реферат скачать
 

РПС Туркменистана

по железной дороге. В сочетании различных видов транспорта и связи важное

место занимают транспортные узлы.

Транспорт Туркменистана является составной частью экономики и играет важную

роль э народном хозяйстве республики. Почти 4/5 территории республики

занято пустынями. Поэтому транспортное обслуживание многих районов

представляет сложную техническую проблему и требует значительных затрат на

создание сети путей сообщения и на ее эксплуатацию.

Внешние межреспубликанские транспортно-экономические связи осуществляют

железные дороги, морские и речные порты, трубопроводы и воздушный транспорт

(преимущественно в пассажирских перевозках), внутриреспубликанские — в

основном железнодорожный, автомобильный и .воздушный^табл. 19).

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в единой транспортной

системе Туркменской ССР. Формирование железнодорожной сети в Туркменистане

началось в конце XIX в. В 1880—1886 гг. была построена Закаспийская

железная дорога, а в 1897—1898 гг. — железная дорога Мары—Кутка.

Строительство железных дорог продолжалось и в последующие годы: в 1914—1915

гг. построена дорога Каган—Керкичи—Термез, пересекающая восточные районы

республики. Таким образом, нынешняя железнодорожная сеть сформирована в

основном еще до революции.

Железнодорожное строительство, осуществляемое царской Россией на территории

Туркменистана, имело исключительно большое экономическое и

политическое.значение.

В республике действуют три отделения Среднеазиатской железной дороги:

Ашхабадское (от Красноводска до Душака), Марыйское (от Душака до Уч-Аджи и

железнодорожная ветка Мары — Кушка), Чарджоуская (от Уч-Аджи до Ходжа-Дов-

лет, от Чарджоу до Кунграда).

В грузопотоках преобладают продукция и сырье, производимые в республике:

нефть и нефтепродукты, хлопок-волокно, минеральные, строительные материалы,

овощи и бахчи и другие грузы. Среди ввозимых грузов важное место занимают

лес и древесина, машины и оборудование, зерно, черные и цветные металлы,

каменный уголь, продукция легкой и пищевой промышленности.

В республике функционируют два железнодорожных узла— Марыйский и

Чарджоуский. В Марыйском узле пересекаются железнодорожные линии

Красноводск — Ташкент и Мары — Кушка, а в Чарджоуском — Красноводск—Ташкент

и Чарджоу — Ташауз.

Автомобильный транспорт — совокупность автомобильных дорог и технических

средств движения, предприятий и организаций по эксплуатации и обслуживанию,

связанных автотранспортом.

Общая протяженность автомобильных дорог в республике в 1983 г. составила 12

тыс. 400 км, в том числе с твердым покрытием 9 тыс. 600 км. К основным

автомагистралям относятся автодороги Красноводск — Кизыл-Арват —

Ашхабад—Мары — Чарджоу; Мары — Иолотань — Кушка, Кизыл-Арват — Кара-Кала;

Чарджоу — Керки; Чарджоу — Дарган-Ата — Ургенч — Ташауз — Куня-Ургенч;

Небит-Даг — Челекен — Ашхабад — Бахарден — Ербент.

Важнейшим показателем работы автомобильного транспорта является

грузооборот, перевозка грузов и пассажиров. Перевозки автомобильного

транспорта республики ,в 1998 г. достигли 210,2 млн. т.

Значителен удельный вес в перевозке пассажиров легковых таксомоторов, общий

пробег которых увеличился за последние 20 лет в 5 раз.

Морской транспорт — составная часть единой транспортной системы

Туркменистана, который имеет исключительно важное значение для развития

народного хозяйства республики. Транспортно-экономические связи с.

республиками Закавказья, Северным Кавказом, Поволжьем в значительной

степени осуществляются через Каспийское море. Протяженность туркменского

побережья Каспийского моря составляет 800 км, расстояние между восточным и

западным побережьем Каспия (между Красноводском и Баку) 340 км, а от

Красноводска до Махачкалы 652 км. Морской транспорт Туркменистана является

сложным хозяйством, в состав которого входят разнообразные производственные

и обслуживающие организации, учреждения. Основой являются морские суда

(грузовые и пассажирские), кроме того сюда входят Каспийский морской паром,

Красноводское портоуправление, судоремонтный завод в Крас-новодске, связь и

сигнализация, аварийно-спасательные, судоремонтные, подводно-технические

экспедиционные отряды, радиометеорологические станции, учреждения

управления.

Каспийское морское пароходство располагает современными мощными морскими

судами, которые осуществляют в основном малый каботаж. Важнейшие грузы,

отправляемые из Красно-водского порта — хлопок-волокно, транзитные хлебные

грузы, строительные материалы (прежде всего, древесина), металл, уголь,

нефть.

К основным грузам, прибывающим в Красноводский порт, относятся машины и

оборудование, металл, стройматериалы, химические и прочие грузы.

В Туркменистане действуют 3 морских порта — Красно-водск, Бекдаш, Аладжа,

которые в 1974 г. объединены в Красноводское портоуправление.

Воздушный транспорт — совокупность предприятий и организаций по

эксплуатации и обслуживанию гражданской авиации. Авиапредприятия республики

обеспечены самолетами АН-24, АН-26, ЯК-40,, ТУ-154. Кроме высоких скоростей

воздушный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с наземным и водным.

Авиатрассы проводятся по наиболее кратчайшим воздушным линиям, что

значительно сокращает время в пути следования. Авиатранспорт дает

возможность организовать безостановочное (беспосадочное) сообщение на

дальние расстояния. Пассажирооборот воздушного транспорта в 1998 г.

составил 4787 млн. пассажиро-километров (в 1965 г. 607 тыс.). В 1981 г.

общая протяженность воздушных трасс союзного значения достигла 24,1 тыс.

км, а авиалинии республиканского значения — 3,35 тыс. км.

Воздушным транспортом республики осуществляется преимущественно перевозка

пассажиров, почты, срочных, ценных и скоропортящихся грузов. В 1983 г.

перевезено 2 млн. пассажиров, что в 3 раза больше, чем в 1965 г. Авиация

используется при обработке садов и виноградников, дефолиации хлопчатника.

Объем авиахимических работ в сельском хозяйстве республики в 1983 г.

составил 1,36 млн. га. В народном хозяйстве Туркменистана широко

применяются вертолеты.

Трубопроводный транспорт занимает в транспортной системе республики все

возрастающее значение. Он наиболее экономичен и технически более совершенен

при транспортировке нефти и газа.

По назначению различают: нефтепроводный, газопроводный, магистральный и

водопроводный. Первый нефтепровод в Туркменистане Кум-Даг — Вышка

(протяженностью 40 км) сдан в эксплуатацию в 1946 г., затем были построены

нефтепроводы: Вышка — Красноводск; Котурдепе — Белек — Красноводск;

Котурдепе — Челекен. Руководство работами по транспортировке нефти

нефтепроводами осуществляет Управление туркменских магистральных

нефтепроводов.

Комплекс передачи и приема информации (связь) — играет важную роль в

условиях научно-технической революции. В зависимости от технических средств

связь подразделяется на почтовую и электросвязь. Почтовая связь или почта

осуществляет пересылку и доставку адресатам писем, периодической печати,

денежных переводов, посылок, бандеролей. Основное средство для перевозки

почтовых передач являются различные виды транспорта, прежде всего,

авиационный и железнодорожный. Почтамты и почтовые отделения снабжены

высокопроизводительными разборочными, штемпелевальными, сортировочными,

мешкозашивочными, маркировальными, почтообрабаты-вающими машинами.

Распространение периодических изданий осуществляет «Союзпечать»

Министерства связи ТССР. Основными видами электросвязи является телеграф,

телефон, радиосвязь, телевидение.

Экономические связи.

Одним из важнейших условий рационального размещения и развития

производительных сил республики является наличие внутриреспубликанских и

межрайонных экономических связей. Внутриреспубликанская связь способствует

углублению специализации и комплексного развития хозяйств отдельных частей

республики. Одни эконом-географические районы республики поставляют свою

продукцию в другие районы. Например, Западно-Туркменский эконом-

географический район обеспечивает .все районы республики нефтепродуктами,

поваренной солью, рыбопродуктами, а При-копетдагский район отправляет в

Западный Туркменистан овощи, бахчевые, виноград.

Крупные промышленные центры и сельские населенные пункты республики связаны

друг с другом поставками сырья или готовой продукции. Наиболее тесные

производственно-технологические связи между промышленностью и сельским

хозяйством наблюдаются в хлопководческих районах республики.

Расширяются из года в год межрайонные экономические связи республики. В

другие экономгеографические районы страны и союзные республики вывозятся:

природный газ, нефть и нефтепродукты, сульфат натрия, сера, йод, бром,

озокерит, бентонит, хлопок-волокно, каракуль, шелковые ткани, растительное

масло, хозяйственное мыло, мытая шерсть, вентиляторы для градирен, оконное

стекло и многие другие товары. Из братских союзных республик и

экономгеографических районов ввозится лес, древесина, каменный уголь,

металл, машины, оборудование, мебель, продукция легкой и пищевой

промышленности, минеральные удобрения, бытовые металлические изделия,

зерно, мясо и мясопродукты, картофель. ,,

В экономическом развитии Туркменистана особую роль играет РСФСР, удельный

вес которой в межрайонном товарообороте республики преобладает, составляя

по ввозу 78%, РСФСР поставляет в Туркменистан лесоматериалы (из Восточно-

Сибирского экономического района), черные и цветные металлы (с Урала),

автомобили (из Горького, Москвы, Тольятти, Ижевска, Павлова, г. Брежнева,

Ульяновска, Миасса)., тракторы (из Челябинска, Волгограда, Липецка,

Рубцовска), технологическое оборудование, электротехнические изделия

(радиоаппаратура, телевизоры), телефонную аппаратуру, различные приборы,

бытовые металлические изделия, ткани, обувь, зерно, кондитерские изделия,

мясо и рыбопродукты, цельномолочные продукты, продукцию полиграфической

промышленности (книги, географические карты и атласы).

Туркменская ССР вывозит в РСФСР 93,5% добиваемого природного газа, 72%

хлопка-волокна, около 96% каракульских смушек, 34% мытой шерсти, 57% шелка-

сырца, 64 "'о центробежных нефтяных насосов, 69% кабельных изделий, 59%

вентиляторов для градирен, более 30% оборудования для торговых предприятий,

продукцию химической промышленности, стекло, ковры и другие виды

промышленной продукции.

Туркменистан — составная часть Среднеазиатского экономического района.

Удельный вес ввоза из республик Средней Азии составляет около 10%. Это

хлопкоуборочные машины, технологическое оборудование для промышленных

предприятий и другие виды товаров.

Республики Средней Азии получают из Туркменистана электрическую энергию,

нефтепродукты и газовый конденсат (около 35%), минеральные удобрения,

кабельные изделия (24%), оконное стекло, шелк-сырец, кожевенное сырье и др.

Казахстан поставляет в республику зерно, сельхозмашины, мясо и

мясопродукты, фосфорит, уголь, металл; с Украины поступает металл,

тракторы, автомобили, сахар; из Белору-сии — тракторы, автомашины,

картофель; из республик Закавказья — нефтепродукты, чай, техническое

оборудование, обувь, одежда; из Прибалтики — радио- и телеаппаратура,

трикотаж, рыбные консервы, цельномолочные продукты, микроавтобусы; из

Молдавии — продукция пищевой промышленности. Туркменская ССР вывозит в эти

республики хлопок-волокно, тестомесильные и кремовзбивальные машины,

вентиляторы для градирен, насосы, оконное стекло, ковры, каракуль и другую

продукцию.

Одной из важнейших форм экономических связей является совместное

строительство крупных народнохозяйственных объектов. В строительстве

Каракумского канала им. В. И. Ленина участвовали представители 36

национальностей, оборудование для канала поставляли 250 городов нашей

страны.

При участии многочисленных предприятий и организаций союзных республик

построена Марыйская ГРЭС, строятся Чарджоуский нефтеперерабатывающий завод,

Туркменский завод азотных удобрений в г. Мары. Трудящиеся Туркменистана

принимают участие в строительстве Байкало-Амурской Магистрали. Ежегодно

студенческие строительные отряды вузов и техникумов республики работают в

Смоленской, Астраханской, Тюменской областях.

Экономико-географические районы и подрайоны.

Экономическое районирование. Первые работы по экономическому районированию

Туркменистана появились в 20-е гг. в связи с переустройством старого

административного деления. Комиссией по районированию при Госплане

Туркестанской АССР проделана огромная работа по подготовке материалов для

районирования среднеазиатских республик. Проект образования новых районов,

составленный комиссией, стал основой районирования республики в первые годы

ее существования. Однако выделение научно обоснованных экономических

районов началось в годы второй пятилетки. В 1935 г. М. П. Копы-тин выделил

5 экономических районов с указанием их специализаций: Западно-Туркменский

промышленный, Копетдагский яромышленный, Мургабский и Тедженский

сельскохозяйственные, Среднеамударьинский промышленно-сельскохозяйствен-

ный1. Н. Н. Баранский в книге «Экономическая география СССР» выделяет 6

основных частей республики: Западный Туркменистан, предгорье Копетдага,

бассейны Теджена и Мургаба, полоса вдоль среднего течения Амударьи, низовья

Аму-дарьи, Центральные Каракумы. Аналогичное районирование проведено в 1943

г. В. П. Жмуйдой (6 районов).

В настоящее время в Туркменской ССР сформировано 5 внутриреспубликанских

экономических районов — Западно-Туркменский (4 подрайона), Прикопетдагский

(4 подрайона), Среднеамударьинский (4 подрайона), Нижнеамударьинский (2

подрайона) и Южнотуркменский (3 подрайона).

ПРИКОПЕТДАГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

[pic]Прикопетдагский район — один из крупных территориальных экономических

районов республики, отличающийся специфическими региональными условиями

воспроизводства общественного производства. Площадь района 95,4 тыс. км2

(19,6% общей площади Туркменистана). На 1.01.99 г. здесь проживало 2182,4

тыс. человек (около 26% населения республики).

Средняя плотность населения 12,2 чел. на 1 км2. Большая часть территории

области занята пустыней Каракумы и горами Копетдаг, которые редко заселены.

В оазисах плотность населения достигает в среднем 80—90 чел. на 1 км2, а в

наиболее густонаселенном Ашхабад — Геок-Тепинском районе — до 100 чел.

Общая численность населения Прикопетдагского экономического района в

1926—1983 гг. увеличилась более чем в 3,5 раза, а городское население — в 8

раз, и его доля в общей численности населения повысилась с 26% в 1926 г. до

65% в 1983 г. Необходимо отметить, что рост городского населения района

прежде всего связан с нахождением здесь столицы республики Ашхабада, где

сосредоточено 72% всего городского населения района. Большинство населенных

пунктов размещено вдоль Каракумского канала, железной и автомобильных

дорог, которые стали хозяйственной осью экономического района.,

Прикопетдагский район относится к числу немногих районов страны, в которых

абсолютная численность сельского населения не сокращается, а наоборот

увеличивается. Это вызвано развитием сельского хозяйства и быстрым темпом

естественного прироста населения в сельскйх окрестностях. Для района

свойственны высокие темпы естественного прироста населения.

Население Прикопетдагского района многонационально. По данным переписи

населения 1997 г. в области проживают туркмены, русские, казахи, татары,

украинцы, узбеки, армяне, азербайджанцы и др. Особенно отличаются

многонациональностью города и поселки городского типа. Однородны по

национальному составу сельские районы, здесь преобладают туркмены, русские,

казахи.

В Прикопетдагском районе насчитывается 3 города, 3 городских, 8 сельских

районов, 13 поселков городского типа, 52 сельских Совета (на 1 января 1984

г.). В районе производится более '/5 промышленной продукции республики,

занято более 40% промышленно-произаодственного персонала Туркменской ССР.

Прикопетдагский район имеет чрезвычайно разнообразные природные и

экономические условия для производства. Выявление и их учет — необходимое

условие при планировании развития и размещения производительных сил района.

Неравномерно размещены по территории района промышленные,

сельскохозяйственные объекты, дороги, населенные пункты. Неодинаков и

уровень развития отраслей социальной инфраструктуры. Районные различия,

особенности развития производства в разных частях района могут быть

раскрыты лишь путем обоснований формирования территориальных социально-

экономических единиц и их типологии. Территориальные социально-

экономические микрокомплексы Прикопетдагского района формируются под

воздействием многочисленных комплексообразу-ющих факторов.

В Прикопетдагском районе выделяются 4 экономических подрайона: Ашхабадский,

Тедженский, Бахарденский, Каах-кинский.

Ашхабадский подрайон занимает ведущее место во всей территориальной системе

производительных сил уровня развития. Подрайон включает г. Ашхабад,

Безмеин, Геок-Тепинский, Ашхабадский, Гяурский административные районы.

Здесь сформированы крупные промышленные центры области и республики —

Ашхабад и Безмеин. Территория комплекса составляет 33% всей территории, а

население — 64% всего населения Прикопетдагского района. Значительна роль

микрокомплекса в производстве сельскохозяйственных- продуктов. По степени

особенности и развития промышленности и сельского хозяйства территорию

микрокомплекса можно разделить на следующие природно-экономические зоны:

старого промышленного и сельскохозяйственного освоения (районы, прилегающие

административного района. Специализация комплекса — хлопководство и добыча

стройматериалов.

ЗАПАДНО-ТУРКМЕНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

Западно-Туркменский экономический район расположен на территории

Красноводского административного района. Площадь равна 138,5 тыс. км2

(28,4%) общей площади Туркменистана, где проживает 5321 тыс. человек (на

1.01.81 г.), или 11,2% населения республики.

Западный Туркменистан — основной район республики, где добывают нефть, газ,

различные соли, строительные материалы, йод, бром, бентонит; осуществляют

рыбный промысел (Каспийское море).

Западный Туркменистан самый вододефицитный район республики; поверхностные

водные источники очень немногочисленны, а воды Каспия не пригодны для

питья и орошения; осадки крайне незначительны, что делает район самым

засушливым в республике.

Минерально-сырьевые ресурсы сосредоточены и разрабатываются только в

западной зоне (между железной дорогой и Каспием), которая занимает 1/10

часть территории района.

Западный Туркменистан наиболее урбанизированный район республики. Удельный

вес городского населения составляет 82% (по стране — 48%), что в 1,8 раза

выше, чем в среднем по республике.

Здесь сравнительно низкий естественный прирост населения. Если в 1998 г. по

республике на 1000 человек населения естественный прирост составлял 26,7

человек, то в Западном Туркменистане этот показатель равен 21,7 человек.

Плотность населения самая низкая — 2,4 человека на 1 км2 (по республике —

6,2 чел. на 1 км2).

Району присущи все черты, характерные для промышленных концентраций,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.