реферат скачать
 

Развивающиеся страны в мировой экономике

Если объемы производства не достигают определенного минимума, то издержки

производства увеличиваются. На емкие рынки рассчитано и большинство

отраслей, выпускающих машиностроительную продукцию производственного и

потребительского назначения.

Созданные интеграционные объединения развивающихся стран не способствовали

в силу ряда объективных и субъективных причин формированию общего рынка, и

отрасли промышленности, рассчитанные на массовое производство, оказались в

условиях ограниченной емкости отдельно взятых национальных ринков.

Промышленные мощности зачастую не только уступали оптимальным размерам, но

и недоиспользовались, что обусловливало потери в экономии на масштабах,

увеличение удельной капиталоемкости производства, низкую эффективность

промышленности и неконкурентоспособность основной массы товаров.

Снижающаяся капиталоотдача сдерживала накопление.

Даже в наиболее крупных развивающихся странах платежеспособный спрос на

промышленные товары долговременного пользования с избытком покрывался

продукцией одного или нескольких предприятий. Это приводило к

монополизации и сговору о разделе рынка. В результате вздутые цены на

промышленные изделия и отсутствие конкуренции лишали молодую индустрию

стимулов к технологическим и организационным инновациям и обрекали её на

прозябание. К тому же потребность а импорте, несмотря на повышение доли

местного производства в потреблении промышленных товаров, не только не

уменьшалась, но и возросла, прежде всего за счет импортного сырья и

полуфабрикатов для изготовления ранее импортировавшихся изделий. Так, в

Пакистане и Таиланде отношение импортируемой промежуточной продукции для

выпуска потребительских товаров к импорту таких изделий с начала 50-х до

конца 60-х годов возросло более чем в 5,2 раза, в Бирме – в 5,5 , на

Филиппинах – в 7,9 , в Индии – 1,8 раза.

Экспорт традиционных видов сырья и продовольствия из бывших колониальных

стран в этот период развивался медленно, чему препятствовали усилившаяся

конкуренция между экспортерами и начавшийся в 70-е годы переход в этих

странах к материало– и энергосберегающим технологиям.

Разрыв между ростом импортных и экспортных ресурсов привел к неизбежному

увеличению внешних займов и помощи. Их приток стал непременным условием не

только расширенного, но во многих странах и простого воспроизводства.

Задолженность стран третьего мира в сумме достигла 1,7 трлн долл2 и

сохраняет тенденцию к дальнейшему росту. На погашение внешнего долга и

уплату процентов по нему уходит примерно половина всех новых внешних

финансовых поступлений в развивающиеся страны.

Таким образом, политика опоры на собственные силы, стратегия

импортозамещения, жесткий протекционизм и значительная роль государства в

экономике большинства развивающихся стран не оправдали надежд.

Вместе с тем отдельные развивающиеся страны, прежде всего со скудными

природными ресурсами, к началу 70-х годов выбрали другую стратегию

индустриализации, в основу которой легло продвижение местных изделий на

мировой рынок. Первопроходцами экспортоориентированного промышленного

развития стали Тайвань и Южная Корея, начавшие перестройку народного

хозяйства с модернизации аграрного сектора экономики. К концу 70-х годов

они добились высокой конкурентоспособности своей промышленной продукции и

стали теснить промышленную продукцию развитых стран на их внутренних и

мировом рынках. Эти страны назвали азиатскими, а затем новыми

индустриальными странами (НИС).

Позднее к ним присоединились Малайзия, Таиланд, Индонезия, которые тоже

успешно провели аграрные преобразования и начали развивать промышленное

производство на экспорт.

Резкое повышение цен на нефть, другие энергоресурсы и на промышленное

сырье в 1973 – 1974гг. способствовало быстрому обогащению стран -

нефтеэкспортеров. В результате к концу 70-х годов выделились три группы

развивающихся стран, существенно различающиеся по экономическому уровню,

отраслевой и технологической структуре, степени и профилю участия в

международном разделении труда, внутренним и внешним условиям

воспроизводственного процесса.

В первую группу вошли страны, которые по структурным параметрам и объему

ВВП на душу населения ближе всего подошли к нижней границе развитых стран,

а то и превысили её. Это, прежде всего «новые индустриальные страны». К

этой же группе достаточно развитых стран следует отнести страны-экспортеры

нефти и других энергоносителей, расположенные на Ближнем Востоке.

Ко второй группе развивающихся стран относят, как правило, страны со

средним уровнем доходов. Это самая многочисленная и неоднородная группа.

Сюда относятся такие крупные государства, как Индия, Пакистан, Турция,

Египет, ЮАР, нефтедобывающие страны – Иран, Алжир, Венесуэла, Ливия, Габон,

Нигерия; аграрно-сырьевые страны Азии, Африки и Латинской Америки. Объем

ВВП на душу населения в этой группе стран колеблется от 8,85 тыс. долл. В

1997 г. в Чили до 1,5 тыс. долл. В Индии.

К третьей группе относятся наименее развитые страны (НРС), включающие 48

государств Африки, Азии, Карибского бассейна и Ближнего Востока, в том

числе такие многонаселенные страны, Бангладеш, Республика Конго (бывший

Заир), Мьянма, Танзания, Судан и Эфиопия. Общая численность населения НРС в

1996 г. составляла более 555 млн человек, из которых 78% - полуграмотные

или совсем неграмотные сельские жители. Средневзвешенный подушевой доход в

этих странах не превышает 950 долл., ожидаемая продолжительность жизни –

50,6 года, потребление электроэнергии на одного жителя – не более 74 квт/ч

в год, доля сельского хозяйства в ВВП – 37%, промышленности – 19%.

2. Развивающиеся страны как целостность.

Несмотря на существенные различия, развивающиеся страны сохраняют

качественные особенности, позволяющие рассматривать их как относительно

устойчивую группу с определенными сходными признаками. Им присущи такие

черты, как многоукладная экономика с различными формами собственности, в

том числе архаичными (племенные, общинные), влияние традиционных институтов

в обществе, высокие темпы роста населения, специализация в международном

разделении труда преимущественно на производстве сырья, сильная зависимость

от притока иностранного капитала. Все это объективно обусловливает сложное

взаимодействие качественно различных форм производства и распределения,

затрудняя модернизацию экономики.

Хозяйственные структуры большинства развивающихся стран не унифицированы,

производительные силы разнородны, что сдерживает повышение темпов роста.

Вместе с тем третий мир, как особое социально-экономическое образование,

развиваясь, в том числе под воздействием мирового хозяйства

(интеграционные, научно-технические, информационные импульсы,

демонстрационный эффект), трансформируется, становится более неоднородным.

Общность и одновременно многообразие развивающихся стран осложняет попытки

их классификации. Сама эта общность подвижна и в ходе экономического роста

претерпевает существенные изменения, Так, группу развивающихся стран в

последнее десятилетие покинули четыре «азиатских дракона» (Гонконг,

Сингапур, Тайвань, Южная Корея), и этот шаг готовы повторить ещё несколько

стран третьего мира.

3. Модели индустриализации.

Решение этих проблем национальные правительства связывали с проведением

индустриализации, которую они рассматривали, как комплексный процесс,

позволяющий осуществить структурные сдвиги в экономике, техническое

перевооружение производства и модернизацию экспорта путем приоритетного

развития промышленности. Широкое распространение получили идеи «догоняющего

развития», основанные на том, что молодым государствам Азии, Африки и

Латинской Америки предстоит в общих чертах повторить путь ныне развитых

стран.

Политика индустриализации формировалась в развивающихся странах с учетом

уровня развития, наделенности ресурсами каждой из них. Но за этой

спецификой прослеживаются две модели, в той или иной степени типичные для

подавляющего большинства этих стран.

В силу объективных условий на первых этапах чаще всего реализовывалась

модель импортозамещающей индустриализации, т.е. развития местной

обрабатывающей промышленности под защитой высоких тарифов (протекционизм)

для удовлетворения внутреннего спроса, сокращения импорта, особенно

потребительских товаров. Эта модель позволяла за счет освоения внутреннего

рынка укрепить национальное предпринимательство, защитить молодую

промышленность. На ее основе в 60-е гг. среднегодовые темпы роста

промышленности в развивающихся странах превысили 6%.

В то же время выявились существенные просчеты политики замещения импорта,

основными из которых были низкий платежеспособный спрос внутреннего рынка,

хроническая недогрузка (до50%) промышленных мощностей, рост импорта новой

техники и соответственно давление на валютные резервы, низкая

конкурентоспособность продукции, созданной в «тепличных» условиях

защищенного внутреннего рынка. Из-за сохранения отсталых форм

землепользования и высоких цен на сельскохозяйственную технику местного

производства не был модернизирован аграрный сектор. Рост промышленного

производства не вызвал заметного увеличения спроса на рабочую силу (2,5-3%

в год). Эта совокупность причин не позволяла улучшить социальные

показатели развития; росло неравенство в распределении национального

дохода.

Другая модель ориентирована на экспорт национальной промышленной

продукции, завоевание позиций на внешнем рынке. Отсюда ее название –

экспортоориентированная индустриализация. Она основана на открытости

экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании

мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модернизации

структуры хозяйства.

Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию

развития в третьем мире благодаря успехам четырех азиатских стран

(Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи), которые, не имея богатых

природных ресурсов, сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя

дешевую дисциплинированную рабочую силу. Экономическому подъему во многом

способствовали тесные экономические связи с Японией на основе модели

«летящие гуси». Суть последней состояла в том, что страна-лидер (в данном

случае Япония) через свои инвестиции, а также новые технологии, опыт

менеджмента и маркетинга приобщала их к современному производству, расширяя

экспортные возможности. Как уже отмечалось, эти страны перешли в группу

развитых, доказав тем самым возможность прорыва, преодоления экономической

отсталости в короткие сроки.

На основании обследования 40 развивающихся стран Всемирный банк выявил,

что в 1963-1973 гг. большая часть этих стран придерживалась

импортозамещения, в 1973-1985 гг. их число несколько снизилось, а с конца

80-х гг. и особенно в 90-е гг. быстро растет число развивающихся стран, в

первую очередь в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проводящих политику

стимулирования экспорта.

В чистом виде два указанных основных направления индустриализации трудно

найти. Обычно они взаимодействуют в разных соотношениях. В зависимости от

внутренних экономических условий и мировой конъюнктуры на первый план

выходит то или иное направление.

4. Роль государства.

Для большинства развивающихся стран характерно активное участие

государства в экономике. Отсталость, хроническая нехватка инвестиционных

ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость

привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно

усиливали роль государства как хозяйствующего собственника.

Государственный сектор создавался прежде всего путем расширения его

позиций за счет нового строительства в инфраструктуре и промышленности,

частично – национализации. Доля государственных предприятий в ВВП

составляла в 90-х гг. в среднем 11% (в развитых странах – 5%). Государство

заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в

образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие.

Усилению экономической роли государства способствовали перспективные

планы, принятые в большинстве развивающихся стран под влиянием советского

опыта планирования. По некоторым оценкам, за 1950 – 1980 гг. было

утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как

заявления о намерениях правительства. Вместе с тем некоторые страны

третьего мира, например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы,

способствующие росту современной промышленности и инфраструктуры.

Участие государства не отменяло в большинстве развивающихся стран рыночные

механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над

частным предпринимательством. Например, в Индии промышленность

государственными указами была разделена на три группы с разной степенью

разрешенного участия частных предпринимателей. Некоторые производства

(оборонные, стратегически важные) были для них закрыты. В ещё большей

степени такого рода ограничения относились к частному иностранному

капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе

взаимодействия государственного и честного секторов.

5. Приватизация.

Масштабы государственной собственности в развивающихся странах,

увеличивавшиеся в 50 – 70-х гг., затем начали постепенно сокращаться, в

первую очередь в Латинской Америке и Азии. Это было вызвано укреплением

национального предпринимательства, ростом его влияния в экономике и

политике, неэффективностью большинства государственных предприятий,

усиливающей бюджетные дефициты (например, в ряде стран Латинской Америки

они достигали 4 – 16% ВВП).

Заметное влияние на ограничение государственного сектора оказала политика

МВФ и Всемирного банка, настаивающих на отказе государства от убыточных

предприятий, а также пример приватизации в развитых странах в 80 – 90-е гг.

В развивающихся странах приватизация затронула, прежде всего,

энергетические отрасли, телекоммуникации. Право покупки получил как

местный, так и иностранный частный капитал. Крупнейшие продажи были

проведены в 1988 – 1997 гг. в Бразилии – на сумму 32 млрд долл., Мексике –

29 млрд долл., Аргентине – 19 млрд долл., а также в Индонезии, Перу,

Филиппинах. Приватизация должна была существенно укрепить финансовую базу

государства и улучшить управление предприятиями. Однако поступления от

приватизации оказались ниже ожидаемых (особенно в странах Африки из-за

слабости местного капитала и незначительной заинтересованности иностранных

инвесторов).

6. Программы структурной адаптации.

Низкие темпы роста ВВП, слабые положительные изменения в уровне

подушевого дохода и социальных показателях побудили начать в 80-х гг.

осуществление так называемых программ структурной адаптации, исходя из

необходимости преодоления инфляции, уменьшения дефицитов государственных

бюджетов, сокращения внешнеторгового дефицита, и на этой основе постепенный

переход к устойчивому росту. Предполагалось , что достижение этих целей

может быть ускорено стимулированием частного предпринимательства,

повышением эффективности государственных предприятий и борьбой с нищетой.

От разоренных попыток помощи беднейшим слоям населения намечалось перейти к

их вовлечению в процесс развития путем самозанятости, создания новых

рабочих мест, особенно в мелком производстве.

Программы структурной адаптации с разной степенью последовательности

проводились в Боливии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили и некоторых

других странах. Существенное место в этих программах заняли ограничение

социальных расходов в бюджетах государств, попытки жесткого финансового

курса, санация государственного сектора. Они натолкнулись на недоверие

местных инвесторов, которые, боясь очередной девальвации национальных

валют, предпочитали спекулятивные операции на фондовых рынках, а не

вложение средств в производство. Технологическое отставание производства

тормозило экспорт и вело к нарастанию внешнеторговых дефицитов, что

требовало привлечения краткосрочных кредитов («горячих денег») извне.

Программы не решали социальных задач, заметно увеличилась безработица в

Боливии, Чили, Мексике. Кризис экономики Мексики в 1994 – 1995 гг.,

финансовый обвал в Бразилии в начале 1999 г. стали проявлениями слабости

структурных изменений, неустойчивости денежно-кредитных систем.

7. Накопление.

Повышение доли накопления в ВВП – необходимое условие ускорения развития.

В странах третьего мира оно было осложнено ограниченностью внутренних

ресурсов и необходимостью одновременно решать задачи, требующие

массированных капиталовложений. Большинству развивающихся стран за счет

ограничения темпов роста потребления, увеличения доходов от экспорта и

местного производства удалось поднять долю инвестиций в ВВП с 15 – 17% в 50-

х гг. до 30% в 90-х гг. Вместе с тем половина НРС не смогли перейти даже

15%-ный рубеж. Рост доли накопления тормозится в развивающихся странах

высоким уровнем инфляции (36% в 80-е гг.), которая начала снижаться к концу

90-х гг. (8 – 10%), но финансовый кризис способен вновь подтолкнуть этот

процесс. Также негативно может повлиять на уровень накопления сокращение

экспортных поступлений в результате спада спроса на мировом рынке как

следствие кризиса.

Развивающиеся страны добились определенных положительных сдвигов в

социальной сфере. Повысилась продолжительность жизни: с 30 – 35 лет в 50-х

гг. до 52 лет в 90-х гг. – в странах Тропической Африки, 62 – Южной Азии,

68 – Юго-Восточной Азии, 70 лет – Латинской Америки (в развитых странах она

составляет 77 лет).

Начальным образованием охвачено до 95% соответствующей возрастной группы,

однако продолжительность школьного обучения в большинстве развивающихся

стран в два, а в Тропической Африке – почти в три-четыре раза короче, чем в

развитых государствах. Сохраняется отставание в доступе к образованию (даже

начальному) девочек, они составляют основной отсев учащихся.

Социальные проблемы в третьем мире остаются весьма острыми. Об этом

говорит тот факт, что подавляющее большинство развивающихся государств

попадает в группу стран с низким уровнем индекса человеческого развития.

8. Прирост населения. Безработица.

Социальные проблемы в третьем мире во многом обострены из-за того, что

уровень прироста населения здесь очень высок (1,9% в год, а НРС – до 2,9%

против 0,7% в развитых странах). Программы сокращения рождаемости в большей

части развивающихся стран дали незначительные результаты (за исключением

КНР, которую иногда причисляют к этой группе – 1,1% в год).

В то же время непоследовательные аграрные реформы и связанное с ними

частичное применение современной техники ускорили высвобождение рабочей

силы из сельского хозяйства и урбанизацию, массовый приток работоспособных

в города, усилив в них давление на рынок труда. Но и в городах

обрабатывающая промышленность, которая на ранних этапах индустриализации

считалась основным источником новых рабочих мест, не может поглотить более

10 – 20% численности рабочей силы, причем по мере модернизации этот

показатель будет сокращаться. Правда, в занятости заметно растет доля сферы

услуг, однако в основном за счет традиционной мелкой торговли, которая в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.