реферат скачать
 

Развивающиеся страны в мировой экономике

Однако их финансовым рынкам не хватало прозрачности, а банковская система

характеризовалась высокой концентрацией и, как следствие, недостаточной

маневренностью. Например, крупнейшие финансовые учреждения Индонезии

концентрировали 51% всего акционерного капитала, на Филиппинах и Таиланде

– 35%, чему способствовали также семейная форма их управления и тесная

связь с правительством. В кредитной политике банков под давлением

правительства преобладали престижные крупные проекты в ущерб мелкому и

среднему местному предпринимательству. В результате высокая доходность

портфельных инвестиций соседствовала с рискованностью, поэтому их приток

сюда можно отнести к горячим деньгам, которые быстро уходят при первых

признаках нестабильности.

18. Азиатский финансовый кризис.

Комбинированное воздействие завышенных процентных ставок, слабого контроля

за возвратностью ссуд, снижение темпов хозяйственного роста из-за их

чрезмерности на фоне недостаточного инвестирования в производство ухудшили

в 1997 г. экономические показатели стран Юго-Восточной Азии. Это привело к

оттоку из них основной массы иностранных портфельных инвестиций, причем во

многих из этих стран возник «эффект домино». Опасаясь дальнейшего спада,

владельцы выводили инвестиции не только из пораженных кризисом стран, но и

из соседних, усиливая панику на финансовых рынках. В результате в Таиланде

промышленное производство в 1997 г. снизилось на 50% по сравнению с 1996

г., а иностранные инвестиции сократились на 43%. В Индонезии на 20 – 25%

выросли цены на рис, работу потеряли несколько миллионов человек, увеличив

численность бедноты с 23 до 40 млн человек. По некоторым предварительным

оценкам, азиатский финансовый кризис повлек в 1998 г. снижение мирового

производства на 1%. Пересмотрены показатели темпов роста ВВП, которые в

развивающихся странах снизились до 2,5%, т.е. резче, чем в развитых.

Одним из результатов финансового кризиса в Азии, а затем и в Бразилии,

стало сокращение нового притока частного капитала. Позиции МВФ и Всемирного

банка как кредиторов развивающихся стран возрастают. Но в изменившихся

условиях они ужесточают кредитование, сокращая сроки погашения, повышая

процентную ставку. Финансовый кризис, усиливший экономическую

нестабильность третьего мира, начался на фоне высокой внешней задолженности

развивающихся стран.

19. Внешняя задолженность.

Острейшей проблемой развивающихся стран на рубеже XX и XXI вв. остается

внешняя задолженность.

В последние десятилетия, особенно в 90-е годы XX в., наблюдалось

систематическое снижение цен на сырьевые товары. С 1980 по 1996 г.

рассчитываемый МВФ индекс по 30 позициям сырьевых товаров упал по меньшей

мере на 74%. Только в 1998 г. цены на нефть снизились почти на 35%, а общий

индекс цен на минеральные ресурсы – на 22%. К тому же сократились объемы

поставляемого в развитые страны сырья и энергоносителей из развивающихся

стран в связи освоением ресурсо- и энергосберегающих технологий в развитых

странах.

В результате в развивающихся странах возникли отрицательные сальдо

внешнеторгового баланса, хронические дефициты государственных бюджетов,

обусловившие необходимость внешних долгосрочных заимствований, и

наращивание внешней задолженности. Если в 1974 г. общий объем внешнего

долга развивающихся стран составлял 135 млрд долл., то к 1981 г. он достиг

751 млрд, а в начале 90-х годов – 1935 трлн долл. После этого наступила

некоторая стабилизация (между 2,1 и 2,3 трлн долл.), прерванная финансовым

кризисом 1997 г. Наиболее быстрыми темпами росли долги самых бедных стран.

Выплата процентов по внешнему долгу поглощает значительную часть

экспортной выручки: в Бразилии на эти цели использовано в 1995 г. 37,9%

экспортных валютных поступлений, в Мексике – 24,2%, в Аргентине – 34,7%, в

Венесуэле – 21,7%.

Утечка национального дохода в виде процентов по внешней задолженности

приводит к снижению темпов экономического роста, развитию инфляционных

процессов и, следовательно, к усугублению долгового бремени, снижению

уровня жизни значительной части населения и нарастанию социальной и

политической нестабильности. Большинство развивающихся стран в 80-е и 90-е

годы оказались неспособными обслуживать свои внешние долги. В частности, в

1982 г. Мексика объявила дефолт по внешнему долгу.

В 1997 и 1998 гг. западные страны начали осуществлять программу списания

большей части долгов беднейших стран и их последующей реструктуризации.

Предлагается, например, списать внешнюю задолженность Мозамбика на 85 –

90%, Угады, Мали, Гайаны, Мавритании и Кот-д’Ивуара – на ѕ с последующим

оформлением новых обязательств в виде облигаций и новых ценных бумаг.

Реструктуризация внешних долгов развивающихся стран предусматривает

перевод части долга в долгосрочные облигации стран-должников, продажу

просроченных долгов ниже их номинальной стоимости, а также передачу в

собственность кредиторам акций государственных промышленных предприятий.

Однако принятые в 80-е – 90-е годы меры по снижению и реструктуризации

внешних долгов развивающихся стран не уменьшили остроту проблемы долгового

бремени. Падение цен на нефть, продолжавшееся вплоть до второй половины

1999 г., и на другие сырьевые ресурсы, а также отсутствие внутреннего

механизма модернизации наиболее отсталых экономик сводили на нет усилия по

преодолению долгового кризиса развивающихся стран.

Характерным явлением в 90-е годы стало превышение платежей развивающихся

стран по старым долгам над поступлением в эти государства финансовых

ресурсов. Так, в 1994 г. сумма возвращенных кредитов и процентов по ним

развивающихся стран составила 169,5 млрд долл., а сумма текущих

заимствований – 16,7 млрд долл. В 1995 г. развивающиеся страны выплатили за

рубеж 128 млрд долл. по основному долгу и 85 млрд долл. в виде процентов,

тогда как получили прямых иностранных инвестиций на сумму 90 млрд долл. и в

виде помощи – 64 млрд долл., т.е. на 59 млрд. долл. меньше.

Проблема внешней задолженности усугубляется ошибками во внутренней

политике развивающихся государств. Политическая нестабильность в ряде стран

приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная

часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала,

покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих

режимов. Так, в 1870 – 1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд

долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на

строительство аэропортов, новых столиц, офисных зданий и на покупку

вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например,

Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВНП.

В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых

ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению

финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры

этой помощи уменьшаются.

Таким образом, решение проблемы внешней задолженности можно обеспечить не

только помощью развитых стран в реструктуризации долгов, но проведением

странами-должниками режима жесткой реализации условий для притока новых

инвестиций.

Глава II. Общность и различия развивающихся стран.

1. Важнейшие черты и особенности экономики развивающихся стран.

Классификация стран.

Характеризуя особенности экономики РС, необходимо отметить, что для

послевоенной индустриализации были характерны следующие ориентации, помимо

добычи и обработки сырья на месте, а затем его экспорт в развитые и новые

индустриальные страны:

• импортозамещение, предполагавшее производство товаров, (первоначально —

простых товаров потребительского спроса, а позже и более сложных),

аналогичных и

• создание ‘экспортно-ориентированных отраслей национальной промышленности.

Такие направления послевоенного развития РС дали ‘мощный толчок к

возникновению и дальнейшему развитию собственной промышленности.

Такие государства как Индия, Египет, Бразилия, Мексика и Южная Корея уже

сегодня в определенной степени работают на экспорт, вывозя продукцию

машиностроения, электроники, других отраслей, обрабатывающей

промышленности; по целым группам товаров они составляют конкуренцию таким

странам, как Япония, США, европейские страны.

Для всего развивающихся стран можно выделить ряд характерных особенностей и

черт, которые объединяют их в большую социально-экономическую структуру в

системе мирового хозяйства:

• -многоукладный характер экономики РС с различными формами собственности,

в том числе архаичными (племенно-общинными), патриархальными и

частнокапиталистическими элементами;

- зависимое положение в системе мирового хозяйства, в том числе от притока

иностранного капитала; .

- переходный характер внутренних социально-экономических структур, хотя

десятилетиями они ориентированы на формирование развитых рыночных

отношений;

- все еще низкий уровень развития производительных сил, отсталость

промышленности сельского хозяйства, производственной и социальной

инфраструктуры (за исключением отдельных стран);

• финансовая зависимость РС от промышленно развитых стран вследствие

долгового кризиса;

- выраженное научно-техническое отставание от развитых стран, низкий

уровень расходов на НИОКР, ставящий их в технологическую зависимость от

ведущих государств мира;

• аграрная ориентация ряда РС и сохранение доминирующей роли добывающих

отраслей, что при устойчивом падении цен на сырье и сельскохозяйственную

продукцию остается неблагоприятным фактором экономического роста;

• укрепление социально-экономических и политических позиций и усиление

многообразия связей одних стран с другими классификационными группами

стран.

Усиливающаяся социально-экономическая связь РС с индустриально развитыми

странами обусловливает разносторонне-противоречивое участие их в структуре

мировой экономики. Развивающиеся страны постоянно испытывают на себе

последствия циклических кризисов, валютных инфляций, экспансий

транснациональных корпораций и т. д. В результате этих процессов кризисные

явления в экономике освободившихся государств оказались настолько масштабны

и глубоки, что в условиях современного взаимозависимого мира их преодоление

рассматривается мировым сообществом как одна из глобальных проблем.

Характерной черт и особенностью всех развивающихся стран также является

устойчивая тенденция естественного прироста населения. Во всех РС

преобладает второй — расширенный тип воспроизводства населения. Средние

показатели естественного прироста населения соответствуют уровню 1,9% в

год, а в наименее развитых странах до 2,9% против 0,7% в развитых странах.

Это создает свои демографические проблемы, влияющие на специфику

экономического развития этих стран, т. е. оказывает свое влияние на

производство, занятость, структуру рынка:

• рост населения соответственно повышает уровень потребительского спроса,

создавая напряжение во всех звеньях массового потребления;

• такая демографическая ситуация, создавая резерв рабочей силы, усложняет

инвестиционные процессы, т. е. государство вынуждено создавать новые

рабочие места для обеспечения полной занятости, а также решать комплекс

социальных проблем.

В целом по развивающемуся миру полностью или частично безработными являют

примерно 45% трудоспособного населения, в то время как население,

находящееся за чертой бедности, хотя и относительно уменьшается, но

абсолютно продолжает расти. В частности с 1975 по 1998 г. его доля

понизилась с 56 до 38%, но его численность возросла с 1,1 до 1,2 млрд чел.

В этих условиях те из РС, в которых проблемы занятости и,

продовольственного обеспечения достигли особой остроты, вынуждены внести

значительные коррективы в стратегию структурного развития, сместив акцент в

сторону развития сельского хозяйства и укрепления его производственных

связей с крупной промышленностью. В большинстве РС крайне низка

производительность труда, что связано с отсутствием достаточных средств для

развития трудового потенциала, в частности — крайне низкий уровень

грамотности, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, слабая

материально-техническая база образования, отсутствие энергичного слоя

предпринимателей, способных идти на риск, и т. д.

По развивающимся странам в целом преобладающая доля прироста ВВП по

прежнему обеспечивается экстенсивным путем.

В целом, в начале 90-х гг. «третий мир» развивался крайне неравномерно, в

результате чего динамично углублялся процесс дифференциации, т. е. среди

развивающихся стран мира четко обозначились две крайние группы государств —

наиболее и наименее развитые, между которыми иерархически располагается

основная масса стран «третьего мира».

В соответствии с мировыми классификациями, бедным называется тот, кто

получает меньше 275 долл. в год. В начале 90-х гг. насчитывалось 20 стран с

меньшим уровнем дохода. За последнее десятилетие в 71 из 140 стран

наблюдался спад уровня доходов населения. В наиболее сложном положении

находятся 42 наименее развитые страны, в которых средний объем ВВП на душу

населения, по подсчетам ЮНКТАД, снизился до 230 долл. По производству ВВП

на душу населения разрыв этой группы стран от средних показателей возрос до

4 раз (в 1970г. — 3,3 раза). По прогнозу ЮНКТАД к 2000 г. это отставание

достигнет 4,3 раз.

В региональном плане наименее развиты 42 государства (8 в Азии, 29 в

Африке, остальные - в Латинской Америке и Океании) с населением примерно

407 млн чел. Наиболее развитые страны "третьего мира" выделились на основе

«нефтяного бума" — ряд государств Персидского залива, "новые индустриальные

страны» Юго-Восточной Азии и Латинской Америки образуют один полюс в

системе РС. На другом полюсе обосновались беднейшие государства,

находящиеся в положении фактического застоя. Среди них ряд стран Африки, в

том числе Мозамбик (ВНП — 80 долл. в год на человека), Эфиопия (100 долл.),

Танзания (100 долл.), Сьерра Леоне (140 долл.), Бурунди (180 долл.), Уганда

(190 долл.), Чад и Руанда (200 долл.). Кроме названных стран в эту группу

входят отдельные страны Азии: Непал (160 долл.), Бутан и Вьетнам (70

долл.), Мньянма и др. (по данным Всемирного Банка).

В категорию развивающихся государств входят также две крупнейшие страны

мира — Китай (с населением примерно 1,2 млрд чел.) и Индия (около 1 млрд

чел.). Несмотря на относительно низкий уровень ВНП на душу населения

(примерно по 300 долл.), благодаря крупному потенциалу природных и людских

ресурсов и целенаправленной стратегии социально-экономического развития

этих стран, в них уже сформирован крупный производственный потенциал,

решается (в результате проведенных реформ) продовольственная проблема, а

сами эти государства рассматриваются как реальные претенденты на статус

великих держав.

Для конкретного анализа развивающиеся страны подразделяются на следующие

группы.

- Страны с активным платежным балансом (они же экспортёры энергоресурсов):

Бруней-Даруссалам, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливийская Арабская

Джамахирия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.

Страны с пассивным платежным балансом подразделяются на следующие две

группы:

экспортеры энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн, Боливия, Венесуэла,

Габон, Египет Индонезия, Камерун, Конго, Малайзия, Мексика, Нигерия, Оман,

Перу, Сирийская Арабская Республика, Тринидад и Тобаго, Тунис, Эквадор;

чистые импортеры энергоресурсов: все остальные развивающиеся страны.

- Страны с недавно сформировавшимся активным платежным балансом: Гонконг,

Южная Корея, Сингапур, Тайвань.

Далее рассматриваются страны, сгруппированные по разным признакам.

Пятнадцать стран — крупных должников: Аргентина, Боливия, Бразилия,

Венесуэла, Колумбия, Кот-д’Ивуар, Марокко, Мексика, Нигерия, Перу, Уругвай,

Филиппины, Чили, Эквадор, бывшая Югославия.

Наименее развитые страны (НРС) (47 стран): Афганистан, Бангладеш, Бенин,

Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гвинея, Гвинея-

Биссау, Гамбия, Джибути, Заир, Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа,

Карибати, Коморские острова, Лаосская Народно-демократическая республика,

Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Малави, Мали, Мальдивские острова,

Мозамбик, Мньянма, Непал, Нигер, Объединенная республика Танзания, Руанда,

Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы острова, Сомали, Судан, Сьерра-

Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская республика, Чад,

Экваториальная Гвинея, Эфиопия.

Страны Африки к югу от Сахары: страны африканского континента и

близлежащие островные государства, за исключением Нигерии, стран Южной и

Северной Африки (Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Туниса).

Страны южной и восточной Азии: страны южной Азии, юго-восточной Азии,

восточной Азии, за исключением Китая, если не указано иначе.

Страны Средиземноморья: Кипр, Мальта, Турция, бывшая Югославия.

Страны западной Азии: Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен,

Катар, Кувейт, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская

Аравия, Сирийская Арабская Республика.

Отставание развивающихся стран от развитых является существенной проблемой

не только для самих этих стран, но и для всего мирового хозяйства. Сильно

выраженные диспропорции на разных «полюсах» оказывают свое влияние на

структуру и уровень развития мирохозяйственных связей. Те развивающиеся

страны, где сырье — основа экспорта, остро нуждаются в поиске

дополнительных экспортных ресурсов, способных поддержать их позиции на

мировом рынке. Несмотря на ряд проблем в области расширения экспорта

традиционных товаров, доля развивающихся стран в общем мировом экспорте

повышается (табл. 5).

Таблица 5.

Среднегодовые изменения стоимости экспорта товаров в РС, %

|Год |Мир в |Развивающиеся |Африка|Азия|Ближний |

| |целом |страны | | |Восток |

|1981 – |6,1 |3,2 |– 2,5 |11,2|– 6,4 |

|1990 | | | | | |

|1991 – |8,1 |11,0 |5,8 |15,0|1,8 |

|1995 | | | | | |

|1996 |4,8 |12,4 |11,6 |10,4|17,8 |

|1997 |3,6 |8,2 |1,8 |11,9|1,9 |

|1998 |– 2,2 |– 7,5 |– 13,5|– |– 20,3 |

| | | | |2,0 | |

|1999 |3,1 |8,4 |6,2 |8,0 |14,7 |

|2000 |8,2 |14,4 |21,4 |10,3|20,5 |

|2001 |8,5 |5,7 |– 0,1 |9,7 |– 4,6 |

В 2000 г. темпы роста международной торговли по РС значительно выше, чем в

целом по общемировым показателям: 14,4 против 8,2% по миру в целом. В 1,5—2

раза выше темпы роста по другим регионам РС — Африке и Азии.

Среди главных факторов развития мировой торговли с одной стороны,

сравнительно высокие темпы роста экономик, а с другой — достаточно высокие

цены на нефть и сырьевые материалы, что очень важно для РС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.