видами транспорта. В виду

малой разветвленности железных дорог большое значение имеют судоходные

реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг

образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда -

приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на

востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-Балтийиский

путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть

района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

Работа Северной дороги взаимодействует с тремя речными пароходствами;

Волжским, включающим Волгу от Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль,

Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду,

реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные

притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

На севере района железнодорожные и речные пути соединяются с морскими

и сочетают свою работу с Северным морским пароходством.Морские порты района

тяготения - Архангельск, Онега, Мезень, Нарьян-Мар, расположенными в устьях

больших рек, имеют важное значение для арктического каботажного

судоходства.

Важный узел автомобильных дорог Вологда. От него ав томобильные дороги

отходят на Архангельск, Белоозерск Каргополь и Санкт-Петербург. На Востоке

большая роль при надлежит меридиональной автомобильной дороги, идущей от

Котласа на Шарью и дале в южном направлении на Горький. Автомобильные

дороги Вологда Вельск и Котлас - Шарья соединяются дорогой Чикшино - Потьма

- Никольск. Все эти дороги республиканского значения. Важным звеном

транспортной системы района является трубопроводный транспорт

По району проходят нефтепровод Ухта - Ярославль и газопроводы Западная

Сибирь - республика Коми - Санкт-Петербург - Хельсинки, Выктуль - Ухта -

Рыбинск - Торжок Санкт-Петербург.

Район тяготения дороги богат природными ресурсами. Основное богатство

- это лес. Наряду со старыми пунктами лесозаготовок, расположенными вдоль

линии Архангельск - Вологда, возникли новые пункты вдоль Печорской линии.

Крупнейший центр лесопереработки - Архангельск. Большое лесопильное

производство сосредоточено в Котласе, на станциях Бакарица, Пермилово,

Шалакуша, Сыктывкар. При станциях Архангельск и Онега работают

лесохимические заводы. Крупные предприятия по переработке древесины

находятся в Котласе и Сыктывкаре. На Крайнем Севере в предгорьях Северного

Урала простирается Печорский угольный бассейн. Центры добычи угля: Воркута,

Инта, Хальмер-Ю. Добыча угля в районе Северной дороги состовляет 3,7%

общероссийской. По линиям Воркута - Чум, Чум - Лабытнанги, пересекающим

Северный Урал, печорские угли имеют выход на Нижнюю Обь а районе Салехарда.

В пунктах Вой-Вож, Ярега, Ижма добывается ухтинская нефть, которая

перерабатывается в Ухте и Ярославле. Верхне-Ижимский район имеет природный

горючий газ, который направляется в Ярославль - Кириши. Разрабатываются

месторождения известняка и гипса. Наличие морей, крупных рек и озер

предопределило развитие промысла морского зверя (главным образом тюленей) и

рыбного, являющегося старинной специализацией района.

Череповецкий металлургический завод обеспечивает район тяготения

дороги черным металлом. В районе много предприятий металлообрабатывающей и

машиностроительной промышленности разного рода: станкостроение и

приборостроение (Ярославль и Рыбинск, энергетическое машиностроение

(Ярославль). Транспортное машиностроение представлено электровозоремонтным

и вагоноремонтными (грузовые вагоны и полувагоны) заводами в Ярославле и

Вологде (пассажирские вагоны), а также судостроением (Архангельск, Рыбинск,

Котлас, Великий Устюг). Развито текстильное машиностроение.

Энергетика района представлена рядом тепловых электростанций,

работающих на угле, торфе, газе. Тепловые электростанции находятся около

железнодорожных станций: Архангельска, Иванова, Ухты, Воркуты, Ярославля и

др. Постепенно вводится мощности Костромской электростанции. В районе

Рыбинска и Углича построены гидроэлектростанции. Строится Печорская ГРЭС.

Химическая промышленность представлена заводами синтетического

каучука, шинным, производства красок. Много кирпичных заводов. В районе

Ярославля осуществляется переработка нефти. В район тяготения дороги входит

старый Иваново-Вознесенский текстильный район. В Архангельске и Усть-Цильме

работают кожевенные заводы. Ряд предприятий занят переработкой

сельскохозяйственного сырья. Дорога обслуживает крупные промышленные

центры: Ярославль, Рыбинск, Иваново, Вологду, Архангельск, Воркуту, Котлас,

Череповец, Кострому, Кинешму. Важнейшие железнодорожные узлы: Ярославль,

Вологда, Котлас, Данилов. Сельское хозяйство района тяготения дороги

специализировано на льноводстве, главным образом в южной части района, и

молочном животноводстве, имеющих общероссийское значение. Вокруг крупных

промышленных центров созданы овощные базы. В район систематически ввозится

значительное количество хлебных грузов, картофеля, овощей, круп,

растительного масла.

Экономика района тяготения дороги предопределила развития сети путей

сообщения и характер ее работы. Грузооборот дороги 142,1 млрд. ткм, или

4,4% грузооборота сети. По характеру работы дорога в основном вывозящая с

относительно малым транзит м и большими местными перевозками. Структура

перевозок по сообщениям: вывоз - 39%, ввоз - 18, местное сообщение - 27,

транзит - 16%.

Важнейшие грузы вывоза: лесные, печорский каменный уголь, ухтинская

нефть, минеральные строительные материалы, черные металлы. По отправлению

леса дорога занимает первое место, а нефти - третье после Куйбышевской и

Северо-Кавказской. Основные грузы местного сообщения: лесные, каменный

уголь, минеральные строительные материалы и дрова. Важнейшие грузы

транзита: каменный уголь, лесные грузы, черные металлы, хлеб. Важнейшие

грузы ввоза: минеральные строительные материалы, нефтяные и хлебные грузы.

Крупнейшие станции по размерам грузооборота: Воркута, Хановей, Ярославль-

Пристань, Приволжье, Рыбинск-Товарный, Череповец, Архангельск.

Грузонапряженность дороги в среднем выше сетевой.

Северная дорога характеризуется значительным пассажирским движением.

Пассажирооборот дороги 9,4 млрд.пассажиро-км, или 3% сетевого. Удельный вес

пригородных перевозок в числе отправленных пассажиров 62%. Направления

наиболее интенсивного пассажирского движения: Александров - Ярославль

Свеча, Ярославль - Нерехта, Котлас - Сольвычегорск. Линия Александров -

Ярославль - Свеча - составная часть магистрали Москва - Ярославль -

Свердловск, относящаяся к направлениям с наиболее интенсивными

пассажирскими перевозками. Почти весь грузооборот (98,8%) осваивается

новыми видами тяги, в том числе электрической 22,4%. \д

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ\о 1. Казанский Н.Н. и др. Экономическая география

транспорта.

- М.: Транспорт, 1991. 2. Данилов А.Д. и др. Экономическая география

СССР. - М.: Высшая Школа, 1983. 3. Данилов С.К. Экономическая география

транспорта СССР. - М.: Транспотр, 1977. 4. Народное хозяйство СССР в 1990

году. Статистический еже годник. - М.: Статистика, 1990. 5. Казанский Н.Н.

География путей сообщения. - М.: Транспорт, 1977.

Страницы: 1, 2


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.