реферат скачать
 

Развитие и размещение транспортного комплекса РФ

пластмассы, шины, стройматериалы, зерно, мясо. Вывозятся же автомобили,

бумага, оборудование, станки, продукция химических предприятий.[129]

Центрально-Черноземный экономический район.

Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-

географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по

густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по

России. Основные виды транспорта — железнодорожный и автомобильный; в

районе также получили развитие речной, трубопроводный и авиационный

виды.[130]

Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в

широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном

направлении — железные дороги: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва —

Донбасс; Москва — Курск — Харьков. В восточном направлении: Саратов —

Тамбов — Мичуринск; Воронеж — Курск — Киев; Валуйки — Минск и другие.

Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайоннные

перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные

автострады: Москва — Симферополь; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва

— Тамбов.[131]

Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие

связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными.

Последние годы сильно возрос поток грузов из самого ЦЧЭР, связанный с

развитием ТПК КМА (железная руда, черные металлы, минерально-строительное

сырье). Поэтому пропускная способность отдельных линий уже недостаточна,

техническая оснащенность транспорта слабая, необходимо улучшение

взаимодействия различных видов транспорта в регионе.

Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с

Центральным, Уральским, Западно-Сибирским и Поволжским районами России и с

Украиной. Из региона вывозятся железная руда, минерально-строительные

материалы, черные металлы, хлеб, сахар. Поскольку экономика региона в

сильной степени испытывает дефицит энергетических и технологических видов

топлива, преобладает ввоз каменного угля, кокса, нефти и нефтепродуктов, а

также ввозятся в больших объемах минерально-строительные грузы, минеральные

удобрения, черные металлы, товары народного потребления и т.д.[132]

Северо-Кавказский экономический район.

Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для

связей с другими районами России и странами зарубежья.[133]

Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит

железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями

являются Северо-Кавказская: Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес —

Махачкала — Баку, испытывающая в последние годы в связи с Чеченской войной

большие трудности (и нередко по ней прекращалось движение) и Волгоград —

Сальск — Краснодар — Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них

отходят линии в центральное Поволжье, Закавказье, на Украину. Надо

заметить, однако, что развитие железнодорожного транспорта отстает от

потребностей хозяйства района. На многих участках наблюдается чрезмерная

концентрация перевозок и перенасыщение поездами (например, Ростов —

Армавир; Армавир — Туапсе; Кропоткин — Краснодар — Новороссийск и др.).

Остро стоит проблема улучшения связей Северного Кавказа с западными и

особенно с восточными районами России.[134] Следует также отметить дорогу

Астрахань — Кизляр, роль которой неуклонно возрастает.[135]

Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный

транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со

странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и

внешнеторговое значение. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе,

Махачкала. Речное судоходство развито на Дону, Кубани, Северском

Донце.[136]

Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт. Особенно важна роль

нефтепровода Махачкала — Грозный — Туапсе. Сейчас решается вопрос о

надёжности этого транспорта.[137]

По балансу производимой и потребляемой продукции Северо-Кавказский

экономический район имеет положительное сальдо, т. е. размеры производства

товарной продукции превышают потребление. В межрайонном обмене Северный

Кавказ выступает поставщиком продукции сельскохозяйственного,

энергетического и транспортного машиностроения, нефтехимии, пищевой и

легкой промышленности, агропромышленного комплекса. Вывозятся также цемент

и уголь. Основные продукты ввоза — прокат черных металлов, некоторые виды

минеральных удобрений, деловая древесина и пиломатериалы, автомобили,

тракторы, а в последнее время нефть.[138]

В перспективе развития транспортного комплекса стоит задача

строительства обводной дороги в обход территории Чечни.[139]

Поволжский экономический район.

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи

с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и

нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты,

станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес,

минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой

промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая

обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет

железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань

— Екатеринбург, Москва — Сызрань — Самара — Челябинск; Ртищево — Саратов —

Уральск (эта дорога связывает Поволжье с Украиной и Казахстаном); Инза —

Ульяновск — Мелекес — Уфа; Волгоград связан железнодорожными магистралями с

Тихорецкой, Лихой, Грязями. Большое значение для внутрирайонных связей

имеет меридиональная дорога — Свияжск — Ульяновск — Сызрань — Иловля.

Построены дороги Кизляр — Астрахань — Агрыз; Элиста — Двины; Астрахань —

Гурьев и др. Велика роль Волги как транспортного пути. Развит

трубопроводный транспорт. Нефтепроводы и газопроводы соединяют Поволжье со

многими районами страны и с зарубежными странами Восточной и Западной

Европы. Развит автомобильный и авиационный транспорт.[140]

Уральский экономический район.

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного

комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района

в территориальном разделении труда, а с другой — высоким уровнем

комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие

отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с

другом. Отсюда — высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до

60%).[141]

Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе

принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют

пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные

магистрали.[142] Наибольшее значение из широтных магистралей,

осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок

Транссибирской магистрали Челябинск — Владивосток. Но главной широтной

дорогой по-прежнему остаётся старинный Сибирский тракт, связывающий Москву

с Сибирью. Широтные магистрали пересекают Урал на широте Челябинска и

Оренбурга — Орска. Меридиональные дороги одновременно выполняют роль

распределителей грузов, прибывших на Урал в порядке межрайонного обмена.

Лучше развита сеть меридиональных дорог на Восточном склоне Урала.

Выделяется линия Полуночное — Орск; параллельно ей идёт дорога Серов —

Челябинск. На западном склоне Урала проходит железная дорога Соликамск —

Бакал. Построена также железная дорога в Тюменскую область Ивдель — Обь.

Предполагается построить Западно-Уральскую меридиональную и Северо-

Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей,

так как высока грузонапряженность дорог.[143]

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных

перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество

автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать

новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго-

Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и

газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.[144]

Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала

проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел

авиалиний — Екатеринбург.[145]

Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в

стране грузопотребления и грузоотправления. Это объясняется тем, что регион

осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами страны

и странами зарубежья. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и

топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей.[146] С

европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми

изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает

ввоз). Наиболее тесные связи — с соседними экономическими районами: Западно-

Сибирским и Поволжским, а также с Казахстаном. Западная Сибирь поставляет

Уралу уголь, кокс, нефть и газ, а в перспективе — электроэнергию, а ввозит

главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из

Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия,

уголь и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом

продукцией химии и машиностроения, поставляет продукты питания.[147]

Западно-Сибирский экономический район.

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой

грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали

была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии

производительных сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли линии в северном и

южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская —

Карасук — Камень-на-Оби — Алтайская. Новой железнодорожной магистралью

является Тюмень — Тобольск — Сургут — Нижневартовск — Уренгой. В

значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной

Сибири осуществляются по рекам Обь — Иртышского бассейна. Особенно широкое

развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии

электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога Чуйский

тракт,обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и

грузовых перевозок имеет воздушный транспорт, без которого трудно

представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.[148]

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над

ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты

руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие и

товары народного потребления.[149]

Восточно-Сибирский экономический район.

Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей

имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской

магистрали (Москва — Омск — Красноярск — Иркутск — Владивосток) и

ответвлений от нее: Тайшет — Братск — Усть-Кут, связавшая недавно

построенный БАМ с Транссибом; Тайшет — Абакан, соединившая Южно-Сибирскую

магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ — Наушки; Борзя — Соловъёвск. Однако

железнодорожная сеть развита еще слабо.[150]

Построен западный участок БАМа: Тайшет — Братск — Лена. Для обхода

тоннельного участка байкальской железной дороги построен участок дороги

Иркутск — Слюдянка. На севере сооружена также дорога Дудинка —

Норильск.[151]

Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно

широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба)

проложены дороги Хребтовая — Усть-Илимск, Решеты — Богучаны, Ачинск —

Абалаково, обеспечившие необходимые условия для строительства

гидроэлектростанций и вывоза древесины.[152]

Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно

взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом,

использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые

происходит соединение речного судоходства с морским, — Диксон в Енисейском

заливе, Дудинка и Игарка на Енисее.

Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она

слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее

известны Усинский тракт (Абакан — Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия)

к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной

Сибирью и Поволжьем. Важное значение имеет авиационный транспорт, без

которого на необъятных просторах региона трудно представить осуществление

регулярных внутренних и внешних связей.

Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является

двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и

пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др.

Ввозятся машины и оборудование, нефть, продовольствие, товары народного

потребления. Наиболее тесные связи регион имеет с соседней Западной

Сибирью. В перспективе планируется строительство газопровода, по которому

газ будет передаваться в Китай, а затем в Японию.[153]

Дальневосточный экономический район.

Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от

ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует

активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном

взаимодействии различных видов транспорта.[154]

В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды

транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится

до 80% перевозимых грузов.[155]

Начало активного транспортного освоения южной части района связано с

прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. За последнее время

Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися

подъездными ветками к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими

самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре),

до Находки и Посьета. Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего

Востока связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С постройкой этой

магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и

возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения

БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской

магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд

линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской.[156]

В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов

Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в

суровых арктических морях обеспечивается с помощью ледоколов. К Северному

морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную перемычку между

железнодорожной магистралью и морским путем вдоль берегов Северного

Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта

Тихоокеанских морей. Практически круглый год осуществляются внутрирайонные

и международные перевозки по Японскому и Берингову морям. Главными грузами

в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные

материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих

морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Нагаево (Магадан),

Владивосток, Находка, Советская Гавань.[157]

Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,

оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико.

Для дальних перевозок есть несколько крупных автомагистралей, например, с

юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан — Якутск. Самая северная

дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое транспортное значение имеет

дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на

севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более

развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.[158]

Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для

связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок

(особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются

связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера

Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений

транспорт.[159]

Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со

многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в

бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны

Южной и Юго-Восточной Азии). Дальний Восток вывозит в эти страны лес и

лесоматериалы, продукцию целлюлозно-бумажной промышленности, рыбу, цемент и

др.[160]

Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса

Пассажирские перевозки — один из основных видов транспортной

деятельности. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет

пассажирам услуги различных видов транспорта, которые не равноценны по

стоимости, скорости, регулярности и комфорту.

Диаграмма 2.2.1 Доля видов транспорта в пассажирооброте в %[161]

Как видно из диаграммы 2.2.1, первое место по пассажирообороту в 1998

году занимал автомобильный транспорт, его доля составляла 45 %, однако,

если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первенство

принадлежит железнодорожному транспорту, доля которого равна 40,2 %.

Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт.

Его доля в общем пассажирообороте составляет 14,6 %. Однако в последние

годы число пассажиров, перевезённых воздушным транспортом, снизилось почти

в 3 раза из-за значительного повышения стоимости проезда и снижения

платежеспособности населения. На снижение пассажирооборота сказалось

дробление «Аэрофлота» на мелкие авиакомпании, что привело к ухудшению

безопасности полётов и качества обслуживания пассажиров.

На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится

всего 0,2 %. Сегодня суда морского флота в большей мере используются для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.