реферат скачать
 

Развивающиеся страны в мировой экономике

значительной части представляет скрытую форму безработицы.

В результате в развивающихся странах в целом безработица росла высокими

темпами. По экспертным оценкам, безработные и не полностью занятые в этих

странах составляют от 25 до 38% экономически активного населения, то есть

около 1 млрд человек.

9. Бедность и нищета.

Огромную часть населения в развивающихся странах составляют бедные.

Большая их часть проживает в сельских районах, например, в Гане, Кении,

Индии, Таиланде свыше 80% сельского населения относится к бедноте. Точные

размеры нищеты трудно рассчитать из-за нехватки статистических показателей

и различий в определении ее границ. В соответствии с критериями Всемирного

банка к проживающим в бедности отнесены те, чей ежедневный доход не

превышает 1 долл. Обобщающие данные свидетельствуют, что в развивающихся

странах 31% населения живет на этом уровне. В ряде стран этот показатель

еще выше, например, в Тропической Африке – 48%, в Индии – 52,5%.

Для развивающихся стран характерна резкая неравномерность в распределении

доходов (она намного выше, чем в развитых государствах). Причем в ходе

экономического роста может происходить (и это подтверждает опыт многих

стран третьего мира) увеличение доли богатых слоев населения в доходах.

Например, в Бразилии, Колумбии, Коста-Рике, Индии, Филиппинах самыми

высокими темпами росли доходы 20% населения, отнесенных к категории

наиболее богатых. Это во многом объясняется растущей концентрацией

собственности и капитала у местной элиты, ее приближенностью к власти. В

результате, несмотря на рост душевого дохода в третьем мире за последние 25

лет в среднем на 1,4% в год, на долю 40% самого бедного населения

приходится не более3 – 7% доходов.

Массовая безработица, бедность и нищета населения, усугубляемые

неравенством в распределении доходов, ограничивают внутренний

платежеспособный спрос и препятствует тем самым росту производства.

10. Важность внешней торговли.

Участие в мировой торговле – одно из необходимых условий получения

финансовых и технологических ресурсов для обеспечения экономического роста.

Внешняя торговля развивающихся стран характеризуется высокими темпами роста

и существенными изменениями в товарной структуре, отражающими сдвиги в

экономике. Качественно новой чертой их экспорта стала растущая доля готовой

промышленной продукции. Определенные сдвиги наметились и в географической

направленности внешней торговли. Одним из показателей этого стало

расширение торговых отношений между самими развивающимися странами по схеме

Юг – Юг. С конца 80-х гг. Развивающиеся страны по темпам роста внешней

торговли обгоняют развитые государства (табл.2)

Таблица 2.

Темпы роста внешней торговли развитых и развивающихся стран (среднегодовые

изменения), %

|Страны |1980 – |1988 – |1996 |1997 |1998 |

| |1987 гг. |1995 гг. |г. |г. |г. |

|Импорт |

|Развитые |4,4 |6,4 |6,4 |8,6 |4,5 |

|Развивающие|1,2 |7,9 |9,3 |12,1 |1,0 |

|ся | | | | | |

|Экспорт |

|Развитые |4,6 |6,9 |5,9 |9,8 |3,6 |

|Развивающие|0,5 |9,1 |8,7 |10,8 |3,9 |

|ся | | | | | |

11. Снижающаяся эффективность сырьевого экспорта.

В силу исторических особенностей большинство развивающихся стран выступают

на мировом рынке в основном как поставщики первичной продукции сельского

хозяйства, сырья и топлива. Эти товары обеспечивают до 70% всей их

экспортной выручки, а в странах Тропической Африки – даже до 90%. По

некоторым товарным позициям доля развивающихся стран в мировом экспорте к

концу 90-х гг. Достигла: нефти – 81,0%; натурального каучука – 98,3; кофе –

91,6; чая – 85,0%.

Высокая зависимость от экспорта первичной продукции ограничивает гибкость

экономики развивающихся стран, делает ее уязвимой, болезненно реагирующей

на колебания мировых цен, которые особенно велики по сырьевым товарам.

Сравнительные преимущества развивающихся стран – это дешевые сырье, рабочая

сила, уникальные почвенно – климатические условия для тропического

земледелия. Но снижающиеся энерго-, материало- и трудоемкость

производства, распространение синтетических заменителей, высокая

эффективность аграрного сектора в развитых странах сжимают спрос на

сырьевые товары (продукцию сельского хозяйства и добывающей

промышленности). Их доля в мировой торговле снизилась с 34% в 1970 г. До

20% в конце 90-х гг. В результате цены на большинство видов сырья на

мировых рынках в долгосрочном периоде имеют тенденцию к падению.

Например, реальные цены на неэнергетическое сырье с 50-х до конца 90-х гг.

( за небольшим исключением) снизились на 50%. Их взлеты в отдельные годы не

меняют этой генеральной тенденции. Следствием этого становится ухудшение

условий торговли для экспортеров сельскохозяйственного и минерального

сырья. Если за 1980 – 1997 гг. Цены на готовые изделия выросли в 10,5 раза,

то на сырье, топливо и продовольствие – снизились на 12%.

Попытки развивающихся стран компенсировать потери увеличением объемов

производства и экспорта сырья приводят к разрушающему росту, т.е.

дальнейшему падению цен и в конечном счете – к сокращению выручки. Так,

возросшее производство сельскохозяйственной продукции вызвало в 1998 г.

Снижение мировых цен на нее на 10,4%. Этому способствует и усиливающаяся

конкуренция между странами Юга с однотипной номенклатурой экспорта. В

результате платежные балансы развивающихся стран (прежде всего

внешнеторговые операции) хронически дефицитны, млрд долл.: 1990 г. – 25,1;

1995 г. – 94,4; 1999 г. 89,7.

12. Характеристика экономики ближневосточных стран – экспортеров нефти.

К этой группе следует отнести страны-экспортеры энергоносителей, прежде

всего нефти, расположенные на Ближнем Востоке: Кувейт, Катар, Саудовская

Аравия, ОАЭ, Бахрейн, Оман.

По уровню ВВП на душу населения эти страны вплотную приблизились (а

некоторые значительно превзошли) высокоразвитые страны (Таблица 3).

Таблица 3.

Динамика ВВП в странах-экспортерах нефти Ближнего Востока в 90-е годы XX

века.

|Страны |ВВП, |ВВП |

| |Всего (млрд |в расчете на душу |

| |долл.) |населе- |

| | |ния, тыс. долл. (в|

| | |ценах |

| | |и по ППС валют |

| | |1993 г.) |

| |1990 |1993 |1997 |1990 |1993 |1997 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |

|Саудовск|470 |495 |545 |31,5 |29,0 |29,25|

|ая | | | | | | |

|Аравия | | | | | | |

|Кувейт |35 |38 |48 |27,0 |25,25|28,25|

|ОАЭ |35 |37 |40 |20,5 |18,5 |16,25|

|Катар |30 |31 |40 |26,0 |30,0 |29,0 |

|Бахрейн |13 |15 |18 |4,0 |4,0 |5,0 |

|Оман |7 |8 |10 |60,0 |55,5 |53,5 |

Основные черты экономики этой группы стран: монотоварная структура

экспорта; высокие темпы роста ВВП; значительное активное сальдо платежного

баланса; высокий уровень душевого дохода; массированный экспорт капитала;

высокая степень зависимости от внешних факторов развития.

Главным и единственным фактором стремительного взлета стран этой группы

было резкое и неоднократное повышение цен на нефть на мировом рынке в 70 –

80-е годы (Таблица 4).

Таблица 4.

Среднегодовые темпы роста ВВП в постоянных ценах, %.

|Группы стран |Годы |

| |1960 - |1973 - |

| |1973 |1979 |

|Капиталоизбыточные |10,7 |7,5 |

|нефтеэкс- | | |

|портирующие | | |

|развивающиеся | | |

|Остальные |6,0 |5,1 |

|развивающиеся | | |

|Развитые |5,0 |2,8 |

Значительный приток нефтедолларов позволил развернуть крупномасштабные

программы создания нефтеперерабатывающей и нефтетехнической промышленности,

ориентированных на экспорт. Одновременно начался экономический бум в

сопутствующих отраслях, в частности в строительстве и производстве

стройматериалов. Значительную долю затрат на индустриализацию взяло на себя

государство, предоставляя иностранным и особенно на экспортную. Цена на

электроэнергию для промышленных потребителей составляла 0,05 риала за кВт-ч

при издержках в 0,2 – 0,5 риала. По некоторым оценкам, в Саудовской Аравии

в 1975 – 1984 гг. частному сектору были предоставлены государственные

субсидии на сумму 42 млрд риалов.

Государство в значительной степени формировало и финансировало фонд

потребления населения путем прямого субсидирования цен на основные продукты

питания, льготных государственных кредитных на жилищное строительство,

затрат на развитие образования и здравоохранения.

Таким образом, процесс расширенного воспроизводства по натурально-

вещественной форме обеспечивался импортом товаров, а по стоимости –

государственными доходами от экспорта нефти.

В начале 80-х годов ввиду значительного уменьшения мирового спроса на

нефть и падения мировых цен в нефтедобывающих странах произошло ухудшение

внешних условий воспроизводства, так как резко уменьшились доходы от

экспорта нефти. Значительное (более чем в три раза за 1981 – 1987 гг.)

падение доходов от экспорта нефти привело к сокращению расходов

государства, прежде всего инвестиций в инфраструктуру, строительство, в том

числе жилищное, в развитие городского хозяйства. Снизились государственные

расходы на субсидирование производства и сохранение сложившегося уровня

жизни населения.

В целях увеличения доходов государства были повышены таможенные пошлины и

введены новые налоги. В 80-е годы во всех нефтедобывающих странах

госбюджета стал дефицитным, темпы экономического роста замедлились. Так,

среднегодовой темп прироста реального ВВП в Саудовской Аравии в 1981 – 1990

гг. был отрицательным (-0,8%), в 1991 г. он составил 6,0%, в 1992 г. –

(+3,0%), в 1993 г. – (+1,0%), в 1994 г. – (-2,7%).

Процесс приспособления экономики нефтедобывающих стран к новым внешним

условиям выразился также в попытке уменьшить роль внешнего рынка в

обеспечении процесса расширенного воспроизводства путем сокращения объема

импорта. Только в Саудовской Аравии он уменьшился за 1982 – 1986 гг. с 34,4

до 16,6 млрд долл. Одновременно расширился экспорт продукции

нефтепереработки и нефтехимии. Однако роль экспорта нефтехимикатов в

доходах арабских нефтедобывающих стран пока ещё незначительна. Все чаще для

погашения дефицитов платежных балансов и бюджетов используются иностранные

активы или кредиты.

Тенденции замедления темпов экономического роста по сравнению с 70-ми

годами сохранились вплоть до конца 90-х годов, так как ухудшение условий

для внутренних капиталовложений способствует усилению экспорта частного

капитала из данной группы стран.

Снижение цен на нефть в конце 90-х годов нанесло новый ущерб экономике

нефтедобывающих стран. Подобная ситуация, которая, по оценкам экспертов,

может продлиться до 2005 г., свидетельствует о необходимости выработки

программы дальнейшей диверсификации многоотраслевой структуры экономики

капиталоизбыточных стран-нефтеэкспертов.

13.Промышленный экспорт – ключ к развитию.

Все изложенное усиливает стремление развивающихся стран расширить экспорт

готовой промышленной продукции (спрос на которую в мире быстро растет),

укрепив тем самым свои позиции в мировом хозяйстве. Начав с вывоза

несложных трудоемких промышленных товаров, освоенных в период

импортозамещения (готовая одежда, обувь, пищевая продукция, игрушки,

бижутерия и т.п.), развивающиеся страны постепенно увеличили свою долю в

мировом промышленном экспорте с 6% в 1950 г. и 11,1% в 1980 г. до 24,3% в

1995 г. и 29,8% в 2000 г. Их стратегия направлена не только на увеличение

объема промышленного экспорта, но и (прежде всего путем его диверсификации)

освоение новых видов изделий с учетом спроса мирового рынка. Хотя страны

Севера сохраняют безусловное лидерство в мировой торговле готовыми

изделиями, развивающиеся страны сумели потеснить их на рынках

потребительских изделий и частично продвинули свою машиностроительную

продукцию.

14. Государственная помощь развитию.

В основе этой помощи – поступления средств от международных организаций и

правительств развитых стран по двусторонним и многосторонним соглашениям.

Она включает гранты (т.е. безвозмездную помощь), техническое содействие,

консультационные услуги, займы на льготных условиях. Программы

государственной помощи ориентированы прежде всего на осуществление

манитарные цели и защиту наиболее уязвимых слоев населения (дети, женщины,

низшие касты).

Чистый приток финансовых ресурсов, т.е. за вычетом средств на оплату

(обслуживание) ранее полученных кредитов, в развивающиеся страны по

официальным каналам (т.е. от иностранных правительств и международных

организаций) составил в среднем за год, млрд долл.: в 1984 – 1989 гг. –

25,8; 1990 – 1996 гг. – 15,6; 1997 г. – 17,5 и 1998 г. – 28,6. Однако в

расчете на душу населения Южной Азии – не более 4 долл., Латинской Америки

– 13 долл. и Тропической Африки – 26 долл. Доля в ВВП этого источника

поступления средств составляла заметную величину только в НРС. Так, в 1996

г. в Бразилии она была порядка 0,1%; Чили – 0,3; Египте – 3,3, а в Эфиопии

– 14,3; Гане – 10,5 и Гвинее-Бисау – 67,5%. Рекомендованный ООН в конце 60-

х гг. показатель государственной помощи развитию на уровне 0,7% от ВВП

стран-доноров не был достигнут (за исключением очень небольшой группы

скандальных стран).

Средства по государственным программам помощи распределяются между

развивающимися странами-получателями неравномерно и недостаточно увязаны с

приоритетами их социально-экономического развития. В период «холодной»

войны финансовые поступления зависели преимущественно от политических и

стратегических интересов стран-доноров, их стремления поддержать

определенные режимы в третьем мире. В 90-х годах государственная помощь в

большей степени направлена на то, чтобы стимулировать проведение странами-

получателями реформ по либерализации экономики, в том числе программ

структурной адаптации. Особая роль в этом принадлежит Всемирному банку,

долгосрочные кредиты которого ориентированы на мобилизацию внутренних

сбережений посредством системы налоговых и финансовых мер, рационализацию

государственных инвестиций.

15. Вашингтонский и поствашингтонский консенсус.

На государственную помощь развивающимся странам существенное влияние в 70

– 80-х гг. оказала политика МВФ и Всемирного банка, выступавших за

либерализацию экономики в развивающихся странах, стимулирования роста путем

создания динамичного частного сектора и ограничения роли государства. Эти

идеи, часто называемые «вашингтонским консенсусом» (по месту расположения

Фонда и Банка), подверглись резкой критике в 90-х гг., в том числе в связи

с сохраняющимися масштабами нищеты в странах третьего мира, обострением

социальной напряженности. «Провалы рынка», низкая способность к

саморегулированию национальных экономик стали особенно очевидны с началом в

1997 г. в Азии финансового кризиса. Противопоставление государства частному

сектору, курс на ослабление регулирующей роли государства в экономике

оказались непродуктивными. Выявилась структурная слабость развивающихся

рынков, несмотря на высокие темпы экономического роста в странах Юго-

Восточной Азии и частично Латинской Америки.

Обвалы на финансовых рынках ускорили корректировку традиционных идей МВФ и

Всемирного банка, основанную на необходимости более тесной взаимосвязи

государства и частного сектора, особой роли государства в улучшении

деятельности рынков, а также в производстве общественных благ, в первую

очередь в инвестициях в человеческий капитал (так называемый

поствашингтонский консенсус). Одним из проявлений изменяющейся роли

государства стал рост его доли в ВВП развивающихся стран с 15 – 16% в 70-х

гг. до 25-27% в 90-х гг.

Развивающиеся страны заинтересованы в государственной помощи извне в связи

с постоянной нехваткой внутренних финансовых ресурсов и слабостью позиций

многих из них на мировом заемном рынке. Ведь они не могут привлечь в нужном

объеме необходимые средства на коммерческой основе из-за высоких процентных

ставок по кредитам и займам, нежелания коммерческих банков идти на риск

без твердых гарантий погашения. Вместе с тем государственные программы

помощи подвергаются в развивающихся странах критике за низкую

эффективность, непроизводительные расходы местного коррумпированного

административного аппарата, осуществляющего их реализацию, и невыполнение

задач, для решения которых эта помощь предназначалась. В странах – донорах,

особенно членах ЕС, также усиливается негативное отношение к этому виду

помощи как неоправданной трате средств на том основании, что процессы

развития в других государствах должны быть преимущественно их внутренним

делом, базироваться на собственных ресурсах.

16. Прямые иностранные инвестиции.

Этот тип инвестиций дает возможность не только привлечь финансовые

ресурсы, недостающие национальным экономикам, но и приобщить их к

современной технике, организации производства, опыту создания рыночных

институтов. Возрастающую роль в этом процессе играют ТНК. Однако в общей

сумме накопленных в мире прямых иностранных инвестиций на развивающиеся

страны приходится лишь около 20%. Правда, после того, как они начали

проводить либеральные реформы, приток частного иностранного капитала

увеличился – с 18 млрд долл. в 1997 г.

Этот поток прямых инвестиций распределяется среди развивающихся стран

неравномерно, концентрируясь в основном в 10 странах Латинской Америки,

южной и Юго-Восточной Азии (на них приходится до 80% зарубежных средств).

Поступления иностранных инвестиций прямо зависят от политической и

экономической стабильности, уровня инфраструктуры, емкости внутреннего

рынка, наличия дисциплинированной рабочей силы.

Растущее значение в кооперации иностранного капитала с местным

предпринимательством получают совместные предприятия. Особенно они

распространены в производстве бытовой электроники. Такое сотрудничество с

инофирмами позволяет повысить конкурентоспособность местной продукции и

ускорить ее выход на мировой рынок.

17. Портфельные инвестиции.

Эти частные капиталовложения ориентированы прежде всего на развивающиеся

страны с высокими темпами роста, такие как, например, НИС в Юго-Восточной

Азии, чьи валюты привязаны к доллару. В годы, предшествовавшие азиатскому

финансовому кризису, портфельные инвестиции достигали здесь 3,4% ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.